Значение музыкального творчества для развития личности ребенка

Значение музыкального творчества для развития личности ребенка thumbnail

Значение музыкального воспитания в развитии ребёнка.

«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу»,- утверждал Б.В.Асафьев.

«Раннее вовлечение детей (и не только особо одарённых) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественного для ребёнка, и вполне отвечает его потребностям и возможностям»,- указывал Б.М.Теплов.

Формирование основ детского музыкального творчества задумано в широчайшем гуманитарном контексте, интеграции искусств, рука об руку с обучением, воспитанием, общим и художественным развитием личности ребёнка.

Игровая форма — отличительная особенность, смыслообразующий фактор интеграции искусства. Игра-это реальная необходимая часть жизни ребёнка. Игра — эстетическое явление. Игровая деятельность как деятельность творческая захватывает ребёнка целиком: его чувственные восприятия, образное мышление, его эмоции и интеллект, его волю и воображение, синкретизм игры выступает той основой из которой «произрастают различные виды художественной деятельности ребёнка и его приобщение к различным видам искусства». В работах самых различных учёных неопровержимо доказывается, что приобщение ребёнка к искусству осуществляется через игру.

Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда.

На примере разных видов искусств раскрывается синтез речи, движения и музыки, способы их различной художественной трансформации. От ощущения выразительности речи, её интонации, темпа, ритма, с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения, с другой – ребёнок поднимается до осознания звуковысотности, сочинения простых ритмов, мелодий, танцевально- пластических композиций.

Интегрированное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множества межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация- всё это включается в поток детского творчества.

Формирование детского творчества задумано в целостном процессе, при органическом вхождении ребёнка в художественную культуру.

Выдвижение творческих и репродуктивных заданий следует в логике возрастания. Формирование положительной мотивации реализуется несколькими путями. Во-первых , в процесс становления детского творчества гармонично вплетена психолого — коррекционная работа с целью привития социально- ценных установок, устранения неверия в свои силы. Во- вторых, выступает мысль о высокой миссии гуманизма, добра: о творчестве как воплощении лучших побуждений человека, о связи творчества с трудом. В- третьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью. Созданием ситуаций успеха, предвосхищением тех эмоций, которые желательно испытать ребёнку.

Просветительская роль в процессе музыкального обучения и воспитания теснейшим образом связана с формированием мировоззрения подрастающего ребенка, что, в конечном счете, способствует становлению личности.

Учащиеся, обучающиеся музыке, согласно статистическим исследованиям, обладают более развитым наглядно-образным мышлением, музыкальные созвучия у детей зачастую связаны с визуальными образами, развивается ассоциативное мышление. Таким образом, сама картина мира юного музыканта все время обогащается новыми оттенками, новыми связями в сфере предметно-чувственных представлений. Развитое музыкальное мышление в значительной степени активизирует и абстрактно-логический способ в духовном освоении человеком мира.

Музыкальное образование способно выработать новую шкалу ценностей подрастающего индивида. Ядром ценностей является творчество как живой процесс воспроизводства художественных идеалов, которые способствуют выявлению и реализации потенциальных возможностей юной личности.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно — сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части общей духовной культуры в будущем.

Читайте также:  Развитие мышления у ребенка начинается

Список используемой литературы:

1.Б.М.Теплов. «Психология музыкальных способностей».М. -1974г.

2.Н.Ветлугина. «Музыкальное развитие ребёнка» М.Просвещение,1986 г.

3.Л.С. Выготский. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.Просвещение ,1991 г.

4.Е.Юдина «Первые уроки музыки в подготовительном классе» М.1997 г.

Источник

Конспект по самообразованию воспитателя ДОУ

Тема: «Развитие творческих способностей детей

посредством музыки»

Подготовила воспитатель:

Аветян Эвелина Завеновна

средняя группа

Интеграция областей: «коммуникация», «социализация», «познание», «физическая культура».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

2016г

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

1.Значение развития творческих способностей в формировании личности ребёнка……………………………………………………………………………..3

2.Условияформирования детского музыкального творчества………………..6

3.Музыка в жизни ребёнка……………………………………………………….7

4.Воздействие музыки на ребёнка……………………………………………..10

5.Приобщение дошкольников к музыке………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………….14

Введение

Дошкольное детство — это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст — это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, мы незаметно развиваем у него воображение и способности.

Музыкально — творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребёнка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и со взрослыми людьми. В процессе занятий ребёнок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

1.Значение развития творческих способностей в

формировании личности ребёнка

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально — творческих способностей являются общие способности.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребёнок может быть одарённым и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

«Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение» (Симановский А.Э.). Это можно назвать творческим мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние как взрослого человека, так и ребёнка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под весёлую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

Дошкольникам доступны почти все виды художественно-творческой деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка, танцы, музыка. Естественно, они отличаются значительным своеобразием, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

А в свою очередь, способность к творчеству развитие творческих способностей выступает психологическим ядром одарённости, которая будет развиваться в последующие возрастные периоды.

2.Условия формирования детского

музыкального творчества

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребёнка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме.

Развивая творческие способности детей, мы развиваем индивидуальные способности каждого ребёнка.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребёнка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Читайте также:  Серия современная методика развития способностей ребенка

3.Музыка в жизни ребёнка

Музыка не только фактор облагораживающий,

воспитательный. Музыка – целитель здоровья

В.М. Бехтерев

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом — детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Комплексы упражнений для пробуждения:

1.«Зайчата»

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернёмся

И уже совсем проснёмся!

2. «Просыпайтесь, глазки!»

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

(Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза)

Просыпайтесь, ушки! Ушки вы проснулись?

(Растирают уши ладошками)

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

(Растирают руки от кисти до плеча)

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

(Стучат пяточками по кровати)

-Просыпайтесь, детки!

— Мы проснулись!

(Потягиваются, затем хлопают в ладоши)

Н.Пикулева

3. «Это кто уже проснулся?»

Кто так сладко потянулся?

Потягуни — потягушечки

От носов до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растём, растём, растём!

(Дети потягиваются, вытягивают поочерёдно то правую руку, то левую, выгибают спинки)

4.«Котята»

Маленькие котята – смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

(Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются в и.п.)

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котятки для спины зарядку.

(Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях. Наклон колено влево, наклон колен вправо, в и.п.)

Запыхтел паровоз, он котят гулять повёз.

Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.

Скоро полдник у котят?

У них животики урчат.

(Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос; выдох через рот)

Вот котята встали, до солнышка достали.

Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

4.Воздействие музыки на ребёнка

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
• восприятие:

Читайте также:  Воспитание и развитие личности ребенка дошкольного возраста

— восприятие музыки, специально созданной для слушания;

— восприятие музыки в связи с ее исполнением;

— музыкально-дидактические игры.

• исполнительство:

— пение;

— музыкально-ритмические движения;

— игра на музыкальных инструментах.

• творчество:

— песенное творчество;

— музыкально-игровое и танцевальное творчество;

— импровизация на детских музыкальных инструментах;

• музыкально-образовательная деятельность:

— знания общего характера;

— специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.
Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создаёт нечто новое для других и для себя.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определённой системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путём подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

5.Приобщение дошкольников к музыке

Приобщение к музыке вводит ребёнка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребёнком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребёнка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребёнка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Главнейший показатель музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Вопрос о взаимосвязях между объектом-музыкой и субъектом-ребёнком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создаётся в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.

Заключение

Таким образом, гармонизирующее воздействие музыки на психические

процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и ее сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врождённая способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребёнка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые взаимоотношения.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыки бесконечно. Независимо от того, что ребёнок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своём мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

«Музыка, подобно дождю,

просачивается в сердце человека

и оживляет его»

Ромен Роллан

Список использованной литературы

  1. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы пси-холологии. — 1990 №4. стр. 5-9.

  2. Соловьева Е. Встреча в гостиной «Театра» // — Дошкольное воспитание. — 1998. — №4.

  3. Сорокина Н.Л., Миланович Л.Г., Мерзлякова С.И., Ермолаева М.В. Театр — творчество — дети // — Дошкольное воспитание. — 1996. — №8.

  4. Театр — творчество — дети. Этюды // — Дошкольное воспитание. — 1994. — №8.

  5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. — Ярославль, 1999.

  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

Источник