Значение музыкального фольклора по развитию ребенка

Статья на тему: «Значение музыкального фольклора в развитии детей дошкольного возраста».

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в современном мире. Художественно  — эстетическое развитие, и в частности музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Народная культура как и жизненный опыт передаются изустно от взрослых к детям. Шлифование содержания из поколения в поколение позволяет им стать, своего рода образцами норм поведения, а так же воспитания и обучения им детей дошкольного возраста.

В наше время повсеместно наблюдается процесс оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей, населенный в большей части словами надерганными из иностранных языков, социальных сетей, а так же фильмов и мультипликационных фильмов сомнительного качества. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Кроме этого дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором.  Фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то есть современная художественна среда. Их обязательно нужно знакомить с культурой своей родины и всем, что непосредственно с ней связано. Развитие детей должно происходить через познания культурного наследия. Дети должны не только знать культурное наследие, но и быть способными его приумножать. Фольклор — именно та, доступная детям, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало. 

Детский фольклор – это особенная область устного народного творчества, куда входит материал из разных источников. Именно детский фольклор служит средством формирования эстетического и нравственного фундамента ребенка, развивает его ассоциативное и образное мышление. А уже благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности. Тем самым формируется его индивидуальность.

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Народная музыка, в отличие от современной популярной, создавалась не для слушания. Она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей. Кроме того, многие произведения были созданы самими детьми. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства предков. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского музыкального фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском музыкальном фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.

Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

На сегодняшний день главная задача музыкального руководителя в области  воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора это повернуть детей лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Одной из наиважнейших задач является показ красоты русского языка через фольклор, выраженной в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах и пр. А так же формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей, т.к. песни, потешки, припевки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них. Они легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. С помощью фольклора можно заинтересовать детей, довести до них этические нормы, привить любовь к родному языку. Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста должен подбираться в соответствии с народным календарем.

     Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей, помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры, на доступных детям, народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение, что позволяет подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком. Необходимо уже с дошкольного возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Важно научить детей относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Пусть это понимание пока будет примитивным, но оно значимо для личности.

Существует большое количество жанров фольклора: это песни, традиции, праздники, сказки. Сюда также относят изделия мастеров: резьба по дереву, народные костюмы, народные промыслы.

       Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Поистине, песня — душа народа. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей. Ребенок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё, с чем  он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка народную песню ничем нельзя заменить. Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Русские народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие уменьшительно-ласкательных слов, мелодичность, задушевность тона, вызывают у ребят желание говорить красиво и складно, развивают чувство ритма. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.  В ней столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен  понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Детям очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни.

       Колыбельные песни появились в глубокой древности. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению. В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Колыбельная — это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире, и начальные представления о жизни. Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке. Народная поэзия и народная музыка колыбельной, сливаясь воедино, несут в себе красоту чувств и сопереживаний. Эстетические впечатления детства закладывают нравственную основу воспитания человека.

Читайте также:  Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка

       Колыбельные песни — удивительный дар прошлого. Это та ниточка любви, которая связывает мать и дитя. Слушая колыбельные песни, ребёнок купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности от бед. Во всем этом очень нуждается и современный ребенок. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам. Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит, возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

       Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку — обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

Народные игры и хороводы. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего, в игре, игрой». Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.

      Главная особенность игры — её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.     Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

       Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

       Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.)

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции и выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).

А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывет»). Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознанно  различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

       Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым, развивается музыкальная отзывчивость на музыку — основа музыкальности.

      Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

       Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество — владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

       Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Дети разного возраста отдают предпочтение разным жанрам фольклора. К примеру, детям младшего возраста очень близки колыбельные песни, потешки, игра на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры, когда пальчики в игре превращаются в «сорок», «мышек», «братцев», а ладошки в простейшие музыкально — ритмические инструменты (молоточки, тарелочки, палочки и т. д.), которые выполняют нужные музыкально-ритмические действия. Периодическое повторение пройденного (разученного) репертуара, закрепляет у детей уверенность в собственных умениях, развивает желание петь самостоятельно, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения, импровизировать, инсценируя хорошо знакомые песни, потешки, попевки, используя необходимую атрибутику, знакомые танцевальные движения, игру на музыкальных инструментах.

Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки, частушки, небылицы, они тонко чувствуют юмор. События, разворачивающиеся в небылицах, могут быть совершенно невероятные, нереальные и это укрепляет в детях понимание подлинных, реальных событий, связей вещей и явлений. Режиссура песен в старших группах усложняется, появляются характерные роли: лирические («Пошла млада», комические («Из-за рощи зеленой», задорные («Жил я у барина»). Особое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется импровизации — это важная ступень, ведущая к театрализованной деятельности. Дети любят игры-хороводы, в которых сюжет текста превращается в небольшое театрализованное действие («Как задумал старый дед»). При распределении ролей, обращаю внимание старших дошкольников на характер, манеру поведения персонажей, предлагаю использовать при обыгрывании сценки, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки и т. д.). Запоминание старинного текста в некоторых стихах и песнях развивает память и мышление детей, народные костюмы, предметы домашнего обихода (домашняя утварь) вызывают неподдельный интерес.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка до рождения по таблице

Исполнение народных песен, частушек, танцев, хороводов, игра на музыкальных народных инструментах, не только развивают музыкальные способности, но и сближают между собой самых разных, не похожих друг на друга детей. В процессе этой деятельности ребёнок приобретает личный музыкально- фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» знакомой русской народной мелодии. Углублённая работа в данном направлении помогает развивать у детей свободное владение телом, музыкальный слух, воображение и фантазию, более глубокое постижение содержания музыки. Дети приобретают собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогащая его запасом разнообразных двигательных упражнений, помогающих раскрыть способности каждого ребёнка, его сценического творчества, способности к импровизации, нестандартности мышления и психологического раскрепощения средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Одним из приоритетных направлений фольклора в дошкольном учреждении является знакомство детей с традиционными и обрядовыми праздниками, их важной чертой является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Русские народные праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально-благоприятную обстановку. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех частушки.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет и классическую музыку.

И пусть не все наши воспитанники не смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.

Источник

Ерофеева Наталья
Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни. Особенно внушаемыми к этим изменениям являются дети. Мы взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения.

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор — это слияние поэтического народного слова и движения. Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Фольклор увлекает детей раннего возраста яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

• Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

• Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

• Знакомство с народными музыкальными инструментами.

• Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека.

Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор можно разделить на несколько групп:

«Поэзия пестования»

Календарный

Игровой

Дидактический

Песенный

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:

Колыбельные— протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.

Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают физические процедуры и движения младенца в первые месяцы жизни. Их можно использовать с детьми раннего возраста во время зарядки и режимных моментов

Утром солнышко встает выше выше выше

Ночь прошла

Потешки – песни взрослого для ребенка. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Куй куй ковалек

Тюшки – тютюшки

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше, а порой и наставляют или дают простейшие знания о мире.

На машине ехали

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Баба сеяла горох

Сорока

Календарный детский фольклор.

Заклички («закликать» — «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д. слова которых выкрикиваются хором нараспев

Дождик дождик пуще

Радуга-дуга

Приговорки – обращения к живым существам (к насекомым, птицам, животным)

Божья коровка

Кукушка

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Читайте также:  Факторы влияющие на позитивное развитие ребенка

Золотые ворота

«Да» и «нет» не говорите

Рыба-рыба-колбаса,

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Чиж

Игра я рыжая лисица

Жеребьёвая, сговорка – рифмованное обращение с целью разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Конь вороной или сбруя золотая

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Служащие для справедливого распределения ролей в играх. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Под горою у реки

Аты баты-шли солдаты.

Ехала машина темным лесом за каким-то интересом…

За морями, за горами

Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. рифмованное прибавление к имени.

Андрей-воробей

Мишка-кубышка

Архип – старый гриб.

Красавица-красавица

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Скажи двести.

Небылицы-перевертыши, нелепицы.

Ехала деревня мимо мужика

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Голосянки

Соберемся на полянке

На дворе уж месяц май!

Голосянки, голосяночки,

Молчанки

Мы бежим,

Первый скажет и молчит

Летели три утки

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Говорилка, говори,

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Загадка

Лучше использовать рифмовочки

Кто раньше всех встает голосисто поет

На головке гребешок, кто же это Петушок

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Сделал дело гуляй смело,

Песенный фольклор.

Хороводные и игровые песни.(хоровод капустка, игра карусели).

Плясовые песни

Работая с детьми над музыкально — ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.

Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Там, летали птички» и т. д.

Музыкальный фольклор — это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают

На занятиях дети раннего возраста только знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально — воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через элементарное овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями.

Во время НОД; в процессе музыкальных развлечений, праздников;

во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т. д.)

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового и голосового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива — сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы — прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей. Народные праздники всегда связаны с игрой.

Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

Музыкальный фольклор – явление многогранное. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Выводы

Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Мы и наше общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе поэтическую и музыкальную культуру. Необходимо создавать определенные условия и через передачу этого наследия не только на праздниках, но и в игровой и бытовой деятельности. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Источник