Значение метания для развития ребенка
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию).
Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.
Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находится в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобретать собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».
Простейшие манипуляции с мячом ребенка преддошкольного возраста перерастают в овладение им метанием.
МЕТАНИЕ — движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По данным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мячом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную.
ВИДЫ МЕТАНИЯ
В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места. Обычно первое предшествует второму.
В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием.
При метании в цель ребенок сосредоточивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия.
Ребенка обучают разнообразным СПОСОБАМ МЕТАНИЯ на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку.
Метание из-за головы. Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая — прямая, в упоре на пятку.
При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести (а не массу) вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом.
Техника метания из-за спины через плечо правой рукой следующая: исходное положение — правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука — вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад.
При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой. Метание левой рукой проводится по такой же схеме.
Метание из-за спины через плечо
Метание прямой рукой сверху — исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с предметом (мешочком или мячом) — вдоль туловища. При замахе правая рука идет вверх—назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет (см. рис. 2).
Метание прямой рукой сверху
Метание прямой рукой снизу — исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз-назад, бросок выполняется движением руки вперед—вверх.
Метание прямой рукой снизу
Метание прямой рукой сбоку — исходное положение: ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево—вперед, а правая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет.
Метание прямой рукой сбоку
Наряду с метанием вышеуказанными способами, которые проводятся с места, ребенка старшего возраста обучают метанию с четырех шагов и с разбега.
Метание с четырех шагов подготавливает детей к освоению метания с разбега. При метании предмета правой рукой первые два шага — обычные, третий — скрестный. Правая нога разворачивается носком вправо и ставится впереди, перпендикулярно направлению метания. При выполнении третьего шага правая рука с предметом отводится назад. Четвертый шаг — выпад вперед левой ногой, масса тела остается на правой ноге, корпус отведен и повернут вправо, рука до отказа отведена назад — производится бросок.
Метание с разбега: ускоряющийся разбег заканчивается скрестным шагом правой ноги и выпадом левой, т. е. исходным положением для метания. Разбег, скрестный шаг, выпад и бросок производятся одновременно. При метании с разбега дальность броска у детей увеличивается на 2—2,5 м.
ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ К МЕТАНИЮ
Подготовительной формой метания является бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча.
Для детей 3—4 лет упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная).
В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.
Бросание осуществляется как обеими руками, так и раздельно правой и левой рукой. Направление броска может быть вверх, в стороны, вперед, в горизонтальную и вертикальную цель. Если детей специально не обучать бросать левой рукой, то большинство из них преимущественно бросают правой рукой. В возрасте 2,5 лет и старше ребенок постепенно усваивает правильную технику движения при броске на дальность.
Умение бросать малые мячи в цель усваивается труднее. В данном виде движения необходимо скоординировать силу, направление броска с расстояния до цели и расположение самой цели. Для такой координации требуется развитая центральная нервная система ребенка, наличие «мышечного чувства», точность зрительных восприятий, запоминание и воспроизведение движений.
Для детей 3—4 лет характерна безразличная поза при бросании на дальность и в цель. Правильное исходное положение принимают меньшинство детей 3-го и 4-го года жизни. Дети этого возраста еще не умеют развернуть туловище в сторону бросающей руки. При броске в цель прицеливание у ребенка заключается всего лишь в устремленном взоре в нужную сторону. Длительность прицеливания колеблется от 1 до 3—4 с. Размах у ребенка слабый, ему трудно соразмерить силу броска и расстояние, поэтому он попадает в цель только на расстоянии 1—1,5 м.
Детям 3—4 лет труден также бросок вверх с последующей ловлей. При броске вверх могут выдержать направление только 20% детей третьего года жизни, 37 % — четвертого, 62 %— пятого, 94 %— шестого и 97 % — седьмого.
Также совершенствуется с возрастом и умение детей ловить мяч: в 3 года ребенок ловит мяч при небольшом подбросе (20—25 см), почти не выпуская из рук, на четвертом году — 30 % детей ловят мяч, при этом из них кистями рук могут ловить только 25%, к пяти годам — 52%, к шести — 95% и к семи — 96,5%.
В средней и старших группах разнообразные упражнения в метании (прокатывание, бросание и ловля, метание на дальность и в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными, а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах постепенно вырабатывают доступную детям технику метания.
Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок должен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и т. д.
Дошкольники совершенствуют навыки метания предметов на дальность и в цель способом из-за спины через плечо. Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.
С расширением возможностей детей им предлагаются задания творческого порядка — придумать новые комбинации игры с мячом. Навыки в метаниях предметов на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.
К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча, ведением его, отбиванием, т.е. освоить «школу мяча».
Источник
Формирование навыка метания детей старшего дошкольного возраста
Метание — естественный вид физических упражнений, широко используемый человеком с древних времен. До изобретения лука со стрелой и огнестрельного оружия охота с помощью копий, дротиков была одним из главных способов добывания пищи нашими предками. Еще в Древней Греции метание копья входило в число видов классического пятиборья. Греческие юноши соревновались в метании диска, толкании тяжелых камней. В настоящее время метание диска, молота, копья и толкание ядра входят в программу Олимпийских игр и всех комплексных соревнований по легкой атлетике[7].
Действия с мячом и другим оборудованием для метания занимают большое место в работе по физическому воспитанию, используются всеми детьми в упражнениях и играх. Метание, бросание и ловля укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера и меткости. Упражнения и игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.
Маленький ребенок уже в 8-10 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая кистью. Бросок может быть направлен по-разному: вниз, вверх, в сторону. Под влиянием частых упражнений бросок выполняется все более уверенно.
После бросания появляется собственно метание. Эти движения отличаются друг от друга. Бросание в любом направлении выполняется относительно небольшими движениями рук, причем туловище и ноги почти не вовлекаются в работу. Поэтому и доступно бросание сидящему или неуверенно стоящему ребенку. Любое метание (вдаль, в цель, разными способами- сверху, сбоку, из-за спины через плечо) характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в сочетании со столь же широкими движениями руки, метающей предмет [1,с.84].
Словарь дает следующее определение, изучаемому нами основному движению: «Метание- движение ациклического типа; прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений, заключающихся в метании, бросании и ловле различных предметов»[2,с.92].
В характеристике рассматриваемого упражнения обычно выделяют собственно метание и упражнения, подготавливающие к метанию- катание, подбрасывание мяча и мешочков с песком с ловлей и без ловли. В дошкольном возрасте обучение метанию включает метание предметов на дальность и в цель с места. Для освоения движения рекомендуется начинать именно с подготовительных упражнений с постепенным усложнением от группы к группе. Н.В. Полтавцева указывает на то, что выполнение сложных движений осуществляется с участием различных частей тела, поэтому обучение построено таким образом, что сначала дети осваивают выполнение составных частей сложных движений, и одновременно постигают взаимосвязь и значимость их в общей структуре двигательного действия. Наиболее полный перечень подготовительных упражнений, которые доступны для детей представлен в Книге Н.Н. Кожуховой:
- катание мяча с горки и бег за ним;
- катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя;
- катание мячей друг другу в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги, стоя;
- катание мячей через ворота;
- бросания мяча двумя руками снизу вперед и вверх;
- бросание мяча от груди двумя руками вперед;
- бросание мяча двумя руками из-за головы;
- бросание мяча вверх и ловля;
- бросание мяча об землю и его ловля;
- бросание большого мяча через веревку двумя руками;
- бросание маленького мяча через веревку одной рукой;
- метание большого мяча двумя руками снизу и от груди в горизонтальную цель;
- метание в горизонтальную цель одной рукой;
- метание мяча, мешочка вдаль правой и левой рукой;
- метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой [5,с.93].
Мяч, как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет, должен находиться в свободном расположении детей. Воспитатель показывает, что с ним можно выполнять разнообразные действия, помогает приобрести двигательный опыт, формирует умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать, отталкивать. Мы разделяем точку зрения автора Е.Н. Вавиловой, которая рекомендует родителям чаще предоставлять ребенку возможность играть с мячом, использовать различный природный или бросовый материал дома и на улице для формированию навыка метания.
Дети шестого года жизни получают дальнейшее развитие навыка метания. Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе.
К способам метания, которые постепенно осваиваются в дошкольном возрасте, можно отнести следующие: из-за спины через плечо, прямой рукой снизу, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку, двумя руками снизу, двумя руками от груди, двумя руками из-за головы, двумя руками сбоку. Определение конкретного способа зависит от целого ряда факторов: возраст ребенка и его физическая подготовленность, свойства (вес, размер) метательного предмета, задача метания- вдаль или цель [3,с.170].
Детям необходимо использовать упражнения для овладения разными видами хвата мяча. Для этого в каждой возрастной группе должны быть мячи разных размеров- от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действии с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.
В старшей группе водятся некоторые новые приемы и усложняются упражнения в прокатывании, бросании, ловле, отбивании, подбрасывании и метании.
Катание- полезное упражнение, тренирующее мышцы пальце и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия.
Бросание и ловля более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке [1,с.85]. В играх и упражнениях с мячом надо приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать. Также необходимо руководствоваться правилами при выполнении упражнений. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. Успех данного упражнения во много зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на ровной асфальтной дорожке, плотной ровной площадке или в помещениях спортивного и музыкального зала. Мяч, брошенный вверх, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч.
Воспитатель должен научить детей шестого года жизни ведению мяча, после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте, мягкими, плавными движениями кисти.
Упражнение метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется как мячами, мешочками с песком, так и любым нестандартным оборудованием: шишками, снежками, клубками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, ведро. Вертикальной- щит с нарисованной целью, обруч, большой мяч, выделенная зона на дереве или стене и т. п.
В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой- это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Воспитатель должен внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большинство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания этой рукой надо начинать обучение [4,с.123].
Метание вдаль не требует такой точности глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Детей надо обучать правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко, но без зрительного ориентира дети не поймут, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева, натянутую веревку или перекладину. Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением техники. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку [1,с.88].
Проведение вышеуказанных упражнений возможно в условиях группы. Также будет полезным организация занятий и упражнений на уличных групповых участках.
Путь освоения навыка метания дошкольников очень трудоемок, ведь данный вид основного движения является одним из самых сложных.
Хухлаева Д.В., Нестерова З.И. рассматривают структуру метания как три фазы:
- Подготовительная фаза, которая включает исходное положение и замах. Она служит для создания наиболее выгодных условий для выполнения броска: предварительно растягиваются те мышцы, которые затем будут сокращаться. Причем чем длиннее путь при замахе, тем больше возможности улучшить результат. Д. В. Хухлаевой в подготовительной фазе отдельно выделяется еще один элемент – прицеливание.
- Основная фаза, включает бросок. Движения в этой фазе направлены на решение основной задачи – совершить бросок. При этом выпрямляются ноги, и производится бросок кистью.
- Заключительная фаза направлена на сохранение равновесия после броска.
Движения в заключительной фазе либо затухают пассивно, либо затормаживаются активно с целью уравновешивания тела. Эта фаза в метании для дошкольников не имеет принципиального значения [6].
Формирование правильных двигательных умений и навыков является основой здоровьесберегающего поведения дошкольников. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами и техникой. Систематические упражнения с использованием мячей и различного нестандартного оборудования будут способствовать развитию и повышению уровня сформированности навыка метания. С расширением возможностей детей им будут предлагаться задания творческого порядка- придумать новые комбинации игры с мячом и другим оборудованием. Навыки метания в цель и на дальность совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении, интересных детям, заданий и упражнений игрового характера.
К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча, ведением его, отбиванием, т.е. освоить «школу мяча».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983 — 144 с., ил.
2. Конеева, Е. В. Детские подвижные игры пособие для воспитателей детского сада / Е. В. Конеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 251 с
3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: «Просвещение». 1978.
4. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1985. — 271с.
5. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
Статья из журнала
6. Нестерова З. И. Обучение метанию вдаль и в цель // Дошкольное воспитание. — 1998. — №5 — С.34-37.
Электронные ресурсы
7. Колышева Наталья Михайловна «Система игр, упражнений, форм работы с семьей для коррекции нарушений в технике метания у детей дошкольного возраста» -URL: https://открытыйурок.рф/528364/
Источник