Значение метания для физического развития ребенка
Виды метаний и их прикладное значение
Метания — ациклические одноактные физические упражнения, выполняемые с целью перемещения снаряда в пространстве на возможно большее расстояние или для попадания в цель. Кратковременные, но максимальные нервно-мышечные усилия вовлекают в работу этими упражнениями не только мышцы рук, плечевого пояса и туловища, но и шеи и ног, развивая при этом силу, быстроту, ловкость, глазомер и умение распределять усилия.
Как и основные двигательные действия человека (ходьба, бег, прыжки) метания стали таковыми, какими мы их видим сегодня, пройдя путь развития от специфической утилитарной деятельности древнего человека, определяющей характер и уровень производства (охота), до физического упражнения — естественной потребности организма, для полноценной жизнедеятельности его органов.
Известный ученый и организатор физического образования в России П.Ф. Лесгафт относил метания к самым древним упражнениям, которыми воспитывались все народы, отличавшиеся наибольшим физическим развитием (24). Он отмечал: «…это упражнения, за которыми стоит наибольшая опытность как историческая, так и современная. Эти упражнения знакомят с пространственными отношениями (умственное развитие), из которых вместе с умением распределять свою деятельность во времени состоит всякая элементарная работа». В разработанном им «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» классификация упражнений и методика обучения определяет метания как упражнения, способствующие гармоничному развитию молодого организма.
П.Ф.Лесгафт (24) подчеркивает естественное соответствие развиваемых посредством метаний ловкости, быстроты и силы «существующим здесь мышечным аппаратам». По его словам важное значение принадлежит метаниям, составляющим основные элементы военно-прикладных упражнений, как своеобразной подготовке к стрельбе.
В настоящее время классификацией физических упражнений по признаку сложившихся систем физического воспитания метания характеризуются как игровые и спортивные упражнения. По признаку особенностей мышечной деятельности они отнесены к скоростным, скоростно-силовым упражнениям, а также к упражнениям, требующим проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения, при метании из относительно небольших кругов (15). При решении задач обучения метательные упражнения могут быть как основными, так и подводящими и подготовительными. Воздействие на основные мышцы всего тела человека определяет их универсальность с точки зрения признака преимущественного развития отдельных мышечных групп.
В школьном возрасте на базе общей физической подготовки осуществляется и специализированная подготовка к важнейшим видам деятельности: к производительному труду, продолжению образования, службе в армии, а также спортивная подготовка. Метания включены в программный материал на протяжении всего периода обучения и положительно воздействуют на качественные и количественные изменения школьников. Метания мяча и гранаты в вертикальные, горизонтальные и движущиеся цели, на дальность с места и с разбега, из положения стоя на колене и лежа — одни из важных средств в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач обучения.
Комплексной программой физического воспитания представляются рекомендуемые средства профессионально-прикладной физической подготовки юношей и девушек старших классов (18). Акцентируя внимание при подготовке на рекомендуемые комплексы упражнений, в числе которых есть и метания, можно совершенствовать соответствующие физические и психологические качества, формировать умения и навыки, характерные для профессий электронной, часовой, легкой, пищевой и других отраслей промышленности.
Возрастание интенсификации производственных процессов, напряженности труда требует от работников производства четкости и быстроты действий, высокой координации движений. Эти качества совершенствуются и поддерживаются в разнообразных формах занятий и спортивных соревнований у учащихся профессионально-технических училищ посредством бросковых и метательных упражнений.
Спорт высших достижений стал своеобразным полигоном развития и модернизации метаний как спортивных упражнений. Как и в других видах спорта спортивные достижения в метании диска, копья, молота, толкании ядра становятся фактором государственного престижа. В настоящее время на крупных соревнованиях разыгрывается семь комплектов наград в легкоатлетических метаниях. В подготовке спортсменов высокого класса задействованы большие материальные и людские ресурсы, чем во многом определяется социальная сущность спортивных метаний.
Источник
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию).
Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.
Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находится в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобретать собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».
Простейшие манипуляции с мячом ребенка преддошкольного возраста перерастают в овладение им метанием.
МЕТАНИЕ — движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По данным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мячом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную.
ВИДЫ МЕТАНИЯ
В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места. Обычно первое предшествует второму.
В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием.
При метании в цель ребенок сосредоточивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия.
Ребенка обучают разнообразным СПОСОБАМ МЕТАНИЯ на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку.
Метание из-за головы. Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая — прямая, в упоре на пятку.
При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести (а не массу) вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом.
Техника метания из-за спины через плечо правой рукой следующая: исходное положение — правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука — вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад.
При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой. Метание левой рукой проводится по такой же схеме.
Метание из-за спины через плечо
Метание прямой рукой сверху — исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с предметом (мешочком или мячом) — вдоль туловища. При замахе правая рука идет вверх—назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет (см. рис. 2).
Метание прямой рукой сверху
Метание прямой рукой снизу — исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз-назад, бросок выполняется движением руки вперед—вверх.
Метание прямой рукой снизу
Метание прямой рукой сбоку — исходное положение: ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево—вперед, а правая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет.
Метание прямой рукой сбоку
Наряду с метанием вышеуказанными способами, которые проводятся с места, ребенка старшего возраста обучают метанию с четырех шагов и с разбега.
Метание с четырех шагов подготавливает детей к освоению метания с разбега. При метании предмета правой рукой первые два шага — обычные, третий — скрестный. Правая нога разворачивается носком вправо и ставится впереди, перпендикулярно направлению метания. При выполнении третьего шага правая рука с предметом отводится назад. Четвертый шаг — выпад вперед левой ногой, масса тела остается на правой ноге, корпус отведен и повернут вправо, рука до отказа отведена назад — производится бросок.
Метание с разбега: ускоряющийся разбег заканчивается скрестным шагом правой ноги и выпадом левой, т. е. исходным положением для метания. Разбег, скрестный шаг, выпад и бросок производятся одновременно. При метании с разбега дальность броска у детей увеличивается на 2—2,5 м.
ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ К МЕТАНИЮ
Подготовительной формой метания является бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча.
Для детей 3—4 лет упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная).
В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.
Бросание осуществляется как обеими руками, так и раздельно правой и левой рукой. Направление броска может быть вверх, в стороны, вперед, в горизонтальную и вертикальную цель. Если детей специально не обучать бросать левой рукой, то большинство из них преимущественно бросают правой рукой. В возрасте 2,5 лет и старше ребенок постепенно усваивает правильную технику движения при броске на дальность.
Умение бросать малые мячи в цель усваивается труднее. В данном виде движения необходимо скоординировать силу, направление броска с расстояния до цели и расположение самой цели. Для такой координации требуется развитая центральная нервная система ребенка, наличие «мышечного чувства», точность зрительных восприятий, запоминание и воспроизведение движений.
Для детей 3—4 лет характерна безразличная поза при бросании на дальность и в цель. Правильное исходное положение принимают меньшинство детей 3-го и 4-го года жизни. Дети этого возраста еще не умеют развернуть туловище в сторону бросающей руки. При броске в цель прицеливание у ребенка заключается всего лишь в устремленном взоре в нужную сторону. Длительность прицеливания колеблется от 1 до 3—4 с. Размах у ребенка слабый, ему трудно соразмерить силу броска и расстояние, поэтому он попадает в цель только на расстоянии 1—1,5 м.
Детям 3—4 лет труден также бросок вверх с последующей ловлей. При броске вверх могут выдержать направление только 20% детей третьего года жизни, 37 % — четвертого, 62 %— пятого, 94 %— шестого и 97 % — седьмого.
Также совершенствуется с возрастом и умение детей ловить мяч: в 3 года ребенок ловит мяч при небольшом подбросе (20—25 см), почти не выпуская из рук, на четвертом году — 30 % детей ловят мяч, при этом из них кистями рук могут ловить только 25%, к пяти годам — 52%, к шести — 95% и к семи — 96,5%.
В средней и старших группах разнообразные упражнения в метании (прокатывание, бросание и ловля, метание на дальность и в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными, а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах постепенно вырабатывают доступную детям технику метания.
Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок должен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и т. д.
Дошкольники совершенствуют навыки метания предметов на дальность и в цель способом из-за спины через плечо. Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.
С расширением возможностей детей им предлагаются задания творческого порядка — придумать новые комбинации игры с мячом. Навыки в метаниях предметов на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.
К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча, ведением его, отбиванием, т.е. освоить «школу мяча».
Источник
Светлана Брюшинкина
Консультация для воспитателей «Методика обучения метанию» (2 часть)
Обучение метанию даль.
Такой вид движения, как метание, часто используются детьми в самостоятельных играх. Упражнения данного вида имеют три фазы:
I подготовительную – замах
II основную — бросок
III заключительную — сохранение равновесия после сброса.
Подготовительная фаза служит созданию наиболее выгодных условий для выполнения броска: предварительно растягиваются те мышцы, которые затем будут быстро сокращаться. Чем длиннее путь при замахе, тем больше возможности улучшить результат.
Движения в основной (главной) фазе нацелено на решение основных задач: совершить бросок (при этом ноги выпрямляются, рука разгибается, и производится бросок кистью).
Движения в заключительной фазе либо затухают пассивно, либо затормаживаются активно, с целью уравновешивания тела. Эта фаза в метании для детей дошкольного возраста не имеет принципиального значения. В первую очередь должны быть разучены направление замаха и бросок.
Виды метания: все виды метания различаются между собой направлением замаха (вверх – назад, вниз – назад и т. д.)
Метание способами: из за головы, из за спины через плечо, с разбега из за спины через плечо
Дети дошкольного возраста метают лёгкие снаряды (малые мячи, мешочки с песком, дротики, гранаты, копья) броском из за головы.
Подготовительная фаза этого упражнения может быть выполнена в 3х вариантах:
1. рука с предметом поднимается вверх – назад и слегка сгибается за голову;
2. рука с предметом отводится вниз назад, туловище разворачивается в сторону замаха (метание способом из за спины через плечо);
3. в скрестном шаге после разбега рука с предметом переходит в положение второго варианта, а противоположная рука, согнутая или прямая, выносится вперёд в сторону броска.
Во всех вариантах замаха тяжесть тела падает на ногу, стоящую сзади.
Конечно усилие и бросок во всех вариантах.
I МЛАДШАЯ ГРУППА
Подготовительные упражнения к этому движению
бросание мяча вперёд двумя руками снизу от груди;
подводящие
бросание мяча двумя руками из-за головы.
Поскольку положение руки с предметом над головой как при метании одной рукой, так и при броске двумя — одинаково, вначале надо изучить броски двумя руками из-за голговы.
Следует обратить внимание на
замах и бросок;
затем на замах, сгибание ног, их выпрямление и бросок;
а затем из и. п.: руки за головой, (при удержание малого мяча) левую руку опустить и произвести бросок правой рукой. Тоже самое сделать левой.
Эти броски в I и II мл. группе можно выполнять из и. п. ноги вместе или слегка расставлены с использованием шнура натянутого на уровне груди ребенка или сетки.
Обучение метанию способом из за головы начинается в младшей группе и продолжается на протяжении всего пребывания в детском учреждении.
II младшая группа
Детей обучают направлению замаха (вверх назад из свободной стойке. Сам воспитатель при этом принимает правильное исходное положение и даёт четких образец. Техника выполнения:
Исходное положение: первая нога впереди, тяжесть тела на впереди стоящей ноге.
Прицеливание.
Замах: рука с предметом поднимается вверх-назад и сгибается за головой. Одновременно тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу.
Бросок: тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, ноги разгибаются, плечо идет вперед, рука разгибается, бросок производится кистью.
Методика обучения
Ребенку предлагается поднять вверх руку с предметом и посмотреть на него.
Это:
1 — позволяет открыть скупку (помогает) поднять руку выше и согнуть её на уровне головы, а не у плеча;
2 — ребенок следит глазами за предметом, поднимает голову, прогибает спину, что помогает увеличить амплитуду замаха и дальность броска;
3 данный зрительный контроль предупреждает такую ошибку ка отведение локтя в сторону в момент подъема руки вверх и ранее поднимание его в локте.
Наиболее рациональный способ организации детей в метании это фронтальный (одновременно) или посменный по 8 — 10 человек.
Воспитатель встаёт перед детьми, если они располагаются шеренгой, или полукругом,
предлагает взять предмет, плотно обхватить его и поднять руку с предметом (показать, как крепко его держат)
Обучение во второй младшей группе
— «Дети, сейчас мы будем бросать мешочек. Подойдите к линии (к шнуру) У вас у всех мешочек (или меч) в правой руке. Отставьте на шаг назад правую ногу, поднимите руку с мячом вверх, посмотрите на мяч, бросили!»
Воспитателю не следует говорить о том, что бы дети согнули руку за головой перед браком. Это у них получается непроизвольно.
Главное: научить поднимать руку с предметом вверх-назад и бросить его.
После броска дать задание каждому поднять свой предмет и вернуться на свое место. Метание обязательно выполнить и правой и левой рукой.
Средняя группа
Задачи:
Закрепляется умение правильно принимать исходное положение и осуществлять правильный замах.
Кроме того обучают прицеливанию, потянутся к цели.
Методика обучения.
Для обучения правильному замаху детям предлагается при броске коснуться предплечьем головы, то есть проконтролировать положение руки и предупредить отведение локтя в сторону.
При обучении прицеливанию, детям предлагают сначала потянуться к цели что позволяет перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу.
— «Дети, подойдите к линии, левую ногу поставьте к полоске, правую назад. Прицелившись, потянитесь к цели, замахнулись, посмотрели на мяч и бросили!»
При выполнении данного задания вес тела переносится с впереди стоящей ноги на сзади стоящую и вновь на впереди стоящую.
Старшая и подготовительная группа.
3 элемента:
1 фаза –прицеливание (перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу)
2 фаза – замах (перенос тяжести тела на сзади стоящую ногу)
3 фаза – бросок (перенос веса на впереди стоящую ногу и бросок)
Слитность всех движений достигается только по мере тренировки. На первых занятиях (когда идет разучивание нового элемента, упражнение выполняется только правой рукой, а затем поочередно).
Старшая группа.
Задачи.
1 Обучать при прицеливании переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
2 Обучать движению прямой рукой с выпрямляем ее в локте, и конечному усилию кисти.
3 Обучать упражнению в определенном ритме из разных исходных положений.
Подготовительная группа
Задачи.
1. Начинают обучать метанию способом из-за спины через плечо.
Обучение производится методом расчлененного упражнения.
На первом этапе показывается все упражнения, но обращается внимание только на замах и бросок.
Второй этап объясняется направление замаха: вниз назад до отказа одновременным разворотом туловища в сторону замаха и принесением тяжести тела мазать стоящую ногу.
Третий этап — обучение выходу в положение «натянутого лука», когда колени разворачиваются в сторону броска. Таз, затем грудь подаются вперед. Одновременно летающая рука сгибается в локте замахом по способу из-за головы.
Подводящие упражнения:
1. Ребенок встает на расстоянии двух шагов от стены, выполняет замах и берёт палку или скакалку хватом снизу. Затем скользя рукой выходит в положение «натянутого лука». Это упражнение разучивается индивидуально как в зале, так и на прогулках.
Обучение метанию цель детей разных ворастных групп.
I младшая группа.
Дети могут метать способом из-за головы как правой так и левой рукой. Двумя руками из-за головы, двумя руками снизу.
Воспитатель показывает все упражнения, но обращает внимание только на замах и бросок. Первая младшая группа метает только на дальность и в горизонтальную цель (корзина круг на полу)
II младшая группа
Дошкольников учат метать в вертикальную цель. Способы остаются те же
Средняя группа
Вводится новый способ метания в горизонтальную цель с прямой рукой снизу.
Техника:
Исходное положение – левая нога впереди (при метании правой рукой).
Прицеливание – рука выпрямлена и тянется к цели. Масса тела переносится на впереди стоящую ногу.
Замах – рука с предметом опускается вниз – назад, масса тела переносится на сзади стоящую ногу, согнутую в колене, туловище наклоняется вперёд.
Бросок — массы тела переносится на впереди стоящую ногу. Ноги выпрямляются рука с предметом идет вниз вперед, бросок производится кистью.
I этап. Обучение.
Задачи:
1 Обучение исходному положению, направлению замаха.
2 Обучение прицеливанию — потянутся к цели с перенесением массы тела на впереди стоящую ногу.
3 На первом этапе обучения воспитатель показывает всё упражнение, но объясняет исходное положение, замах и бросок.
Пример: метают в обруч, воротики, корзины, круги.
По мере освоения замаха вводится обучение прицеливания.
II этап. Закрепление
Задачи:
1 обучать переносу массы тела с одной ноги на другую
На втором этапе детей учат переносить массу тела, но при этом следует обращать внимание на правильное выполнение задания кем то из детей.
III этап обучения
Старшая, подготовительная группа.
Выполняется упражнение в целом, слитно, с разными предметами и заданиями в разных естественных условиях с включением подвижных игр.
Задачи:
Закрепить элементы техники метания.
Обучать сгибанию ног при броске.
Если у некоторых детей это движение получается естественно, то воспитатель должен обратить внимание всей группы.
Задания усложнить в играх, кегли, кольцеброс, на прогулках, в соревнованиях.
Способ метание от себя применяется в играх – «кольцеброс», «серсо», «классы», «альчики».
Техника:
Исходное положение — одна нога впереди (любая).
Прицеливание — масса тела переносится на впереди стоящую ногу. Прямая рука тянется к цели.
Замах – рука с предметом сгибается в локте, кисть разворачивается к туловищу и двигается к нему (приблизительно на уровне пояса) Одновременно масса тела переносится на сзади стоящую ногу, которая сгибается. Туловище наклоняется вперёд.
Бросок – масса тела переносится на впереди стоящую ногу. Рука выпрямляется. Бросок совершается кистью.
Метание способом сбоку.
Используется во время игр в городки.
Используются в старшей группе.
Выполняется выделяется три вида техники метания:
а) локтевой
б) плечевой
в) комбинированный.
Не следует учить какому-то одному из них. Техника выполнения у каждого индивидуальна.
1 в начале обучают захват биты в ладонь.
2 принятию исходного положения и направления замаха (в сторону назад или вниз назад прямой или согнутой рукой.
3 обучают броску прямой или согнутой рукой на уровне пояса или плеча.
Техника безопасности
на занятиях с использованием метания.
Не стоять при групповых занятиях с правой стороны.
Быть особенно внимательным при упражнениях в метании.
Не разрешать ходить за снарядами без разрешения.
Не позволять переходить места, на которых используются метание, бегом или прыжками.
Не давать мячи броском, а прокатывать. Мешочки приносить.
Порядок метания может быть следующим:
-по сигналу первые в колоннах передают в цель, сами подбирают и становятся в конец колонны.
— при метании на дальность двумя, тремя или четырьмя шеренгами – первая шеренга бросает, подбирает предметы, возвращается назад. Передает другой шеренге.
Встречное метание на дальность разрешается только при условии, если предметы не будут долетать до метающих.
В горизонтальную цель встречное метание разрешается.
Источник