Значение лепки в развитии ребенка дошкольного возраста

 «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

С уважением, воспитатель гр. «Улиточка»  Окатьева Елена Ивановна

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И.Я.Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «… В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика  в  математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

 И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

 Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами). С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать бесчисленное количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным. Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.  

Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы – от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. А зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом – лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Занятие лепкой  не только увлекательно, но и полезно.  Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней:

        Для умственного развития

   — когда ребенок разминает пластилин (или другой материал)  в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, что напрямую влияет на развитие речи,  координацию движений, память и логическое мышление;

   — когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости;

   — когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что в свою очередь способствует развитию внимания и саморегуляции.

     Для здоровья и эмоционального состояния

   — регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность;

   — занятие  лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости  от того, что все получается и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом;

   — психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

     Для развития личности

— лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный»,  «мокрый-сухой»;

— лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка и развитии у него чувства прекрасного;

— помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие — очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Так какой же материал можно использовать для лепки?

Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.

Солёное тесто — один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.

Пластилин. Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.

 Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно — попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый — апельсином, а красный — клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.

. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев».

     «Рука – это вышедший наружу мозг человека» — говорил И.Кант, А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев рук, что напрямую связано с развитием речи ребенка и его творческих способностей.

      Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.

Источник

Светлана Кутузова
Значение лепки в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Выявление народными мастерами природной красоты материала,умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Так же, важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают,что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Воспитатель Дятлевского детского сада

Кутузова С. Л.

Дети 2-3 лет в разновозрастной группе «Теремок» и их работы

«мячики»

«карандаши»

Источник

оксана минабутдинова
Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста

Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста) объемные образы и композиции с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и др.

Лепка занимает значительное место в жизни дошкольников, т. к. ее техника богата и разнообразна, а уникальность ее заключается в том, что она доступна даже маленьким детям. В процессе работы с пластическим материалом дети в основном изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Тематика работ для детей дошкольного возраста огромна: начиная с элементарных вещей как фрукты и овощи, заканчивая животными и людьми. Разнообразие тематики связано с воспитательными задачами, которые удовлетворяют познавательные и творческие потребности детей.

Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей: повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Как утверждает И. Н. Иванова, лепка – это физические упражнения, т. к. в процессе деятельности с пластическим материалом дети его уплотняют, вытягивают, заглаживают и расплющивают до придания нужной формы, что, в свою очередь, развивает мускулатуру кистей рук, их согласованность, формирует привычку последовательного выполнения работы, развивая при этом глазомер, воображение и чувство пропорций.

Н. Б. Холезова считает, что лепка необходима для развития у детей восприятий, ощущений и наглядных представлений. Хотя зрение и является ведущим в познании предметов реального мира, по ее мнению, на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения становится осязание предмета. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова кроме всего прочего подчеркивают и неоценимое значение лепки в подготовке детей к школе, в процессе занятия которой у дошкольников формируются качества необходимые для последующего обучения в школе.

Лепка, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, интересует и глубоко волнует дошкольников, вызывает положительные эмоции. В процессе работы с пластическим материалом дети могу радоваться, также могут и огорчаться, если у них что-то не получается.

Очень часто психологи обращаются к лепке как к одному из направлений арттерапии, т. к. она помогает детям справиться с внутренними переживаниями и страхами. С помощью лепки дошкольники могут выразить тревогу и страх, злость и боль, которые есть в его жизни, таким образом, лепка снимает напряжение, дает возможность проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Для многих детей лепка является своеобразным посредником между реальностью и миром фантазий. Благодаря ей дети способны перейти из мира фантазий в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством. Лепка является идеальным средством, способным помочь детям ощутить свою уникальность и личностную ценность, а также и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.

В первую очередь, значение лепки заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Как утверждала Е. А. Флерина, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества, что каждый ребенок является творцом эстетических ценностей. В процессе занятий лепкой создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, таким образом, у детей развивается чувство прекрасного и формируется эстетический вкус. В лепке объемная форма предмета выходит на первое место, которая формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Яркие, выразительные образы в скульптуре вызывают эстетическое переживание, помогают дошкольникам глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке.

Источник

«Роль лепки в развитии ребёнка».

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

И один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества – это лепка. Она имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Также как и другие виды изобразительной деятельности, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, уважение и бережное отношение к искусству. У маленького ребёнка особая острота восприятия к прекрасному.

Даже создание ребёнком самых простых скульптур – это для него творческий процесс. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Ребёнок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Во время работы с пластилином и глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт.

Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина и глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

Одновременно ребёнок знакомится с различными свойствами глины и пластилина, с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер. Лепка часто становится любимым занятием детей.

Она развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.

Лепка оказывает выраженное эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции. Особенно ярко проявляется тактильная активность у детей именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

Лепка воздействует на эстетическое воспитание посредством объёмной формы предмета, пластики и ритма.

В большей мере, чем рисование и аппликация, лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают ребенку, расслабится, и благотворно влияют на его психику.

Источник