Значение колыбельной в развитии ребенка

Значение колыбельной в развитии ребенка thumbnail

Значение колыбельной песни в жизни ребенка.

Многие из нас на протяжении всей жизни помнят песни, которые напевала нам мамочка у колыбели.

И хотя считается, что младенцы не в состоянии что-либо запомнить, но факты говорят об огромной пользе такого, казалось бы, элементарного занятия, как напев убаюкивающих колыбельных.

Безусловно, с ребенком с самого раннего возраста необходимо как можно больше разговаривать, петь. Не страшно, если ваши вокальные данные достаточно скудны, все равно пойте, так как единственный слушатель —  ребенок обязательно это «оценит».

Создайте «традицию» пения ребенку перед сном, ведь сам процесс пения – это неоценимые мгновения общения мамы со своим малышом. В эти минуты ребенок будет слышать спокойный родной голос своего самого дорогого человека – мамы. И верить, что все у них хорошо, так как  мама находится в спокойном настроении, она поглаживает ребенка по голове, а значит он – любимый и желанный.  А что может быть важнее для маленького существа,  недавно появившегося  на свет и так мало еще знающего о мире, который его окружает?

 Колыбельные песни — удивительный дар прошлого. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам… Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов, значит, возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

 Мне же хочется поделиться с вами, дорогие мамы, своими знаниями об этом особенном песенном  жанре, рассказать Вам о значимости колыбельных песен для нормального развития ребенка.

Как уже говорилось, прежде всего — колыбельная поможет крохотному и еще беззащитному малышу успокоится после утомительного от новых впечатлений дня. Вечером ребенка переполняют впечатления и эмоции, и ему бывает, тяжело переключится из состояния бодрствования в состояние покоя, необходимое для сна.

Колыбельная песня расслабляет, тем самым благоприятно влияет не только на сам процесс засыпания, но и помогает обрести спокойные безмятежные сновидения.

Второе весомое значение колыбельной заключается в получаемой ребенком информации из песни, поскольку бессмысленных колыбельных не существует.

Врачи, педагоги, психологи давно уверенны в том, что чем больше мама разговаривает с ребенком, поет ему, тем быстрее развивается у него речь, мышление, память. Каждое слово, адресованное ребенку в течение дня, принесет со временем свой результат для умственного развития малыша, а пение колыбельной в тесном контакте между мамой и ребенком, однозначно еще большую пользу.  

Мамы, пойте своим детям колыбельные песни! Колыбельная – это ниточка любви, связывающая мать и дитя.

Дорогие мамы, вспомните колыбельные, которые вам пели в детстве ваши мамы, а если не вспомните, то воспользуйтесь текстами колыбельных, которые знаю я и всегда пою своим детям.

Люли,люли, люленьки!

 Прилетели гуленьки.

 Стали гули ворковать

 Нашу деточку качать.

 Бай-бай- баю-бай.

Поскорее засыпай

 Бай-бай- баю-бай

 Спи, малыш мой, засыпай

Спи, моя радость, усни!

 В доме погасли огни,

 Пчелки затихли в саду,

 Рыбки уснули в пруду.

 Месяц на небе блестит,

 Месяц в окошко глядит…

 Глазки скорее сомкни,

 Спи, моя радость, усни!

 Усни, усни!

Выбирая колыбельную, положительное влияние окажет, употребление в ней имени вашего ребенка.

Конечно подходя к выбору из огромного ассортимента как народных, так и современных колыбельных, никто не сможет вам посоветовать, какой отдать свое предпочтение. Поскольку лучше мамы ребенка не может знать никто, и только мамино сердце никогда не обманет. И если вы желаете своему ребенку в будущем стать добрым, умным, удачливым и талантливым, дарите ему свою любовь, внимание и колыбельные песни.

Не сомневайтесь! Ваши старания принесут огромную пользу самому драгоценному, что есть у женщины – ребенку!

Источник

Людмила Андреева
Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста

«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила

музыкальный руководитель

«Болоховский центр образования №1»Андреева Л И

«Песня матери — главная песня в мире;

начало всех человеческих песен«.

Расул Гамзатов

Известно, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Восприятие музыки начинает формироваться еще в утробе матери. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но успокаивается, затихает, засыпает, услышав теплые, ласковые, мягкие интонации голоса матери.

Мелодия – это душа музыки.

Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства.

Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частичка фольклора. Через колыбельную песню малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру и сочувствию к ближнему.

Песни эти пели всем детям – бедным и богатым (богатым часто их пели бедные нянюшки) многие сотни лет.

Понятно, что колыбельная песня связана со словом «колыбель», а оно происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Качали на Руси люльку.

И одновременно с покачиванием люльки, в такт с ним, поются колыбельные песни. Замечено, что размер колыбельных песен совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания, и это действует на ребёнка не только усыпляюще, но и успокаивает его.

Перед тем, как первый раз положить ребёнка в новенькую люльку (зыбку, в неё непременно сажали кота (было поверье, что коты отгоняют чертей и злых духов и что они дружат с домовым – настоящим хозяином дома). Считается, что именно поэтому в русских народных колыбельных песнях так часто главным героем является кот (котик, коток).

Слова, встречающиеся в каждой второй русской колыбельной («баю-баюшки-баю», возникли от устаревшего глагола «баять» (т. е. «говорить», «рассказывать»).

Зачем колыбельные песни — чтобы малыш быстрее засыпал? Мелодия, которая «ходит по кругу», повторяется постоянно и как раз помогает убаюкиванию, быстрому, и что ещё важнее, спокойному, мягкому засыпанию. В народной колыбельной всё особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и… «закрывающая глазки», т. е. монотонная.

Читайте также:  Воздействие чтения на развитие ребенка

Для засыпания одну и ту же колыбельную поют снова и снова. Разнообразие не требуется, именно монотонность повторения помогает засыпанию. в колыбельных песнях малыш получает чёткую картину мира, жизни и роли Человека.

В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребёнка. Это характерно именно для русских колыбельных. Например, в колыбельных некоторых других стран поётся «дитя» или «деточка». Слыша много раз своё имя, малыш постепенно его понимает, осознаёт себя больше и больше.

На музыкальных занятиях мы знакомимся с колыбельными песнями и попевками. Поём их куколкам, мишкам, зайкам…

А Вы поёте колыбельные своим детям?

Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребенка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.

Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством,определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдающие психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом.

Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребенку.

Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителей). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребенку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создает в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

Колыбельные песни развивают. Это первое соприкосновение ребёнка с искусством, и оно очень важно. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их. Когда детишки подрастают, они с удовольствием поют колыбельные своим куклам и даже родителям.

Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире.

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.

Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна.Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).

Сейчас есть несколько исполнительниц, собирающих, поющих и записывающих русские народные колыбельные: Валентина Георгиевская, Юлия Чернышова, Валентина Рябкова.

Мы можем с Вами вместе выбрать и выучить колыбельную песню, которую Вы перед сном споёте, и настроите вашего малыша на сладкий сон и радостное пробуждение.

Тексты колыбельных песен.

«Не ложись на бочок»

А баю, баю, баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

Тебя схватит за бочок,

И утащит во лесок –

Под ракитовый кусток.

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

«У кота ли у кота».

У кота ли у кота колыбелька золота,

У дитяти моего есть покраше его.

У кота ли у кота периночка пухова,

У дитяти моего есть помягше его.

У кота ли у кота изголовье высоко,

У дитяти моего есть повыше его.

У кота ли у кота одеяльце шелково,

У дитяти моего есть получше его,

Да покраше его, да помягше его,

Да почище его.

«Спи, сыночек мой».

Спи, сыночек мой, усни,

Люли – люшеньки – люли.

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В полях цветушки взрастут.

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Люли – люшеньки – люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

Источник

«Пойте детям колыбельные песни.

Песня матери — главная песня в мире,

начало всех человеческих песен».

Расул Гамзатов

Колыбельные песни являются универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов.

В раннем детстве рекомендуется исполнять колыбельные  2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.

 Пение колыбельной преследует единственную цель — усыпить ребенка, поэтому мелодия используется однообразная, зачастую монотонная. При этом вовсе не обязательно обладать отменным голосом или безупречным слухом. Ребенок все равно реагирует прежде всего на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и по большому счету ему все равно, кто поет для него колыбельную — мама, папа, бабушка или дедушка. Главное — чтобы от души.

Читайте также:  Развитие ребенка на разных этапах

Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, в развитии мышления. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости.

Очень опасна точка зрения тех родителей, которые с самого раннего возраста «приучают» своих детей находиться в постоянном шуме, будь то работающий телевизор, включенный компьютер или звуки родительской вечеринки. Постоянный шум формирует невротическое состояние даже у взрослых. Детский организм более раним, поэтому для него дополнительные звуковые раздражители просто опасны.

Популярные колыбельные, которые Вы можете петь своему малышу

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш!

Мы плывем на льдине,
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи,
Светят дальним кораблям.

***

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

***

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Утром ты будешь опять
Бегать, смеяться, играть.
Завтра тебе я в саду
Много цветочков найду.
Все-то отдать поспешишь,
Лишь б не плакал малыш!
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

В доме все стихло давно,
В кухне, в подвале темно.
В лунный серебряный свет
Каждый листочек одет.
Кто-то вздохнул за стеной —
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

***

А баюшки-баюшки, уж вы мои заюшки.
Ай и где вы бегали? Ай и что вы делали?
Уж мы бегали в лесу, били волка по носу,
Запрягали комара, поезжали по дрова,
Торговали мишку за елову шишку.
А пока управились — до смерти упарились.

Уж вы, мои заюшки, спать ложитесь баюшки.
А я печку разожгу, оладушков напеку.
На березовой коре, на лазоревой воде,
На сметане, на меду, чтобы таяли во рту.
А баюшки-баюшки, уж вы мои заюшки,
А баюшки

***

За печкою не спит сверчок,
Угомонись, не плачь сынок,
Вон, за окном морозная,
Светлая ночка звездная,
Светлая ночка звездная,
Светлая ночка звездная.

Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко,
Видишь сверкают звездочки,
Месяц плывет на лодочке,
Месяц плывет на лодочке,
Месяц плывет на лодочке.

Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет,
В санках на месяц увезет,
В санках на месяц увезет.

Ну отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок,
Неугомонный мой сверчок,
Неугомонный мой сверчок.

Народные колыбельные песни:

***

Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье…
Спи на здоровье!

***

Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли –
Сказку Саше принесли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Сашу,
У нас Саша спит-спит.

***

Баю-бай, баю-бай,
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок.
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.
Баю-бай, крадется Дрема,
Он разносит сны по дому.
И к тебе пришел, Малыш,
Ты уже так сладко спишь.

Подготовил: специалист по реабилитационной работе БУ СО ВО «РЦ «Преодоление» Кузнецова М.А.

При создании статьи использованы материалы сети Интернет

Источник



Песня матери — главная песня в мире,

начало всех человеческих песен.

Расул Гамзатов

Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни. Текст незатейливой колыбельной песенки прост, но её интонация полна теплоты и заботы, понимания и спокойствия. Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, это речь мамы, колыбельная которую она напевает, успокаивая малыша.

Созданные в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, колыбельные песни дошли и до нашего времени. В них утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. [1]

Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни. Они снимают тревожность, возбуждение. Колыбельная — это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновение зла. [2]

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные своим детям, ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей, не знания слов и дефицита времени. Очень часто, вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним. С колыбельной ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни. [3]

При проведении НОД в средней группе по теме «Колыбельная пеня» выяснилось, что только семь детей сказали, что им поют мамы перед сном. После этого мною было проведено анкетирование среди родителей. Приняли участие 23 мамы, которые отвечали на заданные вопросы:

— Поёте ли вы своему ребенку колыбельные песни перед сном?

Читайте также:  Теория развития ребенка до года

— Какие колыбельные вы знаете?

— Пели ли вам колыбельные в детстве?

— Как вы считаете: влияет ли колыбельная на развитие ребенка и общение с ним?

В результате часто поют колыбельные песни 30 %, иногда 22 %, не поют 48 %. Это натолкнуло меня реализовать проект «Баю — баюшки-баю», основной задачей которого стало приобщить родителей и детей к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.

В рамках проекта я подобрала серию колыбельных в работе с детьми. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых песнях нежности, любви. Они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в ласке, теплоте, внимании. Дети не только слушали колыбельные, но и сами пели куклам и про кота — воркота, и про гулей, приучая слух к интонационному строю родной речи.

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0521.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0525.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0526.JPG

В беседах дети узнавали: для чего нужны колыбельные песни, что такое зыбка, люлька, кто такой Дрёма. В уголке «Русская изба», созданной в нашем саду, ребята знакомились с предметами старинного русского быта, им интересно было увидеть в действии прялку, колыбельку, расшитые вручную полотенца, подушечки, самовар, предметы домашней утвари. Все это помогло им «освоить» необычные для современного быта предметы.

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0530.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0531.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0532.JPG

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0534.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0529.JPG

В ходе реализации проекта в родительском уголке мною были размещены консультации о происхождении и значении колыбельных песен. Родители включились в творческую работу по сбору информации о колыбельных песнях. Многие мамы приносили мне тексты колыбельных, обменивались между собой. В итоге для родителей были созданы буклеты из авторских и русских народных колыбельных песен, записан диск с колыбельными, где после исполнения певцами, записана вторая часть минусовок этих песен, чтобы родители могли их выучить и затем сами петь своим детям.

Заключительным этапом практической части проекта стала драматизация детьми «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака, где мама мышка, тетя свинка, утка и т. д. пели мышонку свои колыбельные, которые мы сочинили вместе с детьми.

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00078.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00080.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00083.JPG

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00091.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00093.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00095.JPG

Это способствовало развитию творческих способностей детей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку.

В результате проект помог организовать активную творческую деятельность, которая способствовала гармонизации отношений: педагог — дети — родители.

Образовательный проект для детей средней группы

Тема: «Баю — баюшки-баю»

Сроки: 2 месяца

Участники: дети средней группы, музыкальный руководитель Меркулова С. И., родители.

Актуальность: Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком. По своей сути колыбельная очень близка детям, они живо воспринимают её спокойный, ласковый характер. Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребенку открываются нормы и правила жизни, формируются смысловые установки на взаимоотношения с родителями, другими людьми, предостережения о возможных опасностях, на подсознательном уровне закладывается образ взрослой жизни.

Цель: Формировать интерес детей к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

Задачи:

− Знакомить детей с жанром колыбельных песен.

− Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, эмоциональный отклик детей на музыку.

− Учить детей петь русские народные колыбельные песни.

− Помочь осознать родителям важность колыбельных песен в современной жизни.

Подготовительный этап

Деятельность музыкального руководителя:

− изучение материалов о колыбельных песнях;

− подбор репертуара колыбельных песен;

− подбор сюжетных картинок, создание презентации по данной теме;

− подготовка СD записей с колыбельными;

− анкетирование родителей «Колыбельные песни в жизни вашего ребенка».

Деятельность детей:

− беседы «Мамина колыбельная», «Ходит сон близ окон», «Русская изба»;

− слушание колыбельных песен: «Серенький волчок» р.н.п., «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи» р.н.п., «Уж ты, котенька-коток» р.н.п., «Бродит Дрема» р.н.п., «Люли, люли! Налетели гули» р.н.п., «Колыбельная» сл. С. Свиридова, муз. В. А. Моцарта, «Сон приходит на порог» В. Лебедева — Кумача.

− просмотр презентации и сюжетных картинок по данной теме;

− знакомство с предметами русской избы.

Деятельность родителей:

− помощь в подборе колыбельных песен;

− заполнение опросника, анкеты.

Основной этап

Деятельность музыкального руководителя:

− разучивание с детьми колыбельных песен: «Серенький волчок» р.н.п., «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи» р.н.п., «Уж ты, котенька-коток» р.н.п., «Бродит Дрема» р.н.п., «Люли, люли! Налетели гули» р.н.п., «Баю-бай» сл. М Чарной, муз. М. Красевой.

− создание игровых ситуаций «Кукла хочет спать», «Игрушки устали»;

− разучивание ролей с детьми для драматизации «Сказки о глупом мышонке»

− включение записей колыбельных песен детям в тихий час в детском саду.

Деятельность детей:

− пение колыбельных песен;

− обыгрывание ситуаций по содержанию колыбельных песен;

− разучивание по ролям «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака;

− попытки импровизировать мелодию колыбельной на текст из сказки;

− слушание колыбельных перед сном в тихий час.

Деятельность родителей:

− консультация «Значение колыбельных песен в жизни маленького ребенка», «Пойте детям перед сном»;

− создание буклетов из авторских и русских народных колыбельных песен.

Заключительный этап

Деятельность музыкального руководителя:

− запись СD диска с колыбельными для родителей;

− организация и проведение драматизации «Сказки о глупом мышонке».

Деятельность детей:

− участие в показе «Сказки о глупом мышонке» детям младшего возраста с пением колыбельных для мышонка.

Деятельность родителей:

− помощь в изготовлении костюмов для показа сказки;

− использование буклетов и СD диска с колыбельными песнями для слушания и пения их своим детям дома.

Конечный продукт

− Проявление у детей эмоциональной отзывчивости при прослушивании и пении колыбельных песен.

− Изменения в игровой деятельности детей с куклами (укладывая кукол спать, напевают колыбельные песни, качают на руках).

− Использование воспитателями колыбельных песен в саду в режимных моментах.

− Родители стали чаще петь колыбельные своим детям перед сном.

Литература:

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. «народная педагогика в воспитании дошкольников» Москва 1995 с.7
  2. Панова С. «Влияние колыбельных песен на детей и взрослых»
  3. www.happy-kidspage.php.
  4. Радынова О. П. «Баюшки-баю». Слушаем и поем колыбельные песни. «Владос» 1995. с.12
  5. Фаустова Н. «Колыбельные для всей семьи» https://wwwdreamsong.ru
  6. Русские колыбельные песни. http:rospil.rufolklorehtm

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песня, глупый мышонок, песнь, музыкальный руководитель, колыбельная песнь, деятельность родителей, деятельность детей, родитель, заключительный этап.

Источник