Значение игры в развитии ребенка до 3 лет

Нина Путинцева
Игра и ее роль в развитии личности детей 2–3 лет
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.
Игра — отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.
Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.
Игра характеризуется следующими особенностями:
• игра — отражение ребенком окружающего мира;
• игра — это совокупность разных действий, а не отдельного движения (например: лепка, рисование и т. п.);
• она имеет общественный характер, поэтому может изменяться под воздействием новых социальных условий;
• игра — это творческое отражение ребенком окружающего мира, так как они вносят в сюжет множество собственных задумок;
• игра — это демонстрация ребенком своих знаний, умений, навыков, их уточнение, закрепление, приобретение новых;
• игра — это коллективная деятельность, дети взаимодействуют друг с другом;
• игра — развивает все высшие психические функции ребенка.
В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях.
В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.
В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет — это новая игра.
Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться «оживить» для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.
Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:
1. Подвижные игры: всевозможные забавы с мячом, со скакалкой, прятки, салки и т. д. Подвижные игры — не только прекрасное средство физического воспитания детей, постепенно они прививают навыки поведения в коллективе: дети учатся подчиняться правилам (а правила, порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре).
2. Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача, они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают наблюдательность, восприятие, память, мышление.
3. Сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд людей взрослых, причем, играя, они относятся к своему воображаемому труду, игрушкам, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу окружающие их взрослые.
Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения. К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого дошкольники развертывают самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» продавцом, врачом, мамой.
Дети в возрасте 2–3 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Как правило бесцельно возят взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.
Литература:
1. Выготский Л. С.: «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка». 1966г. № 6.- С. 62-77.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
3. Игра и дошкольник. Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 244 с.
Источник
евгения агафонова
Консультация для родителей «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни»
Консультация для родителей
Значение игр-занятий с предметами-орудиями
в развитии детей второго года жизни.
Психологи выделяют возраст от 1 года до 3 лет как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. Занятия с предметами – орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую – либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, рычажок, сачок и пр., воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.
«Так что здесь трудного?» — спросят озадаченные родители. Ответ и прост, и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Считается, что человек приобрёл свой статус, впервые применив камень в качестве орудия труда. Так появились предметы – орудия, которые на протяжении многих лет имели свое назначение.
В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок, когда он встречается с новым для него предметом, начинает интересоваться, для чего этот предмет, как его можно употребить. Но не все действия, которые он усваивает, однотипны, не все одинаково значимы для его психического развития. Психологи считают особо значимыми для развития ребенка, в раннем возрасте так называемые соотносящие и орудийные действия – с пирамидками, матрешками и другими сборно-разборными материалами. Правда, если малышу дать только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке. Важнее, если пирамидку он будет разбирать сам. Тогда и запомнит, куда следует класть кольца, и постарается нанизать их снова точно так же. Возможен и другой вариант – взрослый обращает внимание на ошибки и на их исправление. В этом случае он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя их. Но есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научиться подбирать нужные кольца и надевать их не стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действие в самых разнообразных ситуациях.
Ложка, чашка, совочек, лопатка, карандаш – самые простые орудия, с которыми знакомится ребенок. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства. Вглядитесь, как ребенок постигает умение пользоваться ложкой. Она «устроена» так, что зачерпнув ею пищу, мы должны поднять ее вертикально, не наклоняя, а уж потом отправить в рот. Но ведь «невооруженная» рука, несущая пищу, действует совсем иначе – по прямой линии сразу ко рту. Значит, движение руки, в которую попадает ложка, нужно перестраивать. Это орудийное действие ребенок сразу усвоить не может. Сначала ложка служит ему просто продолжение руки. Ребенок захватывает ее в кулачок как можно ближе к углублению и, зачерпнув при помощи взрослого пищу, несет ее ко рту, как он нес бы пищу, если бы у него в руке не было ложки. Все внимание его устремлено не на ложку, а на пищу. Естественно, значительная часть попадает или разливается. Связь между тем, чем он, ребенок, действует (ложкой, и тем, на что действие направлено (пища, он улавливает постепенно. Успеха добивается сначала от случая к случаю. Пройдет не так уж много времени, пока рука приспособится в достаточной степени к свойствам ложки, — возникает орудийное действие.
Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка?
Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы – орудия целесообразно, не только совершенствует «ручную» умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата. Действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Осваивая деятельность с предметами, ребенок никаких мыслительных задач самостоятельно не решает. Но очень важно, чтобы он волей-неволей обращает внимание на то, что между предметами, с которыми он действует, между предметом и орудием может быть установлена связь. Это важная ступень в развитии мышления ребенка.
В раннем детстве образное мышление еще весьма ограниченно в своих возможностях. Ребенку под силу только самые простые задачи. Усложняются условия – приходиться прибегать в помощи внешнего действия, внешних проб.
Когда же появляются первые орудийные действия?
Вспомним, в начале жизни ребенок совершал преимущественно простейшие манипуляции с предметами: перекладывал их из руки в руку, ощупывал, рассматривал, поглаживал. Затем появляются новые действия, в которых ребенок использует внешние свойства предметов. Постепенно его начинает интересовать, для чего тот или иной предмет служит, как его можно использовать. Самостоятельно понять, как используется данный предмет, малыш не в состоянии. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, ребенок не может «изобретать» их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражанием взрослому, который передает ему опыт социальной жизни в практическом освоении. И в этом смысле малыш является наследником материальной и духовной культуры общества. Заботясь о полноценном психологическом развитии маленького ребенка, взрослый должен помочь ему овладеть способами применения прежде всего предметов быта: посуды, постели, одежды
В результате ко второму году жизни предметные действия ребенка уже отличаются от простейших манипуляций, приобретают характер, соответствующий свойствам предметов: коляску катает, а не стучит ею, как раньше; куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол; из кубиков или кирпичиков пытается сложить дорожку, заборчик и т. д.
Одновременно в конце первого и – в большей степени – на втором году жизни в деятельности детей наблюдаются попытки воздействовать предметом на предмет с тем, чтобы вызвать их перемещение, звучание и т. п. Именно к этому виду деятельности относится использование таких предметов орудий, как палочки, ложечки, совочки, и др. Осваивая их и другие предметы обихода, малыш совершенствует движения кисти руки, что является основой формирования трудовых, изобразительных умений и навыков письма.
Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую – овладеть далеким предметом с помощью палочки, познавательная – познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначения и практический смысл этих действий.
На втором году жизни речь ребенка еще не достаточно развита, и его опыт постижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребёнку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Так, например, научившись палочкой доставать закатившийся под диван мячик, малыш использует этот способ, чтобы достать машинку или притянуть к себе колечко и т. п. Конечно, такой «перенос» действия в новую ситуацию способствует развитию сообразительности, формирует самостоятельность в выборе средств достижения цели. Ребенок стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добиваться нужного результата. Практическое установление связи между действием и его результатом помогает умственному развитию малыша.
Игры – занятия с предметами – орудиями способствуют развитию таких личностных качеств ребенка, как настойчивость, целеустремленность и т. п. Показав способы употребления определенного предмета, мама побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребенка. Мама не должна натаскивать его, формировать действия по строгой принятой схеме. Пусть он сам добьется желаемого результата, испытывает радость «победы», удачного действия, что рождает эмоциональный «всплеск».
С детьми от 1 года 6 месяцев проводятся игры – занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Достань шарик», игры с песком. Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным показом и пояснениями взрослого формируют умения занять себя, используя предметы – орудия. Большое значение имеют не только участие мамы в игре, но и общение с другими детьми. Например, играя в песочнице, малыш с интересом наблюдает за тем, как сосед «печет» куличики, и пытается повторить эти игровые действия.
Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры с колокольчиками, с колпачками, с кругами, кольцами, кубиками, требующие использования наглядно-действенного мышления. Например, можно игрушку машинку поставить на стол так, чтобы ребенку трудно было дотянуться до нее рукой; через колечко на машине продернуть веревку так, чтобы оба ее конца свисали со стола. Ребенок должен догадаться, что тянуть надо не за один конец, а за два сразу.
Очень полезны для развития наглядно-действенного мышления задания с конструкторами или мозаикой. Сначала ребенок может строить что-то с помощью взрослого по задуманному образу, затем переходит к самостоятельным постройкам, что требует от него умения анализировать свойства разных строительных деталей, опробовать их и решать конструктивную задачу.
Вспомним, что в народной педагогике издавна существовали декоративно выполненные игрушки – забавы: петрушка, медведь – кузнец, рыбак, обезьянка – акробат и др. Демонстрация этих игрушек позабавит малыша и вместе с тем поможет ему связать воедино целый ряд впечатлений. Часто ребенок становится свидетелем смекалки и умелости взрослых: видит, «как дядя стучит молотком – чинит забор», «как тетя красит забор краской и кистью» и т. п. Как правило, использование предметов в качестве вспомогательных средств для решения практических задач очень часто сопровождает деловую жизнь взрослых, а ребенок, подражая, выполняет похожие игровые действия с помощью игрушек (действует молоточком, совочком и т. д.).
Мама должна обращать внимание ребенка на происходящее в окружающем – совместные наблюдения расширяют его кругозор. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребенка. Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску» и т. п.
На протяжении второго года жизни действия с предметами меняются по «рисунку» и содержанию. Вначале ребенок выявляет физические и динамические свойства объекта, подвергая их механическим воздействиям в процессе манипулирования, затем выполняет действие, подражая взрослому. Так возникают отобразительные и сюжетно — отобразительные игры. Наконец, ребенок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, т. е. присваивает социальный опыт их употребления.
Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.
Источник
Содержание:
- Возрастные периоды игры у детей младшего возраста
- Сказка «Три медведя»
- Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий
- Игры, развивающие навыки общения
- Игра 1. Раздувайся, пузырь!
- Игра 2. Карусели
- Игра 3. Куклы пляшут
- Игра 4. По дорожке Валя шла
«Давай поиграем!» — как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.
Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными — по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д.
В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.
Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.
Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.
Пример из практики. Дети в садике импульсивно играли друг с другом. Каждый ребенок занимался своим делом: рисовал, готовил обед, качал кукол, играл в магазин, да и просто бегал. Они настолько были увлечены играми, что даже не обращали внимания на то, что в группе стоял невероятный крик, который заглушал их самих. На просьбы воспитателя вести себя тише, дети почти не реагировали. Но тут взрослый громко сказал: «Ребята, давайте представим, что мы рыбки в море. Мы надуем щечки и поплывём путешествовать. А как вы все знаете, рыбы не умеют разговаривать, они молчат, будто набрали в рот воды». И, конечно же, после этой предложенной игры, дети успокоились и с большим удовольствием начали изображать рыб. В группе воцарилась тишина.
Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.
Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное — непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.
Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик — самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.
Возрастные периоды игры у детей младшего возраста
В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.
В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет — это новая игра.
Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться «оживить» для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.
Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.
Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации. В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).
Многие родители боятся того, что их дети сильно увлекаются игрой и совершенно не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни. Но так ли это на самом деле? Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности. На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Вот практический пример, игра, которая была предложена детям.
Сказка «Три медведя»
Материал:
Вместо медведей детям предложили целые спички и половинки (с предварительно отрезанными серными головками), а вместо кроватей — спичечные коробки.
Цель:
Дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.
Результат:
Все дети, даже самые маленькие, одинаково сделали свой выбор: полспички — это Мишутка, целые спички — мама и папа, коробки — постели и т.д. Когда же им предлагали сделать другой выбор (полспички — мама, а целая — Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: «Так не бывает».
Но предметная игра, игра с предметами заместителями — это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.
Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками — атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.
Для того чтобы роли были более «развернутыми», дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.
Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий
Содержание игры:
Вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т.д.
В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень.
Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.
Наша обязанность — наблюдать за ребенком, как он играет на улице, со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли. Помогать ему в этом. Но делать это незаметно, непринужденно. Ведь именно коллективная игра развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Если у ребенка возникли трудности, взрослый должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить, как лучше распределить роли, и, конечно же, стать партнером по игре. Помогая ребенку импровизировать по ходу игры, взрослый развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения с партнерами.
Игры, развивающие навыки общения
Педагогами-психологами разработаны прекрасные программы развивающих занятий для дошкольников, которые направлены на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.
Игра 1. Раздувайся, пузырь!
(Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)
Задачи игры:
Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей — приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.
Описание игры:
Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть («Как тебя зовут?», » Машенька, пойдем играть!»). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг (» Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь, давайте, сделаем маленький кружок»). Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!». Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.
Правила игры:
- Когда пузырь раздувается — двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
- На слово » Хлоп » руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.
Игра 2. Карусели
(Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.)
Задача игры:
Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.
Описание игры:
Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру.
Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, — говорит взрослый.- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра».
Движения:
Сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на словах «раз-два» все останавливаются. Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.
Правила игры:
- Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
- Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
- Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.
Игра 3. Куклы пляшут
(Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.)
Задача игры:
Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.
Описание игры:
Взрослый говорит детям: «Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). «А теперь, — говорит взрослый,- подумайте, кому передать свою куклу». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.
Правила игры:
- В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
- Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.
Игра 4. По дорожке Валя шла
(Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.)
Задача игры:
Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.
Описание игры:
Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: «По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла». Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, — влево. «Валя тапки примеряла, чуть надела — захромала».
(Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)
«Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши».
(Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.)
Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.
Правила игры:
- Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
- Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.
Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей. Все правильно придуманные и направленные на развитие детей игры хороши, тем более, если вы принимаете в них непосредственное участие.
Игра — это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра — это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития.
Мы должны принимать все меры для того, чтобы общее п?