Значение игры в разностороннем развитии личности ребенка
Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста, мы убедились в том, что игра занимает очень важное, если не сказать, центральное место в жизни ребёнка.
Особое место, на наш взгляд, занимают игры, которые создаются самими детьми — это творческие игры. Это самостоятельная свободная деятельность для ребёнка. Во время игр детей мы наблюдаем за творчеством каждого ребёнка, какие разнообразные формы использует ребёнок, как свободно или нет, вступает во взаимодействие со сверстниками, обращала внимание на ролевую речь.
Несколько лет углубленно работаем по проблеме: «Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка». Опыт нашей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой — у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе — занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности — учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе. Мы проводили анкетирование родителей, и получили следующие результаты: все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют 36 % опрошенных. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру 47 %. Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют: лото, паззлы, прятки, догонялки, футбол, дочки-матери. Анкетирование еще раз показало, что родители мало знают игр и не умеют их организовать. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.
Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду.
Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена книгами, телевидением, общением со взрослыми вне детского сада, а в педагогическом процессе детского сада давно уже выделены обучающие занятия, на которых решаются задачи преподнесения детям знаний, уточнения детских представлений и т. п. Все это позволяет сюжетной игре освободиться от чисто дидактической функции «проработки» знаний.
Не выдерживает в настоящее время критики и ложно понятый «коллективный характер» игры, когда каждый из детей должен подчиниться коллективу, а коллектив — плану воспитателя.
В такой ситуации, естественно, не остается места творческой индивидуальности каждого ребенка, разнообразию форм и содержания игр, соответствующих индивидуальным особенностям детей. К тому же, современные исследования показывают, что сюжетная игра — деятельность «камерная». Даже старшие дошкольники, если они действительно играют, т. е. реализуют свои собственные замыслы, а не навязанный воспитателем план игры, не в состоянии самостоятельно поддерживать взаимодействие в группе, состоящей более чем из 3–5 участников.
Какие же коррективы можно внести в этот бытующий «идеал» сюжетной игры и, соответственно, в форму ее организации в детском саду?
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в продуктивной практической деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реально ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя, на самом деле, еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя, на самом деле, ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались; может повторять, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы, и т. п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.
Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Третий принцип организации сюжетной игры: Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому и сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.
На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей. На этапе формирования ролевого поведения опорой должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развёртывать «многотемные» сюжеты. Для того, чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу мы сделали следующие выводы:
1. Ведущая деятельность дошкольного возраста- ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
4. Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
На основе заключения мы можем дать следующие рекомендации:
1. Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально — игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы — заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно — ролевых игр.
2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов, таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений.
Литература:
1. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001–2-320с.
2. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69–71
3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учр-й. — М.: Мнемозина, 1995. — 85 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, сюжетная игра, дошкольный возраст, детский сад, дошкольное детство, ранний возраст, особое место, образное мышление, Сюжетно-ролевая игра.
Источник
Консультация на тему: «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка»
Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья детей. Сегодня каждый пятый ребенок рождается больным.
Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных и физических способностей каждого ребенка в процессе его воспитания и обучения, воспитатели детского сада нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении, вызванные тем или иным отклонением в развитии. Идея включения игры в процесс обучения давно привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский писал о том, что дети легче усваивают знания, если обучение сопровождать игрой.
Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению материала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.
В игре формируется личность ребенка. В процессе игровой деятельности вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность, развивается познавательная деятельность дошкольников. Игра- это школа общения ребенка.
Обычно почти все, чем занимаются дети, взрослые называют игрой. В этом есть немалая доля истины. Ведь игра включает в себя в качестве необходимых элементов добровольность, удовольствие. Именно так играет маленький ребенок. Вместе с тем детская игра — это не просто времяпрепровождение. Это и труд. Игра для ребенка — это дело его жизни, все объединяющее: его работа, способ упорядочивания мира. Через игру он развивается физически, умственно, эмоционально. Ребенок не просто бегает, прыгает, исследует предметы, он делает это с упорством, наслаждением. Игра стимулирует, формирует его эмоции и мышление. Через игру ребенок приобретает свои жизненный опыт. Игра-это естественное обучение, порой более действенное, чем «полезные занятия», уроки и другие сложные «изобретения» взрослых.
В трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов Л.Г Выготский, А. П. Усова, Д. Б Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Ф. Кафка отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям дошкольника, а потому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми.
Достоинство игры в том, что она опирается на естественные потребности детей, не содержит в себе принуждения, привлекательна и приятна.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как само регуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Но далеко не всегда ребенок сам способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками и считают, что ребенок сам знает, чем себя занять. Даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть. Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет иметь развивающий эффект.
Если представить себе нормального здорового ребенка, окруженного множеством игрушек, но совершено лишенного общества старших, можно предположить, что он будет производить с ними самые простые манипуляции, которые только условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей, дошкольнику обязательно сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новые игры.
Научить его играть могут те, кто уже умеет играть и знает интересные игры. В течении многих десятилетий такими «учителями» были старшие дети. Во дворе, в большой семье игры и умение играть передавались из поколения в поколение. Все это происходило стихийно, естественно, без всякого вмешательства взрослых. Теперь эта связь детских поколений прервалась, нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей: в семье один ребенок, двора и дворовых детей нет.
Вот и растет ребенок среди взрослых, у которых свои проблемы и которым вовсе не до игр. «Взрослое» ли это дело — играть с ребенком? Пусть в детском саду играет! Но и в детском саду дети того же возраста, которых не научили играть. В результате получается, что игры детей примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные качества.
А от взрослых-родителей и воспитателей ребенок слышит одни нотации и призывы быть таким-то и, таким-то. Но приобрести все эти ценные качества ребенок может только в процессе собственной деятельности и собственного опыта. Поэтому, если взрослые хотят помочь ребенку в его развитии, они должны играть с ним. Доказано что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Детей нужно приобщать к игре. И от того какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи общества своей культуры подрастающему поколению.
Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управление игрой не достигают своей практической цели.
В старшем дошкольном возрасте игра постепенно начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок уже не просто играет, а создает, строит, что-то нужное, полезное. В такой игре ребенок учится пользоваться многими предметами и инструментами, которые используются в быту.
По словам Р.С. Немова, применяя игры с детьми важно обращать внимание на следующее:
1. Обеспечивать самостоятельность в поиске знаний, в формирований умений и навыков.
2. Предоставить возможность получения заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш, сколько за демонстрацию знаний, умений и навыков.
Наиболее полезны для ребенка те методики, игры и игрушки, которые сделаны своими руками, те, которые собрать и разобрать. Больше всего детям нужны такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, таких, как воображение, внимание, память, мышление, речь ребенка, развитие его всевозможных способностей, таких, как музыкальные, конструкторские, математические, организаторские и многие другие.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что в развитии игры связанны существенные прогрессивные преобразования психики ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи-тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень его осуществления.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от родителей, воспитателей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководством, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнения действий. Психолог Д.Б. Эльконин выделил три стадии этого процесса:
1. Ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. На этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.
2. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой для гуманных человеческих отношений.
3. Предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок подчиняет игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, то есть деятельность дошкольника приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлением общественной жизни и воспитания положительных отношений к ней.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психического состояния.
На существования особого, эмоционального плана игры обращали внимания многие педагоги и психологи, такие как Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е.А. Аркин и многие другие. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных замыслов. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах. Становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций.
Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывания в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношении между персонажами. Наблюдения за игрой дают возможность определить, как складываются отношения со сверстниками.
По мере того как с развитием ребенка меняется его игра, можно составить следующие основные виды деятельности ребенка: игра-манипулирование, индивидуальная предметная игра, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игра-соревнование, игра-общение, домашний труд, учебная деятельность, трудовая деятельность.
Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.
Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и не полным.
Дефицит участия ребенка в отдельных видах деятельности ведет к тому, что ребенок плохо владеет речью, не умеет грамотно общаться, а в дальнейшем становится не самостоятельным и мало что умеет делать своими руками.
У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, задача родителей — всячески способствовать их реализации, корректировать развитие, не нарушая его гармоничности, что на много проще делать через игру, с помощью игры и в процессе игры.
Источник