Здоровье ребенка залог его гармоничного развития

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.

Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.

Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.

Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

•  Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

•  Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

•  Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);

•  Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

•  Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

•Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.

Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:

•  Преобладание циклических упражнений;

•  Ежедневные циклы физкультурных занятий:

• традиционные;

• тренировочные;

• занятия-соревнования;

• самостоятельные;

• интегрированные с другими видами деятельности;

• праздники и развлечения;

•  Занятия с использованием мини-тренажеров;

•  Ритмическая гимнастика;

•  Гимнастика после сна;

•  Ежедневный режим прогулок — 3-4 часа;

•  Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;

•  Создание необходимой развивающей среды;

•  Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

•  Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

•  Музыкальные занятия;

•Занятия по формированию здорового образа жизни.

Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

•  Босохождение;

•  Обширное умывание;

•  Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

•  Обмывание стоп ног;

•  Душ;

•  Полоскание рта водой комнатной температуры;

•  Воздушные ванны в облегченной одежде;

•  Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

•  Постоянный контроль осанки;

•  Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;

•  Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);

•  Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

•  Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;

•  Сбалансированное питание;

•  Вакцинация против гриппа;

•  Потребление фитонцидов (чеснока и лука);

•  Употребление соков и фруктов (второй завтрак);

•  Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;

•  Использование люстр Чижевского;

•  Использование очистителей воздуха;

•  Физиотерапия;

•  Ингаляции;

•  Кварцевание групп;

•  Прием поливитаминов;

•  Аэрофитотерапия;

•  Аэрозольтерапия;

•  Лечебная физкультура;

•  Массаж.

Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье:

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 3 лет что должен уметь

•  Элементы точечного массажа (Ци-гун);

•  Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;

•  Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

•  Психогимнастика по методике М. Чистяковой;

•  Хождение по «дорожкам здоровья»;

•  Использование различных массажеров;

•  Звуковая гимнастика Лобанова;

•  Элементы упражнения хатха-йога;

•  Аромотерапия Г. Лавреневой;

•  Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

•  Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;

•  Лечебные игры А. Галанова;

•  Театр физического развития и оздоровления Ефименко;

•  Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;

•  Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;

•  Восточная гимнастика с элементами у-шу.

Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:

•  Психодиагностика;

•  Элементы аутотренинга и релаксации;

•  Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты — подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка — Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);

•Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

•Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа:

•  Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);

•  Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

•  Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

•  Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

•  Коррекция психоэмоциональной сферы;

•  Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;

•  Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;

•  Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

Восьмым направлением является консультативно-информационная работа:

•  Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

•  Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;

•  Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;

•  Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

•  Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

•  Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

I. Лечебно-профилактическая работа

Врач-педиатр. старшая медсестра.

1.Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».

2.Массаж: общий, лечебный.

3.ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие.

4.Фитотерапия: аэрофитоингаляция, отвары, настои из трав.

5.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит.

6.Иммуномодуляторы: декарис, дибазол, элеутерококк

II. Физкультурно-оздоровительная работа

Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.

1.Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.

2.Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.

3.Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.

4.Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.

5.Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.

6.Релаксационные техники.

7.Спортивные игры и соревнования.

8.Босохождение в теплый период года.

9.Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

3.  Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).

4.  Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

5.Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

6.Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные игры.

7.Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и затухающими формами туберкулеза.

8.Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

9.Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном распорядке дня ребенка.

10.Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

11.Строго соблюдать время, отведенное для сна.

Читайте также:  Медицинская карта история развития ребенка скачать

12.Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

13.Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

14.В летний период:

•  хождение босиком по траве, земле, асфальту;

•  игры детей с водой;

•  все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.

•  использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

15.Проводить контрольное обследование детей в группах сада.

ЛИТЕРАТУРА

1.  В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.

2.  Е.Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».

3.  А.П. Лаптев «Как закалять детей».

Источник

Родительское собрание «Здоровье ребенка-залог его гармоничного развития»

Предварительная работа:

распечатать для всех родителей социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников ДОУ;

подготовить кроссворд для родителей «Я тебя люблю» на листе ватмана;

сделать медаль «За воспитание малыша-крепыша»;

записать на видео высказывания детей о здоровье;

изготовить футляры для вопросов к родителям;

подготовить материалы выступлений: инструктору по физкультуре, медсестре ДОУ, врачу-стоматологу;

оформить «Окно здоровья» с материалами по теме «Закаливание»

провести с детьми дидактические игры.

Ход собрания:

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся с материалами на стенде «Окно здоровья» по теме.

Группа оформлена пословицами и поговорками о здоровье:

Дал бы Бог здоровье, а счастье найдем.

Здоров буду и денег добуду.

Горьким лечат, а сладким калечат.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Начинает собрание воспитатель на фоне лирической музыки.

— Добрый вечер, уважаемые родители, мы рады встрече с вами. А о чем мечтает каждый из Вас? О счастье своих детей. В наших мыслях дети, в сердцах постоянная тревога об их здоровье. И о том, как воспитать сыновей и дочерей, чтобы они стали Вашей гордостью и опорой. Вот и собрались мы в тесном кругу, чтобы обсудить вопросы, связанные со здоровьем наших малышей.

Родителям предлагается рассказать, какие проблемы со здоровьем возникают чаще всего, чем болеют дети данного возраста. Воспитатель рассказывает о физиологических особенностях детей этого возраста.

Далее включается видеозапись с фрагментами ответов детей на вопросы:

Что значит «болеть»?

Ты часто болеешь?

Ты любишь болеть? Почему?

Можно ли не болеть?

Что надо сделать, чтобы быть здоровым человеком?

Из ответов детей мы видим, что они сами предпочитают быть здоровыми. А ведь болезни влияют не только на физическое развитие. Какие еще изменения, могут произойти при частой заболеваемости? (В ходе беседы надо прийти к выводу, что со здоровьем связаны умственное и психическое развитие). Как же помочь нашим детям?

Выступление медсестры. Она освещает вопросы о витаминизации питания, об одежде детей (показывается фрагмент игры детей «Одень куклу» в зависимости от погоды) .

Врач-стоматолог рассказывает о заболеваниях зубов у детей в данный возрастной период.

В вазе лежат футляры из-под киндер-сюрпризов. В них спрятаны вопросы. Воспитатель подходит к присутствующим и предлагает попробовать «Острое блюдо». Родители читают вопросы и высказывают свое мнение.

Вопросы «Острого блюда»

С какого возраста надо приучать ребенка чистить зубы?

Сколько раз в день ребенок должен чистить зубы?

В каком количестве можно давать детям сладости?

Какие продукты полезны для здоровья зубов?

Как правильно подобрать зубную щетку и пасту?

Врач комментирует и дополняет ответы родителей.

Воспитатель рассказывает о том, что многие родители жалуются на то, что детей трудно поднять с постели, они капризничают, ноют. А вечером их не уложить. Чтобы ребенок не плакал, приходится уступать. На следующее утро та же картина: ребенок не высыпается, сам не хочет одеваться, упрямится. Что делать, чтобы устранить проявление капризов, непослушания? Какие приемы облегчают переход ко сну?

Воспитатель обращает внимание, что нервно-психическое здоровье ребенка зависит и от характера взаимоотношений его со взрослыми. Предлагается решить кроссворд. Родители читают высказывания, соглашаются с ними или нет. В зависимости от этого открывается окно в столбцах «да» или «нет». В итоге появляется Фраза «Я тебя люблю! »

Далее выступает инструктор по физкультуре с сообщением о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ по оздоровлению, рассказывает об их значимости. Педагог делает акцент на том, что никакая работа с детьми не будет эффективной без участия семей наших воспитанников. Это важно для определения направления и содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми. Для этой работы проводятся анкетирования, социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей, различные мероприятия с участием родителей. Инструктор анализирует результаты опроса родителей и дает оценку образа жизни семей, отношению к здоровью.

Читайте также:  Игра дошкольников и ее влияние на психологическое развитие ребенка

Предлагается показ комплекса упражнений «Семейная гимнастика», разработанный инструктором по физкультуре (приложение 2). Демонстрирует упражнения семейный дуэт «папа и сын» После показа семье вручается медаль «За воспитание малыша-крепыша».

Воспитатель. Вот наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что вам понравилось наше собрание. Желаем Вам здоровья и успехов в воспитании детей.

Приложение 1. Выступление инструктора по физкультуре.

Физическое воспитание — один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.

Закаливание.

Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей. Интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам.

Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может приводить к невротическим расстройствам.

Рекомендуется использование неперегревающей одежды.

Способы домашнего закаливания.

Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин., играют (в одних плавках) в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».

Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребёнком.

Растирание раздетого ребёнка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи и похлопыванием.

Во время приема воздушных ванн весьма эффективен особый поглаживающий массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку. Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу ребёнка (вдоль позвоночника легко поглаживается спина ребенка двумя пальцами от шеи до копчика; затем снизу вверх вдоль позвоночника от копчика к шее; поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами и т. д.) .

Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла.

Игра «Волшебный напиток»

Ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Ребенок закрывает глаза, расслабляется, а открыв глаза, произносит «волшебные» слова:

Я хороший, добрый ребенок.

Всем детям я желаю здоровья.

Пусть все будут добрыми и красивыми,

Милыми и счастливыми.

Ребенок делает движения над бокалом с водой, движения спонтанные — какие подсказывает собственное воображение ребенка, и добавляет: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. я здоров». Ребенок промывает рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а. а. а. «, подняв голову, полоскают горло.

Приложение 2.

Комплекс семейной гимнастики «Весёлая зарядка»

1.«Повернись и улыбнись»

И. П. Стать спиной друг к другу, держась за руки, ноги поставить на ширину плеч.

В. повороты друг к другу, встретиться взглядом и улыбнуться (3-4 раза в каждую сторону)

2.«Насос»

И. П. Стать прямо, лицом друг к другу, держась за руки.

В. поочередные приседания (5 раз каждый)

3.«Поймай улыбку»

И. П. Стать на некотором расстоянии, спиной друг к другу, руки опущены, ноги широко расставлены.

В. одновременный наклон вниз, обхватив руками голени, увидеть лица друг друга и улыбнуться. (5 раз)

4.«Качели»

И. П. Сидя, лицом друг к другу, взявшись за руки, ступни ног ребенка упираются в ступни взрослого, ноги согнуты в коленях.

В. поочередно принимают положение лежа, не разрывая рук. (5-6 раз)

5.«Через гору и под горой»

И. П. Взрослый садится на корточки.

В. ребенок пролезает через него.

И. П. Взрослый встает на стопы и ладони.

В. ребенок пролезает под ним на четвереньках. (по 3 раза)

6.«Веселые прыгуны»

И. П. Стоя в паре, держась за руки.

В. прыжки на 2-х ногах (8-10 подскоков в 2 захода, между прыжками ходьба на месте)

7. Релаксация. «Красота»

И. П. Сидя, друг перед другом, взявшись за руки, глаза закрыты.

В. сделать медленный вдох через нос, одновременно, поднимая руки вверх. Пауза, затем, произнося слово «красота» медленный выдох (5-10 раз)

Источник