Значение игры для развития личности ребенка курсовая

Значение игры для развития личности ребенка курсовая thumbnail

Юлия Чигарькова
Значение игры в формировании личности ребёнка

Статья о том, как игры влияют на развитие личности дошкольников. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д. В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.

Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.

Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослыхvвами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае — у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.).

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Читайте также:  Студия раннего развития ребенка от 1 5 года

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Играя, дети учатся жить!

Источник

Содержание
Введение

I. Теоретическая часть

Глава1. Игра как психологическая категория

Глава 2. Классификация и структура игры

Глава 3. Условия развивающих игр

II. Прикладная часть

Глава1 .Игра как развивающая деятельность

Глава 2. Научный анализ игровой деятельности

III. Экспериментальная часть.

Глава1. Диагностика креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Первый этап исследования – констатирующий эксперимент

Глава 3. Второй этап исследования – формирующий эксперимент

Глава 4. Заключительный этап исследования — сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Значение игры в развитии личности ребёнка.

Использование подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или иного возраста позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным партнером в игре. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра, есть отражение ребенком мира взрослых, способ познания окружающего мира и способ включения в общественную жизнь..
III. Экспериментальная часть.
Глава1. Диагностика креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста
В предыдущих главах был проведен анализ психологической литературы по заявленной проблематике. В результате, которого можно предположить, что для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста необходимо соблюдение следующих условий:
1) наличие благоприятного эмоционального климата в развивающей группе (либо в группе детского сада);
2) обеспечить свободу и самостоятельность игры ребенка при руководящей роли воспитателя (педагога);
3) игра должна быть изначально нацелена на развитие творческих способностей детей определенного возраста (в данном случае – старший дошкольный).
Приведенные пункты условий составляют основу нашей экспериментальной гипотезы, для подтверждения которой необходимо в ходе эксперимента решить ряд задач:
— необходимо установить особенности творческого выражения детей старшего дошкольного возраста;
— определить условия игры, целенаправленно создаваемые воспитателем для раскрытия творческого потенциала детей этого возраста;
— по итоговым результатам эксперимента провести сравнительный анализ данных.
Глава 2. Первый этап исследования – констатирующий эксперимент
Данный метод исследования предполагает сбор данных в настоящий момент в непосредственных обычных условиях. За основу проведения эксперимента была взята методики Н.Я.Михайленко, Тореннса, Гилфорда. Критериями оценки творческих способностей детей служат игровые умения:
1) умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными;
2) строить ролевое взаимодействие, используя при этом ролевой диалог;
3) умение придумывать новый сюжет – оригинальность;
4) варьирование известной игры, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации;
5) гибкость изменения традиционного хода игры, т.е. способность предложить новое использование для известного объекта;
6) быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации.
Для упорядочивания собираемой информации будут использоваться пункты: быстрота, оригинальность, гибкость, вариативность, взаимодействие. Градация творческих способностей разделена на три уровня: 1 уровень – высокий; 2 уровень – средний; 3 уровень- низкий. Характеристика 1 уровня: ребенок может предложить оригинальные замыслы игры; быстро адаптируется к игровой задаче; предлагает различные варианты развития сюжета игры; высокая степень взаимодействия со сверстниками; нестандартное использование известных предметов и объектов. Характеристика 2 уровня: ребенок предлагает аналогичный сюжет из известного мультфильма или сказки, при этом с трудом воспринимает иной замысел игры; традиционно использует представленные предметы и объекты игры; нормальная степень взаимодействия с товарищами; возможна вариативность развития событий в рамках заданного сюжета. Характеристика 3 уровня: ребенок играет по известному сценарию; трудно адаптируется к изменению игровых условий, к новому сюжету игры.
Все данные помещены в таблицу и оценены в пределах трехбалльной шкалы: высокий уровень креативности – 3; средний уровень – 2; низкий уровень – 1.
В ходе эксперимента детям в возрасте 5-6 лет были предложены задания нацеленные на выявление их креативных способностей.
Первое задание — оригинальность. Воспитатель в группу испытуемых приносит плюшевого медведя: « Ребята, сегодня к нам в гости пришел Вини Пух ему скучно и нужно его развеселить». Оригинальность (нестандартное обыгрывание предмета) оценивается по заданным параметрам: быстрота, вариативность, гибкость, оригинальность и взаимодействие. Детям с высоким уровнем креативного мышления свойственно создавать новые сюжетные линии, игрушка наделяется новыми свойствами, быстро включается в игровой процесс, ищет контакта с другими детьми, играет с большим интересом. Дети среднего уровня с интересом воспринимают игрушку, однако играют либо по известному сюжету, либо по сюжету предложенному детьми с более высоким уровнем креативности, хорошо взаимодействуют. Дети с низким уровнем креативности имеют кратвоременный интерес к игрушке, быстро устают от нее, чаще всего не включает ее в сюжет, либо просто ходит с ней, либо осуществляет элементарные действия, играет сам по себе или наблюдает за игрой других детей.
Второе задание – вариативность и оригинальность. Детям была предложена игра в рамках сказки «Доктор Айболит». Оценивалось: собственный сюжет игры – 3 балла, заимствованный – 2 балла; отсутствие своих предложений – 1 балл.
В рамках только констатирующего эксперимента нельзя сделать окончательные выводы по изучаемой проблематике. Первый этап исследования носит скорее ориентировочный характер. Для дальнейшего изучения креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами была поделена испытуемая группа в размере 20 человек на две, одна из которых продолжила участие в эксперименте, а вторая стала контрольной.
Итогом первого этапа исследований стали следующие результаты. Дети имеющие высокий уровень креативного мышления составляют 23% от всех испытуемых. Они придумывают собственный сюжет игры, опираясь на свои знания об окружающем мире, а так же собственные фантазии. Характеризуются высокой степенью заинтересованности в игровом процессе, проявляют инициативу в выборе темы, придумывают содержание игры, предлагают различные варианты развития игровых событий и т.п. Чаще всего такие дети привлекают в свою игру сверстников и хорошо взаимодействуют с ними.
67% — дети со средним уровнем креативных способностей. Эти дети для соей игры обычно выбирают сюжеты известных сказок, мультфильмов, либо участвуют в играх придуманных товарищами с более высоким уровнем креативности, охотно идут на контакт, хорошо взаимодействуют. Эпизодически предлагают темы для игры.
Доля детей с низким уровнем креативности в экспериментальной группе составила 10%. Чаще всего это замкнутые, необщительные дети. Плохо идут на контакт и не высказывают особого интереса к игре. Обычно они играют сами по себе.
Глава 3. Второй этап исследования – формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент предполагает создание специфический условий, способствующих раскрытию в данном случае креативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Согласно нашей гипотезе одним из таких условий является наличие эмоционально благоприятного климата в коллективе. Для этого необходимо наладить контакт с детьми, нацелиться на партнерские отношения, а также максимально снизить эмоциональную напряженность в игре.
Для этого была проведена педагогическая коррекция игрового процесса: косвенная роль воспитателя, включенного в игровой процесс; акцент на нравственных качествах в игровом общении (добрый, хороший и т.п.); партнерские отношения с детьми в рамках выбранной роли (персонаж игры), принимать участие в планировании развития дальнейших игровых событий, но не навязывать детям своего мнения; необходимо привлечь в игровой процесс неактивных и замкнутых детей; задания должны предполагать вариативность решения, необходимо стимулировать их многообразие и поощрять оригинальные. Создать игровые условия при максимальной свободе и самостоятельности участников в рамках курирующей роли воспитателя.
Хорошим вариантом для таких игр является метод гирлянд: все включены в процесс; взрослый такой же участник игры; низкая эмоциональная напряженность; благожелательный настрой. Принцип таких игр строится либо на ассоциациях, либо общей теме. Например: все садятся в круг и каждый на заглавную букву своего имени придумывает прилагательное (качество): Игорь- игривый, Света-светлая, Даша-добрая и т.п. Другой вариант ассоциативность: один участник называет слово «яблоко», другой «зеленое», следующий «лягушонок» — «смешной» — «клоун» и т.д. Такие игры стимулируют креативное мышления, не имеют лидеров и аутсайдеров, не зависят от временных рамок, не вызывают эмоционального напряжения, взрослый всегда может простимулировать, направить игру, не выходя из положения игрового партнера.
Так же для этих целей подходят игры имитирующие телефонные разговоры и игры основанные на придумывании историй. Первые служат для развития диалогового общения, а вторые способствуют вариативности мышления, его самостоятельности и т.п.
Изначально в ходе эксперимента дети настороженно отнеслись к изменившейся роли взрослого, но постепенно это привело к смене поведения детей не только по отношению взрослого, но и друг к другу. Это связано с тем, что дети нашли отклик во взрослом относительно своих интересов, поддерживал их замысел, считался с их мнением, всячески помогал и т.п.
Важное значение для эксперимента имело привлечение малоактивных, замкнутых детей, для этого проводилась индивидуальная работа, основанная на доброжелательности, заинтересованности в каждом ребенке.
Изменение позиции взрослого, его открытость, эмоциональность и гибкость способствовали следующим изменениям в группе: повысилось доверие к взрослому, это выразилось в частых обращениях по поводу различных ситуаций (конфликт, игра и т.п.); дети стали более уверенно чувствовать себя в совместных действиях; заинтересованность и большая активность «аутсайдеров».
Глава 4. Заключительный этап исследования — сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента
В эксперименте были представлены две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная и экспериментальная. Чтобы проверить результативность эксперимента, было проведено контрольное обследование, которое совпало с данными первого этапа исследования.
В итоге экспериментальная группа существенно снизила долю показателей низкого уровня креативности. Создание эмоционально благоприятного климата в группе и изменение роли и отношения взрослого имели положительный результат. Повысилась заинтересованность детей не только в игровой деятельности, но в достижении положительного результата. Дети легче и быстрее адаптировались к изменяющимся задачам, чаще мыслили нестандартно. Свободная организация игровой деятельности способствовала успешному взаимодействию между детьми, налаживанию дружеских контактов. Общее дело и чувство причастности к нему каждого ребенка снизили уровень конфликтности.
Сравнительный анализ двух этапов исследования наметил тенденцию к увеличению оценочных баллов.
Дети, которые на первом этапе исследования демонстрировали низкий уровень креативного мышления, на втором этапе показали более высокие результаты по гибкости и быстроте адаптации, а так же нестандартности мышления, чем ранее. Конечно, в большинстве случаев они придерживались типичных путей решения поставленных игрой задач, однако положительные тенденции на лицо: заинтересованность в игре, длительная включенность в нее и нормальное взаимодействие с товарищами.
Таким образом, изменение игровых условий, а так же применение проблемных методов и методов активизации креативного мышления способствовали положительной динамике изменений в экспериментальной группе, следовательно наша гипотеза имела положительное подтверждение.
Заключение
Игра играет важную роль в формировании личности ребенка, она подготавливает его к жизни в большом мире. При этом игра носит сюрриалистичный характер: в ней причудливо сплелись реальный мир людей и мир фантазий ребенка. С одной стороны ребенок привносит в игровую деятельность все то, что он знает об окружающем его мире, все то, чему он научился у родителей, а с другой это мир сказок, персонажи мультфильмов, то, чего ему очень хотелось, тот, кем он хотел бы быть.
Поэтому игра имеет важное значение в формировании мотивационной сферы ребенка, его нравственных качеств, это время когда формируется основа для возникновения его самооценки, это время формирования его коммуникативных качеств, лидерской позиции и т.п. Для ребенка игра естественный процесс, он не задумывается, для чего он это делает. Игра просто приносит ему удовольствие. Л.С. Выготский называл игру « девятым валом детского развития».(8, с.78)
У детей старшего дошкольного возраста развито образное мышление, которое отвечает за развитие креативных способностей. Игра – по сути тоже является творчеством. Поэтому сопрягая игру и развитие ребенка ключевым критерием выступает развитие именно творческих способностей. Именно они на данном возрастном этапе являются определяющими и для личностного, интеллектуального развития и развития воображения ребенка.
Гипотеза предполагала, что определенные условия опосредованно через игровую деятельность влияют на развитие креативных способностей. Для этого в ходе экпериментального исследования были созданы условия направленные на развитие творческих способностей у детей 5-6 лет:
1) наличие благоприятного эмоционального климата в развивающей группе (либо в группе детского сада);
2) обеспечить свободу и самостоятельность игры ребенка при руководящей роли воспитателя (педагога);
3) игра должна быть изначально нацелена на развитие творческих способностей детей определенного возраста.
В эксперименте были представлены две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная и экспериментальная. В итоге экспериментальная группа существенно снизила долю показателей низкого уровня креативности. Создание эмоционально благоприятного климата в группе и изменение роли и отношения взрослого имели положительный результат.
Список литературы
1. Аникеева Н.П., «Воспитание игрой», М, Наука, 1987. 277с.г.
2. Аникеева Н.П., «Игра в педагогическом процессе», Новосибирск, НГПИ, 1989. 186с.
3. Большая советская энциклопедия,электронная версия, 2002.
4. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. 128 с.
5. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., Наука, 1978. 327с.
6. Кулагина И.Ю Возрастная психология.Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., Урао, 1999. 176с.
7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.М., Педагогическое общество России, 2004. 442с.
9. Психология развития. Словарь. https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article//PS3/ps3-0022.htm
10. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. М., Наука, 1966.596с.
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., Наука, 1978.324с.

Читайте также:  Задержка развития суставов у ребенка

Приложение 1
Таблица 1. Данные о выполнении заданий по группам
№ зад.
Баллы
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1
2
3
1
2
3
1 балл



2
2
2
2 балла
5
6
3
5
3
4
3 балла
5

Список литературы

1.Аникеева Н.П., «Воспитание игрой», М, Наука, 1987. 277с.г.
2.Аникеева Н.П., «Игра в педагогическом процессе», Новосибирск, НГПИ, 1989. 186с.
3.Большая советская энциклопедия,электронная версия, 2002.
4.Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. 128 с.
5.Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., Наука, 1978. 327с.
6.Кулагина И.Ю Возрастная психология.Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., Урао, 1999. 176с.
7.Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3
8.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.М., Педагогическое общество России, 2004. 442с.
9.Психология развития. Словарь. https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article//PS3/ps3-0022.htm
10.Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. М., Наука, 1966.596с.
11.Эльконин Д. Б. Психология игры. М., Наука, 1978.324с.

Источник