Значение и роль игровой деятельности в всестороннем развитии ребенка

Эльвира Тимашева
Роль игровой деятельности в развитии ребенка

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое

в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознатель-

ности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольник развивается в разных видах деятельности. Особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу — младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда, обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Кроме того, игра является прекрасным диагностическим средством.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами.

В игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

В дошкольном возрасте основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Источник

Елена Никулина
Значение игровой деятельности во всестороннем развитии личности детей дошкольного возраста

Игра для дошкольников — это основной вид деятельности. Через игру дети познают окружающий мир, учатся радоваться и сопереживать. В игре формируются личностные черты ребенка, он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности.

Игра — это отражение жизни, через игру ребенок учится общению.

В своей работе воспитатель использует различные виды игр: Дидактические; сюжетно-ролевые; театрализованные; игры-соревнования; малоподвижные и подвижные игры, а также творческие.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Читайте также:  Развитие ребенка занятие спортом с мамой

Я работаю воспитателем в «Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ручеек». Основная задача учреждения — оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В процессе реабилитации воспитанники обучаются правилам гигиены, культуры поведения и общения, социализируются.

Работа с детьми дошкольного возраста в центре отличается спецификой и возрастными, и личностными особенностями воспитанников. В наш центр поступают дети из социально неблагополучных семей, соответственно не все дети владеют культурно-гигиеническими навыками: не умеют пользоваться зубными принадлежностями и полотенцем, не знают и не соблюдают правила личной гигиены, боятся воды. Здесь то мы и применяем различные методы и приемы: занятия, беседы, дидактические игры, художественное слово.

Чтобы ребенок овладел культурно-гигиеническими навыками, в свой план работы я включала следующие беседы: «Зачем нам нужна вода», «Для чего нужны зубные принадлежности», занятия: «Уроки Мойдодыра», «Королева — зубная щетка».

Следующий этап в моей работе как воспитателя был направлен на обучение воспитанников правилам поведения за столом, а также культуре поведения в общественных местах.

Для составления плана занятий и мероприятий по реализации этического воспитания несовершеннолетних используется различный методический инструментарий, среди которого наиболее активно применяется авторская разработка Г. П. Шалаевой, О. М. Журавлевой, О. Г. Сазоновой «Правила поведения воспитанных детей», где в сказочно-игровой форме детям дошкольникам объясняются правила этикета. Ещё в рамках этического воспитания был проведен цикл занятий по теме «В царстве вежливых наук», где на практических упражнениях-играх воспитанники учились правильно вести себя за столом и в общественных местах. В процессе реализации комплекса «В царстве вежливых наук» воспитанникам стали доступны понятия вежливость, культура поведения, культура общения.

Большая работа проделывается по формированию у детей знаний и представлений об окружающем мире и его действительности, развитию элементарных математических представлений, речи и обогащению словаря.

В этом направлении запланирован ряд занятий, по разным видам деятельности, которые всегда проходят в форме игры. Чтобы адаптировать занятия под условия нашего центра, необходимо в занятии сочетать разные виды деятельности.

Изменив структуру занятий, можно повысить их продуктивность и эффективность. Занятия выдерживаются в соответствии со структурой:

1. Вводная или подготовительная часть включает пальчиковую гимнастику (проводится с целью создания хорошего настроения у детей, улучшения мозгового кровообращения, повышения познавательной активности ребенка).

2. Сюрпризный момент (проводится с целью заинтересованности детей).

3. Основная часть включает упражнения и задания 3-4 (проводится с целью развития внимания, мышления, восприятия, памяти, Упражнения разнообразные по способам выполнения (пигры, задания с предметами).

4. Заключительная часть — продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги (проводится с целью закрепления полученного материала).

Все занятия планируются по определенной тематике с учетом принципа сезонности, например:

— математика «В гостях у Маши и медведя», «В гостях у зайчика», «Осень»;

— ознакомление с окружающим «Путешествие в осенний лес», «Осень золотая», «Зачем нам нужны витамины», «Зоопарк», «Транспорт»; «Клоун в гостях у ребят».

— художественное творчество «Подсолнух», «Птичка», «Осенние деревья».

(Приложение

С первого занятия дети не усваивают данный им материал, они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать неоднократно, в одних и тех же условиях.

В. А. Сухомлинский писал, что ум детей находится на кончиках их пальцев, поэтому необходимо давать им как можно больше заданий на развитие мелкой моторики рук, чем больше ребенок будет делать руками и пальцами, тем лучше будет развита его речь и умственные способности, следовательно он лучше будет подготовлен к школе, и легче сможет усваивать школьную программу. Для этого в план своей работы я включаю пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику, точечный массаж и самомассаж. Игры с мелким конструктором «Лего», различными крупами и пуговицами разного размера, а также со счетными палочками и спичками. Детям, проживающим в нашем центре такие игры очень нравятся.

(Приложение 2).

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Приложение 1

Тема: «Клоун в гостях у ребят»

Программное содержание: Закрепляем знания полученные, на занятиях, умения и навыки в меняющейся обстановке игры.

Доставить детям радость от участия в играх, приучать к согласованным действиям, развивать чувство товарищества.

Воспитывать быстроту, ловкость и выносливость.

Оборудование: Обручи, ленточки разных цветов, шнуры, маска-шапочка кошки, палочка с привязанной бабочкой, большая конфета с сюрпризом.

Ход досуга

Клоун: Здравствуйте детки-конфетки! Это где я появился, у кого я очутился?

Дети: У нас в «Ручейке».

Клоун: А вы меня узнали? Как меня зовут? Меня зовут клоун Топ. А что это вы такие хмурые, невеселые. Улыбаться умеете как я? (Клоун улыбается и пальцами хочет сделать улыбку шире). Я очень люблю веселиться и играть? А вы любите?

Дети: Да, очень любим.

Клоун: Сейчас я и посмотрю, какие вы смелые, ловкие и быстрые. Я не просто клоун, я еще немного волшебник.

Во время игр мы с вами будем превращаться в разных сказочных персонажей.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Я превращусь в маму курицу, а вы в моих деток-цыпляток. Но нам еще нужна будет кошка, сейчас мы посчитаемся и тогда кто-то из вас превратится в кошку. (считалкой выбираем кошку).

(Объяснение правил игры). (Кошка будет спать на дорожке, а курица с цыплятами будут гулять по двору, когда кошка проснется, цыплята убегают и прячутся за мамой-курицей).

Читайте также:  Общее развитие ребенка для характеристики

Клоун: Молодцы ребята, хорошо убегали от кошки. А теперь я хочу посмотреть как вы умеете прыгать. Ко мне прилетела очень красивая бабочка и тоже хочет с вами поиграть. Она хочет, чтобы вы попрыгали и попытались её поймать, хлопая в ладоши.

П. и. «Поймай бабочку». (Клоун держит палочку с бабочкой, завязанной на ниточке. Дети стараются поймать бабочку, подпрыгивают и хлопают в ладоши. Клоун поднимает палочку повыше, чтоб у детей были прыжки повыше. Потом бабочка поддается детям, они её ловят и игра заканчивается).

Клоун: Вы молодцы, хорошо умеете прыгать, а вот бегать, все равно не умеете как я.

Дети: Умеем, ещё лучше тебя.

Клоун: Вот сейчас мы и проверим. На этот раз мы с вами превращаемся в ящериц. Вы знаете, что когда ящерку поймаешь за хвост, она его откидывает, потому что не хочет, чтоб её поймали.

(Клоун догоняет ящерок и забирает у них хвостики-ленточки).

Клоун: Ой, какие вы быстрые, за вами и не угнаться. Вы ещё не устали играть? Будем продолжать? Мне по секрету сказали, что вы очень любите играть в эту игру?

Отгадайте загадку:

Клоун: Правильно – это самолет. Давайте поиграем с вами в эту игру.

(П. и. «Самолеты». Вспоминаем правила игры. Играем 2-3 раза).

Клоун: Молодцы ребята. Мне очень понравилось с вами играть. Вы на самом деле очень смелые, ловкие и умелые ребятишки. Но, у меня произошло небольшое несчастье. Когда я к вам шел, у меня в руках была большая конфета, я хотел вас угостить, но по дороге я её потерял. Вы мне поможете её найти.

Клоун: Когда я шел к вам, то помечал дорогу красной нитью. Давайте все вместе искать красную нитку.

(Дети ищут красную нитку, за ширмой находят «конфету»).

Клоун: Спасибо вам большое ребята, вы не просто сильные и ловкие, вы еще и очень наблюдательные.

(Клоун открывает конфету с одной стороны и достает пуговицы).

Клоун: Ребята, пуговицы разве можно есть? Посмотрите это не простая конфета, она волшебная, сейчас мы с вами что-нибудь наколдуем. Колдуем и открываем конфету с другой стороны и достаем конфеты настоящие и раздаем их детям.

Клоун: Ну вот и все. Мне пора уходить. Мне очень понравилось с вами играть, я бы еще хотел бы прийти к вам в гости. Вы не будете против? До свидания ребята, до новых встреч!

Приложение 2

Точечный массажКрылья носа разотри — раз, два, три

И под носом себе утри — раз, два, три

Брови нужно расчесать — раз, два, три, четыре, пять.

Вытри пот теперь со лба — раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи — раз, два, три.

Сзади пуговку найди и застегни.

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрешку.

А сюда браслетики, красивые манжетки

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики

Вот как славно потрудились и красиво нарядились.

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Самомассаж лица «Ладошки».

Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая! (хлопки в ладоши) Правой, левую ладошку

Мы похлопаем немножко (шлепки правой рукой по левой, от плеч к кисти)

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче сделай, (руки поменяли).

А потом, а потом,

Даже щёчки мы побьём, (лёгкое похлопывание по щекам)

Вверх ладошки!

Хлоп, хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам -шлёп,шлеп.

По плечам теперь похлопай! (хлопки по коленям и плечам).

По бокам себя пошлёпай! (шлепки по бокам).

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой! (шлепки по спине и по груди)

Справа-можем, слева-можем!

И крест накрест руки сложим! (шлепки по груди слева и справа).

И погладим мы себя.

Вот какая красота! (поглаживание по рукам, груди, бокам, сине и ногам).

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки, (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет, (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца — левой рукой, с большого пальца — правой рукой)

Дождик вышел погулять, (беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)

«Не ходите по газону!»

Дождь тихонечко вздохнул: «Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)

И ушел. Засох газон, (ритмично хлопаем по коленям)

Список использованной литературы

1 Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. 1986 год.

2 Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год

3 Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1999 год

4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

6. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., 1986.

7. Гербова В. В. Воспитание детей. – М., 1981.

8. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. – М., 1997.

Читайте также:  Воображение основа творческого развития ребенка

9. Менжерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

10. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М., 1975.

11. Пидкосистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.

12. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

13. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.

14. Хейзинг И. Человек играющий. – М., 1992.

15. Шмаков С. А. Ее величество игра. – М., 1992.

16. Штерн В. Психология раннего детства. – М., 1993.

17. Флерина Е. А. Игра и игрушка. – М., 1973.

18. Азбука общения «Детство – пресс». 2000.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.

19. Анищенко О. А. Развиваем в игре. — Мн., Асар. 2000.

20. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение,1991.

21. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение.

Источник

Ольга Артамонова
Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Виды игр

«Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

(В. А. Сухомлинский).

Игра — это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.

Так, А. С. Макаренко писал: «Игра, имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в детстве?

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Виды игр:

1. Сюжетно – ролевая игра.

Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых.

Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом — взаимоотношения и общение людей.

В сюжетно-ролевой игре у детей хорошо формируются предметные способы решения игровых задач. Становятся все разнообразнее игровые действия с игрушками. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители.

С обогащением жизненного опыта детей беседа в игре становится все разнообразнее и длительнее. Но в практике наблюдается такая пагубная тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остается на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чем можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие и общение взрослых.

Итак, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что у детей происходит формирование ролевых способов решения игровых задач.

2. Театрализованная игра

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Также театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

3. Дидактическая игра

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

— социально-нравственному развитию ребенка- дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Источник