Значение головоломок в развитии ребенка

Значение головоломок в развитии ребенка thumbnail

Роль головоломок в развитии личности ребенка дошкольника.

Особое место среди используемых в нашем детском саду развивающих игр логико-математического содержания мы отводим плоскостным головоломкам — играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование — деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.

  1. использование головоломок помогает развитию познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, активизируют скрытые интеллектуальные возможности, активизируют их.

  Дети усваивают эталоны сенсорной культуры: форма, величина, цвет, особенности материала. От уровня сенсорного развития детей зависит успешность освоения игры. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры.

Можно проводить с детьми игру «Найди нужную деталь на ощупь по названию»

  Для развития памяти можно  предложить детям следующее задание: продемонстрировать ребенку несложный образец в течение 20-30сек,убратьего и предложить собрать картинку по памяти.

Для развития воображения – сложить наугад 2-3 детали, обвести их и подумать, на что похож получившийся контур. Дорисовать недостающие детали так, чтобы догадка стала очевидной  окружающим; придумать, собрать, назвать и зарисовать собственную фигуру.

  Дети овладевают логическими операциями: умением анализировать образец, сравнением, комбинаторными способностями, классификацией, обобщением – построением простейших логических суждений.

  1. игры в головоломки способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.
  2. способствуют развитию речи детей.

 Ребенок рассказывает о своем замысле, по определенному плану анализирует образец, рассказывают о порядке действий, о полученном результате — развивается логика связной речи.

— Используя головоломки, мы решаем многие задачи работы по ознакомлению с окружающим.

  Богатая тематика изображений, которые можно собрать из деталей головоломок, позволяет вводить детей в различные миры: мир геометрических форм, мир материалов (у нас в детском саду по аналогии деревянных головоломок сделали головоломки из других материалов (пластмассовые, картонные, тканевые, кожаные), мир растений («Джунгли»), мир животных,

мир транспорта ( «Листик, «Пифагор», «Сфинкс»), мир профессий («Город мастеров»), мир букв, цифр («Танграм») и др.

  Показываем безграничность знания и знакомим со способами получения новых знаний.

 Например, ребенок задумал сделать слона. Можно попросить ребенка рассказать все, что он знает об этом животном, привлечь друзей. Когда объем знаний детей иссякнет, взрослый дает  дополнительную информацию ( «Ты рассказал много, да я немного — все ли теперь знаем? Где можно еще узнать?(спросить у мамы, папы, прочесть в книге) Таким образом, мы анализируем уровень знаний детей, расширяем объем знаний.

 Работа с головоломками дает возможность активизировать и обогащать словарь детей, работать над грамматическим строем языка, воспитанию звуковой культуры речи (какие звуки издает выложенное животное, транспортное средство; можно предложить детям составить фигуры, в которых присутствует заданный звук; составление изображений предметов, в названии которых 2, 3 слога и др.).

Составив фигуру, можно предложить придумать загадку о полученном объекте или в начале загадать загадку, а отгадку изобразить с помощью головоломки.

Мы широко используем в работе составление сказок, объединяя головоломки и их результаты общим сюжетом.

Сначала сказки придумывает воспитатель, постепенно вовлекает в работу детей, затем дети сами придумывают сказки. Большую помощь в работе по составлению сказок, в том числе и по головоломкам, оказывает развивающая игра «Сочинялки». На первоначальном этапе предлагаем детям знакомые сказки, внося изменения в сюжет:

Например, работая с «Колумбовым яйцом», курочка Ряба снесла не простое яичко, а очень большое ( заранее делается увеличенный вариант головоломки», в следующий раз курочка снесла не постое яичко, а меховое (бумажное, наждачное)- соответственно разрезное яичко делается из заданного материала. Дети собирают яичко и придумывают свои истории в связи с предложенной ситуацией

Курочка Ряба отправляется погулять и по подает в разные места (на птичий двор, в лес) – детям предлагается придумать, кого бы могла там встретить курочка Ряба, и изобразить с помощью головоломок данного героя  после выполнения задания придумывается сказка. Дети обводят свои изображения, воспитатели записывают

сказки – создаются собственные книги, которые вносятся в книжный уголок. Дети рассказывают сказки младшим товарищам.

4. Игры-головоломки используем для развития графических навыков: предлагаем детям обвести названную деталь,  закрасить или заштриховать ее; обвести       собранную картинку  (дети учатся одновременно удерживать несколько деталей – это трудная задача)

  1. Работа с головоломками способствует развитию личностных качеств: самостоятельности, чувства коллективизма (учитывать позиции других, подчиняться правилам), инициативности (свобода выбора игры), трудолюбия, целеустремленности (умению добиваться результатов), сообразительности, любознательности, самореализации, успешности, уверенности в себе. А раз мы способствуем достижению успешности, то соответственно  решаем задачу по воспитанию здорового ребенка (только успешный человек может быть здоровым).

Игра в головоломки способствует развитию волевых процессов, мотивационной направленности, развитию всех познавательных процессов, учит работе в коллективе, т.е. мы обеспечиваем готовность ребенка к школе.

 Обеспечение устойчивого интереса детей к работе с головоломками.

  Человек любит заниматься тем, от чего получает наслаждение.(при достижении успешности). Чтобы добиться успешности, надо вызвать интерес к выполняемому делу. Интерес к игре можно поддерживать, соблюдая следующие принципы:

  1. Интенсивность – постоянство использования.

 В развивающей среде всегда присутствуют какие-нибудь головоломки. Учитываем этот принцип и при планировании работы: игры- головоломки планируем в утренний отрезок времени во время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, включаем как часть занятия, в пятницу после сна проводятся вечера развивающих игр.

  1. Новизна, вариативность.

Показываем детям разные варианты одной и той же игры. То составляем изображение по предложенной загадке, то сначала конструируем предмет, а затем придумываем словесные загадки, рассказы, сказки, можно предложить загадки-пентанимы. Используем  различные способы изменения сюжета знакомых сказок. Предлагаем дорисовать сюжет, штриховка изображения и др. варианты

Если интерес к игре снижается, то убираем ее на некоторое время из поля зрения ребенка, затем возвращаем, вспоминаем известное, вводим усложнения, придумываем новые варианты использования игры. Делаем игры из других материалов.

Планируя работу с головоломками, осуществляем связь с тематикой занятий по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, изо-деятельностью и др.

  1. Сложность

Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, возможности, уровень подготовки

 — Поэтапное освоение игры.

 — В одной возрастной группе подбор игр, заданий для разного уровня детей (наличие схем расчлененных изображений в масштабе 1:1, уменьшенном масштабе;

схемы силуэтных (нерасчлененных) образцов в масштабе 1:1, уменьшенном масштабе.

  1. Необычность

-Проведение вечеров загадок с использованием головоломок

— придумывание сказок

— игры- путешествия в различные миры (в джунгли –игра «Джунгли», в мир профессий – игра «Город мастеров»

Читайте также:  Детский центр развития ребенка волгоград

— конкурсы  «Кто придумает самое необычное животное»

                   «Песня в день рождение» — на день рождение пришли животные (дети составляют их изображения.  Затем  договариваются, какую песенку дарят в подарок имениннику, и каждое животное исполняет ее на своем языке;  «животные» могут дарить разные песенки – конкурс «Угадай мелодию» и др.

— соревнования («Кто быстрее соберет…»)

— праздники (детские, совместные с родителями, совместные со школой)

— в детском саду работает клуб развивающих игр.

  1. Изменчивость

Из фигур одной игры можно создавать различные предметы

Создание предметно-развивающей среды.  Презентация игр.

Головоломки присутствуют во всех группах дошкольного возраста.

 2 младшая группа.

-разрезные картинки «Мой дом»

                               «Живой мир»

— «Сербис» — 2-3 комплекта на группу

      Средняя группа.

— многообразие головоломок – идея объединения, составление сказок.

«Танграм

 «Сфинкс» — прямоугольник, разрезанный на 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника, 3 четырехугольника с разным соотношением сторон..

в игре представлены образцы силуэтов ракет, самолета, парусника, птиц.из 2-х одинаковых наборов можно конструировать силуэты человека, животных, видов транспорта.

головоломка Пифагора – квадрат, разделенный на 7 частей: 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких) и 1 параллелограмм. Из ее элементов силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности.

 «Монгольская игра» — это квадрат, разрезанный на части по принципу «каждый раз пополам».в результате получается 2 квадрата, 5 прямоугольников, 

4 треугольника. Из набора получаются стилизованные изображения предметов. Используя несколько наборов, можно создавать сюжетные картинки «Зоопарк», «Космодром».

«Листик» — «сердце», «лист липы», фигура  разрезана на 9 элементов. Округлые и угловатые детали набора позволяют создавать всевозможные силуэты, передавая многообразие окружающего мира. Полученные изображения своей выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки

«Колумбово яйцо» -это овал, разделенный на части. Существует несколько вариантов разреза овальной формы. Округлость большинства фигур позволяет составлять из них силуэты птиц, зверей, человека.

«Волшебный круг»- круг, разделенный на 10 частей по принципу «каждый раз пополам, в результате образуется несколько пар одинаковых по форме симметричных частей. Игра дает возможность сконструировать силуэты человека, домашних и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода.  «Вьетнамская игра»- круг, разделенный на 7 замысловатых элементов с обтекаемыми контурами, что дает возможность придумывать силуэты различных животных, птиц.

«Абрис»- в состав игры входит набор геометрических фигур: круг(Д=3см), 2 полукруга (Д=3см), квадрат (3см), прямоугольник (3*6 см ),

2 прямоугольника (3*1,5см), 2 равнобедренных прямоугольных треугольника (катеты 3см), равносторонний треугольник (3см).

к игре прилагаются  силуэтные схемы.

« Архимедова игра»- прямоугольник, разделенный на 14 частей. В результате получаются треугольники различных видов и четырехугольники. Из элементов можно сложить фигуры, довольно похожие на реальные предметы, сложить многофункциональные композиции. Эта игра доступна лишь опытным игрокам.

«Чудо-соты» (развивающие игры Воскобовича»

Предложенные игры следует осваивать с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к другой. Таким образом, каждая игра – это этап подготовки освоения следующей, более сложной игры. Со временем можно предоставить ребенку возможность самому выбирать игру по желанию

Старшая, подготовительная к школе группы.

— головоломки средней группы

+ «Пентамино» — это 12 разных по форме, но равных по размеру элементов. Каждый элемент состоит из 5 равных квадратов. Составить силуэты из элементов «Пентамино» достаточно трудно. Поэтому сначала необходимо с ребенком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п. затем дети составляют изображения игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, используя 2-7элементов. Составляя простые образные фигуры, дети овваивают характерные для данной игры способы соединения элементов. Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность ориентироваться на плоскости листа, учитывать поставленную перед собой цель. Постепенно дети учатся составлять изображения из 12 элементов.

  «Гексомино» — каждый из 12 элементов состоит из 6 равносторонних треугольников. Особенностью игры является то, что ее составные части похожи на реальные предметы (лодочку, факел, уточку, бабочку, корону). Можно предложить ребенку найти предмет и элемент игры, похожие по форме. Это увлекает детей, заставляет их мыслить развивает воображение. Вызывает желание реализовывать собственный замысел, активизирует практические действия. В данной игре тоже сначала конструируют предметы из неполного набора элементов, начиная с 2 – саночки, постепенно доводя до использования всех 12 элементов

  «Летчик»

  «Джунгли» — квадрат, разделенный на 24 части различной формы. схемам подобраны загадки.

  «Город мастеров» — квадрат, разделенный на 25 частей различной формы

Изображения, выложенные из деталей игр «Джунгли» и « Город мастеров» условны, схематичны, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета. Все изображения, которые можно сложить из деталей головоломки, связаны единым сказочным сюжетом, к некоторым

Объемные головоломки: «Сложи куб», «Занимательный куб»

Система работы с головоломками.

1этап – ознакомление с названием игры, с набором фигур в игре. Полезно поупражнять детей в различении и правильном назывании геометрических фигур, можно предложить сосчитать стороны, углы; сгруппировать фигуры по форме, размеру (работа с множествами). Затем поиграть: конструирование простых изображений из 2-3 деталей (домик, снеговик, лодочка, елочка) – ребенок придумывает силуэт, затем отбирает для этого нужные фигуры. Такие упражнения с детьми 3 – 4 лет проводятся систематически в течении длительного времени.. Для детей 4-5 лет эти упражнения являются лишь одним из этапов освоения игры, который позволяет перейти к конструированию более сложных силуэтов.

— составление картинок из одинаковых фигур (материалом для игры служат одинаковые по форме фигуры, которые раскладываются в конверты по 15-20 штук).

2этап – составление фигур силуэтов по расчлененным образцам – усвоение детьми плана анализа предъявляемого образца, начиная с основных частей,  выражение в речи способа соединения и пространственного расположения частей. Сначала работаем со схемами 1:1, затем с уменьшенными схемами.

 Следует поощрять самостоятельные действия ребенка, желание добиваться положительного результата. Удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, эмоционально положительный настрой. А это очень важно для результативного протекания умственной деятельности, требующей большого напряжения.

Чтобы подстраховаться от возможных неудач, выбирайте картинки с учетом уровня развития ребенка (сначала попроще, постепенно увеличивая уровень сложности). В процессе игры постарайтесь ничего не делать за ребенка, лучше, если необходимые подсказки будут словесными. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал, что он может это сделать, что у него получается, поэтому старайтесь завершить игру на картинке, которую ребенок может сложить сам.

3 этап – воссоздание фигур по образцам силуэтного характера. В случае затруднения можно «примерить к образцу 1-2 детали – это поможет увидеть расположение остальных. Если все же находится картинка, которую без наложения совсем не собрать – пусть она первый раз будет собрана наложением, а в следующий раз – самостоятельно, отдельно от схемы. Особое внимание уделите точному соответствию собранной картинки схеме   В наборах есть картинки на развитие глазомера, точности восприятия (например, в игре «Абрис» — рыба, паровоз, машина, пингвин, храм).

Читайте также:  Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка родительское

4 этап –  

-стимулировать попытки ребенка изменить, усовершенствовать, перестроить уже готовое силуэтное  изображение, добиваясь наибольшей выразительности, полного сходства с реальным предметом

-составление изображений по собственному замыслу (сначала из неполного комплекта, затем с обязательным использованием всех элементов набора;

объединение наборов), изготовление своих схем к игре.

Следует стимулировать и поощрять придумывание интересных замыслов. Дети обводят свои картинки, схемы подписываются и прикладываются дополнительно  к схемам, предложенным в игре.

Источник

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

О влиянии головоломок на общее и в большей степени на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделено в работах З.А. Михайловой [5,14]. Головоломки способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе [7,19]. З.А. Михайлова, относя головоломки к разряду развлечений, подчеркивает, что любая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего «замаскирована» занимательными внешними условиями задачи [5, 23].

Головоломка — лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает, как несложно догадаться, решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность (8,140].

Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Головоломки носят предельно абстрактный обобщённый характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Но в этом то, как раз и состоит одно из главных их достоинств — решение головоломки способствует развитию наиболее общих качеств мышления (таких, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипизирующему влиянию прошлого опыта и т.п.) [3,97]. Обладание же такими качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.

Головоломки — особый тип проблемных задач, которые построены с учётом недостатков, присущих мышлению большинства людей, предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов и др.[7,18]. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека в большей степени, чем у других людей, развито продуктивное мышление. Тот же, кому указанные недостатки присущи в большей степени, обычно при решении головоломки сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Впрочем, эти трудности вполне изживаемы, и упражнения в разгадывании головоломок как раз и призваны сослужить здесь добрую службу.

Головоломка, которая попадает в руки человеку, вызывает много положительных чувств и эмоций. Головоломка — идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот, почему многие головоломки поддаются детям очень легко [9,170].

Как показывает практика, в дошкольных организациях недостаточно используются головоломки, требующие известной остроты ума и хороших способностей к пространственному моделированию [1, 50].

Головоломки интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Они вызывают у детей огромный интерес, удивление эмоционально захватывают [6,15]. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Но почему это часто не дает результата, и головоломка не решается? Принцип большинства головоломок — с самого начала отправить человека по ложному пути, сыграть на шаблонности мышления, на стереотипах, или показать «псевдологичный» путь, который кажется 100% правильным. «Сломать голову» в таком случае означает сломать «стереотип мышления», т.е. отказаться от варианта решения, который кажется единственно верным, и подумать.

Для решения головоломок пригодятся все навыки и умения. В ходе решения головоломки приходится собирать и анализировать информацию, откидывать лишние данные, которые запутывают, и находить тот самый недостающий бит информации, который приведет к победе над головоломкой.

Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы. Эти качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. приобщение детей к решению головоломок, станет частью подготовки к школе. И дело не только в том, что они развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.

Головоломки направлены на повышение интереса, положительных эмоций, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится ненавязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Головоломки развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность[10, 40]. Благодаря головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. В играх из категории «механические головоломки» решение задачи предстаёт перед ребёнком в виде видимых и осязаемых вещей, что позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому контролировать и проверять правильность своих действий [3, 163]. Появление у ребёнка способности к самоконтролю и саморегуляции своей деятельности значительно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, что является важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста.

Головоломки играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т.п.)[4,80]. Механические головоломки предоставляют большие возможности для манипуляций с деталями и тем самым способствуют развитию мелкой моторики, что необходимо для подготовки руки к письму, а также является важным условием умственного развития ребёнка.

В головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме того, задачи-головоломки помогают формировать у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию, активная позиция. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.

Читайте также:  Средства речевого развития детей ребенок и речевая среда

Задачи-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. В стремлении ребёнка «победить» в нелёгкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлённость. Нужно быть решительным, чтобы сделать в стратегической игре правильный ход, учитывающий будущую победу; нужно быть решительным, чтобы выбрать игру, зная, как тяжело будет решить поставленную задачу [4,85].

Но дети, любя игру и игрушку, идут на это и преодолевают неуверенность перед будущей трудностью выполнения задания. Задачи с головоломками позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции ребёнка, способствуют развитию умений находить выход из любого положения, приобретению необходимой уверенности в себе.

Головоломки способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Головоломки способствуют решению следующих задач в развитии детей:

  • Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

  • Формирование символической функции сознания;

  • Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

  • Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

  • Развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Многообразие головоломок дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами [7]

I. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач

II. Го

2.Гловоломки, направленные на решение геометрических задач

III. Игры

3. Головоломки комбинаторного характера −стратегические

4. Буквенные головоломки

V. Механические головоломки

Таким образом, классифицировать головоломки можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни.

В работе со старшими дошкольниками необходимо знать этапы обучения детей,используя схему алгоритма действия, предложенного П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной [9,89].

Выполнение действий с наглядно представленными предметами или же картинками, схемами, моделями.

Четвертый этап

Выполнение внешнеречевых действий

Действия проговариваются ребенком вслух. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать.

Пятый этап

Выполнение действий в форме внутренней речи

Действие свертывается и проговаривается в форме внутренней речи. Это важное приобретение, которое дает возможность формировать внутренний план действий: планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты. К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями.

Заключительный этап 

Выполнение умственных действий

Умственное действие, максимально быстрое, свернутое, результативное.

На первых этапах обучения детей решению головоломок нельзя оставлять ребенка один на один с новой задачей. Необходимо понять, в чем он испытывает трудности, и помогать ему. Но навязывать игры нельзя, ни в коем случае, иначе пропадет интерес, не стоит подавлять инициативу ребенка. Там, где ребёнок может справиться сам, надо позволить ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. И, конечно же, порадоваться за него и его успехи [8,29].

Организуя педагогический процесс, следует придерживаться определенных правил: 

1. Важно, чтобы ребенок решил первую головоломку. Если первый опыт будет отрицательным, дошкольник может навсегда утратить интерес к головоломкам. Для того чтобы этого не произошло, начинать следует с самых простых головоломок и внимательно, но не навязчиво, следить за ходом решения, быть готовым прийти на помощь. Однако помогать надо аккуратно, если рассказать ход решения — результат будет отрицательным. При занятиях с детьми очень часто наблюдаются ситуации, когда первая головоломка дается решателю чрезвычайно сложно, несмотря на то, что сама головоломка проста. Решение же последующих головоломок происходит быстрее и проще, хотя уровень сложности может возрастать. 

2. Не раскрывать секретов.

3. Лучшая подсказка — это вопрос. При подсказке очень важно направить мысль решателя в нужном направлении, но не раскрыть секрета головоломки. Важно отметить, что при использовании подсказок у ребенка в итоге должно быть ощущение, что головоломка была решена именно им.

4. Головоломок должно быть мало. Большое количество головоломок, во-первых, производит подавляющее впечатление на дошкольника, во-вторых, рассеивает внимание — дети, не доделав одного, могут хвататься за другое и в результат не сделать ничего. Дефицит же наоборот стимулирует интерес — «повезло же тому, кому досталась головоломка!»

5. Очень важно не выносить низких суждений по поводу способностей дошкольника.

6. В первую очередь необходим личный интерес педагога к головоломкам.

Педагогу следует самостоятельно прорешать максимальное количество головоломок. Только так можно понять весь спектр чувств, возникающий у решателей головоломок. Сложные головоломки можно решать вместе с детьми.

От решения головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) дошкольники переходят к самостоятельным действиям. Дети способны представить возможные пространственные, качественные изменения в ходе решения не только предложенной им задачи, но и составляемой самостоятельно.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Решение головоломок активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бесова М.А. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших школьников/ М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2007 г. – с. 46-80

  2. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 206 с.

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: дети / Ю.З. Гильбух, М.: Минск – 2003. – 157 с.

  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990. — 94 с. 

  5. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. -Издательство: Детство-Пресс. – 2013.

  6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. —  Просвещение – 1990 — 160 с.

  7. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание -1997- №3

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой – Москва: Русский язык, 1990. – 921 с.

  1. Ращикулина Е. Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников / Е.Ращикулина // Дошкольное воспитание. – 1999 — №3 – с. 27-32.

  2. Щетинина А.М., Смирнова Н.П. Формирование умственных действий у дошкольников− Великий Новгород, 2000. – 114 с.

  3. Решай, смекай, угадывай. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. / сост. Т.И. Линго − Ярославль: Академия,1999. – 208с.

  4. Электронный ресурс. https://www.toybytoy.com/game/Puzzle

Источник