Значение дидактических игр для развития личности ребенка

Значение дидактических игр для развития личности ребенка thumbnail

Калинина Галина Сергеевна
Значение дидактической игры для развития дошкольников

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление:

• — она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;

• — и формой обучения;

• — и самостоятельной игровой деятельностью;

• — и средством всестороннего воспитания личности

Основная особенность дидактической игры — это игры обучающие, создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры — это игры обучающие. Их основное назначение — способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей. Дидактические игрыв педагогическом процессе играют двоякую роль: они являются методом и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактические игры в ДОУ развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.

В дидактических играх развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет его знания (лото «Растёт, цветёт, зреет», «Тут и там», «Прятки», «Разрезные картинки» и др.) В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей («Цветные кубики» «Подбери фигуру» и др., а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук («Матрёшка большая и маленькая» «Спрячь в ладошке», «Сделаем кукле бусы», «Спрячь мышку», «Игра с тестом» и др.).

Дидактические игры развивают мышление и речь детей («Где круг, а где квадрат?», «Назови правильно», «Что сначала, что потом» и др.). Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли.

Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться (лото «Кому что нужно для работы», «Парные картинки» и др.).

Дидактические игры служат целям художественного воспитания, воспитания любви к прекрасному. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы («Катится — не катится», «Узнай Колобка» и др.).

Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. У детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в среде сверстников.

Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи

Источник

Татьяна Скрягина
Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника

Традиция применения дидактических игр с целью воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте, получила развитие в трудах многих ученых и педагогов,таких как: Ф. Фребеля, Е. И. Удальцовой и т. д. По их мнению, самая важная особенность дидактических игр определена всего одним словом «обучающие». Эти игры помогают развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций ребенка, которые являются основой обучения. Однако, детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность – выполнить игровое действие и добиться правильного результата, то есть – победить. Возможность обучать маленьких детей с помощью интересной, активной деятельности – это и есть отличительная особенность дидактических игр.

Для ребенка в дошкольном возрасте важнейшее значение имеет игра. В первые годы обучения ребенка в школе потребность в игре сохраняется и занимает одно из главных мест. В игре не существует реальной обусловленности обстоятельствами, временем или пространством. Дети являются творцами настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры. Ребенок является новичком в этом мире и все окружающие его предметы полны новизны. В процессе игры ребенок открывает для себя много того, что известно взрослому. Для детей в игре не стоит какой бы то ни было иной цели, нежели играть.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 года навыки чтения

Для детей дошкольноговозраста игра обладает исключительным значением: учеба для них – это игра, труд – опять игра, серьезная форма воспитания – тоже игра. Для дошкольников игра – это способ познать окружающий их мир. Воспитатель, руководя процессом игры, воздействует на все стороны развития личности детей – на чувства, волю, сознание и на поведение ребенка в целом. Ребенок приобретает новые навыки, знания именно в процессе игры. Игры, которые помогают развитию у ребенка восприятия, памяти, мышления, внимания и творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игровая деятельность – это основная деятельность детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это сложное, многословное педагогическое явление. Такая игра – это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, а также форма обучения и самостоятельная игровая деятельность ребенка и средство всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры помогают:

развитию у ребенка познавательных и умственных способностей;

— получению детьми новых знаний, навыков;

— закреплению и обобщению уже имеющихся;

— расширению представлений ребенка об окружающей среде и явлениях природы, растениях и животных;

развитию у ребенка внимания, наблюдательности и памяти;

развитию умения высказывать свои суждения и делать умозаключения;

развитию у детей речи – пополнению и активизации словарного запаса детей;

— социально – нравственному развитию детей. Всё это достигается при помощи дидактических игр, происходит познавание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой природы. В процессе игры ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, приобретаем умение быть справедливым, учится сочувствовать и в случае необходимости уступать и т. д. Основные и дополнительные компоненты образуют структуру дидактической игры.

Проведение дидактическихигр состоит из следующих этапов:

1 этап. Знакомство детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала,например: показ картинок, предметов, краткое пояснение игры, в ходе которого, уточняются знания и понимание детей.

2 этап. Объяснение детям правил и хода игры и при этом наблюдение за четким выполнением этих правил.

3 этап. Показ детям игровых действий.

4 этап. Определение роли взрослого в игре, его участие в игре в качестве играющего, болельщика или же наблюдателя.

5 этап. Подведение итогов игры, что является ответственным моментов в руководстве игрой.

По результатам проведенной игры педагог может судить о ее эффективности, о том, будет ли эта игра использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ проведенной игры дает возможность педагогу выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, следовательно, правильно организовать индивидуальную работу с тем или иным ребенком.

Обучение в форме дидактических игр основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и вести себя в соответствии с ее законами и правилами, то есть полностью отвечает возрастным особенностям дошкольника. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

— игры с предметами или игрушками;

— настольно – печатные игры;

— словесные игры.

Дидактические игры различаются по:

— обучающему содержанию игры;

— познавательной деятельности ребенка;

— игровым правилам и действиям;

— взаимоотношениям и организации детей в игре;

— роли воспитателя в игре.

Игры с предметами основываются на непосредственном восприятии детей и соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким способом знакомиться с ними. В ходе игры с предметами дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность дидактических игр заключается в том, что с их помощью происходит знакомство детей с формой предметов, их величиной и цветом.

Настольно-печатные игры являются интересным занятием.По видам игры делятся на: лото, домино, парные картинки и т. д. При помощи настольно-печатных игр можно с успехом развивать у детей речевые навыки, логику, внимание, математические способности, моделирование жизненных схем и принятие решений, а также развить навыки самоконтроля.

Словесные игры являются эффективным методом воспитания самостоятельности мышления и развития у детей речи. Такие игры построены на словах и действиях играющих,то есть дети самостоятельно решают возникающие мыслительные задачи: описывают предметы, выявляют различия и сходства этих предметов и явлений природы. В ходе игры дети уточняют, закрепляют и расширяют свои представления об окружающих предметах.

Дидактические игры – путешествия являются одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра опытнической деятельности помогает сформировать у детей познавательный интерес к окружающему, развить основные психические процессы, мышление и наблюдательность.

Таким образом, все дидактические игры способствуют развитию личности дошкольника. Приобретаются прочные знания, навыки и умения, развивается самостоятельность, уверенность, проявляется положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Читайте также:  Где купить карточку развития ребенка

Источник

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [3; 6].

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:

  • — она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;
  • — и формой обучения;
  • — и самостоятельной игровой деятельностью;
  • — и средством всестороннего воспитания личности

Основная особенность дидактической игры — это игры обучающие, создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • 1. игры-занятия;
  • 2. дидактические или авто дидактические игры [6; 8].

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы за тем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, уделанный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры — занятия, поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных приемов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра к сожалению реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов [12; 25].

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Дидактическая игра является эффективным средством всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактической игры формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, активизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. К их числу относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает» и другие.

Система дидактических игр детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Но разработанная им игра «Дары Фребеля» подавляли самостоятельность ребенка и противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой. Ею разработан ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. В отечественной дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие педагоги и психологи. [19, 34].

Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры — это игры обучающие. Их основное назначение — способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: они являются методом и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.

Велика роль дидактических игр во всестороннем воспитании и обучении детей. Дидактические игры, используемые в дошкольном учреждении требуют сложной умственной деятельности, поэтому и способствуют решению задач умственного воспитания. Например: игры, способствующие сенсорному воспитанию, игры на развитие и усвоение родного языка, игры отражающие явления природы и т. д.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка по абдурасуловой

Большое значение дидактических игр отмечается и в решении нравственных задач, где особая роль принадлежит правилам игры. Как справедливо отметил А.Н. Леонтьев, «овладеть правилом — это значит овладеть своим поведением, научиться подчинять его определенной задаче». Они способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [4; 6].

Дидактические игры в ДОУ развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.

В дидактических играх развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

Дидактические игры — это группа игр с правилами, которые дают возможность систематически упражняться в определенных навыках, что очень важно для физического и умственного развития, для воспитания характера и воли. Без них в ДОУ трудно было бы проводить воспитательную работу.

Игры с правилами дети усваивают или друг от друга, или от взрослых. Многие из них переходят из поколения в поколение как народные игры. Они детям очень близки и интересны, потому что отражают детскую жизнь и труд взрослых. Однако в целом ряде народных игр отражаются идеология и отношения старых формаций. Поэтому воспитательницы в ДОУ, выбирая игры и включая их в программу детских садов, должны исходить из требований нашей современности. Игры с правилами по содержанию, способам осуществления можно разделить на две группы: на игры дидактические и подвижные.

Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатив. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. [13; 68 ].

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы».

Содержание дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.) Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умения сдерживаться, управлять своим поведением. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемой образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежа, обувь, продукты).

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. [3;9].

Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи

Источник