Значение диагностики музыкального развития для ребенка

Марина Балясова
Диагностика музыкальных способностей детей. Методика проведения диагностических занятий

Диагностические занятия во всех возрастных группах, начиная со средней группы, рекомендуется проводить один раз в год в апреле-мае во второй младшей группе – два раза в год: в сентябре – октябре и апреле – мае. Занятия проводятся циклами, в каждый из которых входят: определение ровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдений за ребенком и четыре специальных диагностических занятия по определению детей ровней развития:

-чувства музыкального ритма

— мелодического слуха

— репродуктивного компонента музыкального мышления

— продуктивного компонента музыкального мышления.

Циклы диагностических занятий обозначаются, соответственно, как Д1 – Д5.

Проведение первого цикла занятий Д1 с детьми второй младшей группы в начале учебного года связано с необходимостью выявления них исходного ровня музыкального развития. В Эту группу обычно приходят как дети из яслей, так и домашние дети, с которыми еще ни кто систематически не занимался музыкой. Результаты диагностических занятий второго цикла Д, который проводится с этими детьми в коне года, позволяют судить об их продвижении в музыкальном развитии за год занятий.

Во время проведения диагностических занятий обще групповые занятия во избежание утомления детей и педагога лучше отменить.

Во всех диагностических циклах занятий для чистоты получаемых результатов используется в основном один и тот же музыкальный материал. Исключение составляют песни, которые дети поют по собственному выбору. Дополнительные более сложные произведения, предлагаемые наиболее продвинутым детям в коне старшей и подготовительной групп, при определении уровней развития репродуктивного компонента музыкального мышления и чувства музыкального ритма. Предлагаемый для диагностики музыкальный материал на обычных занятиях не используется.

Как показывает практика, все четыре диагностики занятия могут быть проведены с ребенком в один – два дня. Важно, чтобы ребенок не ставал. Диагностический срез всей группы может занять три- четыре дня.

Диагностические занятия проводятся строго индивидуально. Каждую задач ребенок решает трижды, т. е. им предлагается три попытки решения каждой задачи, при этом учитывается лучший результат.

Разрабатывая показатели – критерии ровней развития музыкальных способностей, рекомендуют опираться на средневозрастные показатели развития каждой из них. Эти показатели характеризуют уровень развития данной способности большинства детей, возрастной группы. Они выявляются в специальных исследованиях.

Ориентация показателей развития той или иной музыкальной способности на средневозрастной уровень обеспечивает объективную и адекватную картин нормального распределения способностей, помогает педагог в каждой возрастной группе выявить детей с высоким, средним и низким уровнями развития каждой способности. Достижение большинством детей группы средневозрастного ровня развития той или иной способности рассматривается как результат большой работы музыкального руководителя.

Возрастные показатели развития каждой из музыкальных способностей были разработаны в отношении задач определенного уровня сложности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку.

Об уровне эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку педагог судит, наблюдая за ним во время занятий по слушанию, музыкальном движению, оркестр и других. На каждом занятии педагог может наблюдать за двумя, максим тремя детьми.

Показатели уровней развития

Низкий уровень. Ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, постоянно отвлекается. Без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Средний уровень. Ребенок, достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.

Высокий уровень. Ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в иге на музыкальных инструментах.

Необходимо подчеркнуть, что далеко не всегда эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется внешне. Для того, чтобы исключить ошибку, необходимо длительно и внимательно наблюдать за ребенком в процессе занятий.

Большинства дошкольников отмечается высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Редко отмечаемые средний и низкий ее ровни могут говорить об общей низкой или средней эмоциональности ребенка, педагогической запущенности или каких либо иных особенностях.

Чувство музыкального ритма

Диагностическое занятие по определению ровня развития чувства музыкального ритма, как и все другие занятия, проводится индивидуально. Педагог сидит за фортепиано, ребенок – рядом, но не очень близко. Сначала он только слушает музыкальный отрывок, исполняемый на фортепиано, а затем, одновременно со вторым, третьим и четвертым его воспроизведением хлопает в ладоши под музыку. Ребенку предлагается, таким образом, три попытки решения музыкально-ритмической задачи. Анализ результатов проводится на основе выявленных и описанных выше типов решения задач. Таким образом, ребенок во время первого проигрывания только слушает музыку, а во время трех последующих проигрываний, одновременно воспроизводит ее ритм хлопками в ладоши.

Показатели уровня развития

Низкий уровень. Ребенок решает, предлагаемую ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация и хлопки следуют беспорядочно, фактически вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей второй младшей группы и является для них показателем средневозрастного уровня. Поэтом если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочном тип, мы относим его к среднем ровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто либо из малышей решает ее по равномерном или адекватном тип, следует относить его к высоком ровню.

В то же время, если ребенок из трех последующих возрастов по беспорядочному типу решает эту задачу, то его показатель следует отнести, к низкому ровню развития этой способности.

Читайте также:  Кондратьева если у ребенка задержка психического развития скачать

Средний уровень. Ребенок решает ритмическую задачу по равномерному типу, когда воспроизводится только метрическая пульсация.

Этот тип характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем средневозрастного ровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочному или адекватному типу, его относят соответственно, к низкому или высокому уровню.

Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу: воспроизводит ритмический рисунку без ошибок, или с двумя, тремя ошибками.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей старшей и подготовительной к школе групп и является для них показателем средневозрастного уровня развития чувства музыкального ритма. Для выявления детей с высоким уровнем развития, предлагается более сложная музыкальная задача. Если ребенок решает ее по адекватному типу, то он относится к высокому ровню развития.

Звуковысотный слух.

Об ровне развития детей звуковысотного слуха следует судить по показателю интонирования мелодии голосом. В возрасте от трех до семи лет было выявлено шесть этапов его становления, о которых мы говорили выше и которые стали основой при определении показателей развития звуковысотного слуха, как музыкальной способности. Первые пять этапов развития интонирования были выявлены в условиях пения песни с аккомпанементом, шестой этап, в условиях пения без аккомпанемента.

На диагностическом занятии ребенку предлагалось спеть песенку, которая ему нравится, или, если него возникли затруднения, педагог сам выбирал песню из числа тех, которые дети этой группы разучивали на музыкальных занятиях.

Показатели ровней развития

Низкий уровень. Интонирование мелодии голосом, как таковое, отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или, интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном, двух звуках.

Второй этап развития характерен для большинства детей второй младшей группы и является для них показателем средневозрастного уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей, оказавшихся на этом этапе, следует отнести к среднем ровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоких уровнях, следует отнести, соответственно к низком или высоком уровням.

Средний уровень. Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находится большинство детей средней группы. Для них это средневозрастной средний уровень.

Если дети этого возраста интонируют только один-два звука – это низкий уровень. Если какой-то ребенок на фоне общего направления движения мелодии чисто поет и отдельные ее отрывки, его следует отнести к высоком ровню.

Высокий уровень. Ребенок интонирует общее направление движения мелодии, чисто поет и отдельные ее отрывки. Или ребенок интонирует чисто всю мелодию песни.

Четвертый этап характерен для детей старшей группы. Для них это средневозрастной уровень. Если кто- либо из детей находится на предыдущем, третьем этапе развития интонирования, значит он демонстрирует низкий уровень развития диагностируемой способности. Если ребенок старшей группы чисто поет всю мелодию песни, он находится на высоком возрастном уровне развития.

Пятый этап развития интонирования характерен для большинства детей подготовительной к школе группы. Для них чистое пение с аккомпанементом всей мелодии песни является средневозрастным средним уровнем развития, а чистое пение всей мелодии без аккомпанемента -высоким уровнем. Если ребенок этого возраста чисто поет с аккомпанементом только отдельные отрывки мелодии,, его следует отнести к низкому ровню по показателю развития этой способности.

Репродуктивный компонент музыкального мышления

Детей дошкольного возраста в результате специальных музыкальных занятий и стихийного накопления музыкального опыта складывается определенная система музыкальных значений, включающая интонационно-ритмические значения. Это позволяет им определять общее настроение. Характер музыкального произведения и его возможное содержание.

На диагностических занятиях всех возрастных групп детям предлагается прослушать две разнохарактерные по общему настроению и содержанию пьесы.

Инструкция ребенку. Послушай внимательно эту музыку, а потом скажешь мне какая она /в младшей группе –веселая или грустная/ и о чем может рассказать.

Названия пьес ребенку не сообщается. Каждая пьеса исполняется три раза. После каждого прослушивания ребенок делится своими впечатлениями о музыке. Таким образом ем предлагается три попытки решения задачи.

Ввиду ограниченности словарного запаса детей второй младшей группы может быть использовании прием выбора ребенком картинок, соответствующих по настроению и содержанию, исполняемому музыкальному произведению.

Показатели уровней развития

Низкий уровень. Ребенок не определяет вообще или определяет неверно общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находится часть детей второй младшей группы.

К детям этого возраста, достигшим средневозрастного уровня, которых было большинство, следует отнести тех, которые ярко, эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер. Дети, отнесенные к высокому уровню, не только правильно определяли настроение музыки, но и, то же односложно говорили о чем она рассказывает. При определении общего настроения пьесы большинство детей этого возраста ориентировались, главным образом, на ее темп.

Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь на комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя /музыкальную ткань/.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие умственно отсталого ребенка

Этот уровень является средневозрастным для детей средней группы.

Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этом возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной. Ребенок легко определяет название пьесы, может ловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы между собой. В ряде случаев это же рассказ ребенка о музыке. Имеющий определенный сюжет.

Такой уровень является средневозрастным для детей старшего дошкольного возраста. К высокому уровню следует относить детей, которые смогли адекватно воспринять и проанализировать значительно более сложное произведение.

Продуктивный компонент музыкального мышления

Методика проведения диагностического занятия была очень простой. Ребенок сидел за столиком, на котором лежал диагностический металлофон. Педагог предлагает ему сочинить на этом инструменте собственную музыку.

Инструкции ребенку. Мы с тобой сегодня будем очень интересно заниматься. Ты будешь сочинять свою собственную музыку. Как называется этот инструмент. Послушай какой у него красивый, серебристый звук.

Показатели уровней развития

Низкий уровень. На самой ранней ступени развития процесс импровизации имеет апробирующий характер. Дети изучают инструмент, прислушиваются к его звучанию. Чаще всего они /гуляют/ по клавишам сверху вниз и снизу вверх, гаммообразно или через несколько степеней, пользуясь, главным образом, тембровыми и темповыми характеристиками. Ритмическая структура проб беспорядочна, иногда появляется равномерный ритм.

Этот тип детского музыкального творчества называется пробующим, характерен для большинства детей младшей группы. Для них это средневозрастной уровень. Если ребенок не принимал творческую задач или извлекал лишь отдельные звуки, считается, что него низкий уровень развития этой способности. Если кто-либо из детей оказывался на ритмической ступени или в его импровизациях появлялась мелодия, мы относили его к высокому уровню.

Средний уровень. В импровизациях ребенка приоволирует ритм и чаще всего отсутствует законченная мелодия. Этот этап развития детского инструментального творчества, названный ритмическим, характерен для большинства детей средней группы. Для них это средневозрастной уровень. Если ребенок этого возраста оказывается на пробующем или мелодическом этапе, он относится, соответственно, к низком или высоком ровню.

Высокий уровень. В импровизациях ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная,чаще всего, в формате периода, состоящего из двух предложений. Это свидетельствует становлении следующего, мелодического этапа в развитии данной способности. На этом этапе находятся многие старшие дошкольники. Для них это средневозрастной уровень.

К высокому уровню относятся те дети, чьи импровизации отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержали, наряду с плавным течением мелодии, широкие интересные скачки. К низком – тех, чьи импровизации свидетельствуют о ритмическом этапе развития творческого музыкального мышления.

Данные, полученные в результате диагностического обследования ребенка на каждом этапе его музыкального развития, позволяют судить о качественном своеобразии системы его музыкальности, динамике его становления и являются основой индивидуального подхода к ребенку.

Индивидуальные данные служат основой для создания /портрета/ группы на каждом из этапов ее развития, который позволяет музыкальному руководителю выявить сильные и слабые стороны в своей собственной работе и провести соответствующую ее коррекцию.

Источник

Ирина Минасова
Организация и проведение диагностики выявления уровня музыкальной образованности дошкольников

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой (пением) признавалось всегда. Практика диагностики музыкальных способностей имеет свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.

Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-

разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно

ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Эти музыкальные впечатления ребенок должен получать не только в детском саду, но и дома.

Чтобы работа по музыкальному воспитанию была более эффективной, в нашем ДОО систематически проводятся диагностические срезы развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один — два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка, группы в целом и соответственно корректировать содержание занятий.

Для анализа знаний и умений детей используется диагностика по И. Каплуновой и И. Новоскольцевой. Проводится она в виде наблюдений, индивидуальных занятий, специальных игр-заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Для этого применяются игры и многочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. По итогам мониторинга составляются новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей.

Уровень музыкального развития дошкольников определяется в следующих видах деятельности:

Читайте также:  Развитие ребенка к трем годам

1. Восприятие музыки

2. Пение

3. Музыкально – ритмические движения

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальное развитие в каждом виде деятельности определяется тремя уровнями:

Уровень показателя Параметры

Высокий Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи

Средний Задание ребенок выполнил с незначительными ошибками после оказания словесной помощи в сочетании с действиями предметов

Низкий Ребенок выполнил задание со значительными ошибками после оказания помощи

В работе представлены критерии уровневой оценки основных видов музыкальной деятельности и результаты диагностики музыкального развития детей, которые проводились в средней и подготовительной группах ДОО.

Критерии уровневой оценки по основным видам музыкальной деятельности

Средняя группа

Виды деятельности Уровень

Восприятие музыки Высокий уровень. Ребенок знает и различает малые жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую, марш, танец (хоровод, пляска). Различает выразительные особенности музыки: характер, слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан, различает звуки.

Средний уровень. Ребенок знает и различает жанры в музыке и некоторые их виды при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: динамику, темп, тембр, различает звуки по высоте.

Низкий уровень. Ребенок не умеет внимательно слушать музыкальные произведения, отвлекается во время их слушания, путает малые жанры музыки при любой помощи взрослого. Затрудняется различать характер музыки, смену частей, почти не различает отношения музыкальных звуков.

Пение Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки — выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один, в хоре, с сопровождением и без него.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но неправильно интонирует мелодию и неверно передает ритм песни.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни, не умеет чисто интонировать, не всегда передает точно ритм песни.

Музыкально – ритмические

движения Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, понимает композицию танца, понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены. Качественно выполняет движения танца.

Средний уровень. Ребенок различает характер музыки и движений, понимает композицию танца при небольшой словесной помощи взрослого.

Низкий уровень. Затрудняется различать характер музыки и движений, при оказании любой помощи трудно осознает изменения движений.

Игра на детских музыкальных инструментах Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно различает длительности и умеет передать их в игре на металлофоне.

Средний уровень. Ребенок с интересом играет на металлофоне, но требуется небольшая помощь взрослого.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется исполнять простейшей попевки даже при оказании помощи взрослого.

Подготовительная группа

Виды деятельности Уровень

Восприятие музыки Высокий уровень. У ребенка сформирован опыт целостного восприятия музыкальных произведений, самостоятельно различает жанры произведений и оттенки настроений в музыке. Различает комплекс выразительных средств.

Средний уровень. Ребенок может с помощью взрослого выразить свои музыкальные впечатления и различает средства музыкальной выразительности после небольшой подсказки.

Низкий уровень. Даже после любой помощи взрослого ребенок не может дать образную характеристику музыкальных произведений и не различает средств музыкальной выразительности.

Пение Высокий уровень. Ребенок проявляет стойкий интерес к пению и освоению новых песен. Освоил певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. Умеет дать правильную оценку своему пению и пению другого ребенка. Исполняет песни выразительно, эмоционально.

Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к пению и освоению новых песен. Правильно исполняет знакомые песни, но при исполнении более сложных оборотов требуется помощь взрослого. Без сопровождения поет только простые песни.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Слабо развиты певческие умения и навыки.

Музыкально – ритмические

движения Высокий уровень. Ребенок выразительно передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, выделяет средства выразительности и их различные изменения, самостоятельно исполняет танец.

Средний уровень. Ребенок достаточно выразительно передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, но немного затрудняется в самостоятельном исполнении танца.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого.

Игра на детских музыкальных инструментах Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно играет простую попевку, правильно передает ритмический рисунок.

Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с небольшими погрешностями играет простую попевку, но исправляет ошибки при небольшой помощи взрослого.

Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую мелодию на металлофоне

даже после оказания любой помощи.

Источник