Значение чтения детской литературы в развитии ребенка
Юлия Кокурина
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в развитии
детей дошкольного возраста.
В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей к книгам, пропал интерес к чтению. Люди отдают предпочтение просмотру телевизионных передач, кино, компьютеру, планшетам, сотовым телефонам, забывая о любимых в детстве книгах, которые пылятся на полке. Можно отметить, что одной из проблем в нашем обществе, является приобщение ребенка к чтению. По многим исследованиям доказано, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм, игровым приставкам. Наши школьники не любят и не хотят читать. А если разобраться, то во время чтения человек развивается, совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, усваивает и использует опыт предшественников, учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Очень важно вовремя воспитывать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. В соответствии с этим важно формировать у детей способность слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Развитие этих навыков у ребенка будет благотворно сказываться на формировании своей образной, яркой, красочной и грамматически правильной речи.
Кто поможет ребенку заинтересоваться миром художественной литературы? Родители и работники дошкольных учреждений – они являются первыми проводниками ребенка в мир книги. В детских садах воспитатели начинают приобщать детей к художественной литературе, развивают интерес к чтению, ведет работу с родителями, рекомендует книги, которые желательно читать детям дома.
Дети дошкольного возраста не читатели, а слушатели, поэтому педагог владеющий навыками выразительного чтения приобретает особое значение при ознакомлении детей с художественными произведениями. Перед педагогом стоят важные задачи,а именно: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, завлечь слушателя эмоциональным отношением к прочитанному (к чувствам, к поступкам, к лирическим переживаниям героев).
Таким образом, социологические исследования в нашей стране и за рубежом, выявили следующие проблемы в приобщение детей к художественной литературе,а именно:
-у младших школьников и подростков заметно снизился интерес к чтению
-в свободное время дети мало читают, отдавая предпочтение просмотру телевизора, прослушиванию звукозаписей, игре в компьютерные игры
-изменение подлинной детской литературы
-исчезновение традиции совместного семейного чтения взрослого с ребенком.
Актуальность данной проблемы очевидна. Воспитывая читателя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, которые рекомендуются для чтения детям дошкольного возраста, уметь увлекательно вести беседу с малышами и помогать им при анализе произведения. Начинать такую работу необходимо с раннего возраста.
Существует огромное количество методов и форм по приобщению к чтению и ознакомлению детей с книгой. Перечислю следующие методы работы по приобщению детей к чтению:
1. Словестные (чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, заучивание наизусть, пересказ произведения, выразительное чтение)
2. Практические (игры-драматизации, дидактические игры, элементы инсценировки, театрализованная деятельность, отображение прочитанного в изобразительной деятельности- лепка, рисование, аппликация)
3. Наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр видеороликов, фильмов, оформление выставок, использование разных видов таетра)
Так же существуют и следующие формы работы как с детьми, так и с родителями.Форы работы с детьми подразумевают:
-занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклером, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи)
-кружковая работа
-культурно-досуговая деятельность, а именно экскурсии в библиотеку ДОУ, оформление тематических выстовок, макетов, организация «Больницы для книги», проведение недели детской книги, игровая деятельность.
Работа с родителями заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов, участие родителей в проектной деятельности, в литературных конкурсах, в оформлении выставок, макетов.
Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в системе с детьми и с родителями, можно добиться повышение у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, также создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Источник
Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить раннему развитию малыша: чтение развивает слух, память, укрепляет связь между родителем и ребенком, оно может подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. У малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребёнка на выдумку продолжения понравившейся ему истории. Вы сами будете с интересом выслушивать от ребенка его же варианты развития дальнейших событий книги.
Для самых маленьких чтение — это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку. Ребенок ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени малыша и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями.
Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное, в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.
При работе с младшим дошкольным возрастом, мы особую роль уделяем иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие).
Взрослеет ребёнок и усложняется их читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4–5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями стоят задачи:
— продолжать формировать у детей интерес к книге;
— учить внимательно, слушать и слышать произведение;
— видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
— развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
— поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
— поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.
Мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:
— подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;
— постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
— отбор методов работы с книгой.
Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением.
Следующий этап — беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.
Воспитатель задаёт детям вопросы после прослушивания литературного произведения. Первые вопросы, позволяют узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям. Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.
Вторые вопросы, направлены на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.
Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.
Третьи вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (русская народная сказка «Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»)? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.
Четвертые вопросы, обращают внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.
Следующие вопросы, направлены на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.
И последние вопросы, побуждают детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов — вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?
Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторным чтением произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям эпизоды.
Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Здесь ребёнок видит книгу не в руках взрослого, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Давайте разберемся, как эффективно выбирать книги для малыша, на что в первую очередь обратить внимание.
1. С точки зрения гигиены и безопасности книга должна быть отменного качества. Качественная бумага, безупречно пропечатанный текст, довольно крупный шрифт. Текст не должен размазываться или стираться.
2. Внешняя привлекательность. Иллюстрации должны быть отчетливые и желательно реалистично передающий внешний вид изображаемого. «Картинки» должны служить, как бы продолжением или подтверждением словесного ряда, помогать карапузу ориентироваться в написанном.
3. Убедитесь, что книжка подходит по возрасту вашему малышу.
4. Существуют и другие «подводные камни», например, современные «Неканонические» переводы знакомых нам с детства произведений. Например, Красная шапочка несет бабушке «веселый напиток», а поросята распевают ну совсем неприличные песни… Внимательно полистайте книгу перед покупкой.
Только в книжном уголке взрослый имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Так, как бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.
Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учиться видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.
Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.
Как приучить ребенка к чтению? Постараемся наверстать упущенное.
1. Личный пример. Если ребенок постоянно видит маму с глянцевым журналом в руках, а папу — уткнувшимся в монитор компьютера, вряд ли он воспылает любовью к чтению. А если вы сами обожаете читать, знаете множество авторов и произведений, можете процитировать какие-то строчки, чадо будет тянуться к тому же.
2. Право выбора. Не заставляйте ребенка читать ту книгу, которую он не хочет. Родители часто боятся, что дети могут выбрать себе «плохую» книгу, поэтому настаивают на той литературе, которая нравится им самим. В этом случае можно попробовать пойти на компромисс: ребенок выбирает одну книгу на свой вкус, а другую читает по совету родителей.
3. Электронные книги. Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам. Попытайтесь привить любовь к чтению с помощью электронных книг, так называемых гаджетов для чтения, куда можно закачать какое угодно произведение. Конечно же, в них нет того очарования, присутствующего в обычных книгах, — шелеста страниц, красочных иллюстраций. Но ведь и наши дети другие, поэтому пусть сами выбирают те книги, которые удобны.
4. Авторитет «звезды». Есть еще один способ приучить ребенка к чтению — сослаться на авторитет кумира, небезразличного вашему чаду. Расскажите, что многие актеры и знаменитые музыканты в своих интервью с удовольствием вспоминают впечатления от прочитанных книг, моменты из произведений, которые вдохновили их или помогли добиться успеха. Иногда одного упоминания о кумире бывает достаточно, чтобы ребенок взялся за книгу.
5. Обсуждайте вместе прочитанную книгу. Это поможет вашему ребенку не только разобраться с впечатлениями, но и выражать мысли и эмоции. Если вы покажете свою заинтересованность в личном мнении ребенка, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.
6. Сюрприз в книге. Предложите произведение, которым вы сами зачитывались в детстве. Положите в книгу красивую закладку, открытку или просто записку со словами, как вы любите свое дитя.
Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать
Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
Литература:
1. Гурович М. М. Ребенок и книга./ М. М. Гурович — Детство-пресс, 2004.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, 1997.
3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В. Т. Кудрявцев// Психологический журнал.-2001.
4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления./ Л. А. Венгер, А.Л., Венгер — М.: Знание, 1985.
5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей./ А. Э. Симановский — Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына — М.: Лист, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.
Источник