Значение анализаторов в психическом развитии ребенка

Значение анализаторов в психическом развитии ребенка thumbnail

Одна из важнейших функций нервной системы — получение и анализ информации об изменениях условий внешней и внутренней среды. Эту функцию нервная система осуществляет с помощью анализаторов. Нервная система получает информацию, обрабатывает ее и на этой основе выполняется ответная программа деятельности организма. Понятие об анализаторах ввел И.П.Павлов.

Анализаторы состоят из трех частей, анатомически и функционально связанных: рецепторной, периферической части анализатора; проводниковой части — нервных путей, по которым информация передается в центральную часть анализатора; нервных центров в коре головного мозга, в котором информация анализируется.

Рецепторная часть представлена нервными клетками, воспринимающими раздражения. В зависимости от природы раздражителя различают фоторецепторы, механорецепторы, хеморецепторы, терморецепторы, болевые (ноцицепторы).

То, что обычно называют органом чувств, является периферической частью анализатора. У человека связь с внешней средой осуществляется с помощью шести органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и равновесия.

Зрительный анализатор.Орган зрения — важнейший из органов чувств, обеспечивающий человеку до 90% информации. Периферическая часть анализатора — орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательных органов: веки, ресницы, слезные железы, глазодвигательные мышцы.

Слуховой и вестибулярный анализаторы. Периферическая часть слухового анализатора состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха

Кожный анализатор. Кожа — наружный покров организма человека с площадью 1,5 — 2 м2. Состоит из двух слоев: эпидермиса и дермы, под которой находится подкожная жировая клетчатка.

Через зрение человек получает большую часть информации, позволяющей проводить осознанную целенаправленную дея¬тельность. Зрительный анализатор формирует в психике чело¬века первичные зрительные ощущения — цвета, света, формы, образов внешнего мира, обеспечивает зрительную деятельность человека. Парное взаимодействие глаз вызывает бинокулярный эффект, благодаря которому появляется восприятие объёмности предме¬тов, их удалённости в пространстве. При нормальном зрении целостность восприятия формируется эмпирически. У детей с низким зрением нарушение механизмов целостности, т. е. формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств; определяют фрагментарность восприятия, схематизм, неточное отражение в сознании внешнего мира.

Фрагментарность зрительных представление проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. Фрагментарность в значительной мере преодолевается благодаря деятельности мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов.

Схематизм возникает в результате недостаточно полного осязательного и зрительного отражения действительности. Для преодоления схематизма в представлениях надо направлять и организовывать процесс восприятия, развивать наблюдательность, формировать навыки обследования. Несколько замедленное общее развитие слепого и слабовидящего ребёнка вызвано меньшим запасом зрительных представлений, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное меньшей активностью при познании окружающего мира.

Слуховой анализатор — второй после зрения по значимости канал получения информации человеком. На его основе фор¬мируется речевой способ передачи информации, являющийся одним из самых эффективных методов человеческой коммуни-кации.

Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями. Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

У детей с нарушениями слуха наблюдаются особенности как в физическом развитии, так и в формировании чувственной основы на уровне ощущений. Все это сказывается и на развитии восприятия. Анализ хватательных движений характеризуется отсутствием четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане, недостаточным участием осязательной чувствительности в восприятии этих свойств. Невозможной оказывается слуховая ориентировка в пространстве, задерживается зрительный поиск объектов в пространстве, так как ребенок еще не способен управлять движением своей головы и может фиксировать свой взор только в рамках ограниченного пространства. С формированием двигательных функций, сенсорном развитии ребенка происходят значительные изменения.

Источник

Лекции.Орг

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения сведений об окружающем мире. Трудно переоценить роль устной речи как универсального средства общения, познания окружающего мира. Известно, что в жизни человеческого общества языку как средству общения принадлежит ведущая роль. Общение – одна из наиболее значительных сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Оно имеет прежде всего социальную природу. Для осуществления полноценного общения необходима способность собеседников к обмену информацией. Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе развития мышления ребёнка, становления его личности. Овладение словом Л.С. Выготский называл «речевым и интеллектуальным феноменом».

Читайте также:  Развитие мышления ребенка в психологии

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка. Отсутствие слуха побуждает проводить специальную работу в направлении обучения восприятию устной речи и развитию навыка произношения .

развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве.

Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Для полноценного овладения ребенком речью как средством общения и познания окружающего необходима высокая степень сохранности слуха. Овладение значениями слов, различение их по звуковому составу требует слуха, позволяющего слышать с достаточной четкостью каждое обращенное к нему слово, чтобы ребенок мог не только понять его, но и пытался повторить вслед за окружающими. Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз казаться ему иными, поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает их значения.

Значительно труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Сравнивая свое произношение с произношением окружающих, пользуясь слуховым контролем, ребенок постепенно достигает тех артикуляционных движений, которые требуются для реализации определенного звукового комплекса, исправляет свое дефектное произношение. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе, а, следовательно, и достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем речи. У детей с недостатками слуха слуховые представления или отсутствуют, или носят фрагментарный нестойкий характер, речь не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, без специальной помощи.

На фоне снижения слухового восприятия и слуховых ощущений у детей с нарушением слуховой функции также развиваются и обостряются зрительные, двигательные, тактильно-вибрационные ощущения, проявляются специфические особенности в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь. При этом в связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются своеобразные формы общения: мимика, чтение с губ, дактилология, жестовая речь. Поэтому нарушения слуха не только ограничивают возможности общения ребенка с окружающими и обедняют диапазон его чувственных восприятий (сенсорная депривация), но и могут обусловить недоразвитие интеллекта (особенно вербального), недостаточность обретения языкового и понятийного опыта, и в целом социальную дезадаптацию.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 1353 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Роль зрительного анализатора в развитии ребенка
Роль слуха и зрения в развитии речи детей

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.

Роль зрительного анализатора в развитии ребенка

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).

Читайте также:  При поступлении ребенка в школу раннего развития

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 — 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т.п.). Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных.) В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.
Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения»

Формирование личности с нарушением зрения, её активности, работоспособности является процессом, зависящим от большого количества как внешнего, так и внутреннего характера в их сложном взаимодействии, определяющем индивидуальную психологическую систему. Чтобы влиять на её формирование необходимо учитывать особенности функционирования зрительного анализатора и особенности психических образований, возникающих при нарушениях зрения.

При нормальном зрении целостность восприятия формируется эмпирически. У детей с низким зрением нарушение механизмов целостности, т. е. формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств; определяют фрагментарность восприятия, схематизм, неточное отражение в сознании внешнего мира.

Фрагментарность зрительных представление проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. Фрагментарность в значительной мере преодолевается благодаря деятельности мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов.

Схематизм возникает в результате недостаточно полного осязательного и зрительного отражения действительности. Для преодоления схематизма в представлениях надо направлять и организовывать процесс восприятия, развивать наблюдательность, формировать навыки обследования.

Преодолению затруднений в процессе обобщения образцов и формированию общих представлений способствует расширение сферы чувств, познание путём включения деятельности сохранных анализаторов и использование наглядности, заменяющей недоступные для осязания или ослабленного зрения объекты.

«Нарушение зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы слабовидящего ребёнка, его физическому и психическому развитию. » (с. 9. Обучение и восприятие дошкольников с нарушением зрения. Земцова.)

Теория Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянием на психическое развитие с большой яркостью выступает в формировании личности с нарушением зрения. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о выделении тех психолого-педагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на развитие и формирование личности ребёнка, имеющего глубокие нарушения зрения.

Исследования в институте дефектологии АПН СССР по сравнительному изучению слепых и зрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста показали, что развитие слепых и слабовидящих детей подчинено общим закономерностям развития нормально видящих детей. Однако в развитии слепого и слабовидящего дошкольника можно выделить характерные особенности в психическом развитии, что заключается в некотором общем отставании в развитии слабовидящего ребёнка по сравнению с развитием зрячего. Это про-является как в области физического, так и в области умственного развития: возникают особенности в способах восприятия, в ориентировке в пространстве, в формировании предметных и пространственных представлений, своеобразие в развитии двигательной сферы.

Читайте также:  Ребенок с задержкой психоэмоционального развития

Несколько замедленное общее развитие слепого и слабовидящего ребёнка вызвано меньшим запасом зрительных представлений, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное меньшей активностью при познании окружающего мира. На решение этих проблем слепых и слабовидящих детей с целью социальной и психологической реабилитации направлена коррекционная работа, способствующая гармоничному формированию личности детей, страдающих зрительным недугом. Современная система коррекции (процесс исправления, доведения, до нормы тех психологических функций, которые отклонились в результате аномального развития) доказывает возможность детей с нарушением зрения достигать достаточно высокого уровня психического развития соответствующего уровня развития здоровых детей, (исследования учёного М. Тобина (1972 г.) указывают на то, что в каждой возрастной группе лучший из детей с нарушением зрения может опередить в своём психологическом развитии зрячего. Это связано с появлением новой позиции по отношению к детям с нарушенным зрением. (М. Тобин, Литвак А. Г., Солнцева Л. И., Коган В. М. в формировании психики детей необходимо исходить из возможности и потребности детей, с учётом их особенностей, связанно с дефектом зрения. Теоретической основой направления исследований в данном русле является сформированное А. И. Зотовым положение о независимости уровня развития мышления от нарушения зрения. Важность сформированного вывода заключается в том, что он направляет изучение закономерностей формирования познавательных процессов «у слепых и слабовидящих не на раскрытие «особенностей» мышления слепых; понимаемых как неизбежные отклонения от нормы, на поиски эффективных путей формирования мышления, раскрытие приемов коррекции в ходе учебно-воспитательного процесса».

Рассматривая коррекционную работу со слабовидящими как систему специальной психолого-педагогической помощи, можно определить её назначение как путь, средство преодоления трудностей развития слабовидящих детей.

Особенно важна систематическая коррекционная работа на ранних стадиях выявления зрительного недуга, так как в дошкольном возрасте активно накапливаются знания и представления об окружающем мире и тем самым, создается основа для успешного развития всех психических процессов, что имеет важнейшее значение как для здорового ребенка и тем более для ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Таким образом, компенсация зрительного дефекта, по сути своей, осуществляется в процессе различных форм и видов педагогической работы, направленной на формирование сложных связей и взаимоотношений психических функций, позволяющих слабовидящему ребенку получать адекватную информацию об окружающем мире.

Исходя из этого, формируются основные цели педагогическо-коррекционной работы с детьми со зрительной патологией:

— Доведение психических образований у ребенка с нарушением зрения до уровня способностей успешно выполнять различные виды деятельности.
Также рекомендуем

Дальнозоркость, или гиперметропия, представляет собой дефект зрения, при котором изображение предмета проецируется за сетчаткой. Это один из наиболее

Глаз — орган зрения человека, позвоночных и многих беспозвоночных животных. У человека и позвоночных животных — парный орган; состоит из собственно

Основное заболевание: Первичная развитая открытоугольная глаукома с умеренно повышенным давлением, нестабилизированная. Сопутствующие

На момент поступления жалобы на снижение остроты зрения на оба глаза, но особенно на правый глаз; ощущения «пелены» перед глазами.

Больным себя считает с 1.01.2002 года, когда в 0015 при попытке использования пиротехники кустарного

Основные жалобы больного: А) При поступлении: На боли в глазу, снижение остроты зрения. Б) На момент курации: На боли в

Глаз – орган зрения животных и человека. Человек видит не глазами, а посредством глаз: информация передается через зрительный нерв, зрительные тракты

62. Укажите остроту зрения, если исследуемый видит 10 строку таблицы Сивцева с расстояния 3.5 м. В соответствии с формулой Снеллена V = d / D.

Аккомодация — способность человеческого глаза увеличивать свою преломляющую силу при переводе взора с дальних предметов на ближние, то есть видеть

https://iamtiptop.ru/p/iam_15678.html

Источник