Журнал ребенок в детском саду математическое развитие

Журнал ребенок в детском саду математическое развитие thumbnail



Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке дошкольников. Дается сравнительный анализ реализации программы по развитию математических представлений у дошкольников в контрольной и исследуемой группе. Указаны условия оптимального математического развития детей дошкольного возраста, на основе деятельностного и интегративного подходов.

Ключевые слова: математическое представление у дошкольников; познавательные процессы; эксперимент; математические задачи.

Введение. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального их развития. Источником познания дошкольника является чувственный опыт, диапазон которого зависит от того, насколько хорошо ребенок владеет суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Развитие математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных способностей.

Актуальность исследования на педагогическом уровне вызвана реформированием дошкольного образования на основе взаимодействия рациональной и когнитивной составляющих новой образовательной концепции, которая характеризуется смещением акцентов с социального заказа и требований науки на самореализацию личности ребенка.

Посредством развития математических представлений у дошкольников закладываются предпосылки успешной учебной адаптации.

Исследованию возможностей детей дошкольного возраста, их возрастных особенностей посвятили свои научные труды А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, А. Н. Колмогоров, B. В. Давыдов, Ю. М. Колягин, С. Л. Рубинштейн и др.

Ими отмечены такие особенности мыслительного процесса у средних и старших дошкольников как гибкость мышления, критичность мышления, умение искать неординарные способы решения познавательной проблемы.

Среди ученых педагогов, которые исследовали и разрабатывали методологию обучения математическим навыкам дошкольников, можно назвать Т. И. Ерофееву [3], А. Белошистую, Н. В. Ломову, З. А. Грачеву, М. А. Габову [2], Махину Н. С. [4] и др.

Развитие математических представлений дошкольников не может быть рассмотрено в отрыве от исследования основных тенденций развития психических познавательных процессов. Поэтому основными ориентирами в решении актуальных проблем развития математических представлений дошкольников являются труды Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Ф. Фребеля и др.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной деятельности должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, т. е. сформировать картину Мира. При этом центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с цветовой гаммой, величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретному к абстрактному, от чувственного познания у логическому, от практического к теоретическому.

Анализируя исследования В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, делаем вывод, что дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности, проявлять инициативу. Развивающие и образовательные задачи в дошкольном возрасте должны решаться в игровой форме, опосредованным образом. Доказано, что такой подход позволяет избежать значительных проблем в будущем школьном обучении детей [5, с.23].

Целью исследование явилось создание педагогических условий для развития математических представлений у дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Разработка программы для развития математических представлений у дошкольников;
  2. Реализация программы Развития математических представлений у дошкольников в средней и в старшей группе дошкольной образовательной организации;
  3. Провести сравнительный анализ математических представлений у детей в контрольной и эмпирической группе.

Методика исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники двух старших и двух средних групп МБДОУ «ЦРР -детский сад № 172» города Воронежа. Разработанную программу развития математических представлений у дошкольников использовали в эмпирических группах. В контрольных группах был проведен мониторинговый срез математических представлений.

Для развития математических представлений у дошкольников воспитателями исследуемых групп были подготовлены математические задания для обучения детей в игровой форме. Например, стихи известных поэтов использовались для построения математической задачи. Некоторые из них.

Средняя группа

Старшая группа

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке…

Вопрос: сколько ног шагало по земле?

Ответ: 8 ног.

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу — двое, себе — трое…

Вопрос: сколько пар лаптей сплела лиса? А сколько штук?

Ответ: 5 пар, 10 штук.

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Вопрос: сколько всего гостей было у Аленки.

Ответ: 7 гостей

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Вопрос: сколько сапожек может промочить дедушка Ежок?

Ответ: 4 сапога.

Жили у бабуси

Два веселых гуся…

Вопрос: сколько крыльев было у гусей? Сколько хвостов?

Ответ: 4 крыла, 2 хвоста.

Ехали медведи

На велосипеде…

Вопрос: сколько ехало медведей?

Ответ: не известно, в стихах о количестве медведей ничего не сказано

Потеряли котятки

На дороге перчатки

И в слезах прибежали домой.

Вопрос: сколько перчаток потеряли котята?

Ответ: неизвестно, т. к. не названо количество котят.

Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Вопрос: сколько вещей дама сдавала в багаж?

Ответ: 6 вещей (1 животное).

Задача на развитие логического мышления

Дети играли в одних трусиках и майках. Вдруг

пошел сильный снег.

Но дети не замерзли и не промокли.

Почему?

Ответ: дети играли в комнате.

Задача на развитие логического мышления

По морю плыли две подводные лодки

и вдруг они ушли на дно.

Сколько подводных лодок было в море?

Ответ: 2 подводные лодки, только они ушли на дно.

Развитие математических представлений и усиление концентрации слухового внимания.

Даны три числа 1; 2; 1.

От второго числа вычли третье число и прибавили к разности первое число.

Вопрос. Назовите сумму.

Ответ. 2

Развитие математических представлений и усиление концентрации слухового внимания.

Назовите первую букву первого весеннего месяца и вторую букву в слове МАМА

Ответ: М; А,

Читайте также:  Занятие методика развития речи ребенка раннего возраста

Программа по развитию математических представлений дошкольников содержит методические разработки, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов. Дошкольники с интересом решают лабиринты, картинки «Нелепицы», корректурную пробу «Вычеркни цифру», интерактивные игры «Чего не стало», «Что прибавилось», «Занимательная геометрия», «Считалочка», «Приключения сказочных героев в стране «Математика» и др.

Проведенный эксперимент показал, что систематические занятия по программе развития математических представлений дают хорошие образовательные результаты. Дошкольники средней и старшей группы, которые приняли участие в эксперименте, меньше допускали ошибок при решении контрольных задач. Они быстрее ориентировались в задачах, где требуется логическое и критическое мышление, безошибочно выполняли задачи с условием в косвенной форме, решали головоломки и анаграммы, соответствующие возрастным данным.

Тренируя слуховую память, внимание, восприятие, воспитатель развивает математическое представление. Слуховая память у детей, принявших участие в эксперименте, развита на уровне выше среднего и высоком.

Отмечено, что дети, занимающиеся по программе развития математического представления более успешны в подвижных играх, более сообразительные и ловкие на физкультурно-оздоровительных занятиях с инструктором по физической культуре.

Таким образом, процесс развития математических представлений определяется следующими закономерностями: зависимость проектирования от успешности отражения всех компонентов математического образования; зависимость программы от учета адаптационной функции развития математических представлений.

Из закономерностей процесса планирования и реализации программы развития математических представлений вытекают принципы проектирования математического образования дошкольников, предусмотренного ФГОС ДО: учет этапов развития мышления дошкольников; учет возрастных особенностей; взаимосвязь игровой и познавательной деятельности; учет адекватности и адаптивности программы развития математических представлений дошкольников; преемственность детский сад — школа.

Разработанная программа и предложенная методология ее реализации позволили создать проект математического образования дошкольников. Для этого разработано методическое обеспечение, включающее учебные и методические пособия, примерное содержание мультимедийного обучающего материала, материальное оснащение на прогулочных площадках и в группах образовательной организации.

Анализ результатов экспериментальной работы, качественные и количественные методы диагностики и статистический метод обработки результатов подтвердили эффективность предлагаемой программы развития математических представлений дошкольников.

Литература:

  1. Вербенец, A. M. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста (на математическом содержании) [Текст].: дис.. канд. пед. наук / A. M. Вербенец. — СПб, 2001.-209 с.
  2. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. [Текст]/ — М.:Директ-Медиа, -2014, 534 с.
  3. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. [Текст] / Книга для воспитателя детского сада./ Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.-М.; Просвещение, 1992. — 191 с.
  4. Махина Н. С. Формирование исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения. [Текст]/ дисс…к.п.н., 2010 г, -231 с.
  5. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец А. М. Математическое развитие дошкольников. [Текст] /:СПб., 1998, 184 с.
Читайте также:  Начало развития бронхиальной астмы у ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): представление, дошкольный возраст, математическое представление дошкольников, развитие, ребенок, ответ, дошкольник, дошкольное образование, математическое представление, старшая группа.

Источник

Журнал ребенок в детском саду математическое развитие

Масленица. Худ. Грузинский П.Н. 1889

‹›

ИД Эдисьон Пресс

Издательский дом «Эдисьон Пресс» создан в 2009 году, специализируется на выпуске литературы и периодических печатных изданий культурно-просветительской и образовательной тематики.

Наши издания

На сегодняшний день проектами издательского дома являются: научный исторический журнал «История в подробностях», научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика».

Детский сад: теория и практика

«Детский сад: теория и практика» — научно-методический журнал для педагогов и специалистов системы дошкольного образования. Издается с января 2011 года. Выходит 12 раз в год. Объем — 112 полос.

История в подробностях

«История в подробностях» — научный исторический журнал для историков и всех, кто интересуется историей. Издается с 2010 года. Объем — 96 полос. Периодичность выхода с 2017 г. — 6 номеров в год.

Журнал ребенок в детском саду математическое развитиеВ теории и практике дошкольного образования существуют различные подходы к организации обучения детей дошкольного возраста математике и определению его содержания. Как правило, математическое развитие понимается как «процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий» (В.В. Абашина), т.е. математическое развитие является результатом усвоения определенной системы знаний. Сама методика обучения детей дошкольного возраста математике до недавнего времени называлась методикой формирования элементарных математических представлений, а обязательное занятие с детьми в детском саду — занятием по развитию (формированию) элементарных математических представлений.
Между тем знаниевая парадигма в обучении детей дошкольного возраста математике уступает место развивающей. Математическое развитие все чаще связывается с познавательным и умственным развитием ребенка, а в исследованиях последних лет оно уже понимается как «процесс развития основных свойств и качеств математического стиля мышления» (А.В. Белошистая). Меняются подходы к обучению детей математике, его цели и содержание. Приоритетным оказывается не формирование математических представлений и понятий, а развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребенком математического содержания в детском саду и школе, способствует его умственному и личностному развитию.
Математика — это не только система знаний, но и мощный инструмент познания, стимулирующий поиск и самостоятельную разработку ребенком способов и средств постижения окружающего мира.
Первый номер журнала 2012 г. посвящен проблемам математического развития ребенка дошкольного возраста. Рассматриваются различные подходы к математическому развитию и математическому образованию детей дошкольного возраста, его цели и содержание. Дается характеристика математического стиля мышления ребенка-дошкольника, обозначаются его компоненты и качества.
Описываются новые подходы к организации математического развития детей в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Большое внимание уделяется проблеме математического развития дошкольников на основе интегративного подхода: показаны возможности интеграции математического и других направлений и содержательных разделов программы; обозначены проблемы в области внедрения интегративного подхода в практику современного детского сада. Приводятся примеры образовательных ситуаций, игр и проектов, позволяющих осуществлять математическое развитие детей на основе интегративного подхода.
Анализируются особенности математической речи детей дошкольного возраста и пути ее развития. Актуализируется проблема корректного использования математических терминов и понятий в работе с дошкольниками.
Освещаются некоторые вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе по математическому развитию детей, раскрываются возможности использования в этой работе электронных образовательных ресурсов.

Светлана Максимова, главный редактор

Журнал ребенок в детском саду математическое развитие

Полистать журнал

Содержание номера
«Детский сад: теория и практика» № 1/2012
«Математическое развитие дошкольника»

5 К читателям
6  Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольника
18  Тупичкина Е.А., Арест М.Я. Нестандартный подход к содержанию математического развития дошкольников
28  Ломаева М.В. О проблеме корректного использования математических терминов и понятий в работе с дошкольниками
36  Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
44  Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода
64  Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста
70  Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста
76  Цапенко Т.Н. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с вычислительной деятельностью
86  Репина Г.А. Дидактическая интерпретация теоретико-множественного смысла плоскостных материалов для математического развития детей
96  Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников
100  Габова М.А. Электронные образовательные ресурсы в профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольного образования
Читайте также:  Курс раннего развития ребенка бесплатно

Новости

Новый год – время подарков!

Журнал ребенок в детском саду математическое развитие

Новый год — время подарков!

До 20 января 2020 года действует новогодняя акция «Каждый второй журнал в подарок».
Оформите заказ в нашем интернет-магазине: https://editionpress.ru/ecommerce
и отправьте письмо на электронный адрес редакции:
В письме укажите, какие именно номера журнала хотите получить в подарок.
Всё просто!
Остались вопросы — пишите или звоните:
e-mail:
тел.: +7 926 812 04 27
Светлана Ивановна Максимова

Уютных зимних праздников и счастливого Нового года!

Важная информация для подписчиков журнала «Детский сад: теория и практика» на первое полугодие 2018 года

Журнал ребенок в детском саду математическое развитие

Уважаемые подписчики журнала «Детский сад: теория и практика»!
Вы получили три сдвоенных номера журнала за первое полугодие 2018 года: № 1–2, 3–4 и 5–6.
Те, кто оформлял подписку на журнал на первое полугодие 2018 года по электронному каталогу «Почта России» (индекс издания — П4028) на сайте «Почта России» или непосредственно в своем почтовом отделении, должны были получить уведомление от «Почта России» об аннуляции подписки на три номера журнала первого полугодия 2018 года и почтовый денежный перевод. Если денежные средства за аннуляцию подписки на три номера журнала Вам не были возвращены, обратитесь в «Почта России». Заявление и вопросы о возвращении денежных средств следует направлять в «Почта России». Если подписка оформлялась онлайн на сайте «Почта России», то сделать это можно посредством личного кабинета в разделе «Помощь»: https://podpiska.pochta.ru/support Если подписка оформлялась в почтовом отделении, то обращаться нужно непосредственно в то почтовое отделение, где она оформлялась.
Обратите внимание — возврат денежных средств «Почтой России» осуществляется только подписчикам, оформившим подписку на журнал «Детский сад: теория и практика» на первое полугодие 2018 года по электронному каталогу «Почта России» (индекс издания — П4028).
Те, кто оформлял подписку на журнал на первое полугодие 2018 года в своих почтовых отделениях по каталогу «Газеты. Журналы» агентства «Роспечать» (индекс издания — 36157) или каталогам других распространителей печатной продукции, выберите на нашем сайте в разделе «Вышедшие номера» три любых номера журнала за 2011–2018 годы (в печатной или электронной версии) и напишите письмо в редакцию (e-mail: ). Укажите, какие именно номера журнала Вы хотите получить, почтовый или электронный адрес доставки и ФИО получателя. К письму прикрепите фото (скан) подписного абонемента на журнал «Детский сад: теория и практика» на первое полугодие 2018 года или оплаченной квитанции. Мы вышлем Вам журналы.
С уважением, Светлана Ивановна Максимова, главный редактор журнала «Детский сад: теория и практика».
e-mail:
тел.: +7 (926) 812 – 04 – 27

Вышел в свет журнал «Детский сад: теория и практика» № 5-6/2018 «Развивающий потенциал дошкольного образования»

Журнал ребенок в детском саду математическое развитие

Вышел в свет журнал «Детский сад: теория и практика» № 5-6/2018 «Современный детский сад: реалии и перспективы». Ознакомиться с содержанием номера и полистать избранные развороты на сайте журнала «Детский сад: теория и практика». Журнал можно приобрести в интернет-магазине издательства «Эдисьон Пресс».

Журнал ребенок в детском саду математическое развитие

 

Контакты

Журнал ребенок в детском саду математическое развитие     

+7 926 812 0370

   

Источник