Жуков методика развития речи ребенка

Жуков методика развития речи ребенка thumbnail

Обучение чтению по методике Надежды Жуковой

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Жуков методика развития речи ребенка

Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Жуков методика развития речи ребенка

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.

Жуков методика развития речи ребенка

Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

Жуков методика развития речи ребенка

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).

Жуков методика развития речи ребенка

В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.

Жуков методика развития речи ребенка

Важные методические советы

Учите ребенка в игровой форме

Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.

Жуков методика развития речи ребенка

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.

Жуков методика развития речи ребенка

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

Жуков методика развития речи ребенка

Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Жуков методика развития речи ребенка

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка воз

Жуков методика развития речи ребенка

Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Жуков методика развития речи ребенка

Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.

Жуков методика развития речи ребенка

Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

Жуков методика развития речи ребенка

Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

«Букварь» и «Прописи» для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

Жуков методика развития речи ребенка

Жуков методика развития речи ребенка

«Магнитная азбука»

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.

Жуков методика развития речи ребенка

«Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать»

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

Жуков методика развития речи ребенка

«Уроки правильной речи и правильного мышления»

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

Жуков методика развития речи ребенка

«Уроки чистописания и грамотности» (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

Жуков методика развития речи ребенка

«Уроки логопеда»

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

Жуков методика развития речи ребенка

«Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю»

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

Жуков методика развития речи ребенка

«Логопедия»

С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.

Жуков методика развития речи ребенка

«Первая после Букваря книга для чтения»

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

Жуков методика развития речи ребенка

Все содержание книги объединено одной тематической линией: Родная природа в баснях, рассказах, поэзии и в жизни. Пособие содержит три вида текстов, различающихся по содержанию, стилю написания и шрифту.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.

Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.

Источник

В основе поэтапного (пять
этапов) формирования устной речи лежит
обучение дошкольников составлению
различных видов предложений. Виды
предложений усложняются. Это усложнение
синтаксического стереотипа опирается
на закономерности развития фразовой
речи у детей в норме. На каждом этапе
формирования устной речи проводится
логопедическая работа с детьми
определенного уровня речевого развития,
без учета формы нарушения речи (задержка
речевого развития, алалия, дизартрия и
т.п.). Она строится с учетом того, что уже
достигнуто ребенком в овладении родным
языком, самостоятельно или с помощью
логопеда. Первый и второй этапы обучения
охватывают неговорящих детей 2-4 лет;
третий и четвертый этапы обучения —
детей со вторым уровнем речевого
развития; пятый этап обучения

детей третьего уровня
речевого развития

Читайте также:  Смотреть видео онлайн развитие ребенка в утробе матери

Первый этап обучения —однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней

Основная задача
логопедического воздействия на первом
этапе вызвать подражательную речевую
деятельность детей в форме любых звуковых
проявлений и расширить объем понимания
речи.

Этот этап предназначается
для логопедической работы с неговорящими
детьми. Активная речь таких детей состоит
из отдельных слов ( ма
или мама,
па
или папа,
ав
— собака, би-би
— машина и т.п.).

У неговорящих детей, как
правило, еще нет потребности подражать
слову взрослого, а если есть речевая
подражательная деятельность, то она
реализуется в слоговых комплексах,
состоящих из двух-трех плохо артикулируемых
звуков: согласный + гласный или, наоборот,
гласный + согласный.

В активном словаре неговорящих
детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов.

Период развития речи, в
течение которого ребенок пользуется
только этими отдельными словами без
связи их в двухсловное аморфное
предложение, называется периодом
слова-предложения, или однословного
предложения (предложения из аморфных
слов).

Однословное предложение
— исходный пункт развития детской
речи как при ее нормальном формировании,
так и при всех формах нарушения развития
речи.

Уровни понимания речи в
период однословного предложения и
предложений из аморфных слов могут быть
различны: от самого низкого, при котором
ребенок с трудом понимает обращенные
к нему элементарные

просьбы, до понимания
значений отдельных грамматических форм
слов (например, различение форм
единственного и множественного числа
существительных). Некоторые неговорящие
дети могут понимать значения простых
предложных конструкций, выражающих
пространственные отношения двух
предметов (например, на
коробке, в коробке, под коробкой).

Одни дети владеют довольно
большим пассивным словарем, они способны
по просьбе родителей, логопеда и других
лиц выполнять довольно сложные и
разнообразные задания, выраженные
словесно. О таких детях родители обычно
говорят, что они «все понимают, вот
только не говорят». У других же детей
понимание речи весьма ограниченное.
Так, если такого ребенка спросить о
совершающихся действиях, изображенных
на сюжетных картинках, исключив в своем
вопросе хорошо знакомые ребенку названия
предметов (например: «Покажи,
кто здесь рисует. Покажи, кто здесь
стирает. А кто читает?»),
то
сразу становится ясно, что ребенок не
понимает названия действий. В то же
время понимание этих же вопросов,
включающих названия хорошо знакомых
предметов (например: «Покажи,
кто рисует цветок. Кто стирает белье? А
кто читает книгу!»),
бывает
им доступно.

Но и тогда, когда создается
впечатление, что ребенок хорошо понимает
речь и имеет большой пассивный словарь,
дополнительными обследованиями удается
установить ограниченность понимания
речи в сравнении со здоровыми детьми
того же возраста.

Если неговорящие дети имеют
низкий уровень понимания речи, то в
первую очередь нужно начинать
логопедическую работу по расширению
понимания речи. Из практики логопедии
известно, что только при достаточно
хорошем понимании речи (предикативный
уровень или выше) ребенок может начать
говорить. Если же уровень понимания
речи достаточно высок, то на первый план
выдвигается задача вызывания любых
звуко-речевых проявлений.

С чего начать помощь
ребенку?
Больше играйте с детьми!
Помощь ребенку в его умственном,
физическом, речевом, нравственном и
эстетическом развитии — это огромный
повседневный труд. Ведущая роль здесь
принадлежит игре, ее организации. Это
особенно важно для детей, отстающих в
развитии. Игру с такими детьми следует
рассматривать взрослыми не как забаву,
а как терапевтическую процедуру, которая
должна проводиться регулярно и
направленно. Содержание и приемы
проведения игры согласуются с возрастом
ребенка, его умственными и физическими
возможностями. Одних детей приходится
учить правильно использовать игрушки;
других — можно приучать к довольно
сложным действиям, включающим развитие
зрительного и слухового внимания,
памяти; третьих — можно приучать к
формированию обобщающих понятий. Но
непременным условием игры должно быть
создание у ребенка радостного чувства,
которое поддерживается взрослыми,
ставшими равными и активными соучастниками
детской игры.

Если неговорящий ребенок
не умеет играть, не умеет сосредоточить
свое внимание на какой-либо игрушке, а
хватается за все или, наоборот, бессмысленно
повторяет одно и то же действие (например,
часами заводит волчок или сосредоточенно
и многократно открывает и закрывает
кран с водой), то такого ребенка необходимо
немедленно учить играть.

Обучение игре можно проводить
в неожиданно создавшейся ситуации, в
специально отведенное время, желательно
до кормления ребенка. Первоначально
продолжительность игры целиком зависит
от интереса и желания малыша. С появлением
у него вкуса к игре ее продолжительность
может значительно увеличиваться,
продолжаться часами.

О потребности детей в игре
и игрушках знают все взрослые, но не все
из них умеют подобрать нужную для этого
игрушку.

Какую выбрать игрушку?
Выбирая игрушки,
необходимо руководствоваться двумя
принципами: возрастом ребенка; его
умственным развитием.

Советуем учесть следующие
сведения:

— до 1 года ребенок познает
предмет, прикасаясь к нему и пытаясь
брать его, учится слушать, знакомится
с цветом. Поэтому желательно дать ребенку
погремушку, резиновых животных, издающих
разнообразные звуки, которые должны
быть яркими и обязательно красивыми;

— от 1 года до 2-х лет (возраст
первых конструктивных представлений)
дети начинают что-то складывать,
сооружать. Предложите ребенку вложить
одну матрешку в другую, собрать пирамидку,
сложить колодец из брусочков или палочек.
Кубики, несложные пирамидки, деревянные
вагоны и животные всех видов — вот
подбор игрушек для этого возраста;

— от 2-х до 3-х лет — мальчики
и девочки по-разному проявляют свои
склонности: девочки начинают одевать,
кормить, причесывать кукол, мальчики
же предпочитают машины, самосвалы,
автобусы, пароходы и т.п. В этом возрасте
девочке лучше давать мягкие куклы, а
мальчику — деревянные машины всех
видов;

— с 3-х лет дети вступают в
период вопросов (что
это?, почему?).
У них
очень активно развивается воображение,
а их игра значительно усложняется:
девочки часами могут играть в куклы,
изображая мать, врача, продавца; мальчики
любят быть летчиками, шоферами,
космонавтами;

— с 4-х лет и мальчики и
девочки предпочитают игры на свежем
воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи,
мячи. С этого возраста дети начинают
устанавливать в игре правила, а их
постройки становятся сложными и
продуманными.

Таким образом, в разном
возрасте дети играют по-разному и
предпочитают разные игрушки. Можно
сказать, что и у игрушек есть свой
возраст.

Как учить играть и какую
игру выбрать?
Создавая игровые
ситуации и обучая детей осмысленным
действиям с игрушками или предметами,
взрослый должен вызвать у них радостное
отношение и интерес к игрушке. Этого
можно достичь только в том случае, если
взрослый искренен в своем положительном
эмоциональном настрое к детской игре.
Малейшая его неискренность будет тотчас
же воспринята ребенком и вызовет у него
негативную реакцию

Очень хорошо стимулировать
у детей отраженные действия, а именно:
«сделай — как мама»,
«сделай как папа (брат, сестра)», «как
зайчик прыгает», «как мишка ходит».

Несколько примеров
обучения детей, не умеющих играть
.

1. Поиграем
на гармони
(дудочке,
барабане и т.п.). Взрослый показывает
ребенку озвученную игрушку, играет на
ней, сопровождая пением: «ля-ля-ля».
Берет малыша за руку, побуждая сделать
то же самое (постучать по барабану,
подуть в дудочку и т.д.). Продвигаясь по
комнате, играя и напевая, взрослый
добивается, чтобы ребенок следил за
движущимся источником звука.

Читайте также:  Сущность развития личности ребенка по выготскому

2. Куда
упал шарик
(мячик).

Взрослый садится за стол и
берет к себе на руки ребенка. Прокатывая
на столе от себя мяч или шарик, взрослый
привлекает внимание к катящемуся и
исчезающему со стола предмету. Затем
предлагает ребенку отыскать его на
полу.

3. Поймай
зайчика
(обезьянку,
мишку). Взрослый прячет за подушку
игрушку, предупреждая ребенка, чтобы
он ее поймал, как только она (он) выглянет.
Сначала игрушка появляется в одном и
том же месте, но затем в разных местах.
Важно, чтобы ребенок следил за передвижением
игрушки.

4. Катание
мяча от взрослого к ребенку и обратно.

Ребенок сидит на полу,
разведя ноги в сторону. В такой же позе
сидит напротив него взрослый. Он катит
ребенку мяч: «Держи». И предлагает
вернуть мяч обратно: «Кати мне».
Мяч прокатывается несколько раз.

5. Бросание
мяча по показу взрослого:
вверх,
об пол, в стену, через голову назад и
т.п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел
возможность сам доставать мяч из мест,
куда тот закатился.

6. Подражание
движениям рук, ног, головы, плечей.
Например, взрослый
ставит ребенка против себя, затем
поднимает руки вверх и делает движения
кистями рук: «Птички полетели». Предлагает
ребенку сделать то же самое: «Покажи,
как птички полетели».

7. Нанизывание
колец пирамиды.
Кольца
с простой пирамиды (не более 4-5 крупных
элементов) снимаются на глазах у ребенка.
Взрослый, забрав все кольца себе, выдает
их ребенку по одному. Когда ребенок
научится нанизывать их на стержень,
перед ним выкладываются все кольца и
предлагается самому собрать пирамиду.
При этом следует обращать внимание на
то, что изо всех лежащих перед ним колец
надо выбирать «самое большое».

8. Бросание
мелких предметов
(бирюлек,
мозаик, бусинок) в сосуд (желательно
звенящий) с узким горлышком или узким
отверстием. Ребенок должен брать по
одному предмету и бросать в сосуд.
Потряхивая сосуд, прислушиваться много
ли там бусинок или одна. Рекомендуется
забрасывать бусинки попеременно то
правой, то левой рукой. Можно сначала
заполнить сосуд одной рукой, а потом —
другой.

9. Складывание
небольших парных предметов, игрушек в
мешочек.
Ребенок из
разложенных перед ним в беспорядке
предметов подбирает два одинаковых и
опускает их в мешочек (например, два
кубика, две варежки, две пуговицы, два
одинаковых зайчика и т.д.).

От игры к занятиям.Постепенно в игры с ребенком должны
включаться целенаправленные и регулярные
упражнения по формированию слухового
и зрительного внимания. Для этого надо
развивать умения внимательно воспринимать,
сличать и сортировать предметы по
основным признакам: цвету, форме, величине
и целостности. Важно также формировать
умение терпеливо выполнять постройки
по образцу, развивать подражание и
запоминание. Такие игры-занятия следует
проводить регулярно, желательно ежедневно
и лучше 2 раза в день. Их продолжительность
может быть от 2-3 мин в первые дни занятий
до 20-30 мин с детьми более старшего
возраста, которые сумели приобрести
необходимую «умственную работоспособность».
Чем продолжительнее урок, тем больше
разнообразных упражнений надо в него
включать. Задания располагайте по
степени трудности их выполнения детьми.

1.Развитие слухового
внимания и памяти
проводится в игре
с использованием хорошо знакомых ребенку
озвученных игрушек: гармоники,
колокольчика, барабана, шарманки и др.
Например, игра «Послушай внимательно
и угадай, на чем мама играла». Не видя
игрушку (можно завязать глаза или
повернуть ребенка спиной к лежащим на
столе игрушкам), надо узнать ее (назвать
или показать) по издаваемому ею звуку.
Советуем не торопиться с количеством
используемых игрушек. Лучше начинать
такую игру с 2 игрушек, постепенно
добавляя к ним новые. Звучащие игрушки
можно заменить хорошо знакомыми ребенку
предметами: деревянной дощечкой,
тарелкой, чашкой или кастрюлей, а игру
назвать: «Послушай внимательно и
угадай, до чего дотронулась (по чему
постучала) мама палочкой».

Хорошо проводить игры-занятия,
в которых дети определяют местонахождение
невидимого для них звучащего предмета:
«найди колокольчик», «найди трубу
или гармонику». Взрослый, извлекший
звук, быстро отходит от спрятанной
музыкальной игрушки.

2. Развитие зрительного
внимания и памяти
. Этому способствуют
игры на запоминание: «Где что лежало
(стояло)», «Кто с кем поменялся»,
«Что прибавилось», «Кого (чего)
нет» и др. Например, начиная с двух
игрушек (и постепенно со временем
увеличивая их количество), взрослый на
глазах у ребенка кладет мишку на стол,
а куклу сажает на стул. Предлагает
внимательно посмотреть и запомнить,
кто где сидит, а потом закрыть глазки.
Поменяв местами игрушки, взрослый
говорит: «Раз — два — три, а теперь
ты посмотри». Ребенок должен расставить
предметы в том порядке, в каком он видел
их первоначально. Аналогично проводится
игра по формированию умения определять,
какая игрушка прибавилась к тем, которые
лежали на столе, или вспомнить ту (те),
которую убрали со стола или спрятали.
Если дети хорошо справляются с этими
заданиями, то игрушки можно заменить
предметными, а затем сюжетными картинками.

3. Сличение и сортировка
предметов по цвету, форме и величине
.
Умение сличать предметы и явления,
находить у них то общее, что ихобъединяет, и то, что
их различает, учит ребенка самостоятельно
мыслить.

С этой целью полезно проводить
занятия по обучению детей сортировке
предметов по основным их признакам:
цвету, форме, величине. Одичать, сортировать
можно кубики, матрешки, шарики, нарезанные
из картона фигурки и другие игрушки или
предметы обихода (пуговицы, катушки,
ложки или небольшие технические детали
разной конфигурации: болты, шайбочки,
гайки).

Проводя занятия по сличению
признаков предметов, соблюдайте следующие
условия.

— Учите ребенка фиксировать
взгляд на предмете, который он берет
или хочет взять, для чего неоднократно
напоминайте: «Посмотри внимательно».

— Не добивайтесь от детей
запоминания названия цвета, формы или
величины предмета (красный, синий,
маленький, большой), а сосредоточивайте
внимание на одинаковости, схожести
предметов. Например: «Посмотри и найди
такой же, похожий». Сначала ребенок
должен уловить сходство цвета, затем
формы, потом величины. Словесные
обозначения признаков предметов
(«большой», «маленький»,
«зеленый», «квадратный» и т.п.)
усваиваются детьми значительно позже,
поэтому работу над словесным обозначением
признаков предметов надо проводить
позже.

— Обучая детей сличению
предметов по цвету, форме и величине,
не торопитесь вводить разнообразие
форм, цвета, величин. Количество
сортируемых предметов должно возрастать
постепенно. Сначала надо научить отличать
предметы одного цвета от предметов
другого цвета, например, развести на
машине по разным углам комнаты красные
и синие кубики или разложить по разным
коробочкам (помочь маме) белые и черные
пуговицы. Постепенно количество
предметов, окрашенных в разные цвета,
необходимо увеличить. Например, предложите
ребенку подобрать банты к соответствующему
платью девочек, а затем подобрать к
разным по размеру шарам соответствующие
ленты.

Потом научите ребенка
сличать и сортировать предметы по форме,
например, отделить шайбочки от болтиков
или нарезанные из картона кружочки от
крестиков. Если ребенок свободно сличает
и различает 2-3 формы, например ромб,
круг, квадрат, предложите ему показать,
кто из зверей какой кусок съест, или
«чей рот какой кусок съел».

Учите детей сличать предметы
по величине, например, делать стопки из
кружочков разного размера.

К перечисленным выше играм
добавьте игры на сличение парных картинок
(лото), предложите сличить цветные
картинки с их контурным изображением.

— Учите детей возводить по
образцу постройки из кубиков, палочек
или деталей. Образец должен находиться
у ребенка перед глазами: «Построй