Живое слово в развитии речи ребенка

Зайцева Людмила
Вклад Е. А. Флериной в методику развития детской речи

Тема: Вклад Е. А. Флериной в методику развития детской речи.

План.

1. Биография.

2. Вклад в методику развития речи.

3. Взгляды Е. А. Флериной на дошкольное воспитание.

4. Список литературы.

2

Биография.

Флерина Евгения Александровна (18.12.1889 – 10.11.1952, педагог, специалист в области дошкольного воспитания, член-корреспондент АПН РСФСР (1950, доктор педагогических наук (1948, профессор (1948). Педагогическую деятельность начала в 1909 после окончания Московского художественного училища имени С. Г. Строгонова.

Работала воспитателем детских садов, в том числе в детском саду общества «Детский труд и отдых», при котором в 1917 окончила педагогические курсы. С 1918 на научной и административной работе в педагогических учреждениях Москвы. С 1924 во втором МГУ (с 1930 МГПИ, одновременно работала в АКБ имени Н. К. Крупской, Московском педагогическом институте имени В. П. Потемкина, НИИ теории и истории педагогики.

Главной областью исследований Е. А. Флериной являлось детское творчество и эстетическое воспитание дошкольников. В 20-х годах на основе анализа около 500 000 детских рисунков и 15 000 образцов детской лепки Флерина разрабатывала критерии изучения душевного мира ребенка, отображенного в его изобразительной деятельности.

В 20-30-х годах изучала проблемы детской книги и восприятия дошкольниками художественного чтения. Ею разработаны методики развития речи и художественного слова, а также оригинальная система обучения дошкольников рисованию.

3

Вклад в методику развития речи детей.

Многие работы Е. А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания. В первом учебном пособии для учащихся педагогических училищ и вузов «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933) Флериной выделены задачи развития речи на научной основе. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития.

Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. Ценно, что Е. А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требования бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов при передаче его детям (например, беседы по прочитанному).

В более поздних трудах говорится об игре и других средствах развития речи.

Большой интерес представляют мысли Флериной об учении детей диалогической речи. Не умаляя роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимоотношениями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед.

Наиболее полно раскрыта Е. А. Флериной проблема использования художественного слова. Уже в первых ее работах на эту тему говорится о значении живого слова в воспитании детей дошкольного возраста, об особенностях развития детской речи. Интерес Флериной к разработке методики художественного чтения и рассказывания и успех этой методики, как свидетельствуют ее ученики, во многом определялись индивидуальными данными: она любила и понимала художественную литературу, обладала прекрасным голосом и творческим воображением, была замечательной рассказчицей.

Флерина вела длительную исследовательскую работу в области детской книги, начав ее еще в комиссии по детской книге при Наркомпросе. Задачей работы было установление требований к содержанию и форме детской книги с учетом восприятия детьми литературных произведений. И хотя в тот период Флерина высказывала и ошибочные взгляды (народную сказку признавала возможным давать детям только с 6-7 лет, в целом в ее работах много интересного, и это многое прочно вошло в методику развития речи, например классификация тематики книг для детей (производственная, героическая, дидактическая, веселая книга).

4

Она считала, что живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и технике подачи. «Чтение, рассказывание художественного произведения, разговор, а также рассказывание самих детей развивают мышление и навыки речи».

Е. А. Флерина внесла большой вклад в становление методики развития речи и использование живого слова в детском саду как учебной дисциплины в средних и высших учебных заведениях. Ей принадлежит заслуга в определении содержания профессиональной подготовки студентов в педагогических училищах и ВУЗах, создание первых учебных программ и учебных пособий по курсу методики развития речи дошкольников. Вопросы речевого развития детей и использование художественной литературы в дошкольном учреждении изучались ею в контексте эстетического воспитания. Родной язык выступает средством приобщения детей к сокровищнице отечественной и мировой культуры.

В качестве цели обучения Е. А. Флерина правомерно выдвигала овладение детьми правильной, чистой, культурной, богатой по содержанию и выразительной по форме речи. Художественное слово оказывает общее развивающее воздействие на личность ребенка и дает высокие образцы художественной связной речи, является источником обогащения содержания и структуры детского языка.

Читайте также:  Влияние игрушки на развитие ребенка

Значительное место в трудах Е. А. Флериной занимали методические аспекты речевого развития детей. Ею определены педагогические условия, дидактические средства, методы и приемы развития речи в целостном педагогическом процессе. Исследования в области художественного слова, деятельность в качестве руководителя Комиссии по детской книге при Наркомпросе, научно-методическая работа с педагогами г. Москвы позволила Е. А. Флериной создать систему использования художественного чтения и рассказывания в детском саду. Рассматривая художественное слово, как средство эстетического воспитания и развитие творческих способностей детей, определила требования к содержанию и форме детской книге, принципы, методы и приемы работы с ней с учетом особенностей восприятия детьми литературных произведений.

5

Взгляды Е. А. Флериной на дошкольное воспитание.

Большой интерес представляют взгляды Е. А. Флериной на обучение в детском саду. Употребляя термин «обучение дошкольников», Флерина подчеркивала его специфику и отрицательно относилась к заимствованию школьных программ и школьных методов. Успешная подготовка ребенка к школе заключается вовсе не в том, чтобы еще в детском саду приучить детей к школьной системе обучения. Наоборот, «детский сад должен обеспечить полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями детей. Наша задача – всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание тех качеств, которые обеспечат ему в школе успешное систематическое обучение».

Актуальны мысли Флериной в формах обучения дошкольников, в том числе и родному языку. Она рассматривала обучение в широком смысле слова. На первом месте должна стоять учебно-воспитательная работа в повседневной жизни, в разнообразной деятельности ребенка. При этом важно определить два вопроса: чему учить? И как учить? Вторая форма обучения – организованные занятия, но по выбору детей, где ребенок может заниматься любимым материалом, однако материалом специально подобранным и предоставленным ему педагогом для данного занятия. Здесь приоритет принадлежит индивидуальной работе с ребенком. Третья форма – так называемые обязательные занятия, когда учебно-воспитательные задачи выдвигаются перед всей группой и определенный материал предлагается всей группе.

Е. А. Флерина является основателем научно-педагогической школы МГПУ в области эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста. Исследования Е. А. Флериной и ее учеников во многом определили принципы задачи, содержание, организацию и методы работы по развитию речи в детском саду положили начало создания экспериментальной базы отечественной лингводидактики, наметили пути изучения научно-методических основ речевого воспитания дошкольников. Дальнейшая разработка проблемы речевого развития детей в русле научной школы Е. А. Флериной продолжена на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

6

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. И сред. пед. Учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000.-400с.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. – М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 1999.

4. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 27с.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультация для педагогов ДОУ на тему

«Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей»

(Старшая группа)

                                                                             Подготовила воспитатель

                                                              первой квалификационной категории

                                                                                                  Никулина Т.В.        

Мытищи 2017

Живое слово – является одним из действенных средств передачи знаний. Значение устного, живого слова в дошкольном возрасте, когда дети еще не умеют читать, а речь ребенка только формируется, огромно. Слово сопровождает все виды деятельности ребенка, поэтому оно должно оказывать большую помощь не только в воспитательной работе с детьми, но и в обогащении их словаря, в формировании грамматического строя, а также описательно – повествовательной формы речи.

Методическое пособие И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО» и состоит из четырех комплектов, представленных посезонно (начиная со второй младшей группы) и состоящих из:

  • 24 технологических карт с двусторонней печатью
  • 16 тематических иллюстраций по работе с живым словом
  • 8 карт с двусторонней печатью – методическим сопровождением
Читайте также:  Все стадии развития ребенка в утробе матери

образовательной деятельности, которое включает в себя примерное календарно-тематическое планирование  на каждый месяц (по 8 тем).

        Технологические карты разработаны таким образом, чтобы педагог мог использовать их, не прибегая к дополнительным источникам. Каждая карта имеет тематическую направленность, в ней указаны задачи, которые должен реализовать                                        воспитатель, цель — результат для детей, и 6 видов деятельности по живому слову, которые должны использоваться в течение одной недели, а именно:

        1. Разговор с детьми

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном

общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми. Он не требует особой обстановки тишины, может происходить в любых условиях и в любое время, т.к. это очень гибкая речевая форма.

Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

С помощью разговора воспитатель оказывает влияния на все стороны речи ребенка: исправляет ошибки, дает образец правильной речи, развивает навыки диалогической и монологической речи.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными,

преднамеренными и непреднамеренными. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка, а для индивидуальных – вечерние и утренние часы.

        В пособии «Живое слово» представлены преднамеренные разговоры с детьми, которые имеют тему и подчинены следующей структуре:

— Привлечение внимания к теме разговора: педагог заинтересовывает детей темой разговора, обращая внимание на определенный объект или явление;

— Система вопросов – ответов, обсуждений и аргументаций: педагог выстраивает

  разговор в соответствии с темой, стимулирует детей к ответам, выслушиванию

  мнений;

— Обобщение, краткий вывод по теме, подводящий итог всему разговору.

2. Беседа

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. В других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.

Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется, появляется базовая основа для формирования у дошкольников описательно – повествовательного типа речи.

Структура беседы:

— Вводная часть (начало беседы). Цель – вызвать в памяти у детей полученные ранее образные и эмоциональные впечатления. Это может быть осуществлено различными способами: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, показа картины, предмета и т.д;

— Основная часть. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки;

— Заключительная часть (конец беседы). Самая короткая по времени часть, обобщение темы беседы.

3. Рассказывание, пересказ

  • Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком

определенного содержания, самостоятельно созданные монологи разного типа. Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.

В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а также учить более сложному – описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном), так и с элементами творчества (по сюжетной картинке).

При составлении рассказа от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие как изображенным, так и последующим за ним.

Педагогам необходимо помнить, что система обучения рассказыванию по сюжетной картине со зрительной опорой на готовый сюжет, должна начинаться в такой логике усложнения картинок:

  1. дети;
  2. взрослые;
  3. знакомые животные;
  4. неодушевленные предметы;
  5. изображение двух и более действий.

Также в старшем дошкольном возрасте широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний.

Читайте также:  Нормы развития ребенка до года по месяцам умения

В пособии И.С. Батовой предлагаются для работы с детьми следующие виды рассказывания:

— рассказывание об игрушке;

— рассказывание по картине;

— творческое рассказывание;

— рассказывание из опыта.

  • Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной

речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Структура пересказывания:

— Вводная часть. Ее цель создать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Она может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки;

— Первичное чтение. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения;

— Вторичное чтение с установкой на последующий пересказ;

— Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. Педагог обсуждает с детьми последовательность событий в тексте, характеристику героев, сюжетную линию;

— Повторное чтение с установкой на последующий пересказ;

— Пересказы детей (3 – 7 чел.);

— Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

4. Поручения и задания

Существует еще один методический прием, направленный на формирование диалогической речи, которому придается большое воспитательное значение. Это методически продуманные словесные поручения, которые дают детям.

        Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы оно имело практическое осознаваемое ребенком значение. При этом он должен:

— внимательно выслушать, что ему говорят;

— понять содержание обращенной к нему речи;

— запомнить сказанное;

— выполнить поручение;

— дать словесный отчет о выполненном задании;

— оказать помощь сверстникам, отстающим в выполнении задания.

        Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Необходимо тщательно продумывать сущность и содержание поручения, которое дается ребенку того или иного возраста. При использовании таких посильных для них и осмысленных поручений у детей развиваются самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, выходить из затруднительных положений, рассказывать о проделанном.

        5. Чтение

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному

образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.), с русской и зарубежной классикой.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Структура чтения:

— Первая часть (знакомство с произведением). Цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова;

— Вторая часть (беседа о прочитанном). Цель – уточнение содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности;

— Третья часть. Это повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

6. Заучивание стихотворения

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и

эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса:

слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть рассказывание стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются многие способности ребенка, в том числе и речевые.

        Таким образом, четко выстроенная система работы по всем видам речевой деятельности дошкольников оказывает огромное влияние на их всестороннее речевое развитие, развитие мышления и познавательной активности.

Источник