Жан пиаже концепция развития ребенка

Жан пиаже концепция развития ребенка thumbnail

Ранняя концепция Ж. Пиаже о развитии мышления ребёнка — теория развития детского мышления, разрабатываемая швейцарским психологом Жаном Пиаже в период с 1921 года до середины 1930-х гг. В рамках данной концепции были впервые сформулированы важные положения современной психологии развития:

  1. Мышление ребёнка обладает качественным своеобразием. Ж. Пиаже был первым, кто показал качественно иную структуру детского мышления[1], связав её особенности с понятием эгоцентризма. До появления работ Пиаже мышление ребёнка напрямую сравнивалось с мышлением взрослого; оно рассматривалось лишь как недостаточно развитое мышление взрослого.
  2. Развитие мышления осуществляется в процессе сотрудничества и социальных взаимодействий.
  3. Противоречие между точками зрения детей, вступающих в совместное решение познавательной задачи, приводит к вытеснению эгоцентризма и замене его на децентрацию.

После публикации работ Пиаже в психологии начался новый этап исследований мыслительной деятельности ребёнка, характеризующийся другими методами её изучения и иными способами обучения ребёнка на ранних этапах его жизни.

Особенности логики ребёнка[править | править код]

Большую часть характерных черт детской логики Пиаже связывал с понятием эгоцентризма. Эгоцентризм — это особая познавательная позиция ребёнка по отношению к внешнему миру. Все объекты и явления внешнего мира ребёнок в возрасте до 7-8 лет рассматривает исключительно со своей точки зрения, с позиции «Я знаю». Например, если ребёнку показывают два одинаковых ящика и спрашивают: «Какой тяжелее?», ребёнок без сомнения укажет на один из них, предварительно даже не взвесив их в руках. Ребёнок в этом возрасте не знает о существовании других точек зрения и не может их координировать. Ярким примером в этом отношении служит неспособность ребёнка до 7-8 лет показать правую и левую руку собеседника, находящегося к нему лицом (называет левую руку собеседника правой и наоборот). Тот же принцип работает и с одеждой, если она не надета на ребёнка. Ещё один эксперимент, проведённый Пиаже, выявляет феномен эгоцентризма. Ребёнку показывают макет, в центре которого располагается гора, а вокруг — деревья, домики и т. д. Затем ребёнка сажают с одной стороны макета и просят описать то, что он видит. Далее напротив него сажают куклу и просят описать, что видит кукла. Несмотря на явное различие в ландшафте со стороны ребёнка и со стороны куклы, ребёнок во второй раз описывает то же самое, что и в первый. То есть, суждения дошкольника всегда абсолютны, так как он не может встать в позицию относительно другого человека или вещи.

Ранние работы Пиаже построены на эмпирических основаниях. Дело в том, что Пиаже считал, что мышление ребёнка выражается непосредственно в его речи. Именно поэтому Пиаже в качестве доказательства своей концепции приводит наблюдения над детьми во время беседы. Пиаже разработал метод клинической беседы, который заключается в том, что психолог во время проведения беседы удерживает тематику, но вопросы не фиксированы, а могут меняться в зависимости от ответов ребёнка.

Феноменом эгоцентризма объясняются следующие характерные черты логики ребёнка: трудность осознания, неспособность к логике отношений, неспособность к синтезу (соположению), синкретизм, предпричинность, узость поля наблюдения, трансдукция, нечувствительность к противоречию, интеллектуальный реализм.

Трудность осознания[править | править код]

Эта особенность заключается в том, что ребёнок (до 11-12 лет) не может рассказать, как он пришёл к тому или иному умственному заключению. Например, если попросить ребёнка выполнить операцию сложения, он не сможет в дальнейшем рассказать, как он получил результат (причём независимо от того, будет он правильным или нет). Он выполняет эти действия, не осознавая того, как он это делает.

Неспособность к логике отношений[править | править код]

Это неспособность понимать относительность точки зрения. Известно, что дети затрудняются ответить, сколько братьев и сестер имеет каждый из их братьев и сестер.
Пиаже осуществлял различные варианты соответствующей беседы. Например, беседа с Жаком (7 л. 6 мес.):

— Есть у тебя братья?
— Два, Поль и Альбер.
— А у Поля есть братья?
— Да, один — Альбер.

То есть, суждение «Поль мой брат» еще не влечет за собой вывода — «я брат Поля».

Из-за эгоцентрической позиции ребёнок не стремится рассуждать (ведь он всё знает), он смотрит исключительно со своей точки зрения. Пиаже проводил исследования с детьми различного возраста, и в одном из исследований, проведённом на женевских детях в первой половине XX века, три четверти десятилетних детей обнаруживали эту особенность детского мышления.

То же самое происходит и относительно предметов: ребёнок не может сказать, слева или справа находится один предмет относительно другого. Это же проявляется и в вербальных отношениях, ребёнок затрудняется решать задачи типа: «Имеются три девочки: у первой волосы светлее, чем у второй, и темнее, чем у третьей. У какой девочки волосы самые темные?» Как правило, дети дают противоположный ответ.

Стоит отметить, что преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребёнка имеется лишь собственная точка зрения, затем он принимает точку зрения других (к 7-8 годам), далее он может принимать «точку зрения» предметов (то есть, ставить себя на место какого-либо предмета и в этой перспективе говорить об отношениях между предметами).

Неспособность к синтезу (соположение)[править | править код]

Способность к синтезу — это понимание предметов в качестве адекватно связанных между собой объектов. Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Например, в исследовании, проведённом Пиаже в 1922 в Женеве, дети до 7-8 лет рисовали части велосипеда отдельно, просто располагая их рядом друг с другом. При этом они знали, что все части велосипеда необходимы, чтобы он двигался.

Синкретизм[править | править код]

Синкретизм является противоположностью соположения. Это избыток связей между предметами, неадекватность связи. Смысл этой связи понятен только конкретному ребёнку. Например, дети 5-8 лет в ответ на вопрос, почему солнце не падает, говорят: «потому что жарко», «потому что оно жёлтое», «потому что оно лежит в небе», «потому что очень высоко». То есть, вместо объяснения ребёнок довольствуется описанием объектов или явлений. Связывание происходит на основе субъективных впечатлений ребёнка или на основе одновременно воспринятых признаков предметов или явлений.

Предпричинность[править | править код]

Это неспособность к установлению причинно-следственных (каузальных) связей. Например, ребёнку предлагают завершить предложение: «Человек упал на улице, потому что…» Ребёнок завершает: «Потому что его увезли в больницу.»

Узость поля наблюдения[править | править код]

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Порой дети замечают гораздо больше вещей чем взрослые, например, видят множество деталей. Но именно из-за невозможности устанавливать отношения между предметами ребёнок не может одновременно думать больше, чем об одной вещи. Объекты, которые связаны в сознании взрослого, видятся ребёнку смутно смешанными с другими объектами (синкретизм), либо воспринимаются как совершенно отдельные вещи.

Трансдукция[править | править код]

До 7-8 лет мысль ребёнка направлена от единичного положения к единичному, минуя частное. Например, ребёнка спрашивают:

— Солнце живое?
— Да.
— Почему?
— Потому что оно двигается.

Это связано с тем, что ребёнок пока ещё не нуждается в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию[править | править код]

Мысль ребёнка до 7-8 лет противоречива. Например, если у ребёнка спросить, почему бумажный кораблик не тонет в луже, он ответит: «Потому что он лёгкий». Затем, если спросить, почему настоящий корабль не тонет в море, он ответит: «Потому что он тяжёлый». Для ребёнка в этом нет противоречия. Это может быть связано либо с тем, что ребёнок знает две позиции на решение проблемы, но ни одна его не удовлетворяет, и он отвечает всегда по-разному, либо с тем, что ребёнок не знает, какое мнение из двух противоречивых выбрать, и поэтому принимает оба.

Интеллектуальный реализм[править | править код]

Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию. Представленная ребёнком реальность воспринимается им наравне с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, на определённое время забывая о существовании других. Он видит вещи такими, какими их представляет. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках, когда, например, кошку ребёнок всегда рисует с четырьмя лапами, двумя глазами и двумя ушами, несмотря на то, что в реальной жизни это практически невозможно. То есть, ребёнок рисует как бы «схему» того, что он знает, но не того, что он видит.

От эгоцентризма к децентрации[править | править код]

Итак, природа эгоцентризма объясняет особую логику детского мышления. Но, безусловно, постепенно происходит переход от детского мышления ко взрослому. Здесь Пиаже предлагает следующие стадии перехода:

  1. Аутистическое мышление (0 — 2-3 года) (от греч. autos — сам). Под аутистическим мышлением Пиаже понимал врождённый тип мышления, который абсолютно не социализирован и подчинён принципу удовольствия («делаю то, что хочу»). То есть, мысль ребёнка не направлена на действительность, он живёт лишь в своих грёзах, образах и фантазиях. Пиаже понимал развитие ребёнка как противоборство личности и общества, в связи с тем доказывал, что социальность изначально не присуща ребёнку. Она появляется путём вытеснения природного и замещения его социальным. Этот процесс Пиаже называл социализацией. Переход к следующей стадии объясняется отношением принуждения со стороны взрослого. Взрослый приучает ребёнка к туалету, к правилам поведения, к нормам общения со взрослыми. По мнению Пиаже, всё это противоречит изначальным нуждам ребёнка, поэтому взаимоотношения ребёнка и взрослого на данной стадии являются именно отношениями принуждения.
  2. Эгоцентрическое мышление (2-3 — 11-12 лет). На этой стадии появляется соотнесения принципа удовольствия («делаю то, что хочу») и принципа реальности («делаю то, что должен»). Ребёнок на этой стадии уже понимает, что окружающие его люди требуют от него выполнения каких-либо действий. Это промежуточная стадия, в которой соединены как принципы аутистического мышления, так и социализированного. Данная стадия разделяется на две фазы: до 7-8 лет и после 7-8 лет. Для первой фазы ещё характерны отношения принуждения. Игру и фантазии ребёнок воспринимает как реальность. Во второй фазе появляются отношения кооперации и сотрудничества. Это отношения уже не между ребёнком и близким взрослым, а между ребёнком и сверстниками. Сверстники выступают для ребёнка как потенциально равные партнёры. В общении никто никого не может принудить принять свою точку зрения как единственно правильную (из-за попыток это сделать и возникают многочисленные конфликты между детьми), вследствие чего необходимо выработать иную стратегию взаимодействия — умение договариваться, находить общую точку зрения. Таким образом происходит переход ребёнка от эгоцентризма к децентрации. Децентрация — умение принимать чужие точки зрения. В 11-12 лет происходит окончательная децентрация, и ребёнок переходит на следующую стадию развития мышления.
  3. Социализированное мышление (от 12 лет). Социализированная мысль подчинена принципу реальности. Исходя из вышесказанного, она формируется прижизненно. Социализированная мысль направлена на познание внешнего мира, а не на утверждение собственной точки зрения.

Критика ранней концепции Пиаже в с точки зрения культурно-исторической психологии[править | править код]

Неоспоримый вклад Ж. Пиаже в детскую психологию оценил Л. С. Выготский: «Исследования Пиаже составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребёнка, о его логике и мировоззрении. Они отмечены историческим значением»[2]. Тем не менее, с точки зрения культурно-исторической психологии, Пиаже критиковался за следующее:

  1. Пиаже рассматривает развитие мышления ребёнка как биологический процесс созревания структур мозга, однако в культурно-исторической психологии само развитие рассматривается как процесс усвоения ребёнком общественно-исторического опыта. То есть, в культурно-исторической психологии главенствующая роль в развитии ребёнка отдаётся его ближайшему окружению — взрослые обучают ребёнка использовать предметы по их назначению, в соответствии с исторически сложившимся способом их использования; а также взрослые обучают ребёнка употреблению знаков (слов, математических знаков, мнемотехнических средств и т. д.). Таким образом, в культурно-исторической психологии психическое развитие понимается как усвоение знаков и значений, а в концепции Пиаже — как биологическое созревание.
  2. Поскольку прямым выражением мысли Пиаже понимал речь, доказательством стадийности в развитии мышления он признавал наличие эгоцентрической речи (ЭР). В понимании Пиаже это речь, не направленная на собеседника (не выполняющая коммуникативной функции) и ничего не меняющая в структуре деятельности ребёнка, но служащая для привлечения внимания к своей деятельности и выражающая специфическую познавательную позицию ребёнка. Она является переходной формой от речи внутренней, служащей для планирования и регуляции деятельности, к речи внешней, выполняющей коммуникативную функцию. Уменьшение коэффициента ЭР Пиаже связывал с развитием внешней речи. В культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский), наоборот, принято мнение о том, что это речь, являющаяся переходной формой от речи внешней, социализированной, к речи внутренней. Было установлено, что увеличение коэффициента ЭР происходит тогда, когда ребёнок оказывается в затруднении — он начинает проговаривать свои дальнейшие действия, и это меняет его деятельность. Затем происходит интериоризация — переход внешней речи во внутренний способ мышления, когда ребёнок способен уже в уме планировать свою деятельность. То есть, по Выготскому, ЭР является внешней по структуре (проговаривание вслух), но внутренней по функции (планирование и регуляция деятельности).
  3. Исходя из предыдущего пункта, Выготский, в отличие от Пиаже, признавал изначальную социальность ребёнка, он считал, что развитие мышления не может начинаться с аутистической стадии.
  4. Выготский считал, что не существует прямого соответствия между мышлением и его словесным выражением.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Piaget, J. «La causalite physique chez l’enfant», 1927.
  • Piaget, J. «Le jugement moral chez l’enfant», 1932.
  • Piaget, J. «La Représentation du monde chez l’enfant», 1926.
  • Flavell, J. «Genetic epistemology of Jean Piaget», 1965.
  • Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.
  • Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.: Изд-во Московского университета, 1981.
  • Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка». — Государственное учебно-педагогическое издательство, Москва — Ленинград, 1932.

Источник

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive
development) — развитие всех видов мыслительных
процессов, таких как восприятие, память,
формирование понятий, решение задач,
воображение и логика. Теория когнитивного
развития была разработана швейцарским
философом и психологом Жаном Пиаже. Его
эпистемологическая теория дала множество
основных понятий в области психологии
развития и исследует рост разумности,
которая, по Пиаже, означает способность
более точно отражать окружающий мир и
выполнять логические операции над
образами концепций, возникающих во
взаимодействии с окружающим миром.
Теория рассматривает появление и
построение схем — схем того как
воспринимается мир — в «стадии развития»,
времени когда дети получают новые
способы представления информации в
мозге. Теория считается «конструктивистской»,
в том смысле, что, в отличие от нативистских
теорий (которые описывают когнитивное
развитие как разворачивание врождённых
знаний и способностей) или эмпирических
теорий (которые описывают когнитивное
развитие как постепенное приобретение
знания через опыт), она утверждает, что
мы самостоятельно конструируем наши
когнитивные способности с помощью
собственных действий в окружающей
среде.

В соответствии с теорией интеллекта
Жана Пиаже интеллект человека проходит
в своём развитии несколько основных
стадий. От рождения до 2 лет продолжается
период сенсо-моторного интеллекта; от
2 до 11 лет — период подготовки и организации
конкретных операций, в котором выделены
подпериод дооперациональных представлений
(от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных
операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно
до 15 длится период формальных операций.

  • Период сенсо-моторного интеллекта (0—2
    года)

От рождения до двух лет постепенно
развивается организация перцептивных
и двигательных взаимодействий с внешним
миром. Это развитие идёт от ограниченности
врождёнными рефлексами к связанной
организации сенсо-моторных действий
по отношению к непосредственному
окружению. На этой стадии возможны
только непосредственные манипуляции
с вещами, но не действия с символами,
представлениями во внутреннем плане.

Период сенсо-моторного интеллекта
делится на шесть стадий:

1. Первая стадия (0—1 мес.)

В этом возрасте возможности ребёнка
практически ограничены врождёнными
рефлексами.

2. Вторая стадия (1—4 мес.)

Под влиянием опыта рефлексы начинают
преобразовываться и координироваться
между собой. Появляются первые простые
навыки (первичные циркулярные реакции).
«Например, когда ребёнок постоянно
сосёт свой палец, уже не в результате
случайного соприкосновения с ним, а
благодаря координации руки и рта, это
можно назвать приобретённой аккомодацией».

3. Третья стадия (4—8 мес.)

Действия ребёнка приобретают более
выраженную направленность на предметы
и события, существующие вне и независимо
от него. Посредством повторения
закрепляются движения, первоначально
случайные, приводящие к изменениям
внешней среды, интересным ребёнку
(вторичные циркулярные реакции).
Появляется «двигательное узнавание»
знакомых предметов, выражающееся в том,
что «ребёнок, столкнувшись с предметами
или сценами, которые обычно активизируют
его вторичные циркулярные реакции,
ограничивается тем, что даёт лишь контур
обычных движений, но реально их не
выполняет».

4. Четвёртая стадия (8—12 мес.)

Возникает способность координации
вторичных циркулярных реакций, их
объединения в новые образования, в
которых одно действие (например,
устранение препятствия) служит средством,
дающим возможность осуществить другое
— целевое — действие, что означает и
появление несомненно преднамеренных
действий.

5. Пятая стадия (12—18 мес.)

Ребёнок уже не только пользуется
известными ему действиями как средствами
достижения целей, но и способен искать
и находить новые, варьируя уже известное
ему действие и констатируя отличие
результата; Пиаже называет это «открытием
новых средств достижения цели путём
активного экспериментирования». То
есть здесь возникают не только новые
координации известных ребёнку
действий-средств и действий-целей, но
и новые действия-средства.

6. Шестая стадия (после 18 мес.)

В отличие от предыдущей стадии, здесь
ребёнок уже способен открывать новые
действия-средства не путём
экспериментирования, а путём внутренних,
умственных координаций, — внутренним
экспериментированием.

  • Период подготовки и организации
    конкретных операций (2—11 лет):

1. Подпериод дооперациональных
представлений (2—7 лет)

Здесь совершается переход от сенсо-моторных
функций к внутренним — символическим,
то есть к действиям с представлениями,
а не с внешними объектами. Символическая
функция — «способность отличать
обозначение от обозначаемого и вследствие
этого возможность использовать первое
для того, чтобы вспомнить второе или
указать на него». В младенчестве ребёнок
хотя и может воспринимать сенсорный
сигнал как знак события, которое последует
за ним, но не способен воспроизвести во
внутреннем плане знак не воспринимаемого
актуально события, не являющийся
конкретной частью этого события.

Понятия, называемые предпонятиями, на
этой стадии образны и конкретны, они не
относятся ни к индивидуальным объектам,
ни к классам вещей, и связываются друг
с другом посредством трансдуктивного
рассуждения.

Эгоцентризм ребёнка выражается в
неспособности взглянуть на свою точку
зрения со стороны, как на одну из
возможных. Ребёнок не способен сделать
процесс своего мышления объектом своего
мышления, думать о своих мыслях. Он не
стремится обосновывать свои рассуждения
или искать в них противоречия.

Для детей в этом возрасте характерна
центрация (сосредоточение) на одной,
самой заметной особенности предмета,
и пренебрежение в рассуждении остальными
его признаками.

Ребёнок обычно сосредоточивает внимание
на состояниях вещи и не обращает внимание
на преобразования (или, если всё же
обратит, ему очень трудно понять их),
которые переводят её из одного состояния
в другое.

2. Подпериод конкретных операций (7—11
лет)

В период конкретных операций действия
с представлениями начинают объединяться,
координироваться друг с другом, образуя
системы интегрированных действий (в
отличие от ассоциативных связок). Такие
действия называются операциями.

У ребёнка появляются особые познавательные
структуры, называемые группировками.
Группировка — форма подвижного равновесия
операций, «система уравновешивающихся
обменов и трансформаций, бесконечно
компенсирующих друг друга». Одна из
простейших группировок — группировка
классификации, или иерархического
включения классов. Благодаря этой и
другим группировкам ребёнок приобретает
способность совершать операции с
классами и устанавливать логические
отношения между классами, объединяя их
в иерархии, тогда как раньше его
возможности были ограничены трансдукцией
и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность этой стадии состоит в
том, что операции могут совершаться
только c конкретными объектами, но не с
высказываниями.

  • Период формальных операций (11—15 лет)

Основная способность, появляющаяся на
стадии формальных операций — способность
иметь дело с возможным, с гипотетическим,
а внешнюю действительность воспринимать
как частный случай того, что возможно
могло бы быть. Реальность и собственные
убеждения ребёнка перестают необходимым
образом определять ход рассуждения.
Ребёнок теперь смотрит на задачу не
только с точки зрения непосредственно
данного в ней, но прежде всего задаётся
вопросом о всех возможных отношениях,
в которых могут состоять, в которые
могут быть включены элементы непосредственно
данного.

Ребёнок теперь может мыслить гипотезами,
которые могут быть проверены для того,
чтобы выбрать из них ту, что соответствует
действительному положению дел.

Ребёнок приобретает способность мыслить
предложениями и устанавливать формальные
отношения (включение, конъюнкция,
дизъюнкция и т. п.) между ними. Логические
отношения устанавливаются уже между
предложениями, то есть между результатами
конкретных операций.

Ребёнок на этой стадии также способен
систематически выделить все переменные,
существенные для решения задачи, и
систематически перебрать все возможные
комбинации этих переменных.

Переход к формальным операциям не
совершенно резок и универсален, но более
специфичен по отношению к областям
знания, в которых подросток особенно
компетентен.

Возраст, в котором ребёнок достигает
стадии формальных операций, зависит от
того, к какому социальному слою он
принадлежит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно видеть, что все рассмотренные
теоретические концепции и методы
исследования детского развития в
западной психологии были созданы учеными
одного поколения. Это указывает на то,
что в этот общественно-исторический
период существовала объективная
необходимость в разработке общей теории
развития. Однако единая концепция
детского развития так и не была создана.
Существует столько разнообразных
концепций, сколько было крупных ученых.

При большом разнообразии подходов к
проблеме детского развития степень
проникновения в сущность этого процесса
определяется введением в психологию
новых методов исследования. Нетрудно
проследить переход от наблюдения к
констатирующему эксперименту в его
разнообразных проявлениях (поперечные
срезы, лонгитюд) и далее к сравнительному
изучению развития в норме и патологии,
в условиях разных культур, в прошлом и
настоящем.

Эволюция учений шла по линии все более
глубокого осмысления роли общества в
развитии ребенка. Ранние теории
рассматривали детское развитие в системе
отношений «ребенок — предмет». 3.
Фрейд впервые показал, что развитие
ребенка определяется противоречием
между врожденными потребностями ребенка
и ограничениями, которые общество через
взрослого накладывает на него. Практически
все современные теории рассматривают
психическое развитие в системе отношений
«ребенок — общество», что свидетельствует
о постепенном преодолении биогенетического
принципа.

Теория 3. Фрейда, которая занимает
центральное положение в этой схеме,
связывает и определяет направление
основных современных концепций развития
личности за рубежом.

Различные теоретики постфрейдистского
направления, пересматривая психоаналитическую
теорию, придавали особое значение эго
и его функциям.

Жан Пиаже придерживался скорее
генетического подхода к вопросу развития
психики и рассматривал развитие ребенка
вне культурно-исторического контекста.
Он считал его скорее спонтанным процессом,
практически не зависящим от обучения.

Пиаже ввел понятие эгоцентризма и
эгоцентрической речи, что позволило
провести грань между понятиями инфантилизм
и зрелость личности. По мнению Пиаже,
по мере взросления процент эгоцентрической
речи уменьшается до практически полного
ее исчезновения. И таким образом,
включенный в социум взрослый индивид
имеет возможность продуктивно общаться
— получать и реагировать на обратную
связь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии:
    Учебное пособие для студентов высших
    учебных заведений. – М.: «Академия»,
    2003.

  1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб,
    1997.

  1. Фрейд 3. Психология бессознательного.
    М., 1990.

  1. Хрестоматия по общей психологии.
    Психология мышления / Под ред. Ю. Б.
    Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник