Здоровый образ жизни в развитии современного ребенка

Здоровый образ жизни в развитии современного ребенка thumbnail

Ожирение — примета общества потребления

Основные факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний известны давно. Главный терапевт Минздрава РФ, глава НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ Оксана Драпкина, распределяет их в следующей последовательности: 1) курение; 2) злоупотребление алкоголем; 3) низкая физическая активность вкупе с нерациональным питанием, что ведет к ожирению; 4) злоупотребление солью; и 5) социальные факторы.

— За последние годы благодаря принятию антитабачного законодательства и мерам в отношении снижения распространенности употребления алкоголя нам удалось добиться определенных успехов: курить у нас стали меньше; мы даже привыкли к тому, что в ресторанах теперь никто не дымит. Употребление алкоголя снизилось до 9,3 литра в год, что привело к снижению смертности у мужчин трудоспособного возраста от алкоголь-ассоциированных заболеваний на 18%. Единственное, что нам не удалось снизить, — это распространенность ожирения. За период с 1993 года его стали диагностировать в 3 (!) раза чаще. И эти проблемы начинаются с самого раннего детского возраста — девочка, у которой в 8–10 лет повышен индекс массы тела, к 30 годам вырастает в женщину с лишним весом и набором заболеваний, — говорит Оксана Драпкина.

Сегодня каждый третий ребенок в стране страдает от лишнего веса, каждому десятому можно смело ставить диагноз «ожирение»; вместо молока и овощей дети предпочитают есть чипсы и бургеры, вместо подвижных игр во дворах — зависают в соцсетях. Итог: уже в 15–16 лет у них диагностируют болезни, которые еще несколько лет назад встречались только у пенсионеров. Как говорит доктор Драпкина, ожирение — это платформа для развития артериальной гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза, онкологических заболеваний и еще много чего другого плохого.

В том, что наши дети в большинстве своем питаются неправильно, врачи винят, конечно, взрослых. Ведь сложно ожидать, что ребенок, который видит, как папа ест сосиски с макаронами, залитыми майонезом, полюбит овсянку на воде и свежие овощи. К тому же сегодня все чаще говорят о среде, поощряющей ожирение: в современном обществе практически невозможно проголодаться, повсюду есть кафешки, печеньки, фастфуд, еда (главным образом неполезная) рекламируется повсеместно. Эта среда призывает нас больше есть и меньше двигаться.

Недавно исследователи проанализировали рекламу на пяти российских телеканалах, ориентированную на детей и подростков. Оказалось, что 60% продуктов, которые рекламировались, не разрешены для маркетинга среди детей в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения; при этом каждый десятый из них позиционировался как «здоровая еда». Еще 20% эксперты не смогли оценить — лишь потому, что на их маркировке не содержалось достаточной информации.

А недавно в 19 странах мира, включая Россию, было проведено исследование среди детей 6–9 лет на предмет выявления факторов риска ожирения. Детей спрашивали, что они едят, занимаются ли спортом, ходят ли в школу пешком, как проводят выходные и пр. Оказалось, что по сравнению с другими странами наши дети ведут более здоровый образ жизни (63% добираются до школы пешком; 69% никогда не употребляли безалкогольные напитки с сахаром; 35% ежедневно едят овощи, а 50% — фрукты), хотя поводов для тревоги все равно дают немало.

И все же сегодня лишь 39% российских родителей уверены в том, что вес их ребенка соответствует нормам. Это показал опрос 437 родителей, проведенный в рамках Всероссийской социальной компании «Пульс жизни», которая проводится по инициативе НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ. По данным опроса, в каждом третьем случае родители считают, что у ребенка есть лишний вес. У каждого пятого ребенка за время обучения в школе появились хронические заболевания. А 28% детей относятся к категории «часто болеющие».

СПРАВКА «МК»

В 16 лет 60% российских юношей и 40% девушек имеют факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной смертности в России и мире. Среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми являются примерно 10–12%. Более половины школьников 7–9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.

фото: Геннадий Черкасов

ЗОЖ для детей: основные правила

«ЗОЖ — это не коктейли для детокса и не бег по утрам», — предупреждает известный детский врач Федор Катасонов. И перечисляет основные принципы формирования здорового образа жизни любого ребенка.

Первое — здоровый сон. «А с ним у детей большие проблемы, особенно в мегаполисах; на плохой сон детей педиатрам жалуются чаще всего, — говорит Федор Катасонов. — Плохой сон очень сильно влияет на здоровье: нарушает умственные, когнитивные способности ребенка, отражается на физическом состоянии и развитии. Даже однократный 4‑часовой сон, как показало недавнее исследование, на 70% снижает количество лейкоцитов в крови — а они отвечают за иммунитет и противораковую активность организма. Детям нужно обеспечивать комфортные условия для сна: затемненное помещение; они должны засыпать и просыпаться в одно и то же время. Длительность сна сильно различается в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Но нередко родители ведут себя неправильно: сами ложатся спать поздно и считают нормальным, что и дети не спят до часу ночи. Кстати, сегодня популярность набирает такая специальность, как консультант по сну, — и я вижу хорошие результаты».

Читайте также:  Развитие речи ребенка 4 года консультация логопеда

Второе — правильное питание. Как отмечает доктор Катасонов, сегодня до 95% населения испытывает недостаток клетчатки в рационе: «В основном мы питаемся легкоусвояемыми углеводами, а клетчатки в них почти нет. Отсюда нарушения пищеварения, частые запоры, геморрой, что является факторами риска развития рака кишечника. Поэтому обязательно нужны продукты, богатые клетчаткой, и добавки с ней: отруби, семена чиа, семена подорожника, овощи».

Кроме того, крайне важно следить за количеством белка в рационе детей — начиная уже с грудного возраста. Катасонов отмечает, что многие педиатры и по сей день пропагандируют еще советские рекомендации по введению прикорма, которыми в мире давно никто не пользуется: «Прикорм нужно по возможности вводить как можно раньше, особенно мясо и рыбу, и он должен быть разнообразным. А вот в поливитаминах дети не нуждаются. Восполнять дефицит витаминов нужно лишь в случае клинических проявлений авитаминоза. Это, впрочем, не относится к витамину D, с тотальным дефицитом которого сталкиваются в наших широтах почти все. Детям его нужно давать обязательно — особенно в зимние месяцы, да и летом тоже. Никакое количество солнца, которое не оказало бы вредного эффекта, не приведет к достаточной выработке этого витамина. Детям до трех лет я рекомендую давать его вообще без перерыва; по 800 единиц в сутки. Остальным — по 2 тыс. единиц хотя бы в зимние месяцы. Некоторым детям также нужны йод и железо — в случаях клинических проявлений их дефицита. Соль лучше использовать йодированную. И еще крайне важно минимизировать количество сахара в рационе детей».

Самыми вредными компонентами пищи для детей доктор Драпкина считает подслащенные напитки, в том числе газированные: «Это даже хуже, чем снеки. Детям с признаками ожирения о таких напитках надо вообще забыть. Подумайте только: в бутылочке 0,33 л такой подслащенной воды примерно 10 чайных ложек сахара. Если выпивать каждый день хотя бы одну бутылочку, уровень потребления сахара вырастет на 4 кг в год, и он переработается организмом в 6,5 килограммов жира».

Федор Катасонов особо подчеркивает, что детей ни в коем случае нельзя кормить насильственно — они съедают столько, сколько им нужно, и от голода в наши дни точно не умрут. Начиная с полутора лет они должны есть самостоятельно. Ни в коем случае нельзя кормить их под мультики — это ведет к импульсивному перееданию. И еще надо исключить кусочничество — всякие печенюшки между трапезами, чтобы не формировать привычку питаться от скуки. После года ребенок должен перейти на четырехразовое питание.

«Надо воспитывать разумное отношение ко вкусовой вседозволенности, — считает Оксана Драпкина. — Например, мы стали реже собираться за общим ужином за столом, чтобы медленно и с толком поесть, чтобы поговорить. А это просто необходимо. Кроме того, детям обязательно нужно завтракать, и завтракать полноценно — постарайтесь выработать у ребенка такую привычку с детства. Доказано, что дети, которые регулярно завтракают, меньше страдают от ожирения во взрослом возрасте, у них меньше ИМТ, и реже развивается сахарный диабет».

Третье правило — физическая активность. Чем ее будет больше, тем, конечно, лучше. Однако существует тот минимум, который определяет нижние границы ЗОЖ. Так, ребенок в возрасте до пяти лет должен минимум трижды в день играть в активные игры. Примерно час в день должен быть отдан физическим упражнениям, развивающим мышцы: отжиманиям, приседаниям и пр. Плюс дети должны ходить от 12 тысяч шагов ежедневно. «Однако большой спорт я считаю плохой идеей для любого ребенка, — отмечает Катасонов. — Гораздо более важны прогулки, особенно в холодную погоду. И вообще, приучайте детей к холоду, это чрезвычайно полезно для иммунитета».

Четвертое правило — минимизация стресса. Его снижению способствует правильный режим дня; чередование периодов активности и труда с периодами релаксации и отдыха; дыхательная гимнастика; минимальное использование гаджетов. Если ребенок 2–5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях — по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам, — то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Читайте также:  Влияние гормонов на рост и развитие ребенка кратко

Тем временем в стране НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ развернул новую программу — «Пульс жизни. Дети», которую разработали для школьников начальных классов. Информационно-образовательные материалы, подготовленные в рамках проекта, позволят в простой и понятной форме объяснить детям и их родителям важность и необходимость профилактики сердечно-сосудистых заболеваний со школьного возраста. Специалисты сняли для детей мультяшные ролики о роли сердечно-сосудистой системы в организме и даже выпустили дизайнерский комикс, где персонаж по имени Жора Бутербродов рассказывает о том, как его подкосил нездоровый образ жизни. В 2019 году в российских школах на основе данных материалов планируется провести ряд уроков здоровья в формате квеста.

Источник

Наталья Шадрина
Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

От чего же зависит здоровье ребенка? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста:

• Оптимальный двигательный режим.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формами организации оздоровительной работы являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).

• Личная гигиена

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

• Закаливание

Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то сопротивляемость организма снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

Читайте также:  Комплекс эдипа обнаруживается по фрейду на стадии развития ребенка

В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

• Профилактика заболеваний у дошкольников

Зимой дети чаще, чем в теплое время года болеют различными простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия.

Профилактика детских простудных заболеваний включает в себя иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов, способствующих повышению иммунитета детей; систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений; закаливание детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

Значительное влияние на здоровье ребенка оказывает воздушная среда помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.

• Профилактика повреждений и травм у дошкольников

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться снижения уровня детского травматизма!

В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.

Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенка становится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.

Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами, иголками, другими бытовыми режущими и острыми предметами, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей.

• Режим дня

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается 8-12 ч и 16-18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка.

• Правильное питание

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте».

В. А. Сухомлинский

Источник