Здоровье ребенка это его гармоничное развитие ребенка

Родительское собрание «Здоровье ребенка-залог его гармоничного развития»

Предварительная работа:

распечатать для всех родителей социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников ДОУ;

подготовить кроссворд для родителей «Я тебя люблю» на листе ватмана;

сделать медаль «За воспитание малыша-крепыша»;

записать на видео высказывания детей о здоровье;

изготовить футляры для вопросов к родителям;

подготовить материалы выступлений: инструктору по физкультуре, медсестре ДОУ, врачу-стоматологу;

оформить «Окно здоровья» с материалами по теме «Закаливание»

провести с детьми дидактические игры.

Ход собрания:

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся с материалами на стенде «Окно здоровья» по теме.

Группа оформлена пословицами и поговорками о здоровье:

Дал бы Бог здоровье, а счастье найдем.

Здоров буду и денег добуду.

Горьким лечат, а сладким калечат.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Начинает собрание воспитатель на фоне лирической музыки.

— Добрый вечер, уважаемые родители, мы рады встрече с вами. А о чем мечтает каждый из Вас? О счастье своих детей. В наших мыслях дети, в сердцах постоянная тревога об их здоровье. И о том, как воспитать сыновей и дочерей, чтобы они стали Вашей гордостью и опорой. Вот и собрались мы в тесном кругу, чтобы обсудить вопросы, связанные со здоровьем наших малышей.

Родителям предлагается рассказать, какие проблемы со здоровьем возникают чаще всего, чем болеют дети данного возраста. Воспитатель рассказывает о физиологических особенностях детей этого возраста.

Далее включается видеозапись с фрагментами ответов детей на вопросы:

Что значит «болеть»?

Ты часто болеешь?

Ты любишь болеть? Почему?

Можно ли не болеть?

Что надо сделать, чтобы быть здоровым человеком?

Из ответов детей мы видим, что они сами предпочитают быть здоровыми. А ведь болезни влияют не только на физическое развитие. Какие еще изменения, могут произойти при частой заболеваемости? (В ходе беседы надо прийти к выводу, что со здоровьем связаны умственное и психическое развитие). Как же помочь нашим детям?

Выступление медсестры. Она освещает вопросы о витаминизации питания, об одежде детей (показывается фрагмент игры детей «Одень куклу» в зависимости от погоды) .

Врач-стоматолог рассказывает о заболеваниях зубов у детей в данный возрастной период.

В вазе лежат футляры из-под киндер-сюрпризов. В них спрятаны вопросы. Воспитатель подходит к присутствующим и предлагает попробовать «Острое блюдо». Родители читают вопросы и высказывают свое мнение.

Вопросы «Острого блюда»

С какого возраста надо приучать ребенка чистить зубы?

Сколько раз в день ребенок должен чистить зубы?

В каком количестве можно давать детям сладости?

Какие продукты полезны для здоровья зубов?

Как правильно подобрать зубную щетку и пасту?

Врач комментирует и дополняет ответы родителей.

Воспитатель рассказывает о том, что многие родители жалуются на то, что детей трудно поднять с постели, они капризничают, ноют. А вечером их не уложить. Чтобы ребенок не плакал, приходится уступать. На следующее утро та же картина: ребенок не высыпается, сам не хочет одеваться, упрямится. Что делать, чтобы устранить проявление капризов, непослушания? Какие приемы облегчают переход ко сну?

Воспитатель обращает внимание, что нервно-психическое здоровье ребенка зависит и от характера взаимоотношений его со взрослыми. Предлагается решить кроссворд. Родители читают высказывания, соглашаются с ними или нет. В зависимости от этого открывается окно в столбцах «да» или «нет». В итоге появляется Фраза «Я тебя люблю! »

Далее выступает инструктор по физкультуре с сообщением о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ по оздоровлению, рассказывает об их значимости. Педагог делает акцент на том, что никакая работа с детьми не будет эффективной без участия семей наших воспитанников. Это важно для определения направления и содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми. Для этой работы проводятся анкетирования, социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей, различные мероприятия с участием родителей. Инструктор анализирует результаты опроса родителей и дает оценку образа жизни семей, отношению к здоровью.

Предлагается показ комплекса упражнений «Семейная гимнастика», разработанный инструктором по физкультуре (приложение 2). Демонстрирует упражнения семейный дуэт «папа и сын» После показа семье вручается медаль «За воспитание малыша-крепыша».

Воспитатель. Вот наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что вам понравилось наше собрание. Желаем Вам здоровья и успехов в воспитании детей.

Приложение 1. Выступление инструктора по физкультуре.

Физическое воспитание — один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.

Читайте также:  Развитие и формирование личности ребенка педагогика

Закаливание.

Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей. Интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам.

Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может приводить к невротическим расстройствам.

Рекомендуется использование неперегревающей одежды.

Способы домашнего закаливания.

Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин., играют (в одних плавках) в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».

Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребёнком.

Растирание раздетого ребёнка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи и похлопыванием.

Во время приема воздушных ванн весьма эффективен особый поглаживающий массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку. Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу ребёнка (вдоль позвоночника легко поглаживается спина ребенка двумя пальцами от шеи до копчика; затем снизу вверх вдоль позвоночника от копчика к шее; поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами и т. д.) .

Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла.

Игра «Волшебный напиток»

Ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Ребенок закрывает глаза, расслабляется, а открыв глаза, произносит «волшебные» слова:

Я хороший, добрый ребенок.

Всем детям я желаю здоровья.

Пусть все будут добрыми и красивыми,

Милыми и счастливыми.

Ребенок делает движения над бокалом с водой, движения спонтанные — какие подсказывает собственное воображение ребенка, и добавляет: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. я здоров». Ребенок промывает рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а. а. а. «, подняв голову, полоскают горло.

Приложение 2.

Комплекс семейной гимнастики «Весёлая зарядка»

1.«Повернись и улыбнись»

И. П. Стать спиной друг к другу, держась за руки, ноги поставить на ширину плеч.

В. повороты друг к другу, встретиться взглядом и улыбнуться (3-4 раза в каждую сторону)

2.«Насос»

И. П. Стать прямо, лицом друг к другу, держась за руки.

В. поочередные приседания (5 раз каждый)

3.«Поймай улыбку»

И. П. Стать на некотором расстоянии, спиной друг к другу, руки опущены, ноги широко расставлены.

В. одновременный наклон вниз, обхватив руками голени, увидеть лица друг друга и улыбнуться. (5 раз)

4.«Качели»

И. П. Сидя, лицом друг к другу, взявшись за руки, ступни ног ребенка упираются в ступни взрослого, ноги согнуты в коленях.

В. поочередно принимают положение лежа, не разрывая рук. (5-6 раз)

5.«Через гору и под горой»

И. П. Взрослый садится на корточки.

В. ребенок пролезает через него.

И. П. Взрослый встает на стопы и ладони.

В. ребенок пролезает под ним на четвереньках. (по 3 раза)

6.«Веселые прыгуны»

И. П. Стоя в паре, держась за руки.

В. прыжки на 2-х ногах (8-10 подскоков в 2 захода, между прыжками ходьба на месте)

7. Релаксация. «Красота»

И. П. Сидя, друг перед другом, взявшись за руки, глаза закрыты.

В. сделать медленный вдох через нос, одновременно, поднимая руки вверх. Пауза, затем, произнося слово «красота» медленный выдох (5-10 раз)

Источник

            Консультация для родителей     

   Здоровье ребёнка –

основа его гармоничного

          развития

 Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия. Оно достигается тем, что человек должен определить и реализовать свои стремления, удовлетворить потребности, изменить свою окружающую среду или адоптироваться к ней.

Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

       Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности.

       Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая, безусловно, задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и, в конечном счете, привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

Читайте также:  Предпосылки полноценного речевого развития ребенка

       Программа комплексной оценки здоровья дошкольника строится на следующих показателях.

I. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.

   1. Физическое развитие:

— оценка физического развития;

— физическая подготовленность;

— физиометрические параметры.

II. Показатели состояния систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.).

III. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка.

1. Психический статус:

— эмоциональность;

— моторика;

— внимание;

— память;

— психологическая адаптация.                                                         

 2. Вегетативный статус.

— Анализ острой заболеваемости.

3. Социально-биологический статус.

— Социальный статус.

— Анализ социальных и биологических факторов.

4. Анализ факторов риска.

Определение исходных показателей состояния здоровья

и психического развития детей.

 В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела — к возрасту и массы — к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблицам, периодически издающимися Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Рациональная организация двигательной активности детей.

Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость для детей 1,0-1,2 м/сек, т.е. два коротких шага в секунду) упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей как способа тренировки и совершенствования общей выносливости — наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок, физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д. Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста — и элементы спортивных игр и упражнений. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, музыкальным сопровождением всех занятий по физической культуре, проводимых в зале, и ряда занятий на открытом воздухе и прогулок.

Система эффективного закаливания детей.

 Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции.

Основное правило ее использования — соответствие погоде на данное время дня. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.

Другим обязательным условием закаливания является поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18 — +20° С, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.

Таким образом, правильное использование теплозащищающих свойств одежды, регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком — все это условия эффективного закаливания.

Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной неперегревающей, не стесняющей движений одежде на занятиях по физической культуре и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.

Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств

и методов, используемых в ДОУ.

Задачей психокоррекции является купирование (прерывание своевременным лечением) нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы:

— выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

— применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

— обеспечение условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;

— создание благоприятного психологического климатами ДОУ и по возможности в семье;

— организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.

Читайте также:  Кожухова методика физического воспитания и развития ребенка читать онлайн

Обеспечение рационального питания детей.

1. Ассимилирует пищу не только поглощающий ее организм, но и населяющие его пищеварительный тракт бактерии-симбионты, поэтому приток нутриентов (питательных веществ) формируется как за счет их извлечения из пищи, так и благодаря метаболической деятельности организма-хозяина и бактерий-симбионтов.

2. Нормальное питание обусловлено несколькими потоками питательных и регуляторных веществ.

       3. Важнейшими компонентами пищи являются не только нутриенты  (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы), но и балластные вещества, поэтому в рацион питания людей, включая и детей дошкольного возраста, должны вводиться в большом объеме растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных (искусственно приготовленных) продуктов.

     Питание является основным фактором, влияющим на детский организм, необходимо создать специальные условия для приема пищи: правильно организовать режим питания, правильно количественно и качественно распределить пищу на отдельные приемы и организовать культуру поведения детей за столом.                                                                     

     Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Дома ребенок получает ежедневно ужин, который должен согласовываться с меню детского сада. В домашних условиях ребенок питается в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей, а также в период болезни.

    Прежде всего, родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и длительности интервалов между ними. Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи — это может нарушить ритмическую деятельность пищеварительных органов, а также вызвать снижение аппетита.

    Правильное питание в семье может внести еще большее разнообразие в рацион ребенка, дома можно приготовить то блюдо, которое ему нравится. Важно только, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.

     Другим вопросом, требующим разъяснения, является суточный набор продуктов и их количество. Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день, какие реже. Следует обратить внимание родителей на важность соблюдения суточной нормы молока (500 г), мяса (100 г), широкого использования овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.

     Очень важно, чтобы пища, готовящаяся в домашних условиях, была безопасной в плане возникновения желудочно-кишечных заболеваний. В детском саду еда готовится к каждому приему пищи, запрещается использовать остатки от предыдущего кормления (в обед есть то, что не доели за завтраком). Дома же блюда часто готовятся и на 2 дня. В этом случае пищу нужно держать в холодильнике, а перед приемом хорошо прокипятить. Особую осторожность необходимо соблюдать при использовании скоропортящихся продуктов — творога, молока, кефира, сметаны, сосисок, вареных колбас. Молочные продукты должны реализоваться строго в соответствии с датой, проставленной на их упаковке. Не следует покупать в магазине колбасу, творог, сметану более чем на 2 дня. Прежде чем дать что-либо ребенку, родители должны сами попробовать продукт.

      Детям особенно полезны овощи, содержащие водорастворимые витамины С, группы В, фолацин, минеральные вещества (натрий, калий, кальций, железо, фосфор), микроэлементы, бактерицидные вещества, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Овощи не следует очищать и нарезать заблаговременно, их подготавливают непосредственно перед варкой или употреблением в сыром виде. Обрабатывают овощи ножами из нержавеющей стали. При варке супов, щей, борщей закладываются не сразу все овощи, а последовательно, в соответствии со сроками их варки. Закладывают овощи в кипящую воду или бульон и варят на небольшом огне в посуде, накрытой крышкой. При этом меньше разрушаются витамины.

Создание условий для оздоровительных режимов детей.

Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.

Решение проблем  медицинской экологии.

Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В комплекс внешнесредовых факторов входят воздух, почва, вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д. Персоналу ДОУ следует учитывать влияние всех этих воздействий при реализации оздоровительной программы.

      Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между человеком и окружающей его средой, поэтому насущная практическая задача работников ДОУ и родителей заключается в поиске и разработке именно такого подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление.

Источник