Пороки развития костной системы ребенка

Пороки развития костной системы ребенка thumbnail

Известно большое количество
пороков развития скелета. Одни из них
затрагивают все костную систему
(системные пороки), другие – только
отдельные кости (изолированные пороки).
Остановимся лишь на некоторых из них.

  • Ахондрогенез– один
    из наиболее тяжелых видов хондродисплазий.
    Голова сильно увеличена, конечности,
    туловище и шея укорочены. Рентгенологически
    выявляются недостаточная кальцификация
    поясничных позвонков и полное отсутствие
    кальцификации крестца и лобковой кости,
    нормальная оссификация черепа, сильное
    укорочение ребер и длинных трубчатых
    костей, метафизы которых имеют размытые
    контуры. Плод нежизнеспособен.

  • Ахондроплазия
    (несовершенный
    хондрогенез)
    – в
    основе процесса лежит нарушение процесса
    энхондрального остеогенеза, тогда как
    периостальное окостенение практически
    не изменено. Хрящ сформирован, но резко
    гипоплазирован. Клинические признаки:
    укорочение проксимальных отделов
    конечностей (ризомелическая микромелия),
    плюсневых и пястных костей, фаланг
    пальцев. Кисти широкие и имеют характерную
    форму, пальцы в виде трезубца, изодактилия.
    Постоянны микроцефалия, дисплазия
    лицевого черепа, (гипоплазия средней
    части лица, выступающие лобные бугры,
    седловидный нос с узкими носовыми
    ходами, иногда прогнатия), изменения
    костей таза (укорочение крыльев
    подвздошных костей, сужение
    крестцово-подвздошного сочленения,
    уплощение крыши и неправильные контуры
    вертлужной впадины). Характерны изменения
    позвоночника. При относительно нормальной
    его длине наблюдается симптом сужения
    расстояния между корнями дужек поясничных
    позвонков, нарастающий в каудальном
    направлении. Часто отмечается поясничный
    кифоз, а позднее может развиться и
    лордоз.

  • Спондилоэпифизарная
    дисплазия
    – в основе процесса
    лежит дисплазия преимущественно
    эпифизов костей и позвонков, проявляется
    в двухлетнем возрасте поясничным
    лордозом и отставанием в росте. Грудная
    клетка становится бочкообразной,
    грудина выдается вперед, формируется
    «утиная» походка. Характерны плоское
    лицо, гипоплазия мышц (в частности, мышц
    брюшной стенки), паховые грыжи. Иногда
    отмечаются расщелина неба и косолапость.
    При нормальной длине конечностей
    туловище укорочено. Размеры кистей и
    стоп не изменены. Резко ограничено
    отведение в тазобедренных суставах.
    Позже появляются сгибательные
    контрактуры. Интеллект обычно в норме.
    Рентгенологически выявляют замедленную
    оссификацию головок бедренных костей,
    неправильные волнистые контуры
    позвонков, с возрастом тела позвонков
    уплощаются. Отмечаются расширение и
    разрыхление ростковых зон эпифизов
    длинных трубчатых костей. В костях
    кистей и стоп запаздывает появление
    ядер окостенения.

  • Фиброзная дисплазия
    замещение компактного слоя кости
    аваскулярной фиброзной тканью,
    обусловленное нарушением эмбриогенеза
    кости на соединительнотканной стадии.
    При рентгенологическом исследовании
    определяются четко отграниченные очаги
    просветления кости различной величины
    и формы, соответствующие участкам
    недифференцированной волокнистой
    ткани. По локализации различают
    монооссальную, полиоссальную и
    регионарную формы, а по характеру
    изменений в кости – очаговую и диффузную
    формы. Преимущественно поражаются
    трубчатые кости конечностей, кости
    черепа. Наблюдаются патологические
    переломы.

  • Эпифизарная дисплазия
    в основе лежит дефект центров оссификации
    эпифизов, в результате чего нарушаются
    процессы окостенения и образования
    энхондральной кости, образование же
    суставного хряща происходит нормально.
    Различают 2 формы заболевания: легкую,
    преимущественно позднюю, сопровождающуюся
    уплощением эпифизов, и тяжелую форму,
    характеризующуюся малыми по объему
    эпифизами. Отмечаются болезненность
    суставов (в основном тазобедренных),
    низкий рост, ограничение подвижности
    в тазобедренных и плечевых суставах,
    ранний артроз, брахидактилия, нарушение
    походки, гиперподвижность межфаланговых
    суставов. Рентгенологически — маленькие,
    деформированные, уплощенные эпифизы
    длинных трубчатых костей (чаще всего
    бедренных и большеберцовых, а также
    пястных и плюсневых), фрагментация ядер
    окостенения эпифизов, в единичных
    случаях – варусная деформация шейки
    бедра. Метафизы длинных трубчатых
    костей обычно не изменены, фаланги
    пальцев укорочены. Позвоночный столб
    интактный или изменен незначительно.
    Заболевание проявляется в 2-5 лет.

  • Ризомономелореостоз
    врожденная наследственная болезнь
    костей, характеризующаяся резким
    склерозом, гиперостозом и деформацией
    одной или нескольких длинных трубчатых
    костей (бедренной, большеберцовой,
    плечевой). Боль в пораженных суставах,
    позже ограничение подвижности суставов;
    нередко атрофия и кальциноз мягких
    тканей; минеральный обмен нормальный.
    Рентгенологически – продольные полосы
    кальциноза в пораженных конечностях.

  • Энхондроматоз – наличие
    в метафизах и диафизах длинных трубчатых
    костей или теле плоских костей очагов
    эмбриональной хрящевой ткани,
    соответственно которым при
    рентгенографическом исследовании
    выявляются различной формы и размеров
    очаги просветления. В основе лежит
    замедление и извращение оссификации
    эмбрионального хряща, заключающееся
    в отсутствии замещения хрящевого
    скелета костной тканью. Различают по
    распространенности процесса монооссальную,
    олигооссальную и полиоссальную формы,
    а по локализации – 4 формы: акроформу
    (поражение кистей и стоп), мономелическую
    (поражение костей одной конечности с
    прилежащей частью тазового или плечевого
    пояса), одностороннюю или преимущественно
    одностороннюю и двустороннюю формы.
    Наблюдаются укорочение (на 20-30 см) и
    искривление конечностей, в том числе
    лучевая и локтевая косорукость, локтевое
    отклонение запястья, варусное или
    вальгусное отклонение стопы, утолщение
    фаланг и ограничение подвижности
    пальцев. Заболевание осложняется
    переломами пораженных участков, иногда
    экзостозами. Рентгенологически –
    укорочение длинных и коротких трубчатых
    костей, множественные односторонние
    энхондромы, видны четко ограниченные
    очаги овального или веерообразного
    просветления в метафизах длинных
    трубчатых костей, занимающие всю толщину
    кости. В коротких трубчатых костях
    хрящевые очаги занимают весь диафиз,
    вызывая его веретенообразное вздутие.

  • Несовершенный остеогенез
    (несовершенное
    костеобразование)

    в основе лежит дефект костеобразования,
    связанный с недостаточностью мезенхимы.
    Характеризуется склонностью к переломам
    длинных трубчатых костей, ребер и ключиц
    при минимальной травме. Переломы костей
    черепа, таза и фаланг встречаются крайне
    редко. Множественные переломы костей
    приводят к их укорочению и искривлению,
    образованию ложных суставов; кости
    голени могут приобретать саблевидную
    форму. Вследствие деформации конечностей
    может снижаться рост. Другие скелетные
    аномалии: кифосколиоз, воронкообразная
    или килевидная грудная клетка. У больных
    треугольное лицо, широкий лоб и
    выступающие виски. На втором десятилетии
    жизни отосклероз приводит к снижению
    слуха. Слабость связочного аппарата и
    мышечная гипотония проявляются
    разболтанностью суставов и грыжами.
    Умственное развитие в пределах нормы.
    Рентгенологически выявляют остеопороз,
    истончение кортикального слоя, тонкие
    диафизы с расширенными метафизами,
    множественные костные мозоли. Тела
    позвонков имеют двояковогнутую форму
    («рыбьи позвонки»). Кости черепа
    истончены, швы расширены, с большим
    количеством добавочных (вормиевых)
    костей. Микроскопически отмечается
    истончение кортикального слоя трубчатых
    костей, разрежение и истончение костных
    балок губчатого вещества. В ряде случаев
    выявлена дисплазия эпифизов бедренных,
    большеберцовых и плечевых костей.

    Читайте также:  Влияние учебной деятельности на развитие ребенка
  • Остеопетроз (болезнь
    мраморных костей)

    выявляется генерализованный склероз
    костной системы. Остеосклеротический
    процесс с поражением костномозговой
    полости приводит к тяжелой анемии. В
    результате склероза костей черепа
    развивается макроцефалия и гидроцефалия,
    смещение отверстий черепных нервов.
    Прорезывание зубов может задерживаться.
    Отмечаются выраженные аномалии формы
    зубов. Часто замедлены рост и физическое
    развитие. Биохимические показатели
    чаще нормальные, хотя возможны
    гипокальциемия и гиперфосфатемия.
    Рентгенография скелета выявляет
    однородный плотный склероз костей в
    сочетании с расширением и деформацией
    метафизов. Во всех случаях определяется
    поражение костномозгового канала и
    трабекул. Эпифизы костей склерозированы,
    но контуры их нормальные. Череп утолщен,
    особенно в основании, снижена пневматизация
    сосцевидных и околоносовых синусов.
    Пястные и плюсневые кости выглядят как
    «кость в кости», возможна частичная
    аплазия дистальных фаланг. Гистологическое
    исследование костей выявляет облитерацию
    мозговой полости, выполненной гиалиновым
    хрящом. Повышена активность остеобластов
    и остеокластов. Больные обычно погибают
    в детском возрасте.

  • Точечная ризомелическая
    хондродисплазия
    проявляется симметричным укорочением
    преимущественно верхних конечностей,
    тогда как нижние конечности вовлекаются
    в процесс непостоянно. Типичны отставание
    в росте, симметричное укорочение
    конечностей за счет проксимальных
    отделов (точечная минерализация),
    множественные контрактуры суставов,
    микроцефалия. Рентгенологически
    выявляются оссификация вентральной
    или дорсальной части позвонков,
    симметричное укорочение и деформация
    метафизов плечевой и бедренной костей.
    Отмечается грубая дисплазия проксимальных
    метафизов длинных трубчатых костей, в
    которых видны множественные кальцификаты,
    располагающиеся соответственно ядрам
    окостенения. Характерна расщелина
    позвонков в нижнегрудном или поясничном
    отделах позвоночного столба. Отмечается
    тяжелая умственная отсталость.
    Большинство больных детей умирают на
    1-м году жизни.

  • Источник

    Ãëàâà 13

    Áîëåçíè êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû

    Âðîæäåííàÿ ïàòîëîãèÿ êîñòíîé ñèñòåìû

    Âðîæäåííûå äåôîðìàöèè êîñòíîé ñèñòåìû ïîÿâëÿþòñÿ â ðåçóëüòàòå äåôåêòîâ ðàçâèòèÿ çàðîäûøåâîé òêàíè. Ïðè÷èíàìè èõ âîçíèêíîâåíèÿ ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûå ôàêòîðû âíåøíåé (ðàäèàöèîííîå èçëó÷åíèå, ÷ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå áåðåìåííîé æåíùèíîé ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ, áîëüøèõ äîç ãîðìîíàëüíûõ ïðåïàðàòîâ è âèòàìèíîâ, èíôåêöèîííûå è ïàðàçèòàðíûå çàáîëåâàíèÿ ìàòåðè – êðàñíóõà, òîêñîïëàçìîç è ëèñòåðèîç, âèòàìèííûé äèñáàëàíñ, ãîðìîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà ó ìàòåðè è äð.) è âíóòðåííåé ñðåäû, êàê ñâÿçàííûå ñ çàáîëåâàíèÿìè ìàòåðè, òàê è ãåíåòè÷åñêè îáóñëîâëåííûå. Âðîæäåííóþ äåôîðìàöèþ âàæíî êàê ìîæíî ðàíüøå âûÿâèòü íåìåäëåííî è ïðèñòóïèòü ê åå ëå÷åíèþ. Òàêèå äåôîðìàöèè, êàê âðîæäåííûé âûâèõ áåäðà, âðîæäåííàÿ êîñîëàïîñòü, êðèâîøåÿ, íåîáõîäèìî ëå÷èòü ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ðåáåíêà.

    ×åì ðàíüøå íà÷àòî ëå÷åíèå, òåì ëó÷øå åãî ðåçóëüòàòû.

    Âðîæäåííûé âûâèõ áåäðà. Ýòîò ïîðîê ðàçâèòèÿ îõâàòûâàåò âñå ýëåìåíòû òàçîáåä-ðåííîãî ñóñòàâà, ñâÿçàí ñ çàäåðæêîé åãî ðàçâèòèÿ. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ â ïåðâûå 3 ìåñÿöà áåðåìåííîñòè. Ïðè åãî ôîðìèðîâàíèè â áîëåå ïîçäíèå ñðîêè ðàçâèòèÿ ïëîäà âûðàæåííîñòü èçìåíåíèé â ñóñòà-âå ìåíüøàÿ.

    Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ. Ðàçëè÷àþò ïðåäâûâèõ, ïîäâûâèõ è âûâèõ.

    Ïðåäâûâèõ – ýòî áîëåå ëåãêîå, ïðåõîäÿùåå èçìåíåíèå ñóñòàâà, ÷àñòî îáîçíà÷àåòñÿ êàê äèñïëàçèÿ. Ïîäâûâèõ – ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ñìåùåííûå ñóñòàâíûå ïîâåðõíîñòè ñîõðàíÿþò ÷àñòè÷íîå ñîïðèêîñíîâåíèå, ãîëîâêà áåäðà ïðè ýòîì îñòàåòñÿ â ñóñòàâå, íî ñìåùåíà â ñòîðîíó è êâåðõó. Âûâèõ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîëíûì ðàçîáùåíèåì ãîëîâêè áåäðà è âåðòëóæíîé âïàäèíû.

    Íàèáîëåå ÷àñòûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå: ñèìïòîì «ùåë÷êà» ïðè ðàçâåäåíèè áåäåð, àñèììåòðèÿ êîæíûõ ñêëàäîê íà íèõ, óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè è íàðóøåíèå åå äâèæåíèÿ. Äëÿ âûÿâëåíèÿ ùåë÷êà ðåáåíêà óêëàäûâàþò íà ñïèíó, îáå íîãè ñãèáàþò â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ ïîä ïðÿìûì óãëîì è ìåäëåííî ïðîèçâîäÿò ðàâíîìåðíîå ðàçâåäåíèå â îáå ñòîðîíû áåç óñèëèé. Ïðè íàëè÷èè âûâèõà ãîëîâêà áåäðà â ìîìåíò îòâåäåíèÿ ñîñêàëüçûâàåò, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ õàðàêòåðíûì ùåë÷êîì.

     ïîñëåäóþùåì (ñ 5—7-ãî äíÿ) ïîÿâëÿåòñÿ ñèìïòîì îãðàíè÷åíèÿ îòâåäåíèÿ ìåíåå ÷åì íà 70–80°.

    Àñèììåòðèÿ êîæíûõ ñêëàäîê íà áåäðå è ðàçëè÷íîå èõ ÷èñëî èìåþò çíà÷åíèå ïðè îäíîñòîðîííåì âûâèõå, êîãäà íàáëþäàåòñÿ óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ñêëàäîê. Îíè ãëóáæå, ÷åì íà çäîðîâîé ñòîðîíå. Íî ýòîò ñèìïòîì íå àáñîëþòíûé, îñîáåííî ïðè äâóñòîðîííåì âûâèõå.

    Óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè òàêæå èìååò çíà÷åíèå ïðè îäíîñòîðîííåì âûâèõå.

    Íàðóæíûé ïîâîðîò íîãè õîðîøî âèäåí, êîãäà ðåáåíîê ñïèò.  íîðìå ó ñïÿùåãî íà ñïèíå ðåáåíêà íàäêîëåííèê íàïðàâëåí ïðÿìî ââåðõ, îòêëîíåíèå åãî â ñòîðîíó ãîâîðèò î ïîâîðîòå íîãè. Âñå ýòè ñèìïòîìû äàþò îñíîâàíèå çàïîäîçðèòü âûâèõ áåäðà è îòïðàâèòü ðåáåíêà íà êîíñóëüòàöèþ ê îðòîïåäó. Äèàãíîñòèêó äîïîëíÿåò ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâîâ.

    Ëå÷åíèå. Íà÷èíàåòñÿ ñðàçó ïîñëå óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà. Îíî çàêëþ÷àåòñÿ â èñïîëüçîâàíèè ðàçëè÷íûõ øèí, ïîçâîëÿþùèõ ôèêñèðîâàòü íîãè â ñîñòîÿíèè ðàçâåäåíèÿ. Ëå÷åíèå ïðîâîäèò îðòîïåä. Ïðåäâûâèõ – çàäåðæêà ðàçâèòèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà (äèñïëàçèÿ) è ïîäâûâèõ – íàèáîëåå ëåãêèå ôîðìû âðîæäåííîãî âûâèõà áåäðà. Ó íîâîðîæäåííûõ ìîæåò íàñòóïèòü ñàìîèçëå÷åíèå. Ðåêîìåíäóåòñÿ «øèðîêîå» ïåëåíàíèå, ìàññàæ ÿãîäè÷íûõ ìûøö è ìûøö áåäðà.

    Âðîæäåííàÿ êîñîëàïîñòü ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñòîéêóþ äåôîðìàöèþ ñòîïû. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî èìååò ìåñòî àíîìàëèÿ ðàçâèòèÿ ñóõîæèëèé: èõ óêîðî÷åíèå, èçìåíåíèå íàïðàâëåíèé, ñìåùåíèå òî÷åê ïðèêðåïëåíèÿ ïÿòî÷íîãî (àõèëëîâà) ñóõîæèëèÿ.

    Ñ ðîæäåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ íåïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå ñòîïû, àòðîôèÿ ìûøö ãîëåíè. Îñîáåííî íåäîðàçâèòà èêðîíîæíàÿ ìûøöà, ðåçêî îãðàíè÷åíû äâèæåíèÿ â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå. Íàáëþäàåòñÿ óêîðî÷åíèå ãîëåíè è ñòîïû.

    Ëå÷åíèå êîíñåðâàòèâíîå, ïðîâîäèòñÿ îðòîïåäîì íà÷èíàÿ ñ äâóõíåäåëüíîãî âîçðàñòà. Íàêëàäûâàþòñÿ ãèïñîâûå ïîâÿçêè. Èõ ñìåíó ïðîèçâîäÿò 1 ðàç â 10–12 äíåé. Ïðè ïðåêðàùåíèè èììîáèëèçàöèè ïðîâîäÿò êóðñû ìàññàæà ìûøö ãîëåíè. Ðàçðàáàòûâàþò äâèæåíèÿ â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, òåïëîâûå ïðîöåäóðû.

    Ïðè áåçóñïåøíîé êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè ïðèáåãàþò ê îïåðàòèâíîìó ëå÷åíèþ.

    Âðîæäåííàÿ êðèâîøåÿ. Ïîä òåðìèíîì «âðîæäåííàÿ êðèâîøåÿ» ïðèíÿòî ïîä-ðàçóìåâàòü âðîæäåííóþ äåôîðìàöèþ, âåäóùèì ñèìïòîìîì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ íåïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå ãîëîâû.

    Ñðåäè ïðî÷èõ àíîìàëèé ðàçâèòèÿ âðîæäåííàÿ êðèâîøåÿ ïî ÷àñòîòå çàíèìàåò òðåòüå ìåñòî. Âîçíèêàåò äåôîðìàöèÿ ÷àùå ó äåâî÷åê; ïðåâàëèðóåò ïðàâîñòîðîííÿÿ ïàòîëîãèÿ. Ðàçëè÷àþò ìûøå÷íóþ è êîñòíóþ ôîðìûò âðîæäåííîé êðèâîøåè.  îñíîâå ðåäêî âñòðå÷àþùåéñÿ êîñòíîé êðèâîøåè ëåæèò íåäîðàçâèòèå ïîëîâèíû îäíîãî èç øåéíûõ ïîçâîíêîâ èëè íàëè÷èå äîïîëíèòåëüíîãî ïîëóïîçâîíêà. ×àùå âñòðå÷àåòñÿ ìûøå÷íàÿ êðèâîøåÿ, çàâèñÿùàÿ îò óêîðî÷åíèÿ îäíîé èç ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíûõ ìûøö.

    Читайте также:  Изучение психического развития ребенка старшего дошкольного возраста

    Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ. Êëèíèêà âðîæäåííîé ìûøå÷íîé êðèâîøåè çàâèñèò îò âîçðàñòà.

    Äèàãíîñòèêà íå çàòðóäíèòåëüíà.

     ïåðâûå 2–3 íåäåëè æèçíè íîâîðîæäåííîãî äåôîðìàöèÿ âûðàæåíà â ïîäàâëÿþùåì ÷èñëå ñëó÷àåâ íåçíà÷èòåëüíî.  ýòîò ïåðèîä âðåìåíè ìîæíî âûÿâèòü ëèøü ïëîòíîå ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùèì òêàíÿì âåðåòåíîîáðàçíîå óòîëùåíèå ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû â ñðåäíåé èëè íèæíåé òðåòè. Ýòî îïðåäåëÿåòñÿ ïðè ñðàâíèòåëüíîé ïàëüïàöèè. Ïî ìåðå ñãëàæèâàíèÿ óïîìÿíóòîãî óòîëùåíèÿ è óïëîòíåíèÿ ñî âðåìåíåì ê 3 èëè 10–12 ìåñÿöàì æèçíè ðåáåíêà íàðàñòàåò õàðàêòåðíàÿ äåôîðìàöèÿ. Îäíàêî íå âñåãäà ýòè ïðîöåññû èäóò ïàðàëëåëüíî. Íåðåäêî óòîëùåíèå è óïëîòíåíèå ìûøöû áûñòðî èñ÷åçàþò, à äåôîðìàöèÿ íàðàñòàåò ñïóñòÿ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ, êîãäà ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíàÿ ìûøöà íà÷èíàåò îòñòàâàòü â ðîñòå è ðóáöîâî ïåðåðîæäàòüñÿ. Îñíîâíûì ñèìïòîìîì ìûøå÷íîé êðèâîøåè ÿâëÿåòñÿ íàêëîí ãîëîâû â ñòîðîíó èçìåíåííîé ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû è ïîâîðîò ëèöà â ïðîòèâîïîëîæíóþ ñòîðîíó. Ó äåòåé ïîñëå ãîäà ýòà ìûøöà íàïðÿæåíà è ðåçêî êîíòóðèðóåò ïîä êîæåé. Ïîñòåïåííî íàêëîí è ïîâîðîò ãîëîâû óñèëèâàþòñÿ, íàðàñòàåò àñèììåòðèÿ øåè, ëèöà è ÷åðåïà, îòìå÷àåòñÿ áîëåå âûñîêîå ñòîÿíèå ïëå÷à íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ, â øåéíî-ãðóäíîì îòäåëå ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà ðàçâèâàåòñÿ ñêîëèîç.

    Ëå÷åíèå. Ïðè âðîæäåííîé ìûøå÷íîé êðèâîøåå ó íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ïåðâûõ íåäåëü è ìåñÿöåâ æèçíè ëå÷åíèå ñîñòîèò â ïðîâåäåíèè êîððèãèðóþùåé ãèìíàñòèêè, ìàññàæà, òåïëîâûõ ïðîöåäóð, ïðàâèëüíîé óêëàäêå ðåáåíêà â êðîâàòêå è èñïðàâëåíèè äåôîðìàöèè ñ ïîìîùüþ êàðòîííîãî âàòíî-ìàðëåâîãî âîðîòíèêà.

     âîçðàñòå 1–2 ëåò äåôîðìàöèþ èñïðàâëÿþò ýòàïíîé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé, ôèêñèðóþùåé òóëîâèùå, øåþ è ãîëîâó, ñ ïîñëåäóþùèì ïðèìåíåíèåì ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð, ìàññàæà è ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû.

    Íà÷èíàÿ ñ 2-ëåòíåãî âîçðàñòà ïðè áåçóñïåøíîñòè êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè ïðèáåãàþò ê îïåðàòèâíîìó ëå÷åíèþ.

    Ñèíäàêòèëèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîðîê ðàçâèòèÿ êèñòè, ïðè êîòîðîì íàáëþäàåòñÿ íåðàçäåëåíèå («ñðàùåíèå») äâóõ è áîëåå ïàëüöåâ. Ñèíäàêòèëèÿ ôîðìèðóåòñÿ íà 6—8-ì ìåñÿöå áåðåìåííîñòè. Ðàçëè÷àþò êîæíóþ è êîñòíóþ ôîðìû çàáîëåâàíèÿ. Ïðè êîñòíîé ñèíäàêòèëèè è ïîðàæåíèè íåñêîëüêèõ ïàëüöåâ ôóíêöèÿ ðóêè ìîæåò áûòü îãðàíè÷åíà.

    Ëå÷åíèå õèðóðãè÷åñêîå.

    Ïîëèäàêòèëèÿ – ýòî ïîðîê ðàçâèòèÿ, ïðè êîòîðîì óâåëè÷åíî êîëè÷åñòâî ïàëüöåâ èëè èìåþòñÿ äîïîëíèòåëüíûå ôàëàíãè.

    Äèàãíîç íå ïðåäñòàâëÿåò òðóäíîñòåé.

    Ëå÷åíèå õèðóðãè÷åñêîå.

    Âðîæäåííûå «àìïóòàöèè» êîíå÷íîñòåé âñòðå÷àþòñÿ íà ëþáîì óðîâíå èõ äëèíû. Ñôîðìèðîâàííûé âåðõíèé îòäåë êîíå÷íîñòè èìååò âèä àìïóòàöèîííîé êóëüòè. Îòñóòñòâèå íèæíåé ÷àñòè êîíå÷íîñòè ìîæåò áûòü íà óðîâíå ïëå÷à, áåäðà, ïðåäïëå÷üÿ, ãîëåíè, êèñòè, ñòîïû, ïàëüöåâ, ôàëàíã. Ìîãóò áûòü óêîðî÷åíèå èëè äåôîðìàöèÿ êîíå÷íîñòåé, èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå âåðõíèõ èëè íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, èëè îòäåëüíûõ êîñòåé. Êèñòè èëè ñòîïû ìîãóò ïðèêðåïëÿòüñÿ íåïîñðåäñòâåííî ê òóëîâèùó.

    Âðîæäåííûå ïîðîêè ðåáåð, ëîïàòîê, êëþ÷èöû è ãðóäèíû ìîãóò áûòü äîáàâî÷íûå ðåáðà, èõ ðàçäâîåíèå, àíîìàëüíîå îêîñòåíåíèå, ñðàùåíèå ìåæäó ñîáîé èëè ñ ïîçâîíî÷íèêîì, äîïîëíèòåëüíûå ñî÷ëåíåíèÿ êëþ÷èöû, àíîìàëèÿ ëîïàòîê ïî ôîðìå è ìåñòó ïðèêðåïëåíèÿ.

    Âðîæäåííûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ êèôîç – èñêðèâëåíèå ïîçâîíî÷íèêà âûïóêëîñòüþ êçàäè, ñêîëèîç – áîêîâîå èñêðèâëåíèå ïîçâîíî÷íèêà. Ìîãóò áûòü íåäîðàçâèòèå êîï÷èêîâîãî ñåãìåíòà, êðåñòöà èëè ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà, óâåëè÷åíèå ÷èñëà ïîçâîíêîâ, ñðàùåíèå íåêîòîðûõ ïîçâîíêîâ èëè äîáàâî÷íûå ïîëóïîçâîíêè, ðàçëè÷íûå íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ îòðîñòêîâ ïîçâîíêîâ.

    Ðîäîâûå òðàâìû

    Ïðè îñëîæíåííûõ è ïàòîëîãè÷åñêèõ ðîäàõ, à òàêæå ïðè íîðìàëüíûõ, íî òðóäíî ïðîòåêàþùèõ ðîäàõ, òðåáóþùèõ àêóøåðñêîé ïîìîùè, ìîãóò âîçíèêàòü òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ó íîâîðîæäåííûõ. Ðîäîâûå ïîâðåæäåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ó 15 èç 1000 íîâîðîæäåííûõ. Ïîýòîìó ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïðîñìîòðà ðîäîâûõ òðàâì îáÿçàòåëüíûì ÿâëÿåòñÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèé îñìîòð íîâîðîæäåííûõ â ðîäèëüíûõ äîìàõ âðà÷îì-îðòîïåäîì èëè îáó÷åííûì ïðèåìàì äèàãíîñòèêè ðîäîâûõ ïîâðåæäåíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà âðà÷îì-ïåäèàòðîì îòäåëåíèÿ íîâîðîæäåííûõ ðîäèëüíîãî äîìà.

    Ïîñëå âûïèñêè íîâîðîæäåííîãî èç ðîäèëüíîãî äîìà åãî ïîâòîðíî îñìàòðèâàþò â ñïåöèàëèçèðîâàííîì îðòîïåäè÷åñêîì ó÷ðåæäåíèè.

    Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ñëåäóþùèå ðîäîâûå ïîâðåæäåíèÿ êîñòíîé ñèñòåìû: êåôàëîãåìàòîìà, ïåðåëîìû êîñòåé ÷åðåïà, êëþ÷èöû, ïëå÷åâîé è áåäðåííîé êîñòåé.

    Êåôàëîãåìàòîìà – ýòî ïîäíàäêîñòíè÷íîå êðîâîèçëèÿíèå, îãðàíè÷åííîå ïîâåðõíîñòüþ îäíîé êîñòè ÷åðåïà. Ïðèïóõëîñòü ïîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîñëå ðîäîâ, òàê êàê íàêîïëåíèå êðîâè ïîä íàäêîñòíèöåé ïðîèñõîäèò ìåäëåííî. Ïðè êðèêå ïîâûøàåòñÿ äàâëåíèå â êåôàëîãåìàòîìå, îíà ìîæåò ïóëüñèðîâàòü. Ïîä êåôàëîãåìàòîìîé ìîãóò áûòü ïåðåëîìû êîñòè. ×àùå îíè ëîêàëèçóþòñÿ íà òåìåííûõ êîñòÿõ, ìîãóò âñòðå÷àòüñÿ íà çàòûëî÷íîé, âèñî÷íîé. Íåáîëüøèå êåôàëîãåìàòîìû ðàññàñûâàþòñÿ ÷åðåç 2–3 íåäåëè èëè íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

    Êåôàëîãåìàòîìû ó ìíîãèõ äåòåé ñàìîñòîÿòåëüíî íå ïðîõîäÿò, â äàëüíåéøåì ïðîèñõîäèò èõ îáûçâåñòâëåíèå è îêîñòåíåíèå. Ïðè ýòîì îíè ïîêðûâàþòñÿ êîñòíîé êàïñóëîé, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê îáðàçîâàíèþ äåôåêòà ïîäëåæàùåé êîñòè ÷åðåïà. Åñëè êåôàëîãåìàòîìà íå ðàññàñûâàåòñÿ â òå÷åíèå 7—10 äíåé è êîæà íàä íåé íå ïîâðåæäåíà, íåîáõîäèìî åå ïóíêòèðîâàòü. Çàòåì íà ãîëîâó ðåáåíêà íàêëàäûâàþò ïëîòíóþ ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó. Ïóíêöèÿ ãåìàòîìû ïðîâîäèòñÿ ñ ñîáëþäåíèåì ïðàâèë àñåïòèêè è àíòèñåïòèêè, òàê êàê èìååòñÿ áîëüøîé ðèñê èíôèöèðîâàíèÿ. Ïðè áîëüøèõ ðàçìåðàõ êåôàëîãåìàòîìû ìîãóò ðàçâèòüñÿ àíåìèÿ, æåëòóõà.

    Ïåðåëîìû êîñòåé ÷åðåïà ìîãóò áûòü ëèíåéíûìè, âäàâëåííûìè, ðàçäðîáëåííûìè ñ âêëèíèâàíèåì êîñòåé èëè â âèäå íàäëîìîâ, òðåùèí, ðàçðûâîâ øâîâ.

    Ëå÷åíèå çàâèñèò îò õàðàêòåðà ïåðåëîìà. Âäàâëåííûå è ðàçäðîáëåííûå ïåðåëîìû ñëåäóåò îïåðèðîâàòü, òàê êàê ïðè ýòîì ìîæåò ïîâðåæäàòüñÿ ìîçã. Ëèíåéíûå ïåðåëîìû íå òðåáóþò õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ.

    Ïåðåëîìû êëþ÷èöû – ñàìîå ÷àñòîå ðîäîâîå ïîâðåæäåíèå àïïàðàòà äâèæåíèÿ è îïîðû ó íîâîðîæäåííûõ. Îíî ñîñòàâëÿåò 75 % âñåõ ïîâðåæäåíèé àïïàðàòà äâèæåíèÿ è îïîðû, íàñòóïàþùèõ âî âðåìÿ ðîäîâ. Âîçíèêàåò ïðè áóðíî ïðîòåêàþùåé ðîäîâîé äåÿòåëüíîñòè è ðîæäåíèè êðóïíîãî ïëîäà èëè ïðè àêóøåðñêîì âìåøàòåëüñòâå – âûâåäåíèè ïëå÷èêà èëè ïîâîðîòå ïëîäà. ×àùå ïåðåëîì êëþ÷èöû âîçíèêàåò ïðè çàòðóäíåííûõ ðîäàõ, òðåáóþùèõ ðó÷íîãî èëè èíñòðóìåíòàëüíîãî ïîñîáèÿ, â ÷àñòíîñòè ïðè ðîäàõ â ïîïåðå÷íîì, íîæíîì èëè ÿãîäè÷íîì ïðåäëåæàíèè. Ïðè ñàìîïðîèçâîëüíûõ ðîäàõ â ãîëîâíîì ïðåäëåæàíèè ïåðåëîìû êëþ÷èöû âîçíèêàþò çíà÷èòåëüíî ðåæå, à ïðè ðîäàõ â ãîëîâíîì ïðåäëåæàíèè ñ ïðèìåíåíèåì ðàçëè÷íûõ âèäîâ ðó÷íîãî èëè èíñòðóìåíòàëüíîãî ïîñîáèÿ ïðîöåíò èõ âîçðàñòàåò.

    Читайте также:  Моторное развитие ребенка 3 лет

    Ïåðåëîìû êëþ÷èöû ó íîâîðîæäåííûõ íåðåäêî ñî÷åòàþòñÿ ñ òàêèìè òðàâìàòè÷åñêèìè ïîâðåæäåíèÿìè, êàê ïàðåçû è ïàðàëè÷è âåðõíåé êîíå÷íîñòè, ïîâðåæäåíèå ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû è ïàðåç ëèöåâîãî íåðâà, ðåæå – ñ ïåðåëîìîì ïëå÷åâîé èëè áåäðåííîé êîñòè. Ëîìàåòñÿ êëþ÷èöà ÷àùå âñåãî â ðåçóëüòàòå ñäàâëèâàíèÿ åå ìåæäó ãðóäèíîé è êîñòíîé ñòåíêîé ìàòåðèíñêîãî òàçà ïðè ÷ðåçìåðíîì ïðèæàòèè ïëå÷à ê ïîñëåäíåé â ìîìåíò ðó÷íîãî èëè èíñòðóìåíòàëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ïëîä. Ðîäîâûå ïåðåëîìû êëþ÷èöû ó íîâîðîæäåííûõ â îñíîâíîì ïîäíàäêîñòíè÷íûå (ò. å. íàäêîñòíèöà îñòàåòñÿ öåëîé), ïîýòîìó áîëüøèõ ñìåùåíèé ôðàãìåíòîâ íå áûâàåò. Èíîãäà ïðè ðàçðûâå íàäêîñòíèöû áûâàþò ñìåùåíèÿ. ×àùå âñåãî êëþ÷èöà ëîìàåòñÿ íà ãðàíèöå íàðóæíîé è ñðåäíåé òðåòè èëè â ñðåäíåé òðåòè. Ïåðåëîìû âíóòðåííåãî åå êîíöà âîçíèêàþò ðåäêî.

    Èç êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå íåêîòîðàÿ ñãëàæåííîñòü êîíòóðîâ íàäêëþ÷è÷íîé ÿìêè â ïåðâûå 2–3 äíÿ, à ÷åðåç 5–7 äíåé â îáëàñòè ïåðåëîìà îò÷åòëèâî ïðîùóïûâàåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü â âèäå óòîëùåíèÿ. Íà ïàëüïàöèþ ñëîìàííîé êëþ÷èöû â ïåðâûå 1–2 äíÿ ïîñëå òðàâìû ðåáåíîê ðåàãèðóåò ïëà÷åì. Äèàãíîç óòî÷íÿþò ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

    Òå÷åíèå íåîñëîæíåííûõ ïåðåëîìîâ êëþ÷èöû ó íîâîðîæäåííîãî áëàãîïðèÿòíîå.

    Ëå÷åíèå. Ïåðåëîì êëþ÷èöû, åñëè îí íå îñëîæíèëñÿ ïîâðåæäåíèåì ïëå÷åâîãî ñïëåòåíèÿ, ñïåöèàëüíûõ ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé íå òðåáóåò.  òàêèõ ñëó÷àÿõ äîñòàòî÷íî îñâîáîäèòü ðóêó íà ñòîðîíå ïåðåëîìà è íå ïåëåíàòü åå 4–5 äíåé. Ïî èñòå÷åíèè óïîìÿíóòîãî ñðîêà ôîðìèðóåòñÿ õîðîøî ïàëüïèðóåìàÿ øàðîâèäíàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü, ÷àñòî äîñòèãàþùàÿ çíà÷èòåëüíûõ ðàçìåðîâ. Åñëè èìååòñÿ çíà÷èòåëüíîå ñìåùåíèå ôðàãìåíòîâ, ïîâðåæäåííóþ ðóêó ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó íà 4–5 äíåé, ïîìåñòèâ â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó âàòíî-ìàðëåâûé âàëèê. Ñëåäÿò çà òåì, ÷òîáû íå íàñòóïèëî íàðóøåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ðóêå. Åñëè ïîÿâëÿþòñÿ ñèíþøíîñòü èëè ïîáåëåíèå êèñòè è ïàëüöåâ, ïîâÿçêó äåëàþò áîëåå ñâîáîäíîé. Ïîñëå îáðàçîâàíèÿ ìîçîëè ôèêñàöèþ êîíå÷íîñòè ïðåêðàùàþò. Ïåðåëîìû êëþ÷èöû ó íîâîðîæäåííûõ, êàê ïðàâèëî, õîðîøî ñðàñòàþòñÿ ÷åðåç 7—10 äíåé áåç çíà÷èòåëüíûõ îòêëîíåíèé îò íîðìû.

    Ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè ïî ÷àñòîòå óñòóïàþò ïåðåëîìàì êëþ÷èöû, âîçíèêàþò âñëåäñòâèå ãðóáî îêàçàííîãî ðîäîâñïîìîæåíèÿ – èçâëå÷åíèÿ ðó÷êè ïëîäà. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü ïîäíàäêîñòíè÷íûìè ñ íåçíà÷èòåëüíûì è çíà÷èòåëüíûì ñìåùåíèåì ôðàãìåíòîâ. Ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè ó íîâîðîæäåííûõ íåðåäêî ñî÷åòàþòñÿ ñ ïîâðåæäåíèåì îòäåëüíûõ íåðâíûõ ñòâîëîâ èëè âñåãî ïëå÷åâîãî ñïëåòåíèÿ.

    Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïåðåëîìà ïëå÷åâîé êîñòè âåñüìà õàðàêòåðíà: îòìå÷àåòñÿ ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü, îñîáåííî ïðè ïàëüïàöèè, íà ÷òî ðåáåíîê ðåàãèðóåò ïëà÷åì, èìååòñÿ èñêðèâëåíèå îñè ïëå÷à. Ñïåöèàëüíî âûÿâëåíèÿ ýòîãî ñèìïòîìà äîáèâàòüñÿ íå ñëåäóåò, òàê êàê ïðè ýòîì ìîæíî ïîâðåäèòü ñîñóäèñòî-íåðâíûé ïó÷îê. Äèàãíîç ïîäòâåðæäàþò ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

    Ëå÷åíèå. Ïðîâîäÿò îñòîðîæíóþ ðåïîçèöèþ ôðàãìåíòîâ è ôèêñàöèþ ïëå÷à ñ ïîìîùüþ îòâîäÿùåé êàðòîííîïðîâîëî÷íîé øèíû, îáðàáîòàííîé âàòîé è áèíòîì. Ñðàñòàíèå ïåðåëîìà íàñòóïàåò áûñòðî, ÷åðåç 2 íåäåëè.

    Ïåðåëîìû áåäðåííîé êîñòè ó íîâîðîæäåííûõ âîçíèêàþò â îñíîâíîì ïðè ÿãîäè÷íîì ïðåäëåæàíèè è òðóäíûõ ðîäàõ â ìîìåíò íåïðàâèëüíîãî îêàçàíèÿ àêóøåðñêèõ ëå÷åáíûõ ìàíèïóëÿöèé, è â ÷àñòíîñòè ðó÷íîãî ïîñîáèÿ, íàçûâàåìîãî ïîâîðîòîì íà íîæêó, èëè ïðè èçâëå÷åíèè ïëîäà çà òàçîâûé êîíåö. Ðîäîâûå ïåðåëîìû áåäðà ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé òÿæåëûå ïîâðåæäåíèÿ, çàíèìàþùèå ïî ÷àñòîòå ÷åòâåðòîå ìåñòî ñðåäè ðîäîâûõ òðàâì àïïàðàòà äâèæåíèÿ è îïîðû. Ïîäíàäêîñòíè÷íûå ïåðåëîìû áåäðåííîé êîñòè ÷àùå ïðîèñõîäÿò â âåðõíåé òðåòè èëè íà ãðàíèöå âåðõíåé è ñðåäíåé òðåòè è ñîïðîâîæäàþòñÿ õàðàêòåðíîé äëÿ ýòîãî óðîâíÿ óãëîâîé äåôîðìàöèåé (óãîë îòêðûò êçàäè è êíóòðè). Ïðè ïîëíîì ðàçðûâå íàäêîñòíèöû ñìåùåíèå ôðàãìåíòîâ ìîæåò áûòü çíà÷èòåëüíûì. Äåôîðìàöèÿ, îòåê, ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü íà ïðîòÿæåíèè áåäðåííîé êîñòè, à òàêæå áîëåçíåííîñòü çàñòàâëÿþò çàïîäîçðèòü ïåðåëîì. Äèàãíîç óòî÷íÿþò ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

    Ëå÷åíèå. Ó íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ïåðâûõ ëåò æèçíè ïåðåëîìû áåäðåííîé êîñòè ëå÷àò êîíñåðâàòèâíûì ïóòåì. Äëÿ ýòîãî ó òîëüêî ÷òî ðîäèâøèõñÿ äåòåé ïðîâîäÿò îñòîðîæíóþ ðåïîçèöèþ ôðàãìåíòîâ, à çàòåì ïðèáèíòîâûâàþò ñëåãêà îòâåäåííóþ ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü ê òóëîâèùó. Ñ ýòîé öåëüþ íà ïåðåäíþþ è áîêîâûå ïîâåðõíîñòè æèâîòà è ãðóäè ðåáåíêà ïîìåùàþò âàòíî-ìàðëåâóþ ïðîêëàäêó. Íîãó, ìàêñèìàëüíî ñîãíóòóþ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå è ïîëíîñòüþ âûïðÿìëåííóþ â êîëåííîì, óêëàäûâàþò íà æèâîò è ãðóäü â ñëåãêà îòâåäåííîì ïîëîæåíèè. Íà ñãèáàòåëüíóþ ïîâåðõíîñòü áåäðà è ãîëåíè òàêæå ïîìåùàþò âàòíî-ìàðëåâóþ ïðîêëàäêó è íîãó ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó. Ïî ìåðå çàãðÿçíåíèÿ ïîâÿçêè ìî÷îé èëè êàëîì åå ìåíÿþò. ×åðåç 7—10 äíåé òàêîé ôèêñàöèè îòìå÷àåòñÿ ñðàùåíèå ïåðåëîìà. Ó äåòåé áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà ìåòîäèêà ëå÷åíèÿ ïåðåëîìà áåäðà îòëè÷àåòñÿ îò îïèñàííîé. Ó íèõ ïðîâîäÿò îäíîìîìåíòíóþ ðåïîçèöèþ ôðàãìåíòîâ è ïðèìåíÿþò ïîñòîÿííîå âûòÿæåíèå çà áåäðî è ãîëåíü â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè íîãè. Ðåáåíêà óêëàäûâàþò â ïîñòåëü íà 2,5–3 íåäåëè. Ýòîò ìåòîä ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà äåòåé â âîçðàñòå äî 2 ëåò.

    Âðîæäåííûå çàáîëåâàíèÿ ìûøå÷íîé ñèñòåìû

    Âðîæäåííûå äåôåêòû ðàçâèòèÿ ìûøö ìîãóò áûòü â ëþáîé îáëàñòè (ãðóäíàÿ êëåòêà, æèâîò, êîíå÷íîñòè). Èìåþò çíà÷åíèå äåôåêòû äèàôðàãìû è ñâÿçàííûå ñ íèìè äèàôðàãìàëüíûå ãðûæè, êîãäà îðãàíû áðþøíîé ïîëîñòè ïðîíèêàþò â ïîëîñòü ãðóäíîé êëåòêè. Ïàõîâûå ãðûæè, ãðûæè ñòåíêè æèâîòà ìîãóò óùåìëÿòüñÿ è òðåáîâàòü õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ.

    Ëå÷åíèå õèðóðãè÷åñêîå.

    Ðîäîâûå ïîâðåæäåíèÿ ìûøö ìîãóò îòìå÷àòüñÿ â ëþáûõ ìûøöàõ, ðàçëè÷íîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè, îò íåáîëüøèõ êðîâîèçëèÿíèé äî ïîëíîãî èõ ðàçðûâà; ÷àùå îòìå÷àþòñÿ ðàçðûâû ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû. Ðàçðûâ ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû ÷àùå âîçíèêàåò ïðè òðóäíûõ ðîäàõ â òàçîâîì ïðåäëåæàíèè. Ðàçðûâ âîëîêîí, êàê ïðàâèëî, ïðîèñõîäèò â âåðõíåì îòäåëå ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû â ñàìîì ñëàáîì åå ó÷àñòêå – ó ìåñòà ïåðåõîäà ìûøå÷íîé òêàíè â ñóõîæèëüíóþ. Êëèíè÷åñêè ýòî ïîâðåæäåíèå âûÿâëÿåòñÿ íà 6—10-é äåíü ïî èçîëèðîâàííîìó óòîëùåíèþ ìûøöû â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ.

    Ëå÷åíèå ñâîäèòñÿ ê ïðèìåíåíèþ òåïëà è ëåãêîãî ìàññàæà. ×åðåç 1–1,5 íåäåëè íàñòóïàåò âûçäîðîâëåíèå. Ðàçðûâ ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû ÿâëÿåòñÿ ïðåäðàñïîëàãàþùèì ôàêòîðîì äëÿ ðàçâèòèÿ ìûøå÷íîé êðèâîøåè.

    Источник