Здоровье и развитие ребенка до 7 лет

Здоровье и развитие ребенка до 7 лет thumbnail
Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы
Партнеры
Здоровье и развитие ребенка до 7 лет

Здоровье— то, что малыш впитывает с молоком матери, это то, первое и самое важное, что даёт мать своему малышу при рождении, формируя изначальный иммунитет, который будет защищать ребёнка всю последующую жизнь.

Вырастить подлинно здорового ребёнка- целое искусство, которому мы учимся на протяжении многих лет. Ведь даже изначально здоровый ребёнок, может постепенно, под влиянием повседневной жизни, стать больным, нуждающимся в медицинском контроле.

Особенно сложен период выхода ребёнка в садик. Часто, только выйдя, первые дни, ребёнок заболевает —  некоторые называют этот период — «адаптацией».

Для того, что бы облегчить переживания выхода ребёнка в садик, нужно обладать определёнными знаниями об особенностях развития детей данного возраста.  

Не все, к сожалению, заболевания, проявляются сразу.  Только врач может правильно и точно установить вид заболевания, однако ему нужны сведения от родителей по поводу  особенностей  развития и здоровья ребёнка.

Во многом, особенности развития дошкольников  определяются непосредственным влиянием окружающей среды.

Начиная от 3-7 лет, мальчики мало отличаются по внешней форме и физиологическим параметрам  от девочек. Скорость роста детей, начиная от года жизни, постепенно замедляется, все размеры тела начинают увеличиваться равномерно. Рост начинает ускоряться примерно к шести годам жизни, начинают изменяться соотношение пропорций тела.

Для того, что бы определить «нормальность» развития ребёнка, нужно высчитать росто-весовой индекс:

I = P/L2, — отношение веса ребенка к росту.

В среднем нормальным показателем считается 22, все отклонения от этого индекса, в сторону увеличения- перебор массы, и, соответственно, уменьшения- недобора массы тела.

Костно-мышечная система.

В период от 3-6 лет идёт активное её формирование, особо важное значени преобретают: осанка и свод стопы. В этот период важно пронаблюдать правильное развитие  и сохранение изгибов позвоночника, для чего нужно объяснить ребёнку правила сидения за столом. В перерывах между выполнением заданий, для формирования правильной осанки, нужно выполнять разнообразные физические упражнения. Для того, что бы  свод стопы получил нормальное развитие, нужно правильно подбирать для ребёнка обувь и выполнять гигиенические упражнения: хождить босиком, выполнять специальные упражнения, делать массаж, а также водные процедуры. Укрепить здоровье в этот период помогут долгие гуляния на свежем воздухе, воздействие солнечных лучей на организм ребёнка.

В таких условиях лучше всего идёт формирование фосфорно-кальциевого обмена, он влияет на развитие скелета и мышц спины.

Помимо этого,  для нормального развития организма ребёнка, большое значение играет сбалансированное питание,  а также доброкачественный воздух в помещениях, достаточный количество движений. В этот период необходимо потребление кальция в большом количестве, он находится в таких прожуктах, как: молоко, сыр, салат кустовой, творог и т.д. Также не забывайте о роли микроэлементов, как фосфор, магний, селен.

О том, как проходит развитие малыша, можно судить по смене зубов. Смена начинается с 5-6- лет. Перед тем как выпасть, корни молочных зубов рассасываются, после чего начинают расти новые постоянные зубы.

Дыхание дошкольников очень чувствительно к примесям в воздухе, поэтому важно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Сердечнососудистая система дошкольников активно реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.

В данный период, детям свойственна неустойчивость процессов: они не могут долго удерживать внимание,  быстро подвергаются утомлению. При сильном утомлении, наблюдается снижение координации движений, работоспособности. Примерно к 5-6- годам,  подвижность нервных процессов может возрастать, поэтому, дети этого возраста более внимательны и работоспособны.

Для того, что бы организм ребенка был устойчив к различного рода заболеваниям, проводите систематические закаливания. В результате этого, температура туловища снижается, а конечностей — повышается, при этом, в различных симметричных участках, температура выравнивается. Здоровый образ жизни играет первостепенное значение  в профилактике заболеваний.

К наиболее значимым внешним факторам, которые определяют развитие ребенка, относится семейное воспитание. Именно родители несут полную ответственность за физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие своего ребёнка. Для воспитания здорового ребёнка, обратите внимание на развитие его двигательной активности. Она определяется типологическими особенностями нервной системы, а также физическим развитием, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Роль родителей заключается в том, что бы сформировать нормальную двигательную активность.

Будьте внимательны к малышу и его здоровью и он будет радовать Вас всё новыми открытиями, познавая мир во всей его красоте.

Видео

Интервью

Здоровье и развитие ребенка до 7 лет

Источник

 Добро пожаловать на сайт www.RazvitieRebenka.com.

Вы находитесь в разделе «Здоровье Детей». В этом разделе вы найдете подробные статьи о Болезнях детей, статьи о Новорожденных детях, статьи для Кормящей матери, Полезные статьи для Родителей и многие другие статьи собранные на данном сайте.

Важно! Автор Сайта Развитие Ребенка предупреждает, что все статьи только для вашего общего ознакомления. Если вы обнаружили какие либо похожие симптомы описанные ниже в Болезнях Детей, сообщите вашему домашнему доктору. Не занимайтесь самолечением, это может быть Опасно для здоровья вашего малыша. 

Помните, что Вы отвечаете за здоровье и жизнь вашего ребенка.

Будьте Здоровы!!!

1. Проблемы со стопами у ребенка

К сожалению, иногда встречаются как врожденные, так и приобретенные болезни стоп: косолапость, плоско-вальгусная деформация стоп и некоторые другие.Поговорим подробнее …

2. Колики в животике

Колики в животике первые 3 месяца и регулярный сердитый плач. Вот эти два состояния обычно взаимосвязаны и их признаки схожи.Что же такое колики в животике и как их лечить?

3. Цвет кала у новорожденного ребенка

По цвету кала можно определить здоров ваш малыш или у него что то не в порядке.Какой цвет кала считается нормой, а какой может свидетельствовать о серьезных проблемах со здоровьем.

4. Рахит

Возраст от 2 месяцев до 2 лет относится к периодам быстрого роста ребенка, все системы функционируют достаточно напряженно, поэтому достаточно даже временного дефицита необходимых веществ, чтобы произошла «поломка». Что такое рахит? Каковы  причины его появления? И как его лечить?

5. Беспокойные дети или Сверх возбудимый ребенок

Некоторые дети особенно много и сердито плачут либо иногда, либо большую часть времени. Эти периоды сердитого плача чередуются с периодами необыкновенно глубокого сна, когда разбудить ребенка просто невозможно. Мы не знаем причины такого поведения; быть может, причина в несовершенстве пищеварительной или нервной системы. Такое поведение не означает заболевания и со временем проходит, но для родителей это очень тяжелое время.Подробнее…

6. Пищевая аллергия и методы борьбы с ней

Узнайте все о пищевой аллергии, симптомы пищевой аллергии и входит ли ваш ребенок в группу риска.

7. У вашего малыша Плоскостопие?

Как распознать факторы риска развития плоскостопия у детей. Какой комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия можно делать в домашних условиях.Как подобрать правильно обувь для малыша и можно ли ходить босиком?

8. Если Новорожденный ребенок слишком много плачет

Что означает плач вашего ребенка?
Если к тому же , это ваш первый ребенок, то этот вопрос будет вас особенно волновать. Ребенок растет, и вы будете становиться опытнее. Вы сумеете узнать по характеру плача, что нужно вашему ребенку, да и у него самого становится все меньше причин для плача.

9. Пищевая аллергия у грудничков

Кожная реакция на пищу в виде хорошо знакомого диатеза встречается у каждого второго грудничка. Постарайтесь не допустить ее. Главное, не дайте в будущем перерасти в нечто большее — атопический дерматит, аллергический ринит, бронхиальную астму.

10. Что такое родовая травма?

Что такое родовая травма, причины родовой травмы у новорожденного.В этой статье вы узнаете все о родовой травме, о лечении и последствиях родовой травмы.

11. Энурез. Деликатная тема

Что нужно знать родителям детей, больных энурезом.Нередко  родители  жалуются,  что  ребенок  страдает  ночным недержанием  мочи.. В основе его  лежит  утрата   условного   рефлекса,   заключающегося   в пробуждении ото сна в ответ на позыв к мочеиспусканию.   У  дошкольников энурез встречается в 13%, у школьников в 7%.Мальчики страдают чаще девочек.

12. Краснуха у Детей

Краснуха- острая инфекционная болезнь .Лет 150 назад ее вообще считали легкой корью.

13. Корь у Детей

Что такое Корь, симптомы корь у детей, как протекает вирус корь у детей.Что желательно знать о вирусе Корь у Детей.

14. Высокая температура у новорожденного

Что делать если у новорожденного ребенка высокая температура.

15. Стеноз гортани или Ложный круп

Ложный круп или острый подскладочный ларингит  так  называют возникающее при некоторых ОРЗ воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи, нередко сопровождающееся сужением (стенозом) голосовой щели.Читайте подробнее…

16. Методы обследования нервной системы у детей

Достаточно часто возникают ситуации, когда родители, побывав на приеме у невролога, получают рекомендации и направления на различные виды обследования нервной системы ребенка. Трудно выполнять назначенные исследования, не зная, для чего они предназначены. Возникают вопросы: неопасно ли обследование для здоровья ребенка, какую информацию дает обследование, насколько оно необходимо?

Полезные Статьи для Родителей

1. Прибавка Длины и Массы тела у детей до 1 года

Приведена таблица «Прибавка длины и массы тела у детей до 1 года».

2. Стул новорожденного ребенка

Что такое Меконий? И как выглядит стул у ребенка при грудном вскармливании и у ребенка находящегося на искусственном вскармливании.
Изменения в стуле. Почему в стуле бывает слизь?

3. Красивый и здоровый ребенок

Обязательно прочитайте эту статью если у вас появился малыш и вы не знаете как правильно ухаживать за ним.
Вы приехали из Роддома домой, развернули пеленку у ребенка и… Как ухаживать за ребенком? Уход за кожей ребенка, купание,уход за волосами,носиком,ушками и ногтями.

4. Распорядок дня для детей от 3 до 6 лет

Распорядок дня очень важен.Конечно, вариант режима, который мы приведем ниже, приблизителен, но большинство детей стремятся к упорядоченному распорядку, это приучает их к дисциплине. Как ни странно, но дети любят дисциплину, соблюдение ее свидетельствует о порядке и прочности бытия, это вселяет в младенцев уверенность в надежности всего, что их окружает.

5. Когда необходимо вызывать скорую помощь?

Первый год жизни ребенка – сложный период адаптации к окружающему миру. Ваш малыш заболел – у него поднялась температура или он просто ведет себя не так, как всегда, – плачет, отказывается от еды или лежит вялый.
Что же делать? Записаться на прием к участковому терапевту или немедленно звонить по «03»?

6. Ванны с травами для Детей

Ванны для детей и купание в травах могут быть использованы как с гигиенической, так и с лечебной целью. Купание является приятной процедурой для малыша и родителей. Почти все дети любят купаться. Снова попав в водную среду (почти в такую же комфортную, как в животе у мамы), они чувствуют себя отлично.
В какой травке купаемся сегодня?

7. Питание новорожденного ребенка

Правильное питание ребенка. Кормление грудью или смесями

8. Закаливание детей

Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

9. Этапы развития ребенка от 1 года до 2 лет

Узнайте что ребенок должен уметь в этом возрасте. Чему можно научить ребенка.С какими проблемами вы можете столкнуться.

10. Как правильно давать лекарство ребенку?

Родителям необходимо иметь представление о том, как действует каждое лекарство (антибиотик, слабительное, фермент или микстура от кашля и т.д.). Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по применению препарата и если есть различия в дозировке, назначенной малышу и написанной во вкладыше, уточните у врача рекомендации еще раз.

11. Икота у Новорожденного

Многие родители сталкиваются с этой казалось бы на первый взгляд легкой проблемой- икота, но это только на первый взгляд. На самом же деле икота у ребенка может длится даже до полу часа.
Как же помочь маленькому пирожочку избавиться от противной икоты?

12. Питание кормящей мамы, если у малыша Диатез

Дети грудного возраста , страдающие атопическим диатезом , особенно склонны к кожным реакциям на пищевые аллергены. Кожные реакции у них наблюдаются с первых месяцев жизни и проявляются опрелостями, молочной коркой, себореей волосистой части головы, позднее развивается экзема.

13. Что лучше Свободное вскармливание или Кормление по часам?

Вы сможете предоставить малышу лучшее питание на свете, созданное специально для него. Итак, вам ничто не мешает начать кормить ребенка грудью. Значит — надо начинать!
Но как кормить? Постоянно боишься сделать что-нибудь не так. Вокруг много авторитетов. Каждый учит по своему. Что делать?

14. Как повысить Лактацию?

Полезные советы, что нужно делать чтобы повысить лактацию

15. Головная боль у кормящей мамы

Головная боль, с этим недомоганием время от времени сталкивается едва ли не каждая молодая женщина. И большинство наверняка знает, как быстро устранить неприятный симптом , это проглотить соответствующую таблетку. Кормящая мать, увы, не может позволить себе подобной беспечности. Ей требуются лекарства, которые победят боль и не нанесут при этом вреда ребенку. Но существуют ли они?

16. Диета кормящей мамы

Нужно ли кормящей маме соблюдать какую-нибудь особенную диету?

17. Психомоторное развитие детей до года.

18. Можно ли обойтись без соски (пустышки)

Многие молодые мамы не могут обойтись без пустышки.Ребенок почувствовал себя не комфортно, сообщил об этом и получил предмет успокоения – пустышку.Давайте разберемся, чего же хочется маленькому ребенку, когда он испытывает дискомфорт?

19. Первая прогулка с новорожденным ребенком

Чтобы прогулка пошла на пользу. Прочитайте статью с полезными советами.

20. Левша или Правша

О том, что ребенок левша уверенно можно говорить только в 4-5 лет, до этого времени ребенок меняет ведущую руку. Как определить? Есть множество способов.

21. Тесты для мам

Этот тест для мам, у которых детки старше 2-х лет.
 Дорогие мамы проверьте себя с помощью теста, сумели ли Вы создать своему ребенку благоприятную атмосферу для развития его творческой личности

22. Как стирать детские вещи?

Давайте узнаем как же правильно стирать детские вещи. Можно ли стирать их порошком?

23. Похвала или Поощрение

Воздействовать на формирование характера вашего ребенка можно разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний ребенка будет выше, если их применять редко, неожиданно и на фоне поощрений. Главное внимание родители чаще уделяют исправлениям слабостей и несовершенств в поведении ребенка. Гораздо приятнее и результативнее и для ребенка, и для родителей воспитание при помощи проявлений положительных эмоций, поощрений. А запреты и наказания должны стать крайними мерами.Читайте статью полностью…





24. Уровень развития ребёнка 4 — 5 лет

Проверьте уровень развития ребенка в возрасте 4 лет и 5 лет.Общая осведомленность, понятливость, концентрация внимания, практическое математическое мышление,индуктивное мышление, опыт  восприятия.

25. Какие лекарства НЕЛЬЗЯ беременным

Во время беременности ,лекарства назначают только в случае явной необходимости, любое лекарство, применяемое беременной, нельзя считать абсолютно безопасным для плода.Назначение лекарственных средств беременным должно производиться под контролем особенностей распределения препарата в организме, и в случае необходимости доза и способ введения препарата должны корректироваться. Читайте подробнее статью.

26. Норма Веса у Девочек и Мальчиков 2-7 лет

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2006 году выпустила новые международные нормы (таблицы) прибавки в весе и росте у детей.Дети, находящиеся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее ровесников, находящихся на искусственном вскармливании. По мнению экспертов ВОЗ, завышенные нормативы (на 15-20%) могли способствовать необоснованным рекомендациям по докорму малышей смесями, и перекармливанию, ведущему к развитию ожирения.

27. Baby Einstein — Беби Эйнштейн

Мультфильмы Baby Einstein могут подойти детям с самого рождения до 3-4х лет. Полная коллекция составляет 27 серий мультфильма. В каждой серии мультфильма Baby Einstein звучит музыка известных композиторов — Баха, Бизе, Шуберта и другие. Ребенок рассматривает животных, игрушки, детей, красивые пейзажи, природу, транспорт и многое другое. 

Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!

Источник

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16 — 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 — 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7-8 — часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин «акселерация», обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад — «шагнул» из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет «подросли» по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранний возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. «Ножницы» между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.

С акселерацией связывают и определенный «конфликт поколений», когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако «интеллектуализм» современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и «идеально» подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И «легкость», с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Статья предоставлена сайтом для детей и родителей «Здоровый образ жизни»

Источник