Зависимость развития ребенка от порядка рождения

Зависимость развития ребенка от порядка рождения thumbnail

Первенец вы, средний ребенок, последний или единственный в семье – это, возможно, повлияло на вашу личность и поведение.

В силу того, что первый ребенок – своего рода эксперимент для новоиспеченных родителей, такой ребенок может стать перфекционистом, всегда стремящийся угодить родителям. Они чрезвычайно внимательны к первому ребенку, поэтому стараются воспитывать построже, в соответствии с книгами по воспитанию.

В противоположность этому, если пара решает завести второго, они могут начать воспитывать его помягче, без “ежовых рукавиц”. Это приведет к тому, что второй ребенок вряд ли станет перфекционистом и будет более приятным для людей из-за отсутствия излишнего внимания как к старшему.

Короче говоря, не обязательно тот факт, что ребенок вышел из утробы матери первым, сделает его первым и в жизни, лидером. Скорее тот факт, что его родители относились к нему как к своему первенцу, сыграл роль и сформировал его поведение.

Первенец часто:

надежный

добросовестный

структурированный

осторожный

успевающий ученик

Первенцы старательны и пытаются быть лучшими во всем, они преуспевают в завоевании сердец своих старших. Когда они становятся старше, эти черты не обязательно сходят на нет. Часто первенцы стремятся выглядеть, работать и взаимодействовать с другими лучше всех.

Средний ребенок

Он может чувствовать себя обделенным, не может найти “свое место”. Он не самый старший, но и не самый маленький. Кто же он? Такого рода иерархическое барахтанье приводит к тому, что средний ребенок предпочитает семье друзей, поскольку родительское внимание приковано либо к старшему, либо к самому младшему ребенку.

В целом, средние дети, как правило, обладают следующими характеристиками:

стремятся всем угодить

хороший друг

имеет большой круг общения

миротворец

мятежник

Если первенец – мальчик, а средний ребенок – девочка, она может обладать характеристиками первенца, потому что, хотя чисто технически, она второй ребенок, но она первый ребенок женского пола. В подростковом периоде средний ребенок может проявлять “мятежность” своего характера.

Последний ребенок

Младшие дети, как правило, наиболее свободолюбивы из-за более спокойного отношения к ним родителей. Характеристики такого ребенка:

смешливый

легкий в общении

манипулятивный

эгоцентричный

Повзрослевшие младшие дети любят спонтанность, часто переезжают. Легки на подъем и не особо обидчивы.

Единственный ребенок

Быть единственным ребенком – это уникальное положение в семье. Без братьев и сестер, с которыми можно было бы конкурировать, единственный ребенок монополизирует внимание и ресурсы своих родителей не только на короткий период времени, как первенец, но и навсегда. Фактически, это делает единственного ребенка чем-то вроде “супер-первенца”. Таким образом он:

зрелый для своего возраста

перфекционист

прилежный

добросовестный

лидер

Даже, когда такие дети достигают совершеннолетия, они не стремятся быть “образцовыми” во всем – не бегают марафоны и не готовят обедов из семи блюд, не заглядывают в поваренную книгу. Они спокойны, рассудительны и уверены в себе.

Исключения из традиционной структуры порядка рождения бывают я в случае развода, повторного брака и слияния пасынков. Обычно смешанные семьи не смешиваются, они сталкиваются. Первенцы, которые раньше были “вожаками стаи”, могут оказаться бесцеремонно вытолкнуты со своего олимпа старшими сводными братьями, и младшему из семьи, придется иметь дело с проблемами: все внимание достанется самому младшему новому ребенку.

Несмотря на новое положение ребенка в смешанной семейной иерархии, он не будет приспосабливать свою существующую личность к своему новому положению, если он еще не находится в младенчестве. Многие психологи сходятся во мнении, что личность развивается чрезвычайно быстро в течение первых нескольких лет жизни на стадиях соединения. Примерно к пяти годам личность ребенка в значительной степени сформирована. Таким образом, десятилетнему первенцу будет сложнее отказаться от своей позиции старшего, чем четырехлетнему.

Близнецы

С рождением близнецов, в семье появляется эдакая новая “семья”, самостоятельная единица, которая работает вне зависимости от порядка рождения. Близнец никогда не будет вести себя как средний ребенок, даже, если он таковой  технически. Он будет вести себя как первенец, либо как единственный ребенок. Поскольку близнецы воспринимаются как единое целое, они отделяются от традиционной семьи и упиваются своим особым положением. Кстати, у нас есть материал о том, что не следует говорить родителям близницов или двойни — здесь 

Дети с большой разницей в возрасте

Если есть разница в возрасте более пяти лет, черты традиционного порядка будут сдвинуты. Двухлетний мальчик с новорожденным братом и восьмилетней сестрой не будет вести себя как средний ребенок, он, скорее, станет вести себя как первенец.

Усыновление

Тот же сценарий с усыновленными детьми – возраст, в котором ребенок попадает в семью — ключевой фактор, в котором черты ребенка проявятся. Чем младше усыновленный, тем больше времени он проведет под опекой родителей и займет свое место в существующем генеалогическом древе. Например, если годовалый первенец усыновлен в семью с четырехлетним ребенком, то младший ребенок останется в этой семье младшим, несмотря на то, что в биологической он – первенец. Однако, если первенцу исполнилось семь, когда его усыновляют в семью с десятилетним ребенком, усыновленный будет вести себя как первенец, даже, если у него будет старший брат.

Недавние исследования показывают, что браться и сестры могут быть ключевыми игроками в формировании личности друг друга. Другие же эксперты настаивают, что эту роль играют сверстники. На сегодняшний день исследователи точно не могут определить личность ребенка, но если одна вещь, которая остается постоянной во всех конкурирующих теориях: у большинства детей самую большую роль в становлении их характера и личности играют родители, бОльшее они перенимают от них. Если вас интересует тема усыновления, почитайте материал здесь

Можно ли повлиять на развитие личности?

К счастью, да, она не будет стопроцентно такой, какой ей предопределено быть в зависимости от очередности появления на свет. Всегда можно сделать выбор, что-то скорректировать, развивать черты характера, которых не достает. Поразмыслите над этим, вот три простых шага, которые помогут вам разобраться в себе:

  • Проследите взаимосвязь между вашим поведением и семейной иерархией. Люди называют вас невротиком? Возможно, это не ваша вина – вы первенец.
  • Прислушайтесь к себе – что вы чувствуете по этому поводу? Можно либо принять в себе это и относиться проще.
  • Сознательно измените свое поведение. Вы перфекционист и требуете того же от детей? Хотите, чтобы ваша дочь выглядела как девушка с обложки, а она влезла в рваные джинсы? Сдержитесь, не критикуйте, это вас не убьет, а ребенка сделает более свободным и творческим! Бывают ситуации, в которых и не стоит себя сдерживать – например, ваш муж начал носить сандалии с носками… тут уж без критики не обойтись!)

Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на наш кнанал в Яндекс.Дзен и делитесь с друзьями

Читайте также:  Педагогическая диагностика индивидуального развития одного ребенка

Источник

Это очень интересная теория, например каждый человек, кто рос в семье не один, знает что старший брат или сестра часто берет на себя роль родителей. А ребенок, выросший единственным в семье зачастую считает, что весь мир крутиться только вокруг него.

Порядок рождения очень сильно влияет на личность человека, зачастую второй ребенок будет по жизни отставать от своего старшего брата и быть всегда вторым номером. В то же время первый ребенок более приспособленный к жизни, потому что на него возлагается намного больше обязанностей.

Дети-первенцы

Как правило они принимают черты лидера и способность к защите. Как только рождаются их младшие братья и сёстры, старшие дети склонны копировать поведение родителей. Они всегда защищают своих младших братьев и сестёр, а также из-за того, что они много ухаживают за ними, в будущем дети-первенцы становятся хорошими родителями.

Единственная негативная сторона детей-первенцев – это то, что им придется научиться к тому, что всё внимание родителей теперь будет делиться с его братом или сестрой. Часто они не могут с этим справиться и вырастают с сильной самооценкой того, что их чем-то обделили в жизни. Они вырастают консервативные, амбициозные, ответственные и конкурентноспособные в жизни.

Второй ребёнок

Если в семье три ребёнка, то второй ребёнок считается самым обделённым, потому что основное внимание уделяется первенцу и третьему ребёнку. У таких детей живёт постоянное ощущение того, что им нужно бороться за внимание родителей, это даёт им хорошее упорство в жизни. Как правило, такие дети часто вырастают амбициозными, но иногда они ставят слишком завышенные цели, но это не мешает им становиться успешными людьми в будущем.

Помимо этого они развивают крепкие дружеские отношения вне семьи, чтобы получить от друзей, то внимание, которое ему не хватает от родителей. В другом случае из-за нехватки внимания в семье, средний ребенок не может найти свою цель в жизни и постоянно себя чувствует подавленным, ему просто не хватает внимания и одобрения родителей. Однако иногда эта борьба и поиск жизненных целей может сделать из них очень сильных людей.

Младшие дети

Как правило младшим достаётся вся любовь и внимание со стороны родителей и всех родственников. Это приводит к выработке сильного чувства собственного достоинства и стремлению к достижению свои целей и мечты. К ним с самого детства всегда очень пристальное внимание, они всегда общительны и коммуникабельны. Однако есть и обратная сторона младших детей, из-за слишком сильного внимания и заботы они могут стать беспомощными, безответственными, эгоистичными, жестокими и зависимыми.

Один ребёнок

Если в семье только один ребёнок, то как правило он начинает конкурировать со своими родителями. Единственный ребёнок в семье обычно получает слишком много внимания, что проводит к избалованности, эгоистичности и отсутствию самостоятельности, так как за ними с самого детства всё делают родители. Эти дети могут быть разными, но как правило они вырастают целеустремлёнными и перфекционистами. В любом случае это зависит от родителей и от того, как они воспитывают своего единственного ребёнка.

Близнецы

Если в семье рождаются близнецы, то как правило один из них всегда берёт на себя роль первенца. У близнецов очень сильно развита близость друг с другом, чем у других братьев и сестёр. Это зависит не от того, что они родились в один день, а потому что у них практически отсутствует разница в возрасте. У детей с разницей в возрасте до одного года точно такая же близость. Такое качество как близость помогает им стать более уверенными, потому что у них всегда есть моральная поддержка на всю жизнь. Когда они вырастают их семьи очень тесно общаются между собой и дорожат друг другом.

Конечно, порядок рождения детей добавляет им каких то-то качеств, однако то, какими людьми будут дети, зависит в первую очередь от воспитания родителей. Это описание не может подходить под каждого ребёнка, это лишь теория, которая была доказана выборкой из разных семей. Существует множество различных факторов так или иначе влияющих на ребёнка, родителям их нужно обязательно учитывать при воспитании своих детей.

Источник

Уже достаточно давно установлено, что порядок рождения оказывает значительное влияние на формирование черт характера ребенка и его дальнейшую судьбу. И помимо таких характеристик детей, как старший и младший, психология предлагает дополнительные характеристики – единственный ребенок и средний.

Зависимость развития ребенка от порядка рождения

Тем не менее, хотя нас интересует психология отношений в семье с двумя детьми, отбрасывать характеристики единственного и среднего ребенка не стоит. Ведь если двое детей рождаются с разницей более чем в шесть лет, то оба малыша считаются единственными детьми и соответствуют их психотипу. Тогда как рождение еще одного малыша переведет второго – младшего ребенка на положение среднего и в зависимости от этого также скорректирует его психотип. Многие психологи и психотерапевты ищут корни наших поступков и проблем в детстве, и порядок рождения ребенка в семье – достаточно информативный фактор для понимания характера взрослого человека.

Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье

Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, — взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это — два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.

Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности

Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.

Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств

Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер — порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии верещагина скачать

Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.

Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.

Леман Кевин – христианский взгляд на проблему

Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин — порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь. Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений.

Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.

Теория порядка рождения Уолтера Тоумена

Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.

Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).

Особенности личности старшего и младшего ребенка в семье

Но самое главное, что интересует родителей, это то, как связаны порядок рождения и личность конкретно их ребенка. Каким образом изменит личность старшего ребенка появление братика или сестрички, на какие черты характера вы подтолкнете второго малыша, решив вопрос о его появлении на свет. Как скажется разница между вашими детьми в психологическом формировании личностных черт. Давайте пройдемся по тем психотипам, которые диктует порядок рождения в семье каждого ребенка.

Единственный ребенок

Изначально ваш малыш был первым – и единственным. И, может быть, он еще таким и остается даже при наличии братика или сестрички. Ведь не стоит забывать о том, что дети, разница в рождении которых составляет более шести-семи лет, имеют превалирующие характеристики единственного ребенка и дополнительно те качества, которые присущи их настоящему порядку рождения. Чаще всего это связано с тем, что в жизни старшего школьника родители уже не играют главенствующей роли, круг интересов давно вышел за пределы семьи, а основные черты характера и личности закладываются как раз до шести лет.

Зависимость развития ребенка от порядка рождения

Единственный ребенок в семье, как уже неоднократно замечено психологами, помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал. Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются. Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. Именно понимание взрослых становится одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.

Единственные дети в семье остро ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции. Тем более, что возможностей для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.

Однако есть и подводные камни, с которыми могут сталкиваться родители единственного ребенка. Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и возникновение состояние, которое называется «выученная беспомощность» — что чревато во взрослом возрасте инфантильностью вашего чада и нежеланием жить своим умом. Ведь, находясь под непрестанной опекой близких, ребенок не имеет самостоятельности и у него не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.

Из этого порочного круга есть два выхода – либо ребенок, вырастая, остается по-детски беспомощным, либо прикладывает все свои силы, становясь состоятельным и компетентным взрослым человеком.

Черты характера единственного ребенка:

  • Обостренное чувство справедливости, четкое разделение добра от зла.
  • Обладают высокой мотивацией на достижение цели.
  • Высокий уровень эмпатии, способности понимать окружающих людей.
  • Обладают сильным чувством собственного достоинства и исключительным самоуважением.
  • Довольно проблематично сходятся с новыми людьми, сложно завязывают близкие отношения.
  • Имеют тягу к одинокому образу жизни.
  • Они склонны к эгоистичности и эгоцентризму.
  • Низкая потребность в аффилиации.
  • Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение.
  • Очень ценят собственную независимость.
  • Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.

Старший ребенок

Как уже писалось, первенец, который первые шесть-семь лет был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка. Тем не менее, в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.

Чаще всего первенец проходит три стадии:

  • Единственный, любимый и незаменимый, ребенок находится в фокусе внимания родителей и всей семьи, занимая привилегированное положение.
  • Появление второго ребенка кардинально изменяет сложившуюся ситуацию, вызывая шок и недоумение у первенца. Если разница между детьми составляет менее пяти-шести лет, то воздействие стресса многократно усугубляется. Тем не менее, все ощущения ребенка сводятся к мысли о том, что его место в сердце и мыслях родителей занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над мамой и папой. Помимо возраста, ситуация усугубляется при появлении второго ребенка того же пола, что и первенец. Психологи называют этот момент «свержение с трона».
  • После стресса, который пережил старший ребенок, личность и характер малыша претерпевают значительные изменения. Ребенок ищет и находит выход из положения, пытаясь превзойти второго ребенка, показывая родителям, что он не только старше, но и умнее. Реакция родителей, которые при дефиците времени только радуются успехам и самостоятельности старшего отпрыска, закрепляет такую модель поведения, как правильную.
Читайте также:  Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка с овз

Приверженцы теории А. Адлера склонны отмечать в старших детях некую нарочитую правильность, они послушны и действуют сообразно правилам, установленным в семье. Совестливость и ответственность у старшего ребенка хорошо развиты. Из-за этого нередки случаи, когда первенцы, вырастая, становятся очень тревожными людьми.

Старшие дети консервативны, чтут традиции и не прощают ошибок. Однако оценка других людей, в противоречии к этому, очень значима для них.

Чаще всего, первые дети лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха. Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье, ведь конкуренция проявляет лидерские качества.

Черты характера старшего ребенка:

  • Старшие дети легко и охотно соблюдают правила.
  • Стремятся к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое.
  • В их характере присутствуют добросовестность и ответственность.
  • Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших.
  • Их отличает завидное упрямство.
  • Они консервативны и склонны к соблюдению традиций.
  • Нетерпимы.
  • Зависимы от чужого мнения.
  • Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта.
  • Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.

Младший ребенок

Личность младшего ребенка складывается уже совершенно в других условиях. Он никогда не был один в семье – с самого рождения у него уже была семья из мамы, папы и старшего ребенка. Его характер и личность противоположны характеру первенца – второй ребенок, чаще всего, оптимистичен и независим, и любит сваливать ответственность на других.

Зависимость развития ребенка от порядка рождения

Тем не менее, младший ребенок – отличный манипулятор и провокатор. Он не имеет столько жизненного опыта и знаний, как старший, в силу разницы в возрасте, поэтому для самоутверждения предпочитает спортивную деятельность или искусство. Тем более, ориентация у них идет на себя, любимых, тогда как ожидания других людей и их мнение мало волнуют младшеньких детей.

По мнению автора книги «Семья глазами ребенка», написанной Г.Т. Хоментаускасом, у младшего ребенка в семье, где двое детей, есть три основные стратегии поведения:

  • Конкуренция. «Я буду более любим и ценен для родителей, если смогу превзойти старшего брата или сестру. Для этого хороши абсолютно все средства».
  • Бунт, направленный против ограничений родителей. «Я хочу быть таким, какой я есть. Принимайте меня таким».
  • Нахождение в тени старшего ребенка. «Смотрите, я совсем никчемный. Оставьте меня в покое!».

Младшие дети не сталкивались с появлением «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, балуют, и относятся весьма снисходительно, что влечет к формированию личности зависимо-импульсивного типа.

Возможно, именно из-за этого они менее тревожны и эмоционально устойчивее старших детей. А также они общительны, беспечны, но, в тоже время, практичны. Из них получаются отличные коммерсанты.

Черты характера младшего ребенка:

  • Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны.
  • Отличаются независимым характером.
  • Беспечны и склонны избегать ответственности.
  • Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции.
  • Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям.
  • В тоже время могут быть драчливы и враждебны.
  • Общительны и дружелюбны, легко заводят близкие отношения.
  • Практичны.
  • Склонны манипулировать людьми. Провокаторы.
  • Опасаются поражений и неудач.
  • У них выражено желание конкурировать.

Средний ребенок

Никто не застрахован от третьего ребенка, и даже если двое детей – предел ваших мечтаний, стоит немного прояснить ситуацию, как чувствует себя ребенок, ставший средним, и как такое положение скажется на формировании его личности.

Зависимость развития ребенка от порядка рождения

Второй ребенок, пусть и не оказывался безраздельным хозяином любви и внимания родителей, тем не менее, вытесняется появившимся младенцем. И как мы знаем, чем больше неизвестных фактором – тем больше вариаций, именно поэтому средние дети наименее изучены, так как влияет и возраст между всеми детьми, и их количество, и их градация по половому признаку.

Тем не менее, именно у средних детей в семье наибольшие сложности с самоопределением, они являются и младшими – и уже старшими, сочетая в себе черты обоих психотипов. Не имея авторитета более умелого и сильного старшего ребенка, а так же, не обладая беззащитностью и зависимостью младшего ребенка, средние дети теряют способность идентифицировать себя и чувствуют себя потерянными.

В зрелом возрасте средние дети склонны к безынициативности и зависимости мышления от других. Именно у них в семье самая низкая мотивация к достижению успеха, а вот ощущения несправедливости жизни может преследовать таких детей и во взрослом возрасте.

Средние дети отчаянно нуждаются в родительском внимании, и если для этого необходимо совершить что-то немыслимое, или просто иметь раздражающие привычки – они это сделают. Тем не менее, если разница в возрасте у детей большая, то все эти проявления во многом сойдут на нет, ведь средний ребенок уже побывал малышом, и теперь вынужденная взрослость не так его тяготит, тем более, что в его жизни уже есть старший ребенок, и друзья, и сторонние увлечения.

Коррекция минусов, закрепление плюсов

Знать личностные особенности, которые обуславливает порядок рождения, это лишь некоторая верхушка айсберга под названием «семья». Описанные закономерности формирования характера детей в зависимости от очередности их рождения – не фатальны, легко подаются коррекции, особенно теми родителями, кто вник в суть противоречий, так влияющих на судьбы ваших малышей. Пусть знание основных тенденций развития поможет вам произвести правильное распределение ролей в семье, а главное – любите. Именно любовь способна преодолеть все сложности и отогреть сердца ваших детей уверенностью в себе и мире.

Источник