Запорожец игра и развитие ребенка

Запорожец игра и развитие ребенка thumbnail

Беседы с воспитателями

• Неприхотливые растения (заячий клевер)

Беседы с воспитателями Сизенко З. Неприхотливые растения (заячий клевер) 4 1964

• Неприхотливые растения (чистотел, подорожник, манжетка, аистник)

Беседы с воспитателями Геннингс Е. Неприхотливые растения (чистотел, подорожник, манжетка, аистник) 4 1964

• Размышления педагога

Беседы с воспитателями Пискунова Л. Размышления педагога 4 1964

В записную книжку

• В записную книжку

В записную книжку В записную книжку 4 1964

В колхозах и совхозах

• «Славные традиции колхоза «»Пролетарская воля»»»

«В колхозах и совхозах Бережной К. «»Славные традиции колхоза «»»»Пролетарская воля»»»»»» 4 1964 »

В мире игрушек и игр

• Иры и игрушки для физического развития детей

В мире игрушек и игр Можаева Е. Иры и игрушки для физического развития детей 4 1964

• От игрушки к спорту

В мире игрушек и игр От игрушки к спорту 4 1964

Вместе с семьей

• Аттестат зрелости

Вместе с семьей Финкельштейн Р. Аттестат зрелости 4 1964

Воспитание — народное дело

• Влиять на детей благородством

Воспитание — народное дело Смирнова А. Влиять на детей благородством 4 1964

• Воспитай в себе отца

Воспитание — народное дело Шур М. Воспитай в себе отца 4 1964

• Он первый рассказал мне о Ленине

Воспитание — народное дело Кудрявцева З. Он первый рассказал мне о Ленине 4 1964

• Ответ Е. Петровой

Воспитание — народное дело Карасев В. Ответ Е. Петровой 4 1964

• Разговор по душам с Фаней Виноградовой

Воспитание — народное дело Бубнова Т. Разговор по душам с Фаней Виноградовой 4 1964

• Рядом с улицей Гайдара

Воспитание — народное дело Чкалова О. Рядом с улицей Гайдара 4 1964

Воспитание и обучение

• В младшей группе

Воспитание и обучение Сереброва А. В младшей группе 4 1964

• Дидактические принципы в обучении маленьких иностранному языку

Воспитание и обучение Смирнова Л. Дидактические принципы в обучении маленьких иностранному языку 4 1964

• О преподавании иностранного языка в детских садах

Воспитание и обучение Футерман З. О преподавании иностранного языка в детских садах 4 1964

• Это не мода

Воспитание и обучение Комкова С. Это не мода 4 1964

Говорить правильно

• Поиски слова

Говорить правильно Токмакова И. Поиски слова 4 1964

Детям о детях

• Встреча за кулисами

Детям о детях Лифшиц Б. Встреча за кулисами 4 1964

• Из иностранного юмора

Детям о детях Шашлов Ю. Из иностранного юмора 4 1964 н

• Папин Вовка

Детям о детях Васильев М. Папин Вовка 4 1964

• Удивился

Детям о детях Удивился 4 1964

Знаете ли вы

• Знаете ли вы

Знаете ли вы Знаете ли вы 4 1964

Консультация

• Мебель для детских садов

Консультация Червякова В. Мебель для детских садов 4 1964

• Сделали сами

Консультация Сарбаш С. Сделали сами 4 1964

• Тюльпаны

Консультация Беловзорова Н. Тюльпаны 4 1964

Критика и библиография

• Иллюстрирование книг для маленьких

Критика и библиография Богуславская В. Иллюстрирование книг для маленьких 4 1964

• Книга для воспитателей

Критика и библиография Данилова Е. Книга для воспитателей 4 1964

Мастера воспитания

• С любовью к детям

Мастера воспитания Бочарова В. С любовью к детям 4 1964

Методические советы

• Игры с водой

Методические советы Шумборская В. Игры с водой 4 1964

• Игры с песком

Методические советы Пашкова К. Игры с песком 4 1964

Нам пишут

• Возраст дружбе не помеха

Нам пишут Камардина Л. Возраст дружбе не помеха 4 1964

• Добрые вести

Нам пишут Добрые вести 4 1964

• Надо вместе с родителями

Нам пишут Логинова В., Теплоухова Н., Елохова А. Надо вместе с родителями 4 1964

Организация дошкольного воспитания

• Для наших детей

Организация дошкольного воспитания Рыжов А. Для наших детей 4 1964

• К новым успехам

Организация дошкольного воспитания Батурина Е. К новым успехам 4 1964

• Одежда для малышей

Организация дошкольного воспитания Лямина Г. Одежда для малышей 4 1964

• Строить больше и лучше

Организация дошкольного воспитания Кузьмина О. Строить больше и лучше 4 1964

Передовые статьи

• Воспитывать ленинцев

Передовые статьи Воспитывать ленинцев 4 1964

Стихи, загадки, песни, пословицы

• Богатырь

Стихи, загадки, песни, пословицы Родина М. Богатырь 4 1964

• Весной

Стихи, загадки, песни, пословицы Круглова Л. Весной 4 1964

• Воробей

Стихи, загадки, песни, пословицы Шошин В. Воробей 4 1964

• Где же я?

Стихи, загадки, песни, пословицы Лифшиц Б. Где же я? 4 1964

• Загадка

Стихи, загадки, песни, пословицы Семенова З. Загадка 4 1964

• Кто съел сосульку?

Стихи, загадки, песни, пословицы Анашкин А. Кто съел сосульку? 4 1964

• Не дразни

Стихи, загадки, песни, пословицы Вайнштейн Б. Не дразни 4 1964

• Поехали!

Стихи, загадки, песни, пословицы Чельцов А. Поехали! 4 1964

• Скворцы

Стихи, загадки, песни, пословицы Барыбин С. Скворцы 4 1964

• Тили-тили. Дождик. Баиньки. Снег. Солнышко

Стихи, загадки, песни, пословицы Токмакова И. Тили-тили. Дождик. Баиньки. Снег. Солнышко 4 1964

Теория педагогики

• Воспитание общественности у детей в игре

Теория педагогики Усова А. Воспитание общественности у детей в игре 4 1964

• «Игра и «»детское общество»»»

«Теория педагогики Щедровицкий Г. «»Игра и «»»»детское общество»»»»»» 4 1964 »

• Игра и взаимоотношения детей

Теория педагогики Надеждина Р. Игра и взаимоотношения детей 4 1964

• Игра и развитие ребенка

Теория педагогики Запорожец А. Игра и развитие ребенка 4 1964

• Игра и формирование художественного образа

Теория педагогики Сакулина Н. Игра и формирование художественного образа 4 1964

• Исследование игры как детской деятельности

Теория педагогики Пантина Н. Исследование игры как детской деятельности 4 1964

• Истоки игры

Теория педагогики Кистяковская М. Истоки игры 4 1964

• Новое в детских играх

Теория педагогики Татищева Е. Новое в детских играх 4 1964

• Проблемы психологии детской игры

Теория педагогики Эльконин Д. Проблемы психологии детской игры 4 1964

• Симпозиум по педагогике и психологии игры

Теория педагогики Сохин Ф., Непомнящая Н. Симпозиум по педагогике и психологии игры 4 1964

Чего не должно быть

• Она у меня слабенькая

Чего не должно быть Островская Л. Она у меня слабенькая 4 1964

• Почти по А. Крылову

Чего не должно быть Асмолова К. Почти по А. Крылову 4 1964

• Пусть ко всему привыкает

Чего не должно быть Чешева С. Пусть ко всему привыкает 4 1964

Источник

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Исследования отечественных психологов (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н. и др.) показали, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Выготский Л.С., указывая на ведущее значение сюжетно — ролевой игры в психическом развитии ребенка — дошкольника, называл игру ребенка «девятым валом».

Выготский Л.С. отмечал в своих трудах, что игра создает зону ближайшего развития и сама игра является этим источником. В игре возникает действие в воображаемой ситуации, создается произвольность намерений, образуется жизненный план и волевые мотивы. Все это ставит игру на высший уровень развития, «возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных.   По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка».[6,с.62-76]

Таким образом, ведущей является такая деятельность, развитие которой обусловливает главныеиизменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А.Н., 1977).

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии (Менджерицкая Д.В., 1982).

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.

Менджерицкая Д.В. (1982) писала о важной особенности игры — ее проникновении в различные виды деятельности: труд и игра, повседневная бытовая деятельность и игра, учебная деятельность и игра. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. отмечали, что учебная деятельность зарождается внутри игры, именно в ней возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Эльконин Д.Б. (1999) писал, что любая деятельность развивает ребенка, но не одна из них не осуществляет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослого, такого действенного выделения общественных функций и смысла деятельности человека, как в игре.

В игре формируется произвольность всех психических процессов, например, произвольная память и внимание. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и содержания. В игре формируется произвольное поведение, ребенок начинает контролировать сам себя, подавляет сиюминутные побуждения и желания и подчиняется эталону поведения.

Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития мышления, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их (Выготский Л.С., 1966; Запорожец А.В., 1978).

Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно -ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

В игре развивается образное мышление, воображение. Она способствует развитию личности ребенка: принимая в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него «социальных» эмоций, начал нравственности.

В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).

В игре развивается умение увидеть и анализировать ситуацию, выделять новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации. Игра является насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. Игра — это универсальный способ коррекции недостатков психической деятельности.

Кроме того, в игровой деятельности ребенок свободно реализовывает свои желания и интересы, игра обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, являясь самой интересной и привлекательной деятельностью. Привлекательна игра тем, что играя ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, все ему подвластно: предметы, действия, отношения — все то, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы объясняется спецификой сюжетной игры — все действия осуществляются в воображаемой, условной ситуации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).

Эльконин Д.Б.(1999) отмечал, что в игре нет ощутимого, реального продукта. В ней все «понарошку», все «как будто». Эти «возможности» игры обеспечивают дошкольнику его эмоциональный внутренний комфорт и расширяют практический мир ребенка.

В игре происходит активная социализация, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Игра выступает как средство познания ребенком предметной и социальной действительности.

Кроме того, игра создает благоприятные условия для развития движений ребенка, когда ребенок берет на себя определенную роль он сознательно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого. Запорожец А.В. писал, что «игра — представляет первую для ребенка доступную форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений» [ 13, c.166].

Аркин Е.А. (1968) отмечал благотворное влияние игровой деятельности на здоровье ребенка, поскольку она является единственной формой деятельности, во всех случаях отвечающая его организации. Игра не предъявляет ребенку требования, которые были бы ему не посильны. И вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья.

Таким образом, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поскольку оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка.

Список литературы

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Под редакцией А.В.Запорожца, В.В. Давыдова.-М.: Просвещение,1968.С.-217-225 .

  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.-№6. С. -62-76.

  3. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.-105-128.

  4. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- М., 1978.

  5. Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. — М.: Онега, 1994.С.-27, 33.

  6. Как играть с ребенком/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. -М., 1990. С.-8-9.

  7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3.

  8. Менджерицкая Д.В.. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982.С.-7, 25-26.

  9. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. — 1976. С.-73-97.

Источник

Адышкина Ирина
Эссе «Психология игры в трудах Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже»

Современная дидактика оставляет за ребенком право на игру и рассматривает ее один из показателей соответствия воспитания и обучения возрастным особенностям детей. Игры используют в воспитательном и учебном процессах, когда ребенку трудно усвоить материал с помощью традиционных методов, когда есть необходимость создать положительный эмоциональный настрой, добавить сил, косвенно повлиять на ход и результаты деятельности детей.

Большой вклад в исследование игры, как мощнейшего средства воспитания и обучения детей, внесли такие исследователи как Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский и Ж. Пиаже. Эти авторы постоянно обращали внимание на то, что дети должны учиться играя, и положили начало соответствующим игровым технологиям обучения.

Советский психолог Д. Б. Эльконин считал, что в игре развивается функция обозначения и замещения, которая в дальнейшем в более сложных формах осуществляется посредством слова в словесно-логическом мышлении. По этой причине игра обладает первостепенным значением для формирования процессов мышления и волевой регуляции действий.

А. В. Запорожец называл игру главным видом деятельности дошкольного возраста. Он считал ее очень привлекательной для ребенка, потому что она направлена на ориентацию в загадочный мир взрослых. В условиях игры значительно возрастает вероятность усвоения необходимых навыков, наблюдается более высокий, чем при других условиях, уровень воспитания, мышления, запоминания. Игра, по мнению автора, является весовым средством развития важнейших психологических свойств и способностей ребенка. Под ее влиянием происходит развитие общей способности к воображению образному мышлению.

Психолог Л. С. Высоцкий определял игру как основное условие развития ребенка, которое способствует проявлению его способностей, открывает уровень его ближайшего развития, что только при полноценной игровой деятельности.

Игра способствует развитию личности ребенка, в игре у ребенка формируются те стороны психики, которые в последствии оказывают влияние на успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, на его взаимоотношения в социуме.

Высоцкий ставил акцент на том, что под воздействием игры, когда игрушки замещают реальные предметы, а игровые действия-реальными, у ребенка формируется и развивается способность воспроизводить различные стороны реальности посредством разных способов ее обозначения.

Ж. Пиаже считал, что благодаря игре ребенок развивает и совершенствует процесс восприятия окружающего мира. В концепции Пиаже игра связывается, прежде всего, с возникновением и развитием символической функции мышления, которая выражается в основном в способности выполнять действия замены реального предмета знаками, представлять одну вещь с помощью другой.

Итак, опираясь на труды вышеперечисленных авторов, я считаю, что игра в жизни каждого ребенка имеет определяющую роль. Мой собственный опыт применения игры на практике в работе с дошкольниками показывает, что игра способствует формированию у детей навыков коммуникации, развитию мышления, воображения, памяти.

Игра – самая естественная и самая интересная деятельность ребенка, это не просто развлечение, а обычное упражнение, замаскированное в интересную форму.Игра органично объединяет триединую цель: образовательную, развивающую, воспитательную. Игровые моменты дают возможность заинтересовать детей и на протяжении достаточно длинного времени поддерживать их интерес к сложным вопросам относительно свойств, явлений, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удается.

Источник

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Эссе*

Код235531
Дата создания28 мая 2016
Страниц 17

Мы сможем обработать ваш заказ 19 марта в 10:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Описание

Формирование личности ребенка происходит именно в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом сознательной деятельности. По моему мнению, это связано, прежде всего, с тем, что именно в данном возрасте основной деятельностью становится игра, которая развивает у детей воображение как психологическую основу творчества, делает их способными к восприятию нового в разных сферах деятельности и на различных уровнях значимости. «Игра ребенка,— писал Л.С. Выготский,— не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра» [1, с. 4] …

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1 Характеристика и особенности психического развития дошкольника 5
2 Анализ теорий игры в трудах отечественных психологов 8
3 Влияние игры на психическое развитие детей дошкольного возраста 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 16

Введение

На мой взгляд, сущность личности человека заключается в его творческих возможностях, в его способности воспринимать новые виды и образы окружающей действительности. «Личностный уровень психологической организации индивида — это способ… овладения своим будущим… при помощи творческих действий…» [20, с. 51] Творческое начало в человеке, его потребность в созидании и воображение как психологическое средство их реализации возникают и постепенно развиваются в дошкольном возрасте благодаря игровой деятельности ребенка.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, показывают нам, что именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Л.С. Выготский отм ечает что, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре [15, с. 63]

Фрагмент работы для ознакомления

«Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни» [11, с. 27] 2 Анализ теорий игры в трудах отечественных психологовОбусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Запорожец) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период. Работы этих психологов посвящены развитию конструктивной и игровой деятельности ребенка-дошкольника, вопросам развития мышления, памяти, речи в дошкольном возрасте.На мой взгляд, наиболее подробная психологическая теория детской игры и её роли в психическом развитии дошкольника была создана в нашей стране научной школой Л. С. Выготского, а главные положения этой теории находили свое последовательное выражение в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, и Д. Б. Эльконина.Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что «в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [15, с. 66] Для Выготского представляется парадоксальным то, что значение, которым ребенок оперирует в игре, с одной стороны, оторвано от вещи, с другой стороны, неотрывно от реального действия с реальным предметом. По его мнению, игра это «главный «тракт» культурного развития ребенка, прежде всего, его символической деятельности. В игре ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова. Она является новым видом поведения, в котором действие в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связанности и он учится определять поведение не только непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией, а ее смыслом» [15, с. 66]Теория детской игры Л. С. Выготского получила дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. В его работе «Психологические основы дошкольной игры» мы знакомимся с описанием процесса возникновения детской ролевой игры: «в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) — с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре… Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия — другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется [18, с. 309] Объясняя термин «ведущая деятельность» и подчеркивая значение игры в развитии ребенка, А. Н. Леонтьев писал: «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [15, с. 311] Нельзя не согласиться с мнением Леонтьева о том, что в игре, «осуществлены реальные действия ребенка, но в воображаемых ситуациях. Игровые действия порождают воображение. Игры с воображаемой ситуацией превращаются в своем развитии в сюжетно-ролевые игры с правилами, в процессе развития которых все более ясно воссоздаются человеческие отношения, социальные отношения между людьми, а игры-драматизации он определяет как «предэстетическую» деятельность, в которой проявляется творческое начало, а также мотив воздействия на других людей» [15, с. 312]Главным направлением исследований А.В. Запорожца в области детской психологии является разработка проблем онтогенеза детских мышления и восприятия, развития движений, формирования социальных эмоций. Работ, которые посвящены проблеме ведущей деятельности дошкольника игре, как я выяснила, совсем немного. Но необходимо отметить, что, несмотря на это в них достаточно глубоко и точно обозначены основные проблемы развития и педагогической поддержки игровой деятельности дошкольника, охарактеризовано ее значение для общего развития ребенка, что эти работы не теряют своей актуальности.В этих работах А.В. Запорожцем уделяется большое внимание вопросу о значении сюжетной игры для умственного развития ребенка-дошкольника. Если до появления сюжетной игры возможности ребенка раннего возраста ограничены узкими пределами непосредственного практического манипулирования предметами, то с ее появлением положение коренным образом изменяется. «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка… Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей» [8, с. 133] Автор подчеркивает, что значение игры состоит не столько в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план (что более успешно может происходить и в процессе обучения на занятиях), сколько в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана. Это имеет колоссальное значение для всего последующего развития человека: согласно образному выражению А.В. Запорожца, «складывающийся у ребенка план наглядных представлений о действительности и формирующаяся способность оперировать ими составляют первый, цокольный этаж общего здания человеческого мышления. Без такой основы невозможно построение и функционирование в будущем более высоких этажей, или уровней, интеллекта, которые характеризуются сложными системами абстрактных логических операций с помощью специальных знаковых средств» [8, с. 136]Как показывают исследования А. В. Запорожца, игра создаёт и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа. Идеи ученого о преемственности в воспитании детей, развитии на протяжении дошкольного детства универсальных творческих способностей, амплификации и взаимосвязи всех сторон воспитания легли в основу программы «Истоки», разработанную Центром «Дошкольное детство», носящем имя А.В. Запорожца.Д. Б. Эльконин начал изучать проблемы детской ролевой игры в 1930-е гг. под руководством Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, а затем на протяжении всей своей жизни исследовал их со своими сотрудниками. Результаты этих исследований отражены в книге «Психология игры». В книге раскрывается сущность теории игры при соответствующем экспериментальном обосновании. Д. Б. Эльконин определяет содержание игры — это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. «…Содержанием развернутой, …развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление и изменение человеком, а отношения между людьми, осуществленные через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек» [13, с. 31] Основная единица детской игры — роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. Именно посредством роли и органически связанных с нею игровых действий дети воссоздают, а тем самым и осваивают человеческие отношения. «…Между ролью и характером соответствующих ей действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражены в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности» [13, с. 27]. В своей работе Эльконин проводит тщательный анализ происхождения детских игр и игрушек, показывает социальную природу игры, демонстрируя несостоятельность ее натуралистических трактовок. «…Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе» [13, с. 63]. Производит положительное впечатление то, как автор, опираясь на внушительный фактический материал, показывает важное значение игры в психическом развитии дошкольников, в частности значение условно-динамической позиции ребенка, возникающей в игре, для преодоления у него «познавательного эгоцентризма», а тем самым и для развития его мышления. В целом научное содержание работ Д. Б. Эльконина в области развития игры в онтогенезе, я уверена, высоко оценивалось и оценивается. Но вместе с этим, на мой взгляд, в них, недостаточно прослежена связь этого процесса со становлением у детей воображения, художественных способностей. И именно поэтому данные проблемы до сих пор нуждаются в специальных исследованиях.3 Влияние игры на психическое развитие детей дошкольного возрастаИзучая и наблюдая развитие детей, я пришла к выводу, что в игре более эффективно, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность детей. Мною замечено, что у дошкольников уже развивается способность идти от мысли к действию, умение воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах их деятельности, и, прежде всего в играх. Замысел тесно связан с развитием творческого воображения.Творческий характер игры заключается в том, что ребенок не копирует жизнь, а подражает тому, что видит, комбинирует свои представления.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М.: Просвещение, 2003.- 335 с.
3. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. зав. 8-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2007. — 416 с.
4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
5. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.. Обухова. — М.:
7. Педагогическое общество России, 1999 — 442 с.
8. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — М.: Просвещение, 1996. -160с.
9. Смирнова, Е.О. Детская психология. Учебник для пед. вузов и педучилищ. Изд. 3-е перераб. / Е.О. Смирнова — М.: ЭКСМО, 2009. – 304 с.
10. Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Мещерякова, С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
11. Психология. Учебник. / Под редакцией А. А Крылова. — М: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 344 с.
12. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Изд.2-е. / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт МПСИ. — 2005. – 656 с.
13. Эльконин, Д.Б. Детская психология : пособие для студентов высш.учеб. зав. — 4-е изд., стер., / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
14. ФГОС дошкольного образования: первые результаты: [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. общей. ред. Е.В. Коточиговой – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2015. – 72 с.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. -№ 06. — С. 62 – 68.
16. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1964. — № 4.
17. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1965. — № 10.
18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 303-323.
19. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и всестороннее воспитание детей / С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание.- 1983. — № 10 с. 38—46.
20. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности / К. Обуховский // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — С. 51.
21. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца — Культурно-историческая психология. — 2006. № 1 // Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Trifonova_full.shtml

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественным