Заполненная карта развития ребенка с зпр

Заполненная карта развития ребенка с зпр thumbnail

Индивидуальная  психолого-педагогическая карта  ребенка

Ф.И.О. Иванова Мария Ивановна

ГОД РОЖД.11.03.2006

ДИАГНОЗ: ЗПР

КЛАСС (ГРУППА): 3 а

ОУ ПОСЕЩАЕТ С 2013

ДОМ. АДРЕС:

МАТЬ: Иванова Ольга Петровна

ОТЕЦ: Иванов Иван Иванович

I. Особенности познавательной сферы

Восприятие: темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания.

Внимание: внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости.

Память: недостаточная прочность запоминания.

Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

II. Работоспособность на занятиях

Включение в работу медленное

Темп выполнения заданий медленный

Переключаемость низкая

Сосредоточенность средняя

Качество работы низкое

Продуктивность низкая

Утомление наступает с 4ого урока

III. Особенности эмоционально-волевой сферы

Общий эмоциональный фон положительный

Какие эмоции превалируют положительные

Заинтересованность ребенка в выполнении заданий присутствует

Реакция на успех или неудачу присутствует

Адекватность реакций да

Возбудимость да

Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма да

Возможность адекватной оценки своих результатов нет

Способность к волевому усилию да

IV. Личностно-характерологические особенности

Самооценка высокая

Поведение среди сверстников хорошее

Отношение с воспитателями или педагогами хорошее

Активность  активна

Тревожность не тревожна

Агрессивность не агрессивна

Критичность не критична

V. Рекомендации

Рекомендации  педагогам

Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их  выполнение.

Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.

Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.

Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.

Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.

Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

 Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

Рекомендации родителям

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию педагога.

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер.

7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – логопед.

10. Занятия должны быть регулярными.

11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….

19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

VI. Занятия с психологом

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: память, внимание, мышление, восприятие.

Читайте также:  Роль игры в психическом развитии ребенка кратко

VII. Динамика

Низкая.

Педагог-психолог Сивакова Виктория Александровна

Источник

В процессе диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми ЗПР рекомендуется вести индивидуальную карту обследования, в которой указываются все особенности и нюансы развития ребенка, успехи и методики.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР

Профессиональная деятельность психолога и социального педагога основывается на принципах компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР

Главными задачами личностно-ориентированного обучения являются:

  • развитие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
  • помощь ребенку в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;
  • формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить свою жизнь.

Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР

КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.

Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР

Сформированность у личности компетенций позволяет:

  • решать самые разнообразные жизненные проблемы;
  • получать и критически анализировать информацию;
  • принимать и находить новые решения;
  • оценивать социальные последствия действий;
  • работать в группе, включаться в совместную деятельность;
  • использовать новые информационные технологии;
  • проявлять стойкость перед трудностями.

Задачи психологической службы и их решения

Важнейшая задача деятельности работников психологической службы в учебном заведении — сохранение психологического здоровья детей, психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса.

Научно-методический центр практической психологии и социальной работы рекомендует специалистам психологической службы образовательных учреждений реализовать данную задачу через комплекс мероприятий, направленных на:

  • психологическую разгрузку (систематическое проведение релаксационных упражнений, психологически-оздоровительных маршрутов);
  • развитие стрессоустойчивости, механизмов психологической и эмоциональной саморегуляции (при необходимости проведения коррекционной и реабилитационной работы);
  • развитие психологической компетентности родителей и педагогов.

Социальные педагоги учебных заведений продолжают ведение социальных паспортов классов и индивидуальных карт обследования ребенка с ЗПР, актов обследования социально-бытовых условий проживания детей.

С целью осуществления эффективного психологического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса специалистам психологической службы целесообразно распределить свое недельное рабочее время следующим образом:

  • 60% рабочего времени (20 часов в неделю) отводить для работы с детьми;
  • по 15% (по 10:00 в неделю) — для работы с педагогами и родителями.

Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР*

Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________

Группа ______________________ Детский сад № ______________________________

Дата рождения _______________ г. Регистрация в ДОУ ____________

Возраст при поступлении в садик ______ лет _____ месяцев.

№ п/пДата проведенияВид работыНазвание методики /

программы

Общий результат№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы

* Карточка заводится при поступлении ребенка в ДОУ и ведется в течение посещения ребенком дошкольного учреждения. В карточке отражаются виды работ, которые проводит практический психолог:

  1. В первой колонке фиксируется порядковый номер психологического сопровождения ребенка.
  2. Во второй колонке фиксируется дата или с какого и по какой период осуществляется определенный вид работы.
  3. В колонке «Вид работы» фиксируются виды работ, которые предусмотрены коррекционной программой для детей с ЗПР.
  4. В колонке «Название методики / программы» фиксируется (методика / программа), которую применяет работник психологической службы в своей деятельности.
  5. В колонке «Общий результат» отражается общий уровень по результатам психодиагностического обследования.
  6. В колонке «№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы» указывается № протокола в рамках законодательных актов и предложений.

Карты «Результаты психологического обследования детей с ЗПР»

Заполняются психологом учебного заведения или дошкольного учреждения. В них описывается:

  • адекватность поведения, межличностные отношения, наличие интереса к сотрудничеству со взрослыми;
  • характеристика предметно-практических действий, уровень работоспособности, самостоятельность;
  • состояние эмоционально-волевой сферы;
  • состояние развития психических процессов;
  • способность сосредотачиваться, анализировать, обобщать, классифицировать, переносить умения в новые ситуации и тому подобное.

Результаты психологического обследования следует заверить подписью психолога и печатью школы.

Карте состояния здоровья и развития ребенка

Характеристика ребенка с девиантным поведением, которое необходимо указать психологу в «Карте состояния здоровья и развития ребенка»:

  • когда начались первые проявления поведенческих нарушений;
  • микроклимат в семье;
  • отношения со сверстниками;
  • особенности эмоционально-волевой сферы и контроля;
  • уровень интеллектуального развития;
  • мотивация к обучению;
  • проведение свободного времени ребенком, интересы, увлечения;
  • сильные, положительные стороны ребенка;
  • когда начата коррекционная работа с ребенком;
  • какие формы, методы и приемы коррекционной работы были применены;
  • кто был вовлечен в коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка;
  • какие изменения произошли;
  • что дало хотя бы малейший положительный результат.

Отдельно карта обследования ребенка с ЗПР ведется дефектологом, отдельно логопедом и отдельно психологом. Иными словами, для целостности картины каждый специалист фиксирует все необходимые для дальнейшей работы данные. Стоит отметить, что каждый из узких специалистов может добавлять в таблицу дополнительные пункты, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка.

Карта обследования и дальнейшего ведения ребенка с ЗПР: отзывы

Все отзывы, отображенные в таблице, взяты с сайтов: https://invamama.ru/api_rehabilitation/507/, https://psy.su/club/forum/topic/134/, https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/.

ПоложительныеОтрицательные
Я после рождения первого ребенка многое чего не помню, что было в первые месяцы и годы, следовательно, со вторым я начала все записывать до малейшей мелочи, от того, когда первый раз улыбнулся и дальше. И как оказалось не зря, ведь в 3 года нам диагностировали ЗПР, и нужно было заполнить индивидуальную карту обследования при ЗПР. Специалисты вписывали в нее свои наблюдения, а также определились с темпами развития по моим домашним записям. Иногда не лишняя такая перестраховка, да и как просто память. (Галина)Неправильно проводят у нас тестирование с занесением в индивидуальную карту ребенка. Начнем с того, что сын не со всеми общается, если человек не нравится, будет просто проигнорирован. Так и получилось с психологом, сынуля просто отказался отвечать на вопросы, и получил диагноз ЗПР, а с дефектологом была противоположная ситуация, он разыгрался так, что я еле его вывела из кабинета, и диагноз: полностью здоровый ребенок. Вот так и доверяй всем этим тестированиям. (Виктория)
Наша карта обследования заполнялась постепенно, на протяжении полугода. Каждое занятие-тестирование, результаты в карту. И только по прохождению всех тестов в игровой форме (ребенка это ничуть не напрягло) вырисовалась полная картина, и были подобраны методы коррекции. Ничего сложного и травмирующего психику ребенка в этой процедуре нет, если, конечно, подобрать правильного психолога и дефектолога.Мы пока проходили только такой опрос перед тем как пойти в детский сад. Я считаю, что многие задания были для 3-летнего, даже без нарушений в развитии, сложные. Такое ощущение, что им всем нужны только вундеркинды! (Марина)
Сначала мы заполнили карту обследования ребенка с ЗПР , которая потом плавно перешла в карту развития, очень удобно по этим записям делать выводы относительно эффективности применения методик и упражнений. (Ксюша)Заполнили мы эту карту с детским психологом, а толку, она совсем не опиралась на полученные результаты в дальнейшей работе, так как отрабатывала не незнакомые нам навыки, а те, с которыми и так проблем нету. Странно все это, зачем было тратить больше часа на заполнения никому ненужной макулатуры… (Анна)
И в садике вели такие записи, теперь в школе ведем, я сама в такой способ могу контролировать и оценивать проведенную работу с ребенком. Рекомендую взять на заметку всем родителям детей с особенностями. (Евгения)Бесит, что эту процедуру надо проходить у каждого специалиста, ответы одни и те же, чувствуешь себя просто попугаем. Почему нельзя пройти диагностику один раз, заполнить личную карту и просто размножить в нескольких вариантах…? Ну, это утомительно как для ребенка, так и для нас родителей. (Полина)
Первый психолог, который нас обследовал, ничего не записывал, просто нас выслушал и поставил диагноз ЗПР. Я с этим не согласилась и посетила еще одного, который нас в полной мере протестировал и записал все данные в карту, потом проанализировав результаты, сказал, что наше развитие находится в пределах нормы, а с гиперреактивностью и неусидчивостью будем справляться с помощью игр. Так и получилось, мы дома постепенно выполняли рекомендации психолога, и никакого ЗПР у нас нет. Для полного анализа просто необходима карта диагностики! (Зина)Сын и так замкнут в себе, не хочет контактировать с окружающими, а тут еще без всякой адаптации начинают его дергать, так как просто на слово мне не верят… Вызывает эта процедура только негатив. (Дарья)
Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года что должен уметь какие навыки

Вывод

При подозрении наличия ЗПР специалисты обязаны заполнять карту обследования, для того, чтобы как пазл сложить всю картину состояния, навыков и умений маленького пациента. Только так можно подобрать максимально эффективную коррекционную терапию, направленную на развитие недостающих навыков.

Видео — Вебинар. Психолого-педагогическое сопровождение.

Источник

Карта развития ребенка с ЗПР

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Домашний адрес и телефон _____________________________________________________

Краткие сведения о семье:

Ф.И.О., возраст матери_________________________________________________________

Ф.И.О, возраст отца ___________________________________________________________

Решения МППК

Заключение ПМПК__________ решение ПМПК____________________________________

протокол №__________

Дата________ поступил в МБДОУ_________ из ___________________________________ дата поступления ___________выпускается решением ПМПК от _______протокол №____

В (тип рекомендуемого учреждения)______________________________________________

Заключение ПМПК____________________________________________________________

Анамнез

Возраст матери на момент рождения ребенка______________________________________

От какой беременности ребенок ________ какие по счету роды ______________________

Чем закончились предыдущие беременности_______________________________________

Течение беременности _________________________________________________________

Роды________ состояние ребенка: вес при рождении_______________ рост_____________

Оценка по шкале Апгар_________ врождённые пороки развития ______________________

Когда закричал______________ вскармливание ____________________________________ состояние матери: выписан из роддома на ________ день причина задержки____________

Характер жизненного ритма:____________ особенности сна _______________особенности бодрствования_________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

В каком возрасте ребенок____________ начал удерживать голову_____________________

Самостоятельно сидеть_______________ ползать_________ ходить без поддержки_______

Перенесённые заболевания и травмы: до года______________________________________

После года ___________________________________________________________________

Раннее речевое развитие:

в каком возрасте ребёнок начал гулить _______ начал лепетать________ произносить первые слова__________ произносить фразы__________ особенности (речевая среда, дефекты речи у родителей, депривация, прерывание речевого развития и его причины и др.)

Дата обследования и заключения врачей:

Невропатолог _________________________________________________________________

Оториноларинголог ____________________________________________________________

Хируг________________________________________________________________________

Ортопед______________________________________________________________________

Психиатр_____________________________________________________________________

Логопед______________________________________________________________________

Педиатр______________________________________________________________________

Наследственные заболевания____________________________________________________

Психоэмоциональные особенности (со слов родителей)______________________________

Особенности протекания периода адаптации к МБДОУ______________________________

Общая моторика (способ выполнения: самостоятельно, по подражанию действиям взрослого, совмещенные действия – «рука в руке»)

«Карта развития дошкольника с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьевой, И.Н.Лебедевой

Обследование с 5 лет:

Начало года

Середина года

Конец года

Прыжки на одной ноге, продвигаясь вперед

Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 5 раз подряд)

Перебрасывание мяча из одной руки в другую

Подними и опусти кисти рук

Сожми и разожми пальцы рук

Покажи правую (левую) руку

Покажи правую (левую) ногу

Обследование с 6 лет:

Прыжки на двух ногах с поворотом кругом

Перебрасывание мяча друг другу двумя руками снизу

Подбрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 5 раз подряд)

Покажи правой рукой левую ногу

Покажи левой рукой правый глаз

Дотронься левой рукой до левого уха

Читайте также:  Список развития ребенка до года

Мелкая моторика (способ выполнения: самостоятельно, по подражанию действиям взрослого, совмещенные действия – «рука в руке»)

Обследование с 5 лет:

Начало года

Середина года

Конец года

Собери «бусы» на шнур

Разложи предметы одновременно двумя руками (из коробки одноцветные кнопки для крупной мозаики)

Застегни «застежки» (пуговицы среднего размера диаметром 2-3 см, «молнии» вставить в замок и застегнуть, шнурки без завязывания бантика

Задания на определение кинетической организации движений

«Пальчики здороваются»

одна рука/ другая рука

«Кулак-ладошка»

одна рука/ другая рука

Задания на определение кинестетической организации движений

«Кольцо» (большой и указательный пальцы)

одна рука/ другая рука /обе руки одновременно

«Зайчик» (указательный и средний пальцы)

одна рука/ другая рука/ обе руки одновременно

«Коза» (указательный и мизинец)

одна рука/ другая рука /обе руки одновременно

Графо-моторные навыки

Срисовывание треугольника

Рисунок «человек»

Обводка по внутреннему контуру

Обследование с 6 лет:

Собери «бусы» на леску

Разложи предметы одновременно двумя руками (из коробки одноцветные счетные палочки)

Застегни «застежки» (пуговицы мелкого размера диаметром 1-1,5 см, шнурки с завязыванием бантика

Задания на определение кинетической организации движений

«Пальчики здороваются»

одна рука/ другая рука/ обе руки одновременно

«Кулак-ладошка»

одна рука/ другая рука/ обе руки одновременно

Задания на определение кинестетической организации движений

«Кольцо» (большой и указательный пальцы) обе руки одновременно

«Зайчик» (указательный и средний пальцы) обе руки одновременно

«Коза» (указательный и мизинец) обе руки одновременно

Графо-моторные навыки

Срисовывание многоугольника (ромб, трапеция)

Рисунок «Дом, дерево, человек»

Обводка по внутреннему контуру и раскрашивание изображения

Представления об окружающем.

Обследование с 5 лет:

Начало года

Середина года

Конец года

Беседа с ребенком о ближайшем окружении (микросоциальном окружении)

Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

С кем ты живешь?

Как зовут твою маму? Кем работает мама?

Как зовут твоего папу? Кем работает твой папа?

Как ты помогаешь маме?

Назови свой домашний адрес

Беседа с ребенком о ближайшем окружении (макросоциальном окружении)

Как называется наша страна?

Как называется главный город нашей страны?

В каком городе ты живешь?

Что такое армия?

Что делает повар?

Что делает воспитатель?

Что делает доктор?

На чем можно ездить по городу?

На чем можно плавно по реке или морю?

На чем можно летать?

Обследование с 6 лет:

Беседа с ребенком о ближайшем окружении (микросоциальном окружении)

Назови свой день рождения

Кактвое отчество?

Что мама делает на работе?

Что папа делает на работе?

Что делает семья в выходные дни?

Беседа с ребенком о ближайшем окружении (макросоциальном окружении)

Какой подземный транспорт ты знаешь?

Для чего нужна школа?

Кем ты будешь, когда вырастешь? Почему?

Какие праздники ты знаешь? Твой любимый?

Временные представления

Обследование с 5 лет:

Начало года

Середина года

Конец года

Времена года

Показ соответствующей картинки /Называние

Характерные признаки

Осень /Весна /Зима /лето

Части суток

Показ соответствующей картинки /Называние

Характерные признаки:

Утро/ вечер /День/ ночь

Называть дни недели

Обследование с 6 лет:

Времена года

Последовательность времен года

Дни недели

Последовательность частей суток

Последовательность дней недели

Называть месяцы года

Пространственные представления

Обследование с 5 лет:

Начало года

Середина года

Конец года

Ориентировка в пространстве (по образцу, по словесной инструкции)

Право-лево

В середине (центре)

Перед, за, рядом, между

Ориентировка на плоскости (раскладывание плоскостных и объемных моделей на плоскости стола/листа)

Выкладывание «коврика» по словесной инструкции (используя слова: верх-низ, право-лево, середина)

Обследование с 6 лет:

Ориентировка в пространстве (по образцу, по словесной инструкции) Над, из-за, из-под, после

Ориентировка на плоскости (раскладывание плоскостных и объемных моделей на плоскости стола/листа)

«Улитка» Пиаже

Элементарные количественные представления

Обследование с 5 лет:

Начало года

Середина года

Конец года

Количественный и порядковый счет в пределах 10 (отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»);

Отсчитывание заданного количества предметов;

Уравнивание множеств двумя способами (отвечает на вопросы: «Где больше?», «Где меньше?», «Насколько больше, меньше?»);

Состав числа в пределах 5

Обследование с 6 лет:

Счет предметов в разных направлениях, при любом расположении предметов

Состав числа в пределах 10

Присчитывание и отсчитывание (по единице в пределах 10)

Знание цифр от 0 до 9

Решение простых задач на наглядной основе на сложение и вычитание

Составление на наглядной основе простых задач

Знание и использование математических знаков (+, -, =)

Условные обозначения:

«+» — ребенок выполняет задание верно и самостоятельно;

«+-» — ребенок выполняет задание частично (допускает ошибки, требуется помощь педагога);

«»ребенок не справляется с заданием.

Источник