Занятия развитие эмоциональной сферы ребенка

Вероника Балашова
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства»

«Эмоции и чувства«

Цель: выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах

Образовательные задачи:

познакомить детей с миром эмоций и чувств;

познакомить детей с отличительными особенностями эмоций

учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя

различные выразительные средства (мимика, жесты, цвета).

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать словарный запас детей;

развивать высшие психические функции детей (внимание, мышление);

развивать общую и мелкую моторику;

развивать правильное речевое дыхание;

развивать мимические движения;

развивать выразительность речи.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к достижению результата в выполняемой работе;

формировать групповую сплоченность.

Оборудование: карточки с изображением эмоциональных состояний (злость, радость, удивление, страх, грусть); картинка (Красная Шапочка); картонные заготовки (дорога, круги, домики); ткань; разрезная картинка (удивление).

Лексико-грамматический материал: стихотворение («Чувства»); загадка («Красная Шапочка»); физкультминутка («Отдых»); релаксация («Лентяи»).

Музыкальный материал: спокойная музыка; М. Меерович «Песенка про Африку»; И. Кореневская «Осенью».

Ход занятия

A. Организационный этап

Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами. Сейчас мы сядем в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие ко мне не вернется по кругу, но уже слева. (Проводится игра «Приветствие»).

B. Основной этап

1. Введение в тему занятия

Ребята, вы любите путешествовать? (да). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну Сказочную страну. А в какую страну, вы узнаете чуть-чуть попозже. Но чтобы мы не сбились с пути и познакомились со всеми красотами и со всеми жителями этой страны, нас будет сопровождать один сказочный герой. Угадайте, кто он?

В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил.

Обманул и проглотил (Красная Шапочка).

Правильно, это Красная Шапочка. (Показывается картинка с изображение Красной Шапочки). Сегодня она будет нашей проводницей в Сказочную страну. А теперь самое время узнать, по какой же Сказочной стране мы с вами будем путешествовать на занятии.

2. Сообщение темы занятия

Послушайте внимательно стихотворение:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

О чем говорится в этом стихотворении? (об эмоциях, о настроении). Про какие эмоции говориться в стихотворении? Давайте, мы их назовем (веселье, грусть, испуг, сердитость). Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии, в какую страну мы отправимся вместе с Красной Шапочкой? (мы отправимся в страну «Эмоций»). Правильно, ребята.

3. Актуализация знаний по теме занятия

Ребята, а вы знаете, что же такое эмоции? (ответы детей). Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Но прежде чем отправиться в путешествие, Красная Шапочка предлагает нам набраться сил и поиграть в одну очень увлекательную игру, которая называется «Раз, два, три, настроение, замри».

4. Игра «Раз, два, три, настроение, замри»

Сейчас я вам буду показывать картинки с изображениями различных эмоций человека (грусть, обида, радость, злость и т. д). А ваша задача изобразить на своем лице настроение, которое будет показано. Сделать это необходимо по команде: «Раз, два, три, настроение, замри». (Проводится игра «Раз, два, три, настроение замри»).

5. «Путешествие в Сказочную страну»

А теперь мы с вами можем отправимся в путешествие в Сказочную страну «Эмоций». Это удивительная страна. Там есть реки, горы, темные дремучие леса и залитые солнцем луга, есть топкие коварные болота. (Выгладывается три дороги из картонных заготовок). В эту страну ведут три дороги. Одна из них похожа на реку: тихая, спокойная, помогает быстро достичь страны, но самая длинная, но она не дает большой силы в Сказочной стране «Эмоций». (Выкладывается ткань, имитируя реку). Вторая дорога проходит через топкие болота. Она короче первой, но более сложная и опасная, она дает больше силы, чем первая дорога. (Выкладываются картонные круги, имитирующие кочки в болоте). Третья дорога самая короткая, но и самая опасная. По ней в Сказочную страну «Эмоций» отправляются самые смелые путешественники. Она дает больше всего сил в Сказочной стране. Давайте и мы выберем, по какой дороге в страну «Эмоций» отправиться каждый из нас. Мы с Красной шапочкой отправимся по третьей дороге. А вы? Выберите себе дорожку и пройдите по ней пальчиками. (Дети самостоятельно выбирают дорожку). Вот мы пришли в Сказочную страну «Эмоций». (Выкладываются домики). Красная Шапочка говорит, что жители Сказочной страны «Эмоций» любят общаться и играть с путешественниками, гостями своей страны. Давайте скорее с ними познакомимся. Веди Красная Шапочка нас к первому жителю. (Имитируется стук в дверь).

6. Радость

Здравствуйте, меня зовут Радость! (Показывается картинка с изображением радости). Я так люблю смеяться, веселиться, танцевать, слушать музыку… Когда я появляюсь, все вокруг расцветает, становится ярким, красочным, весенним. Воздух наполняется пением птиц, запахом цветов… Ребята, давайте проверим, правду ли нам рассказывает про себя Радость. Красная Шапочка приготовила для вас вот такую интересную игру. Она предлагает вам превратиться в обезьянок и потанцевать под музыку. (Провидится игра «Веселые обезьянки» под музыку: М. Меерович «Песенка про Африку»). Ребята, вам было весело? Значит, правду нам Радость рассказала про себя? Красная Шапочка, пойдем дальше, познакомь нас с другими жителями этой чудесной Сказочной страны. (Имитируется скук в дверь).

7. Грусть

Ох, ах, ох, ах… Меня зовут Грусть. (Показывается картинка с изображение грусти). Мой приход сопровождается дождиком, слякотью, лужами, ветром, который свищет по садам. Светлая, печальная, кружусь, скучаю, слезы роняю, о тоске напоминаю… Ребята, а у нас, наверно, тоже бывает грустное настроение. Расскажите. Сейчас мы будем передавать из рук в руки друг другу мяч, и рассказывать свои грустные истории. (Проводится игра «Грустная история» под музыку: И. Кореневская «Осенью»). Например, Красная Шапочка говорит, мне было грустно, когда заболела бабушка; мне грустно, когда я сижу дома одна… Молодцы, ребята. Давайте мы не будем грустить, а всегда будем радоваться. Итак, отправляемся дальше. Красная Шапочка, куда нам дальше идти?

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в северодвинске

8. Физкультминутка

А Красная Шапочка предлагает нам чуть-чуть отдохнуть. (Проводится физкультминутка «Отдых наш»).

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

9. Интерес

Молодцы, ребята. Вот мы с вами отдохнули и нам пора идти дальше. Так, а кто это тут ходит? Что это вы тут делаете?

Легкокрылый, вездесущий,

Слушаю, наблюдаю, познаю,

И к снежным вершинам,

И к тайным глубинам

Вас приведу.

Кто я? Догадались? Я Интерес. (Показывается картинка с изображение интереса). Мне все интересно, где бы я ни был, чтобы я ни делал. Вам интересно путешествовать по нашей Сказочной стране эмоций. И мне интересно на вас посмотреть, поиграть с вами. Мне все интересно. Ребята, поиграем вместе с Интересом? Красная Шапочка, во что же мы поиграем в этот раз? А поиграем мы в игру на внимание. Встаньте со своих мест. Сейчас я буду произносить слова «воздух», «земля», «огонь», «вода» в разном порядке. Как только я скажу слово «воздух», вы должны поднять руки вверх. Если услышите слово «земля», то опустите руки вниз. На слово «огонь» вращайте руками вперед-назад, на слово «вода» выставите руки вперед. Кто ошибется – садиться на стул. Выигрывает самый внимательный. (Проводится игра «Воздух, земля, огонь, вода»). Интересно вам было играть в эту игру? Хорошо, пора нам отправляться дальше. К кому же мы пойдем дальше, Красная Шапочка? Да, а куда вы пойдете, – воскликнул Интерес, – мне же тоже интересно.

10. Злость

Кто это тут ходит? Никто мне не нужен, уходите все. Так тебе и надо, всех побью, будете знать, как со мной спорить. Ой, ребята, кто это? Кто это тут злиться? Это же Злость. (Показывается картинка с изображение злости). Красная Шапочка, пойдем скорее дальше, пока Злость нас не испортила. Идем дальше. (Имитируется стук в дверь).

11. Удивление

Ой, это вы ко мне пришли. Я совсем не ожидала. И Красная Шапочка здесь? Добрый день, ребята, я Удивление. (Показывается картинка с изображение удивления). Вы, наверно, и поиграть со мной хотите? По этому случаю, я придумала игру. Но сначала, помогите мне, пожалуйста, собрать мой портрет из рассыпанных частей. (Проводится игра «Собери картинку»). А теперь представьте, что вы находитесь на улице, и там идет сильный дождь, и вдруг выглядывает солнышко. Покажите, как вы удивились тому, что неожиданно выглянуло солнце. (Дети показывают удивление на своем лице). Молодцы, ребята. Отправляемся дальше. Давайте, скорее, постучим в дверь и узнаем, кто же там живет. (Имитируется стук в дверь).

12. Страх

Кто там? Я боюсь открывать дверь, мне очень-очень страшно. Ребята, догадайтесь, кто живет в этом домике (страх). Правильно, это страх. (Показывается картинка с изображение страха). Страх открывай нам дверь, это Красная Шапочка пришла вместе с ребятами. Точно? Вы меня не обманываете? Ребята, вы меня извините, что я вам сказу не открыл. Порой я взрываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно взлететь – как гроза… От моего появления всем становится не по себе. На лбу может выступить пот, по спине ползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью… Отовсюду лезут разные звуки: [С], [Ш], [Х]. Слышны фразы «сейчас съем», «утащу к себе», «страшно». Ребята, а вам было когда-нибудь страшно? Красная Шапочка предлагает поиграть вместе со Страхом в игру «А я страха не боюсь, в кого хочешь превращусь». Встаньте со своих мест, сделайте кружок. Сейчас вы будете ходить по кругу, и говорить такие слова: «А я страха не боюсь в кого хочешь превращусь». Как только я назову какого-либо страшного сказочного героя (например, Кощей, волк, Баба Яга, лев, Соловей разбойник, великан, вы должны быстро превратиться в него и замереть. А я потом выберу самого страшного героя, и он станет водящим. (Проводится игра «А я страха не боюсь, в кого хочешь превращусь»). А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает (пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

13. Выход из сказки

Вот Красная Шапочка и познакомила нас с некоторыми жителями Сказочной страны «Эмоций». Но еще далеко не со всеми. Наше путешествие подходит к концу. Жители страны прощаются с нами и приглашают еще раз в гости, познакомится с ними поближе, поиграть, повеселиться. Пойдем к ним еще раз в гости? На следующих занятиях мы продолжим путешествие по этой чудесной стране, и узнаем все тайны жителей Сказочной страны «Эмоций».

14. Релаксация

Сегодня все дети много занимались, играли и, наверное, устали. Красная Шапочка предлагает вам немного полениться. (Включается спокойная музыка). Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы – лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги. Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросите с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Один…два…три… Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Читайте также:  Физическое и психическое развитие ребенка первого месяца жизни

C. Заключительный этап

Вот и подошло наше занятие к концу. Красной Шапочке пора возвращаться в сказку, а вам в группу. Вы все большие молодцы, вы хорошо поработали. Скажите, что было интересным на занятии? Давайте подарим друг другу на прощание улыбку и скажем «До свидания, до скорой встречи».

Источник

Мария Истратова
Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 8»

Конспект интегрированного занятия

по развитию эмоциональной сферы детей

старшего дошкольного возраста с использованием музыкотерапии

«Путешествие в страну настроений»

педагог-психолог Истратова Мария Алексеевна,

первая квалификационная категория

музыкальный руководитель Швагирева Екатерина Сергеевна.

г. Владимир, 2017

Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные: обогащение представлений и знаний детей о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия, и способах их выражения; обогащение и активизация словаря детей.

Развивающие: развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; развитие воображения; развитие умения передавать эмоции через мимику и речь; развитие умения передавать эмоции через выразительные движения под музыку, развитие способности соотносить движения с музыкой; развитие умения детей слышать музыку и различать настроение музыки, развитие эмпатии.

Воспитательные: создание положительного эмоционального настроя и доверительной обстановки; формирование желания поделиться приятными чувствами с товарищем; воспитание положительных черт характера; воспитание внимания друг к другу.

снимать эмоциональное напряжение;

Участники: дети старшей группы

Форма организации: групповая, 6-8 человек.

Материалы: музыкальная шкатулка, мультимедиа, карточки с изображением эмоций для каждого участника, бумага, краски, аудиозапись музыкальных произведений: Э. Григ сюита «Пэр Гюнт» «Утро», «волшебная музыка» П. И. Чайковского.

Ход занятия:

1 этап. Организационный:

Создание положительного эмоционального настроя, заинтересованности.

(Дети входят в зал под музыку Грига «Утро»)

Психолог: Ребята, какое прекрасное сегодня утро! И нас приветствует прекрасная музыка! И мы с вами тоже можем поприветствовать друг друга.

Музыкальное приветствие. Муз. Руководитель:

— Ну, здравствуйте ребята!

— Здравствуйте!

— Как ваше настроение?

— Очень хорошо!

— Пора нам заниматься?

— Да, да, да.

— Вы будете стараться?

— Так же, как всегда.

— Будем танцевать и песни распевать, прошу ребята вас за мною повторять!

Приветствие, психолог: Всем предлагается взяться за руки и, поочередно обращаясь друг к другу, ласково нажать на ладошку и сказать: «Я очень рад (а) видеть тебя», при этом улыбнуться. Педагог заканчивает приветствие словами: «Как я рада снова вас всех видеть, мне так хорошо с вами!»

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений звуковой психорегуляции дыхания по М. Л. Лазареву (настраивает на работу, снимает зажимы): Дети совместно с музыкальным руководителем и психологом выполняют дыхательные упражнения.

2 этап. Мотивационно-побудительный:

Психолог обращает внимание детей на музыкальную шкатулку и предлагает в нее заглянуть… (в шкатулке лежат карточки с изображением различных эмоций, на каждого ребенка)

Психолог: Ребята, а музыкальная шкатулка с секретом! В ней лежат красивые карточки, предлагаю вам с ними поиграть.

Проводится игра «Шкатулка эмоций» (направлена на развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать). Каждый возьмет себе одну карточку, не показывая ее остальным. Затем, все по очереди попробуем показать то настроение, те чувства, которые изображены на карточках. Остальным надо постараться угадать, какую эмоцию им показывают. Вопросы: «Как вы поняли, какое настроение, чувство показал (а(имя?»

Муз. Руководитель: Какие вы молодцы, такие артистичные и умеете чувствовать настроение другого!

Психолог заглядывает в шкатулку еще раз, и обнаруживает там письмо (проявление интереса детей и любознательности)

Психолог: Что же в этом письме? Узнаем?. (читает письмо): «Здравствуйте ребята! Я фея, жительница страны сказочных героев. На нашу страну налетел сильный ураган и стер настроение с наших лиц. И теперь жители нашей страны забыли, какое у них должно быть настроение. А мои чары бессильны! Нам нужна помощь, чтобы снова вернуть наше настроение, чувства, эмоции. Вы поможете нам?» (ответы детей)

Психолог: Но, как же нам туда попасть?

3 этап. Содержательно-операционный:

Муз. Руководитель: Ребята, что может помочь нам попасть в страну сказочных героев?. (ответы детей). У нас нет ни ковра самолета, ни волшебной палочки… А волшебная музыка может нам помочь оказаться в стране сказочных героев? Попробуем? Скажем дружно: «Под музыку закружись, в сказочной стране окажись!»

Мультимедиа. Слайд 1. Фея Динь-динь грустит.

Муз. Руководитель: Ребята, кто это?. Какое у нее настроение?. А какое у нее обычно настроение? Поможем ей вернуть радостное настроение.

Выполняется Упражнение «Фея радости» (развитие умения передавать эмоции радости через выразительную мимику, формирование желания поделиться своей радостью с товарищами.)

Ход упражнения

Дети стоят в кругу. К фее в гости мы пришли, (Дети стоят, поставив руки на пояс, и поворачиваются вправо и влево) И ей радость принесли. Рот ладошкою прикрыли (Дети закрывают рот ладонью.) И улыбку подарили (Дети отводят руку в сторону и улыбаются).

На экране появляется слайд с веселой феей.

Психолог: Молодцы! Мы помогли фее вернуть ее настроение!

Муз. рук.: Кто еще ждет нашей помощи?

Слайд 2. Стойкий оловянный солдатик — испуганный.

Психолог: Ребята, а это кто? Солдат. А что с ним случилось? Какое у него выражение лица? А какие обычно бывают солдаты? Спокойные, уверенные. Поможем ему вернуть спокойствие и уверенность.

Выполняется игра «Мы храбрые солдаты» (овладение языком эмоций: мимикой, пантомимикой, речью; развитие способности соотносить движение с музыкой; воспитание черт характера – храбрости, отваги)

Ход игры.

Дети стоят в кругу, произнося текст, выполняют движения под музыку.

Мы — храбрые солдаты, (Маршируют) отважные ребята! Не боимся мы врага.

Читайте также:  Игра и психическое развитие ребенка с нарушением слуха

Ать – два, ать – два.

Перед нами трудный путь, (Встают прямо и вытягивают руки вперед) нам с дороги не свернуть!

Чмок, чмок, чмок – идем по болоту, (Ходьба с высоким подниманием колена)

Бульк, бульк, бульк – плывем по реке, (Спокойный шаг с имитацией плавания.)

Ш – ш – ш – крадемся через поле, (Ходьба на носках.)

Ох, ох, ох – шагаем по горам, (Ходьба с выпадами.)

А там враг сидит, (Приседают на корточки, смотрят по сторонам, правая рука у лба.)

И на нас глядит.

А мы – храбрые солдаты, (Маршируют) отважные ребята! Враг испугался, убежал, (убегают на места) и нас совсем не напугал!

Появляется слайд с солдатом – спокойным.

Муз. рук.: Молодцы! И солдату мы тоже помогли.

Слайд 3. Сердитый Карлсон.

Муз. рук.: Кто это, ребята? Какой он? Какое у него настроение? А какой он обычно? …Веселый, радостный, довольный, приветливый. Что ж, поможем и ему. Вернем ему приветливость.

Выполняется игра «Здравствуй, Приветливость!» (развитие умения передавать эмоции приветливости через выразительные движения под музыку, формирование позитивного отношения к другим людям, способности легко вступать в контакт с товарищем.)

Ход игры.

Дети стоят в кругу и улыбаются друг другу. Двое детей, взявшись за руки, ходят внутри круга и поют песню:

С другом мы идем вдвоем

Мы идем и поем!

Мы вдвоем, мы вдвоем,

Мы приветливость зовем! Пара останавливается перед ребенком и говорит ему:

Здравствуй, Приветливость!

К нам вставай, с нами вместе погуляй! (Дети берутся за руки, гуляют втроем и поют)

Мы идем уже втроем….

При повторении игры количество участников внутри круга увеличивается:

Мы гуляем вчетвером (впятером, вшестером, всемером….)

Когда внутри круга окажется 8 человек, они, держась за руки, идут и поют:

Дружно вместе все мы шли,

Все мы шли, все мы шли!

И Приветливость нашли!

Появляется слайд с довольным, приветливым Карлсоном.

Психолог: И Карлсону мы помогли!

На экране появляется слайд со всеми спасенными героями.

Муз. Рук.: Ай да ребята, всем помогли! Такие внимательные, дружные, отзывчивые! А музыка сегодня наш помощник! И, в благодарность за вашу помощь, фея Динь хочет вам что-то рассказать.

На экране появляется слайд с феей (анимация, и звучит запись «ее» голоса: «Я хочу раскрыть вам один секрет: музыку можно не только слушать, ее можно еще и нарисовать!»

Муз. Рук.: Попробуем.

Дети рассаживаются за столы с заранее приготовленной бумагой и краской, включается запись красивой музыки. (выражение детских чувств, эмоций и переживаний; снимается эмоциональное напряжение, развитие творческого воображения)

Психолог: Ребята, послушайте музыку, подумайте, какие чувства, какое настроение она передает, и нарисуйте его.

Дети рисуют, пока звучит музыка. …

Муз. Рук.: Вам понравилось рисовать музыку?. Прекрасное путешествие!

Психолог: Ну, что ж, мы помогли всем сказочным героям, сами научились чему-то новому, и нам пора возвращаться в детский сад.

Муз. Рук.: А волшебная музыка вновь поможет нам в этом. Под волшебную музыку закружись, в садике окажись…

4 этап. Рефлексивный.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Муз. Рук.: Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие? С каким настроением вы вернулись? Покажите (с помощью мимики, пантомимики)

Психолог: Что вы узнали? С помощью чего мы можем передать свои чувства, свое настроение? А как мы можем понять чувства другого?

Муз. Рук.: Мы можем понять чувства другого по его жестам, по выражению лица, можем почувствовать, когда мы слышим слова или музыку.

Психолог: Настало время ритуала прощания: «За руки беремся, становимся в круг, занятие окончено. Ты мой друг, и я твой друг.

Список литературы:

1. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. В гостях у Бабушки-Загадушки: Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду / Авт. –сост. Л. А. Варавина. – М.: АРКТИ, 2008.

3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день: Конспекты музыкальных занятий. Старшая группа. – СПб., 2010.

4. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: «Скрипторий 2003», 2015.

5. Картушина М. Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. – М.: «Скрипторий 2003», 2015.

6. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

7. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

8. Рыданова О. П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

9. Топ-топ-топотушки! Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста. Материалы для музыкальных руководителей ДОУ / сост. Н. В. Нищева. – СПб., 2015.

10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. — М., 2000.

11. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5- 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.

12. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.

13. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004.

14. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.

15. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет. – М.: «Национальное образование», 2015.

Диагностика:

1. Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго.

2. Методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний» В. М. Минаевой

3. Методика «Изучение социальных эмоций». Источник: Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.

4. Методика «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции». Источник: Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.

5. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» Источник: Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.

6. Графическая методика «Кактус»

7. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)

Источник