Занятия по развитию речи если ребенок не говорит

Занятия по развитию речи если ребенок не говорит thumbnail

Содержание:

  • Как определить уровень развития речи малыша?
  • Создание развивающей среды
  • Занятия по развитию речи
  • Развитие понимания речи
  • Развитие активной речи
  • Как определить динамику развития речи малыша?

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.), одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната» и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка», «апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок», «свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Читайте также:  Упражнения для развития моторики у ребенка 6 лет

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-бай!».

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка… (птичка),
Вот тебе… (водичка)!
Вот тебе… (крошки)
На моей… (ладошке)!

Петушок, петушок…
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко…
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести «Дневник развития речи», в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Источник

Мамы и папы с самого рождения малыша начинают общаться с ним, различая интонации плача и мимику, предугадывая желания. Родители с нетерпением ждут обращённой к ним улыбки, робких шагов, а потом и первых слов. Как правило, к 9–12 месяцам речь ребёнка ограничивается простыми звуками и слогами. При этом понимает кроха намного больше, но из-за неразвитости речевого аппарата ему пока сложно связывать между собой и выговаривать длинные слова. В норме малыш должен составлять небольшие рассказы из нескольких предложений и запоминать детские стишки к трём годам. Если этого не происходит, большинство родителей начинают бить тревогу и задаваться вопросами: что делать и как научить ребёнка разговаривать.

Страхи родителей: что делать, если ребёнку 3 года, а он почти не разговаривает

Не существует определённых критериев речевого развития детей до трёхлетнего возраста. По мнению доктора Комаровского, ребёнок может общаться жестами, звуками, отдельными слогами и это не будет считаться патологией при динамике развития. Например, если звуков, которые произносит малыш, становится больше, слоги начинают складываются в слова, пускай и непонятные для окружающих, а жесты сопровождаться «мычанием» — поводов для тревоги нет, просто ребёнок развивается по своей программе.

Все нормы развития, в том числе и формирование речи у детей до трёх лет, — ориентировочные, поскольку каждый ребёнок имеет свой характер, индивидуальные и генетические особенности.

Доверять коррекцию задержки речевого развития у ребенка лучше профессионалам. Мы рекомендуем обращаться к специалистам клиники «Алвиан».

Какие признаки должны насторожить

Если ситуация с ребёнком соответствует хотя бы одному из пунктов, описанных ниже, нужно обратиться к специалистам для выяснения причин проблемы и способов её решения:

  • отсутствие реакции на громкие звуки и улыбки при общении со взрослыми в младенчестве (позже проявляется в том, что ребёнок не смотрит на человека, взаимодействующего с ним);
  • непонимание к полутора годам речи взрослых, невыполнение простых просьб («иди ко мне», «дай руку», «покажи на картинке кошку»);
  • повышенное слюноотделение, полуоткрытый рот, малыш часто давится пищей;
  • произношение слов и даже предложений совершенно не к месту, воспроизведение слышанных ранее фраз без понимания их значения (в 2–3 года);
  • смазанная невнятная речь, скачкообразный тембр, дополнение или пропуск звуков в словах;
  • нежелание издавать подражающие звуки во время игр, например, «би-би», «вж-ж-ж» (в 1,5 года);
  • неумение использовать падежи, неправильные окончания слов (к 3 годам);
  • отсутствие динамики в произношении звуков или слов в течение 2–3 месяцев.

Ставить какой-либо диагноз до достижения малышом трёх лет (при отсутствии явных патологий) нельзя.

Уровень речи 3–4 летнего ребёнка: предложения и активный словарный запас

Признаками возрастной нормы в речи трёхлетнего ребёнка являются:

  • умение проговаривать собственное имя и фамилию и имена домочадцев;
  • постоянное пополнение активного словарного запаса;
  • переход от простых предложений, к сложным;
  • короткие рассуждения;
  • присутствие смены интонации (вопросительных, утверждающих фраз);
  • умение пересказывать события, сказки, мультфильмы;
  • выделение свойств предметов (каша горячая, снег холодный, свитер колючий, арбуз сладкий);
  • правильное употребление времён глаголов;
  • активный словарный запас, состоящий примерно из 1000 слов.

К 3,5–4 годам речь стремительно развивается, появляются новые понятия, иногда придуманные самим ребёнком. Словарный запас увеличивается до 2000 слов. Малыш способен подолгу рассуждать, поддерживать беседу, сочинять стихи и сказки или пересказывать события дня. В этом возрасте такие проблемы, как нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Медицинские причины проблем с речью у трёхлетних детей

Медицинские (или биологические) причины проблем с речью могут быть связаны с нарушением работы центральной нервной системы и головного мозга, органическими дефектами периферического артикуляционного аппарата, патологиями органов слуха.

Дизартрия

Это заболевание представляет собой расстройство артикуляции вследствие нарушения передачи импульсов от головного мозга. Оно характеризуется слабостью или, наоборот, повышенным тонусом мышц речевого аппарата. Основная причина патологии — поражение периферической и центральной нервной системы при родовых травмах, перенесении инфекционных заболеваний внутриутробно.

Нарушения речи при дизартрии разнообразны и зависят от того, какой из отделов головного мозга был затронут. Тяжёлая степень возникает при ДЦП (детском церебральном параличе) и диагностируется ещё в младенческом возрасте, лёгкая — сопровождается нарушением дыхания, укороченной подъязыковой уздечкой, тремором подбородка. Ребёнок может путать звуки, переставлять слоги местами, темп речи переходит от монотонного к скандирующему, слова произносятся неразборчиво или, наоборот, чётко и по слогам.

Дислалия

Дислалия характеризуется нарушением произношения группы звуков при условии нормального слуха и отсутствий патологий со стороны речевого аппарата. Различают несколько форм заболевания:

  • физиологическая — обусловлена недостаточным развитием артикуляции (трудно произносить свистящие и шипящие звуки, а также твёрдое «р») и проходит самостоятельно после 3–4 лет (иногда после 5–6);
  • механическая — дефект речи возникает в результате неправильного строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, высокое нёбо, выдвинутая нижняя челюсть). Такая патология может быть врождённой, приобретённой и наследственной.

Алалия

Это затруднённое развитие или полное отсутствие речи, возникающее при нарушении соответствующего центра в коре головного мозга. Факторы развития алалии различны:

  • внутриутробная инфекция;
  • токсикоз;
  • травмы при инструментальных родах и наркоз;
  • воспаление головного мозга в раннем возрасте;
  • длительное отсутствие дыхания (более 5 минут).

Различают два основных вида патологии: моторная и сенсорная.

При моторной алалии ребёнок понимает речь окружающих, но не может воспроизводить слова правильно. Интеллект малыша сохранен, но в силу отсутствия или ограничения возможности общаться кроха отстаёт от сверстников. Для таких детей характерны слабое развитие мелкой моторики (неумение держать ложку, трудности с завязыванием шнурков), отсутствие лепета. Речь формируется к 5 годам со стойкими нарушениями грамматического строя — перестановка и замена звуков и слогов внутри слова (чашка — «чакша», мо-ло-ко — «мо-ко-ло»), несогласование падежа, рода, числа.

Сенсорная алалия — это нарушение восприятия речи при нормальном слухе. Ребёнок не понимает окружающих при этом может повторять услышанные слова правильно (эхолалия). При сенсорной форме интеллект ребёнка неразвит, наблюдается повышенная чувствительность к шуму. Речь напоминает непонятные, часто повторяющиеся и бессмысленные звуки и выкрики.

В зависимости от того, насколько повреждены отделы мозга, алалия бывает слабовыраженной (после корректировки дети могут обучаться в школе), ситуативной (способность говорить затрудняется при стрессах), а также сопровождающейся полным отсутствием речи.

Нарушение слуха

Подобные нарушения в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:

  • врождённая форма;
  • приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года (в этом случае дети могут не различать отдельные звуки, но улавливают смысл сказанного благодаря словосочетаниям (например, «плюшевый мишка» и «пластмассовая миска») или движениям губ собеседника).

Аутизм

Аутизм — это нарушение общего развития ребёнка с сохранным интеллектом, слухом, речевым аппаратом и способностью анализировать звуки. Дети-аутисты не нуждаются в общении и социальном взаимодействии, мотивы и поступки окружающих им непонятны, а близкие люди воспринимаются как неодушевлённые предметы и часто пугают их своими попытками взять на руки или обнять. Задержка речевого развития обусловлена отсутствием потребности в общении.

При большинстве медицинских причин задержки речевого развития занятия с логопедом — неотъемлемая часть успешного преодоления проблемы

Психологические и социальные причины

К психологическим и социальным причинам задержки речевого развития относятся:

  • неблагоприятная ситуация в семье (малыш учится на примере родителей и других домочадцев, поэтому если в семье говорят очень быстро, нечётко, специально искажают слова, общаясь с ребёнком («вава», «жижа», «амать»), происходит неправильное формирование произношения;
  • синдром госпитализма — задержка физического, эмоционального и речевого развития у детей, вынужденных длительный период находится вдали от родителей (они теряют интерес к новому, становятся апатичными, неконтактными, часто замыкаются в себе. Речь таких детей развивается с опозданием, однообразна, в ней присутствует негативизм);
  • педагогическая запущенность (недостаток общения с ребёнком до года, при котором не формируется пассивный словарный запас, отсутствует мотивация к речи; гиперопека, когда родители всё решают за малыша, не давая ему высказываться самостоятельно);
  • психологические травмы на фоне неблагоприятной обстановки в семье;
  • функциональная дислалия — неправильное произношение звуков только в отдельных словах, тогда как в других они проговариваются чётко. Например, «мафынка» (машинка) и «шина», «жабор» (забор) и «забор».

Среди причин функциональной дислалии выделяют подражание речи взрослых (если они говорят слишком быстро, невнятно, «сюсюкают»), билингвизм (присутствие в семье двух и более языков), отсутствие заинтересованности со стороны родителей в формировании правильной речи, расстройство фонематического слуха.

Распространённой причиной стрессового состояния ребёнка являются крики. Дети, воспринимая их в свой адрес, пытаются стать незаметными, чтобы не вызывать вспышек агрессии

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года: советы родителям

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой в силах самих родителей.

Основные рекомендации:

  • диалог (даже если малыш не может полноценно ответить, во время разговора следует подталкивать его к стремлению выражать мысли. Например, собираясь на прогулку, спрашивать какие игрушки он хочет взять с собой, а чтобы предотвратить попытку указать жестом, диалог должен происходить вдали от предметов, которые обсуждаются. В беседе с малышом нужно ставить вопрос так, чтобы на него невозможно было ответить односложно — да или нет);
  • общение со сверстниками и другими взрослыми (дома дети могут лениться произносить слова тогда, когда родители понимают просьбу со звука или жеста. Но попадая в другую обстановку, кроха встречает непонимание со стороны окружающих, и ему приходится учиться говорить правильно);
  • расширение кругозора (называние предметов и их признаков во время прогулок, посещение новых мест);
  • упражнения на развитие ассоциативного мышления (играть можно на улице или просто выглядывая в окно. Загадав предмет в пределах видимости ребёнка, взрослый описывает его качества: «я смотрю на большую, красную, металлическую…что?». Ребёнок находит загаданный предмет и называет: «машину!»);
  • чтение книг (знакомит с новыми словами, построением фраз);
  • развитие мелкой моторики (центры, отвечающие за её развитие и формирование речи в головном мозге расположены рядом, поэтому при стимулировании одного из них задействуется и второй);
  • обучение родителей специальным упражнениям, которые можно выполнять дома (например, такие: пускать пузыри в стакане с водой, используя для этого коктейльную соломинку — для развития дыхания; намазать плоскую тарелку мёдом или шоколадом и дать ребёнку облизать — для разработки мышц языка.

По мнению доктора Комаровского, чтение детских книг пополняет словарный запас ребёнка. Дело в том, что просто рассказывая сказку, родители используют свой лексикон, а при чтении, произносят новые для малыша слова, повторяя их несколько раз, проговаривая по слогам и объясняя значение.

Как учить разговаривать детей 2,5–3 лет — видео

Игры на развитие мелкой моторики — фотогалерея

Пальчиковая гимнастика для развития речи — видео

Как проводить логопедические занятия с детьми

Гимнастика для свистящих звуков направлена на отработку произношения «с», «сь», «з», «зь» и «ц». Основой является артикуляция звука «с» — базового для этой группы.

Артикуляционная гимнастика свистящих звуков («с» «з», «ц») — видео

Ставить шипящие обычно начинают со звука «ж», так как для него (в отличие от произношения «ш») нужно участие голоса).

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч») — видео

Артикуляция мягкого звука «л» отличается от твёрдого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны.

Артикуляционная гимнастика для звуков «л», «ль» — видео

Плохие примеры того, как учить ребёнка говорить: распространённые ошибки

Главная ошибка родителей при задержке речевого развития — отрицание проблемы. Если 3-летний ребёнок говорит мало, невнятно, путает слова и переставляет звуки — это свидетельствует о патологии, которая не разрешится сама по себе. Малышу нужно помочь, обследовать его у специалиста и заниматься с ним. Чем раньше это произойдёт, тем быстрее кроха догонит сверстников.

Самыми частыми причинами нарушения речи являются социальные факторы, которые родители могут устранить самостоятельно.

Чего не следует делать:

  • пытаться выполнять все рекомендации специалиста сразу — это может вызвать у малыша стресс или отрицание (даже если большую часть времени ребёнок проводил перед экраном телевизора, нельзя резко запрещать его просмотр; это лучше делать постепенно, выбирая развивающие мультфильмы);
  • заниматься без согласия ребёнка (все занятия должны проходить в игровой форме, заставить учиться — плохой способ мотивации);
  • раздражаться, если сразу ничего не получается или малыш отказывается играть, отвечать, слушать сказку (причиной молчания может быть обида на крики и обвинения);
  • унижать ребёнка (от родителей требуется поддержка, похвала даже за маленькие успехи);
  • ругать за неудачи и пугать походом к врачу (последствиями такого поведения может стать боязнь неверного произношения и намеренное пропускание определённого слова в речи, зацикленность на ошибочном варианте).

Поправлять речь ребёнка нужно мягко, в дружественной форме, но не от случая к случаю, а постоянно. Иначе ребёнок сам запутается, где он сказал верно, а где ошибся. Важно вовремя начать занятия, поскольку навыки, полученные в детстве, трудно поддаются корректировке в школьном возрасте.

Опыт родителей детей с задержкой речевого развития

Речь является неотъемлемым условием формирования личности ребёнка, развития его интеллекта, успешной адаптации в социальной среде. Задача родителей — своевременно заметить проблему и приложить все усилия к её преодолению.

Источник