Занятия по развитию коммуникативных навыков ребенка
Татьяна Бодякшина
Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
«Принц на цыпочках»Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся «принц», должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения.В этот момент принц оборачивается к своей свите и говорит: «Благодарю вас, господа!» Дети рассаживаются по местам.
«Тух – тиби – дух»Цель: формирование адекватных форм поведения. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая хаотично двигаются по комнате, и останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух – тиби – дух». После этого продолжать движение по комнате, время, от времени останавливаясь и сердитым голосом проговаривая волшебное слово «Тух – тиби – дух». Важно говорить его не в пустоту, а человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не могут не смеяться.
«Сороконожка»Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держа за талию впереди стоящего. По команде педагога «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку»
«Неожиданные картинки»Цель: Способствовать осознанию детьми своего поведения. Участники игры садятся в круг и получают подписанные листы бумаги и карандаши. По команде педагога дети начинают рисовать какую-либо картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат свою картинку обратно. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку.
«Передай сигнал»Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.
«Радио»Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг.Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
«Бабушка Маланья»Цель: Развивать согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Дети стоят в кругу, выбирают Маланью. Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. Затем можно переизбрать водящего. На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек, он становится в круг. Дети начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то,о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.) Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки) На нее глядели и делали вот так. (Повторяют за ведущим любое смешное движение)
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
«Хор животных».Цель: Налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива. Группу детей разделить на 3-4 части. Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках.Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!»Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!».Затем котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает картинку животного и на каждую из групп Они продолжают пение. Потом предлагается спеть всем вместе, и общий хор животных заканчивает песню.
Игра «Комплименты».Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий,кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Упражнение «Прогулка по ручью»Цель: Развитие навыков сотрудничества, умения найти приемлемое решение. На полу из нити выкладывается ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. «Туристы» выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам «ручья». Тот, кто оступился и попал ногой в «ручей» и встает в конец цепи.
Упражнение «Ботинки»Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.
Упражнение «Кого не хватает?»Цель: Развитие наблюдательности, навыков групповой работы. Педагог просит детей, сидящих в кругу закрыть глаза и, пока никто не видит, тихо прикасается к плечу одного из детей. Этот ребенок тихо выходит на середину, садится на пол и укрывается покрывалом. Дети открывают глаза и отгадывают, кого не хватает.
Игра «Хоровод»Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку. Можно использовать музыкальное сопровождение.
Упражнение «Мозаика»Цель: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри группы, умение согласовывать свои действия с другими, достигать результата. Группа детей делится произвольно на команды по 2-3 человека и каждому члену команды выдается по пазлу. Следует собрать картинку, как можно быстрее. Можно раздавать пазлы индивидуально каждому ребенку, и он участвует в общем сборе картинки.
Игра «Только вместе»Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми. Дети делятся на пары и встают спина к спине. Медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. Потом также подняться.
Игра «Заводные игрушки»Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. С помощью считалки выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные дети «заводные игрушки», они смирно сидят на полках. «Покупатель «входит в магазин, здоровается с «продавцом», выбирает себе «игрушку». «Продавец» дает ему ключик, «покупатель» заводит ее. «Игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.).
Игра «Магазин зеркал»Цель: Развивать способность понимать и изображать невербальные средства общения. Ребенку предлагается, что он пришел в магазин зеркал. Дети стоят в круге – это зеркала. Ребенок показывает, чувства (страх, радость, гнев, а все дети должны их повторить.
Игра «Подарки»Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу взрослого, останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и «дарят» ему воображаемый подарок.
Источник
Дюсембаева Тулеш
Занятие по развитию коммуникативных качеств в подготовительной группе ДОУ
Занятие по развитию по развитию коммуникативных качеств в подготовительной группе ДОУ
«Спешим на помощь
Василисе Прекрасной».
Образовательные цели:
• Закрепить знания о способах, повышающих эффективность общения.
• Корректировать поведение с помощью ролевых игр.
• Регулировать поведение в коллективе.
• Развивать способность делиться своими переживаниями.
Воспитательные цели:
• Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
• Развитие чувства «МЫ», нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
Задачи: Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным. Закрепить правила эффективного общения и дружбы.
Закрепить умение детей ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Развивать навыки социального поведения, учить детей работать в команде,, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Закрепить развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
Материалы: Декорация «лес», мяч, письмо, план комнаты, повязки для глаз 4-5 штук, 2-3 шляпы, музыкальное сопровождение «Вальс цветов», игрушка-сюрприз — кукла Василиса Премудрая, «плот», секундомер или песочные часы, подарки от Василисы Прекрасной картинки- наклейки для детей.
Ход занятия.
I. Ритуал приветствия
Все приветствуют друг друга,как принц и принцесса в сказке: девочки делают реверанс, а мальчики прикладывают правую руку к левой стороне груди и кланяются. Можно использовать телесные прикосновения (девочка подает мальчику руку, а он прижимает ее к груди). Мальчик должен поприветствовать каждую девочку, а девочка ответить на его приветствие.
ПСИХОЛОГ: Я УТРОМ СЕГОДНЯ ПОЛУЧИЛА НЕОБЫЧНОЕ ПИСЬМО. ПОСЛУШАЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ.
ПИСЬМО: «ДОРОГИЕ РЕБЯТА ИЗ ГРУППЫ «РУЧЕЕК» ДЕТСКОГО САДА «ВАСИЛЕК»! ПИШЕТ ВАМ ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ. ПОХИТИЛА МЕНЯ БАБА ЯГА. ОСВОБОДИТЬ МЕНЯ МОГУТ ТОЛЬКО ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА, КОТОРЫЕ МОГУТ В ОДНОЙ КОМАНДЕ СПЛОЧЕННО ВЫПОЛНИТЬ МОИ ЗАДАНИЯ. БАБА ЯГА ЖИВЕТ ЗА ТЕМНЫМ ДРЕМУЧИМ ЛЕСОМ, ДОЕХАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО НА ПОЕЗДЕ. ПОЕЗД МОЖНО СЕСТЬ ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНО ПРОИГРАВ ИГРУ «ДРУГ К ДРУЖКЕ». ЗАТЕМ ПРОЕХАВ НА ПОЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ТЕМНЫЙ ЛЕС, НУЖНО ПЕРЕПЛЫТЬ БУРНУЮ РЕЧКУ. ТАМ ЗА РЕЧКОЙ ЖИВЕТ БАБА ЯГА. ОЧЕНЬ НАДЕЮСЬ НА ВАШУ ПОМОЩЬ И ДРУЖБУ. ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»
Игра «Друг к дружке»
Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом, также оно является быстрой освежающей разминкой и разогревом. В этой игре дети могут почувствовать все свое тело.
Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться»друг с другом:
— правая рука к правой руке!
— нос к носу!
— спина к спине!
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз,когда я крикну: «Друг к дружке!», вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга.Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху!»
— бедро к бедру!
— пятка к пятке!
Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз назы-вайте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе игра?
— Легко ли тебе было действовать столь быстро?
— Были ли названы такие части тела, которые ты не сразу понял
II. Основная часть.
ПСИХОЛОГ: СПАСИБО, ДЕТИ! ВЫ ХОРОШО ВЫПОЛНИЛИ ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ. МЫ ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ДАЛЬНИЙ ПУТЬ. ПОДУМАЙТЕ, ВЫ ПРИГЛАСИЛИ ДРУЖНЫХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ОДНУ СПЛОЧЕННУЮ КОМАНДУ. НАЗОВИТЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ДРУЖИТЬ.
ДЕТИ: ПОМОГАЙ ДРУЗЬЯМ. ДЕЛИСЬ С НИМИ, УЧИСЬ ИГРАТЬ И ЗАНИМАТЬСЯ ВМЕСТЕ. ОСТАНОВИ ДРУГА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ПЛОХОЕ. СКАЖИ ЕМУ, ЕСЛИ ОН В ЧЕМ ТО НЕ ПРАВ. НЕ ССОРЬСЯ, НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, ИГРАЙ СО ВСЕМИ. СПОКОЙНО ПРИНИМАЙ СОВЕТЫ, НЕ ОБИЖАЙСЯ. НЕ ЗАВИДУЙ. НЕ РАДУЙСЯ, КОГДА КТО-ТО ПРОИГРЫВАЕТ. ЕСЛИ МОЖЕШЬ ПОМОГИ ЕМУ. ЕСЛИ САМ ПРОИГРАЛ, НЕ СРЫВАЙ ЗЛОСТЬ НА ДРУГИХ, МОЖЕТ БЫТЬ, ТЫ ВЫИГРАЕШЬ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, ДОБРЫМ, ВЕЖЛИВЫМ. НАДО УМЕТЬ СЛУШАТЬ СЕРДЦЕМ!
ПСИХОЛОГ: ВОТ Я ТЕПЕРЬ УБЕДИЛАСЬ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ПРАВИЛА ДРУЖБЫ И СМОЖЕТЕ выручить Василису Прекрасную из плена.
«Поезд едет через темный лес»
Цели: В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Паровоз будет везти Вагоны через Лес, а Де-ревья — предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся. Паровоз и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений.
Психолог: Мы едем на поезде выручать Василису Прекрасную из плена. Поезд должен будет пробираться через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Паровоз будет везти Вагоны через Лес, а Деревья — предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся. Паровоз и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений.
Кто из вас хотел бы стать Паровозом и везти Поезд через лес? Ребята будут Вагонами. Кто хочет быть ими? Двое будут Деревьями в ночном лесу.
Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Шшш. » в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них или об другие деревья. Эти два Дерева особенные — на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса.
Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Паровозом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо двух особенных Деревьев (в шляпах).
Я пойду на другую сторону Леса и дам Паровозу сигнал старта.
Анализ упражнения:
— Как ты чувствовал себя в роли Локомотива?
— Каким образом ты ощущал, что «ведешь целый поезд»?
— Как ты чувствовал себя в роли Вагона?
— Чувствовал ли ты себя надежно, идя за Локомотивом, и верил ли
ты Деревьям, когда они тебя предупреждали об опасности?
— Кем тебе больше нравится быть — Локомотивом или Вагоном?
Психолог: Ребята, вы отлично справились с заданием. А вот перед нами бурлящая полноводная река. Переплыть можем только на этом плоту, который нельзя раздвигать. Вы видите перед собой на полу небольшой плот (нарисованный). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом плоту. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но волшебный, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем и тогда можно переплыть. Надо удержаться молча 1 минуту.
Анализ упражнения:
— Что было самым трудным?
— Что помогло разместиться на небольшом плоту?
— Что мешало вам?
— Вы уступали друг другу?
Психолог: Вот мы оказались в гостях у Бабы Яги, самой её нет, улетела,наверное, куда-то. Но Василиса в письме вложила какой-то план и нарисовала сердечко. Посмотрите внимательно на план, что могло он означать. План здесь нарисован.
Дети по плану ищут и находят Василису Прекрасную в домике.
Психолог от имени Василисы Прекрасной: Спасибо вам, ребята, за то что вы меня освободили. Я вам приготовила не только подарки, но научу волшебству.
Игра «Тайный дар»
Цели: Многие дети страдают от недостатка нежных прикосновений. Таким детям особенно трудно ощущать и осознавать свои права и свою значимость. Поэтому очень важно время от времени предлагать им воз-можность в ходе тех или иных упражнений получать нежные физические прикосновения и ласку. Кроме того, это упражнение содержит в себе эле-мент таинственности и секретности.
Василиса Прекрасная: Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Решите, кто в вашей паре будет Первым номером, а кто — Вторым. Сначала Первые номера должны закрыть глаза, встать легко и расслабленно, свободно опустив руки по швам. Вторые же номера должны подарить Первым секретный подарок. Я расскажу вам, как можно это сделать. Второй номер становится перед своим партнером и кладет руки ему на голову. Затем он придумывает какой-нибудь добрый секрет, который он передаст с помощью рук своему партнеру. Это может быть покой и отдых, кусочек радости или счастья, порция доверия и уважения.
Вы можете придумать что-нибудь такое прекрасное и приятное, что доставит радость вашему партнеру. Когда вы решите, что именно вы хотите передать ему,то начните нежно ласкать своего партнера: сначала виски, потом шею, плечи, локти, руки, бедра, лодыжки, колени, голени и ступни. И постоянно при этом думайте о том тайном даре, который вы хотите передать ему своими ладонями.
А когда вы доберетесь до самого пола, то, пожалуйста, повторите все еще раз, начав опять же с головы. После этого поменяйтесь ролями.
Анализ упражнения:
— Обменяйтесь впечатлениями, расскажите друг другу о своих чувствах и ощущениях. Но при этом они ничего не должны говорить о том тайном даре, который они передавали своему партнеру.
— Приятнее было дарить тепло, добрый секрет, или приятнее было получать? Что при этом вы испытывали?
III. Рефлексия занятия.
Психолог: Что полезного и нужного вы поняли о дружбе? Что самое главное в дружбе между людьми? Что понравилось? Что не понравилось на нашем занятии? И почему?
Василиса Прекрасная дарит подарки – наклейки.
IY.Ритуал прощания. Встали в общий круг, возьмитесь за руки, передайте тепло соседу справа, а теперь передайте тепло соседу слева и глазами поблагодарите друг друга за совместную работу. Унесите это тепло и радость с собой на целый день.
Y. Окончание занятия.
Литература:
1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. ; в 4-х томах. Т. 2.-М.: Генезис, 1998.- 160 с.: ил.
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. ; в 4-х томах Т. 3.-М.: Генезис, 1998.- 160 с.: ил.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. ; в 4-х томах Т. 4.-М.: Генезис, 1998.- 160 с.: ил.
Источник