Занятия по развитию и коррекции внимания и памяти ребенка

Занятия по развитию и коррекции внимания и памяти ребенка thumbnail

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Выбирайте игры и задания по возрасту

детям 4-5 лет  | 
6-8 лет  | 
9-10 лет

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
— нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
— нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

Игра «Роботрон» развивает переключаемость внимания

Вам нужно перевести своего робота на другую сторону поля. При этом нужно не пропустить соперника на свою сторону. В игре «Роботрон» работает Арена: вы можете сразиться с реальным противником.

Тренировка внимания — полезная привычка

Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.

Читайте также:  Затруднение в речевом развитии ребенка

На ЛогикЛайк более 3500 развивающих заданий и упражнений:

  • загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
  • логические задачи;
  • соты и судоку;
  • логические и пространственные головоломки.

Регулярные тренировки на ЛогикЛайк — проверенный способ развития логики, памяти и внимания у дошкольников и младших школьников.

Источник

Елена Лебедева
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания у детей 5–6 лет

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания у детей 5-6 лет

Цель: Развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

Задачи:

Образовательные:

• Учить соблюдать правила в игре;

• Учить находить одинаковые предметы;

Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к педагогу, к сверстникам;

• Воспитывать усидчивость;

Коррекционно-развивающие:

Развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение;

Развивать сенсорное, слуховое, моторно — двигательное внимание;

Развивать познавательный интерес;

Развивать связную речь.

Оборудование:

Обруч, маска совы, ламинированные рисунки «Бабочки», фломастеры, простые карандаши, таблица с заданием «Листочки, домики» (по количеству детей).

Методы и приемы:

1. Психогимнастика

2.Игровой метод:

• игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;

• игры, направленные на развитие слухового внимания;

• игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Приветствие.

Цель: Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем «Доброе утро»! Молодцы!

2. Психогимнастика. Игра «В магазине зеркал»

Цель: Развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Предлагаю вам по очереди побыть в роли этой обезьянки, а все остальные будут зеркалами.

II. Основная часть

2. Игра «Совушка — Сова».

Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: Обруч, маска совы.

Играющие свободно располагаются на ковре. В обруче «в дупле» сидит «Сова».Когда вы слышите слова: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по ковру, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз, кузнечиков и т. д.

Когда вы слышите слова: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

3. Задание «Найди два одинаковых предмета».

Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: ламинированные рисунки «Бабочки», фломастеры.

Посмотрите, на этом рисунке изображены бабочки. Каждой бабочке можно найти пару. Соедините линиями две одинаковые бабочки и объясните, в чем их схожесть.

Работать будем в парах: один ребенок, который сидит слева ищет пару бабочек в первом ряду (1-4 бабочки, а второй ребенок, который сидит справа проверяет, затем меняемся.

Рисунок «Бабочки»

4. Игра «Четыре стихии».

Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. (Во время игры отметить каждого ребенка за внимательность, быстроту реакции и т. п.)

III. Заключительная часть

5. Упражнение «Пожелания в круг»

Цель: Выразить свое эмоциональное отношение к занятию, сделать вывод о том, что узнали нового, чему научились.

Детям предлагается рассказать, что понравилось и что не понравилось на занятии, что нового узнали, а также высказать свои пожелания на будущее занятие.

А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей

Источник

Стрелкова Татьяна
Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста

ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Тверской области

Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста.

Составила:

Педагог-психолог

Т. А. Стрелкова

РФ, г. Белый

1. Актуальность проблемы

У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось,он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М. Р.отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

Читайте также:  Развитие ребенка в год видео мама лара

Корекционно-развивающая программа имеет:

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.

Задачи:

1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

3. Развить волевую сферу.

4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

2. Условия проведения

Данная программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

3. Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

В структуре занятийможно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему, и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся

Индивид.

Работа

1

Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

3

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

4

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

5

Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.

6

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

7

Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

8

Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

9

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

10

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Проведение контрольного среза.

Читайте также:  Особенности развития ребенка школьного возраста физическое

2) Консультация родителей.

11

Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

12

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти4; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

13

Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

14

Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

15

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.

16

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

17

Развитие концентрации и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

18

Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

19

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти, логического мышления, воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

20

Развитие концентрации, распределения внимания; смысловой памяти, логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Проведение контрольного среза.

2) Консультация родителей.

Итого:

23 часа

17 часов

Условия для знакомства детей в микро-группе

ЗАНЯТИЕ 01

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.

1. Приветствие

Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра «Волшебный клубок».

Дети сидят в кругу.

Психолог:

«У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок,расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».

Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу,он говорит:

«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».

3. Основная часть

Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».

Психолог: «Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».

Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.

Упражнение на развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».

Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку.

Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова – невидимки».

Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.

Психогимнастическое упражнение.

Психолог: Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.

Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».

Психолог читает ряд из 5-7 слов,несвязанных между собой по смыслу:

САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША

Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта «Счёт по командам».

Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций (+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, психолог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Упражнение на развитие логического мышления «Четыре числа».

Участникам даются числа: 1; 2; 3; 4.

Психолог: Посмотрите на эти числа. Какие арифметические действия можно с ними произвести, чтобы в итоге получить 8? Каждое число можно использовать только один раз.

Участники выполняют данное задание в тетрадях.

Упражнение на развитие концентрации внимания, дедукции «Кто старше?»

Психолог:

Послушайте внимательно.

1. Иван моложе Сергея и старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?

4. Рефлексия занятия

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

Предлагает участникам ритуал прощания.

Развитие концентрации, объёма и распределения внимания

Источник