Занятия для ребенка 5 лет с задержкой речевого развития

Занятия для ребенка 5 лет с задержкой речевого развития thumbnail

В задержке речевого развития у детей дошкольного возраста нет ничего страшного. Главное — вовремя диагностировать задержку и принять меры. Регулярные занятия и правильные упражнения, направленные на стимуляцию развития речи, обязательно приведут к положительным результатам.

Когда пора бить тревогу?

Признаками задержки речевого развития в дошкольном возрасте можно считать:

  • словарный запас менее 20 слов и неспособность их занятия для детей с задержкой речевого развитиякомбинировать для составления фраз;
  • невнятное произношение и искажение слов;
  • отсутствие желания общаться и играть с детьми;
  • отсутствие реакции на простой вопрос из-за непонимания и неспособности ответить;
  • неумение дать название простым предметам в окружении;
  • неспособность назвать имена членов семьи.

Если у двухлетнего ребенка имеется один или несколько из перечисленных признаков, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста, не откладывая дело в долгий ящик. Врач обязательно проверит слух малыша, который мог ухудшиться, например после недавно перенесенной инфекции или вируса.

Если проблема не в ухудшении слуха, то врач может предположить небольшое отставание в развитии. Он предложит понаблюдать за крохой на протяжении года, чтобы определить целесообразность лечения. В этот период родителям нужно будет оказать малышу посильную помощь в развитии.

Как заниматься с ребенком самостоятельно?

Детские сады очень часто отказываются принимать детей с зафиксированными задержками в речевом развитии. Поэтому родителям в таких случаях приходится заниматься коррекционным обучением ребенка самостоятельно. Не занятия для детей с задержкой речевого развитияимеющим опыта родителям рекомендуется заручиться поддержкой логопедов, которые помогут составить план занятия и подберут специальные корректирующие упражнения для ребенка.

Естественно, что все занятия должны проводиться в игровой форме. Целью работы с дошкольником должна стать стимуляция развития артикуляционного аппарата с итоговым «вызовом» речи, попутным пополнением пассивного и активного словарей.

Лучшие стимуляторы развития речи детей — это игры, которые можно охарактеризовать как «недопонималки». То есть, если малыш пытается заменить слова жестами и мимикой, требуя, чтобы его попытались понять и удовлетворили требования, родители должны на них не занятия для детей с задержкой речевого развитияреагировать, проявляя терпение, даже если кроха будет переходить на крик. Такие «недопонималки» нужно практиковать как можно чаще.

Еще один способ развития речи детей в дошкольном возрасте — это артикуляционная гимнастика, проведение которой должно быть ежедневным в случае задержки речевого развития. Изначально занятия с артикуляционной гимнастикой не должны быть дольше 10 минут. Это должны быть упражнения, которые не будут вызывать негатива и сложностей у малыша.

Начинать можно с простых упражнений. Попросите малыша широко улыбнуться, выполнить «забор» со смыканием зубов и открытым ртом, поиграть в «прятки с губами», когда поочередно прячется каждая из губ, или сделать «блинчик» — с плоском языком на нижней губе.

Со временем можно будет усложнить упражнения «часиками», когда язык касается поочередно каждого из уголков рта, «качелями» с движением языка вверх и вниз, «лошадкой» с характерными цокающими звуками. Правильным будет артикуляционная гимнастикавыполнять такие задания перед зеркалом, где дети смогут наблюдать за своим отражением и движениями артикуляционного аппарата.

Еще один эффективный прием для развития речи у детей — это дыхательные упражнения. Например, можно предложить малышу выдувать мыльные пузыри, погасить пламя свечки, дуть на кусочки ваты или бумаги, пытаясь сдвинуть их с места.

Не помешает в домашнюю программу включить и упражнения для развития моторики. С малышом можно и нужно заниматься физическими упражнениями, работая над развитием памяти и совершенствованием сенсорных навыков.

Как стимулировать желание говорить у малыша?

Вызов желания говорить у детей с задержкой речевого развития является главной проблемой и первоочередной целью в работе с ними. Часто сложности в процессе связаны с неправильно построенным общением ребенка со взрослыми, которые не дают ему возможности говорить, предугадывая все его действия и желания.

Очень важно поощрять любые попытки малыша говорить, особенно если он любит подражать взрослым. Стимулировать речевую активность детей нужно постоянно, дома и на прогулке.

Предлагайте малышу помяукать, как кот, или полаять, как собака, поурчать, как стиральная машина, или погудеть, как пылесос.

Дополнительно в работе с малышом можно использовать музыкальные инструменты, предлагая ему отгадывать по звуку с завязанными глазами, какой инструмент звучит. Также в игре можно задействовать спрятанные музыкальные игрушки, предлагая крохе найти их по звуку.

Отлично стимулирует речь у детей совместное чтение с родителями, с договариванием последних слов, а потом занятия для детей с задержкой речевого развитиястрочек и куплетов любимых стихов. Для развития речи можно и нужно играть с крохой, используя подручные предметы и игрушки. Например, кукольный театр. Здорово, если в представлении будут принимать все члены семьи. Обыгрывать в домашнем театре лучше хорошо знакомые малышу сказки и рассказы. В ходе представления важно дать малышу такую роль, чтобы он смог озвучивать героев, принимать участие в диалоге.

Отличный способ для стимуляции развития речи — это арт-терапия: игры с песком, музыка, рисование – словом, творческие занятия. В период работы над развитием речи ребенка важно запастись терпением и не ждать быстрых результатов. Эффект будет, если следовать рекомендациям логопеда и регулярно работать с малышом, поощряя любые, даже незначительные достижения.

Читайте также:  Игра для развития ребенка презентации

Полезные советы по работе с детьми с ЗРР

Ниже приведено несколько полезных рекомендаций, придерживаясь которых, родители смогут ускорить процесс развития речи у малыша:

Обратитесь к опытному невропатологу. Возможно, что проблема задержки речевого развития имеет отношение к сбоям в работе нервной системы малыша. Также не помешает обследоваться у таких специалистов, как:занятия для детей с задержкой речевого развития

  • психолог;
  • сурдолог;
  • стоматолог.

Вполне вероятно, что задержки развития речи связаны с особенностями строения языка, нарушениями работы слуха или кровоснабжения, головным мозгом. Комплексное обследование поможет определить истинную причину появления задержки речевого развития у вашего малыша.

  1. Обязательно обратитесь к иммунологу, чтобы проверить иммунитет ребенка. Частые болезни могут тормозить развитие речи. Правильные витамины укрепят иммунитет малыша и улучшат его мозговую активность.
  2. Не помешает провести курс фотохромотерапии и парафинотерапии в области шеи.
  3. Постоянное открытое общение с малышом обязательно приведет к положительным результатам. Общаться нужно так, чтобы малышу было интересно и хотелось принять участие в разговоре.занятия для детей с задержкой речевого развития
  4. Чтение ребенку с проявлением эмоций также ускорит развитие речи. Читать можно не только книжки, но и комиксы, комментируя картинки.
  5. Совместные занятия пением также помогут ускорить развитие речи у малыша. Кроме того, песни будут способствовать развитию памяти, повышению настроения.
  6. Развивайте дыхательную систему крохи с помощью духовых музыкальных инструментов: дудочки, свистка, губной гармошки.
  7. Поработайте над развитием пальцев на руках малыша с помощью массажера, который также можно заменить простой сосновой шишкой.

В заключение отметим, что развитие речи у мальчиков, как правило, происходит не так активно, как у девочек. Словом, мальчики могут начать нормально говорить на полгода и даже на год позже девочек, но это совсем не означает, что нужно откладывать на потом занятия по развитию речи и обследование ребенка. Своевременная диагностика заболеваний, провоцирующих задержку речи, позволит решить проблему до того, как она станет слишком серьезной.

Источник

Важным показателем интеллекта дошкольника является развитие речи 5-6 лет. В этом возрасте ребенок знает 3000-4000 слов, произносит большую часть звуков правильно. Дети способны строить развернутые фразы и давать подробные описания. Для улучшения произношения и развития лексического запаса используются дидактические игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Речь

Развитие речи ребенка 4-5 лет очень важно.

Особенности речевого развития детей в 5-6 лет

Если родители и педагоги уделяют достаточно внимания развитию ребенка, его речь к 6 годам мало чем отличается от таковой у взрослого. В дальнейшем это влияет на обучение в начальной школе.

На шестом году жизни ребенок свободно владеет интонацией. Он способен выучить и прочитать стихотворение радостно или грустно. В зависимости от ситуации дошкольник изменяет громкость голоса и скорость речи, умеет говорить шепотом.

В этом возрасте дети осваивают:

  • обобщения;
  • термины, имеющие несколько значений;
  • деление на слоги;
  • разные оттенки значения.

По просьбе взрослого ребенок легко находит название предмета на заданную букву, выделяет нужные звуки в начале и конце.

Словарный запас

В возрасте 5-6 лет активный лексический запас в норме составляет от 3 до 4 тыс. слов. Ребенок может подобрать обобщающие названия для группы однородных существительных.

ъВ его лексиконе имеются:

  • существительные — названия профессий, организаций и пр;
  • прилагательные — сложные оттенки цветов, материалы, из которых изготовлены предметы, другие признаки;
  • глаголы;
  • наречия.

Запас знаний включает не только видимые предметы, но и абстрактные понятия — чувства и отношения людей, явления природы и пр.

Качество произношения с возрастом тоже улучшается. Ребенок уже не путает звуки, не заменяет и не пропускает их в хорошо знакомых словах. Ошибки возможны только в длинных незнакомых ребенку терминах.

Дети с удовольствием играют в рифмы, сочиняют стихи. Им нравятся «перевертыши» — шуточные произведения с перестановкой по смыслу — «ехала деревня мимо мужика…».

Грамматика языка

В возрасте 5-6 лет ребенок дает полный и развернутый ответ на вопрос. При этом тема разговора должна быть ему хорошо знакома. В повседневных разговорах дети используют простые короткие фразы. Постепенно длина предложений увеличивается. В речи появляется больше описательных элементов, усиливающих яркость и выразительность, — прилагательные, причастия, наречия.

Если рассказать ребенку сказку или прочитать рассказ, он уже может выделить главную мысль текста и существенные признаки отдельных предметов и явлений. Дошкольник способен определить причинно-следственные связи явлений, их временную зависимость. Он легко сравнивает между собой признаки предметов и явлений: размеры, форму, расположение в пространстве.

В большинстве случаев дошкольник использует слова в предложении в правильной форме. Иногда допускаются ошибочные формы — медвежонки, нет карандашов и пр.

Количество распространенных и сложных предложений в речи ребенка постоянно увеличивается. В это время он начинает замечать недостатки в речи собственной и других людей.

Факторы

Факторы развития грамматики.

В этом возрасте дети любят такие игры:

  • найди другое название предмета или слово наоборот (поиск синонимов и антонимов);
  • существительное и его признак — что бывает высоким, круглым и т.д.;
  • узнать предмет по описанию.
Читайте также:  Речь функции и механизмы речи развитие речи у ребенка

Звукопроизношение

К 6 годам речевой аппарат заканчивает формирование. В это время дети произносят большинство звуков правильно. Однако недостатки произношения еще встречаются. Самые частые из них:

  • замена звука Л или его выпадение: маако (молоко), вожка (ложка), пайка (палка);
  • смягчение твердого Л — палька (палка);
  • замена звука Р на Л или Й — луки (руки), дыйка (дырка);
  • полное выпадение Р — баан (баран), каова (корова)
  • нечеткое произношение шипящих, замена их свистящими звуками.

Причиной нарушений могут быть дефекты развития:

  • укорочение уздечки языка;
  • нарушения прикуса;
  • слишком высокое небо.

Если основные звуки не появились до 5 лет самостоятельно, необходимо обращение к специалисту. Логопед проведет обследование ребенка и расскажет, что делать для улучшения дикции.

Частая проблема в этом возрасте — запинки или заикание. Эти расстройства возникают у детей, чьи мысли не успевают за речью. Заиканию подвержены дошкольники со слабым типом нервной деятельности. Провоцирующим фактором может стать чрезмерная строгость взрослых в семье, реже — в детском саду. Иногда ребенок начинает заикаться, если в семье есть взрослый с такой же проблемой. Тогда пятилетка попросту имитирует речь другого члена семьи.

Связная речь

В возрасте 5-6 лет дать точные параметры развития связной речи крайне сложно. Одни дети могут давать развернутые подробные ответы на любой вопрос.

Они умело используют интонации, самостоятельно придумывают сказки и истории. Речь других эмоционально бедная, невыразительная, со скудным запасом слов. Такое чаще случается с детьми, развитие которых запущено.

К шестилетнему возрасту ребенок способен:

  1. Придумать по картинке небольшой рассказ.
  2. Пересказать прочитанный или прослушанный текст.
  3. Рассказать об экскурсии, посещении музея или детского спектакля.
  4. Пересказать содержание мультфильма и поделиться своими впечатлениями.
  5. Подобрать наиболее точные и яркие эпитеты, чтобы описать свои чувства.

На речевое развитие негативно влияет чрезмерное увлечение компьютером или другими девайсами. Электронные игры задействуют в первую очередь зрительный анализатор. При этом слух и речь замедляются в развитии. В результате ребенок не в состоянии связно изложить свои мысли. Чтобы избежать проблем в обучении, родители должны ограничивать время, которое дошкольник проводит за компьютером или смартфоном.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Нормы

Нормы развития речи ребенка.

Для ребенка от пяти до шести лет нормой считаются следующие показатели речевого развития:

  1. Быстрое запоминание стихов и сказок.
  2. Проговаривание действий и мыслей игрушек.
  3. Правильное произношение всех звуков, в т. ч. сложных.
  4. Способность говорить с выражением, ускоряя или замедляя темп, громко или шепотом.
  5. Речь без грамматических ошибок. Возможна неправильная постановка ударения в сложных малознакомых терминах или неправильная форма существительного. Если ребенку указать на ошибку, в дальнейшем он говорит правильно.
  6. Развернутые ответы на вопросы взрослых.
  7. Способность составить рассказ по картинке. Самостоятельное сочинение начала или конца истории, сказок и рассказов.
  8. Описание предметов и угадывание названия по рассказу другого человека.

Иногда ребенок ошибается при склонении существительных по падежам, неверно употребляет предлоги. До 6 лет это допустимо. Речевой запас и общий уровень лексического развития в этот период во многом зависят от усилий родителей и педагогов. Ребенок, с которым занимаются, читают книжки, разговаривает почти как взрослый человек.

Упражнения по развитию речи для занятий дома

Речь ребенка в 5 лет лучше всего развивать с помощью чтения. Полезно заучивать стихи, пословицы и поговорки, отгадывать загадки и читать потешки. Важно, чтобы ребенку было интересно и понятно то, что ему читают. Значение новых слов, поговорок и крылатых выражений нужно объяснять.

Дети всегда копируют произношение и интонации взрослых. Чтобы ребенок говорил правильно, родители должны следить за качеством собственной речи — правильно ставить ударения, склонять существительные и пр. Словарный запас ребенка тоже зависит от такового у родителей. Полезно вместе наблюдать за явлениями природы и обсуждать происходящее, читать книги и придумывать вместе занимательные истории.

Дидактические игры

Увеличить лексикон дошкольника можно, играя в занимательные игры:

  1. Подбирать антонимы и синонимы. Взрослый называет слово, а ребенок сначала придумывает похожее по смыслу, а затем — противоположное.
  2. Какие бывают предметы. Можно предложить ребенку подумать, какой бывает чашка (белая, красная, большая, маленькая, круглая, высокая, широкая и пр.). Такое же задание можно придумать для прилагательных — что бывает сладким (конфеты, чай, груша).
  3. Взрослый называет признаки предмета, а ребенок по описанию отгадывает, о чем речь (круглое, красное, сладкое, съедобное, сочное — яблоко).
  4. Тренировка склонений по числам и падежам (одно яблоко — много яблок, кошка сидит — кошки сидят).

Для развития используются тематические наборы картинок. Можно показать ребенку несколько карточек, из которых нужно выбрать одну лишнюю (воробей, сорока, ласточка, собака). Необходимо, чтобы ребенок объяснил свой выбор.

Дидактика

Дидактическая игра для детей 5-6 лет.

Дидактические игры можно проводить в группе детей. Для этого потребуется мяч или любая мягкая игрушка. Взрослый называет обобщающее понятие (птицы). Дети поочередно называют знакомых им птиц и при этом передают мячик по кругу. Тот, кто не смог назвать птицу, выходит из круга.

Читайте также:  Дошкольное образование развитие мелкой моторики руки ребенка

Ребенка можно научить составлять связные предложения из слов, расставленных в произвольном порядке. Взрослый называет их вразброд (воробей, ветка, сидит, на), дети составляют готовую фразу (воробей сидит на ветке).

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность распознавать звуки (фонемы), т. е.:

  • определять на слух тот или иной звук;
  • отличать разные понятия, в которых есть одинаковые фонемы (кот — ток);
  • различать похожие названия, в которых отличается один звук (ложка — кошка);
  • устанавливать порядок звуков в словах.

Слух

Развитие фонетического слуха.

Для развития этого навыка у детей дошкольного возраста применяют игры и упражнения:

  1. Что звучало? Взрослый ставит на стол несколько звучащих игрушек. Это может быть дудочка, колокольчик, погремушка, барабан и пр. Ребенку дают потрогать и послушать, какие звуки издает каждый предмет. Затем он отворачивается и на слух определяет, что звучит.
  2. Узнай по голосу. Ребенок поворачивается спиной и отгадывает, кто из членов семьи его позвал. Вначале зовущий произносит имя. Затем игра усложняется — вместо имени произносится короткий звуковой сигнал — ау, эй.
  3. Определение звукоподражания — ребенок должен понять, какому животному подражает говорящий (имитация лая собаки, мяуканья кошки, мычания коровы и пр.)

В процессе говорящий может изменять тембр голоса, громкость и интонации.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для пальцев рук проводятся в форме игры и сопровождаются забавными стишками или песенками. Предварительно делается легкий массаж. Сначала поглаживают и растирают каждый палец ребенка от кончика к основанию, затем массируют всю кисть. Вначале это делает сам взрослый, затем можно научить ребенка самомассажу рук.

Дальше выполняются упражнения:

  1. Сгибание и разгибание пальцев. Вначале взрослый показывает, как выполнять движение. Затем наблюдает, как дошкольник выполняет его самостоятельно.
  2. Статическая зарядка — с помощью пальцев и кистей изображать каких-либо животных или предметы: собаку, птицу, зайца, пистолет и пр. Можно показать ребенку задания на собственных кистях или дать рассмотреть карточку с рисунком.
  3. Взрослый читает короткое стихотворение, при этом руки ребенка «инсценируют» его содержание. Такая гимнастика сочетает в себе статические и динамические упражнения — с помощью кистей изображаются предметы или герои и передается их действие.

Для улучшения координации и мелкой моторики можно выполнять несложные упражнения:

  • перекатывание между пальцами предметов разного размера;
  • собирание одной рукой карандашей или палочек со стола;
  • лепка;
  • шнуровка;
  • рисование и раскрашивание картинок;
  • плетение из проволоки или ниток.
  • нанизывание бус на проволоку или шнурок.

Благодаря таким занятиям развиваются мышцы кистей. Это стимулирует речевой аппарат и интеллектуальное развитие дошкольника.

Артикуляционная гимнастика

Для развития речевого аппарата малышей существуют комплексы упражнений.

Улучшить произношение шипящих и свистящих звуков можно с помощью логопедической гимнастики:

  1. «Забор» — ребенок обнажает зубы и удерживает губы в улыбке до 10 секунд.
  2. «Трубочка» — на счет от 1 до 10 вытянуть губы трубочкой и удерживать в таком состоянии.
  3. «Забор-трубочка» — положение губ чередуется в течение 10 секунд.
  4. «Окно» — губы удерживаются в улыбке, рот при этом спокойно открывается и закрывается.
  5. Расслабление мышц языка — ребенка просят улыбнуться, приоткрыть рот. Язык нужно расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу. Слегка шлепая по распластанному языку губами, произносить звуки «пя-пя-пя» в течение 5 секунд.
  6. «Лопатка» — расслабить язык и удерживать его в спокойном состоянии 5-10 секунд.
  7. «Футболист» — губы вытянуть трубочкой и дуть на шарик из бумаги или ваты, загоняя его в «ворота» из 2 кубиков. Щеки при этом надувать не нужно. Расстояние до ворот постепенно увеличивается.

Гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Если ребенок плохо говорит звук Р, выполняются дополнительные упражнения:

  1. «Маляр» — язык поднимается, растягивая подъязычную связку. Приоткрыть рот в улыбке, погладить кончиком языка твердое небо спереди назад. Язык не выглядывает из-за зубов.
  2. «Чистим зубы» — кончиком языка провести по верхним зубам изнутри. Рот удерживать приоткрытым.
  3. «Грибок» — широко открыть рот, язык сделать широким и присосаться спинкой к небу.

Кроме тренировки отдельных звуков, выполняются упражнения для улучшения дыхания.

Симптомы задержки речевого развития в 5 лет

Родители могут определить нарушения речевого развития ребенка по следующим признакам:

  1. Посторонние люди его не понимают, речь невнятная и смазанная.
  2. Словарный запас явно меньше, чем у сверстников.
  3. Короткие фразы, нет прилагательных и наречий.
  4. Трудности с произношением — большое количество звуков искажается или выпадает.

Для родителей несложно проверить детскую речь с помощью простых тестов:

  1. Спросить, что делает человек или предмет (мама моет посуду, машина едет, самолет летит).
  2. Попросить подобрать антонимы к глаголам или прилагательным.
  3. Проверить, знает ли ребенок цвета, формы, детенышей животных.
  4. Попросить использовать слово в другом роде (сын пришел, а дочка пришла, красный шарик, красная шапочка, красное платье).

Если у ребенка выявлено 2 явных отклонения или больше, потребуется помощь логопеда.

Источник