Занятия для развития 5 месячному ребенку
Пятимесячный малыш – это уже не младенец. Если малыш живет в хороших условиях и правильно питается, в это время он интенсивно развивается и уже многое имеет. Задача родителей в это время – усиленно заниматься с ребенком, стимулируя его двигательную и познавательную активность. Чем больше внимания уделять малышу, тем быстрее он будет умнеть и приобретать новые двигательные навыки.
Ребенок в 5 месяцев
Развитие ребенка в 5 месяцев
Пятимесячный грудничок должен уметь переворачиваться со спины на живот. Некоторые дети в этом возрасте крутятся и в обратном направлении – с живота на спину. Также, при условии правильного развития, малыш должен:
- Приподниматься из положения, лежа на животе, опираясь на руки;
- Играть с погремушками, дотягиваясь до них в положении, лежа на спине;
- Узнавать знакомых взрослых (родителей, родственников) и живо реагировать на них;
- Смеяться и лепетать, когда с ним играют.
Некоторые дети в этом возрасте уже садятся из положения, лежа на животе, а кто-то ползает «по-пластунски». Однако большинство малышей в этот период только активно переворачивается, укрепляя мышцы спины и живота.
Внимание! Если малыш находится на грудном вскармливании и хорошо прибавляет в весе, начинать прикорм можно не ранее пяти с половиной месяцев. Первым прикормом может быть молочная каша или фруктовое пюре. Искусственникам вводят дополнительное питание чуть раньше – ровно с 5 месяцев.
Психическое развитие
В этот период у малышей совершенствуются органы чувств. Ребенок постепенно учится различать все цвета спектра, а не только основные. Грудничку особенно нравятся яркие краски. Младенец хорошо фиксирует взгляд на предмете и может продолжительное время заниматься с одной-двумя игрушками. Также в этот период мальчики и девочки начинают испытывать усиленную потребность в обществе взрослого. Дети любят, когда их поднимают из кроватки, и начинают проситься на руки, «манипулируя» взрослыми. Младенцы живо реагируют на пальчиковые игры, на чтение стихов и пение колыбельных.
Физическое развитие ребенка
Малыш, которому скоро исполнится полгода, скорее всего, уже имеет один-два зуба. Если зубов пока нет, у грудничка постепенно набухают десны, поэтому в этот период малыш может проявлять повышенное беспокойство и плохо спать по ночам. У грудничка постепенно крепнут мышцы спины и плечевого пояса. Ребенок подтягивается на руках, делает первые попытки сидеть. Интенсивно развиваются мышцы кисти: ребенок уже не сжимает ручки в кулаки, а открывает свои пальчики и внимательно их рассматривает. Лежа на спине, дети совершают активные движения ручками и ножками, достают руками пальцы на ногах и пытаются засунуть их в рот. Начинается активная подготовка к периоду ползания.
Пятимесячный младенец умеет самостоятельно переворачиваться
Эмоционально-социальное развитие
О том, как развивать малышей в 5 месяцев, родителям могут рассказать педиатр и невропатолог. Многое зависит от индивидуальных особенностей грудничка, от наследственности и темперамента. В 5 месяцев дитя пока не делит людей на «своих» и «чужих». Если к малышу хорошо относятся, он не боится незнакомых людей и охотно идет к ним на руки. Страх «чужих» появляется чуть позже, уже после полугода.
Пятимесячные груднички очень живо реагируют на старших детей. Поэтому, если у малыша есть братья или сестры, общение старших со младшими нужно всячески поощрять. Однако, если разница в возрасте между детьми составляет менее 6 лет, совместные игры должны проходить только под присмотром. Ни при каких обстоятельствах нельзя позволять старшим детям брать грудничка на руки. Пятимесячный ребенок – активное и непоседливое существо, которое легко может выскочить из рук растерявшегося шести-семилетки.
Если родители и другие домашние часто называют мальчика или девочку по имени, младенец быстро привыкает к этому слову и охотно отзывается, поворачивая голову в сторону звука. Услышав любой голос или другой звук, ребенок внимательно прислушивается. Пятимесячные грудники отличаются чутким слухом, поэтому ни в коем случае нельзя шуметь или громко кричать в присутствии малыша, особенно во время его сна.
Дети, которым скоро будет полгода, не любят одиночество и постоянно нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми. Малыш часто просится на руки, это не простая прихоть – на руках у взрослого младенец чувствует себя защищенным.
Познавательное развитие
Если родители не знают, чем занять ребенка 5 месячного, им помогут игрушки, стимулирующие познавательную активность. Большой популярностью пользуются развивающие коврики; их можно купить или сделать своими руками в домашних условиях. Такой коврик может надолго развлечь непоседу. Он представляет собой небольшой кусок плотного материала, на котором надежно закреплены:
- Липучки;
- Застегивающиеся пуговицы;
- Погремушки и другие интересные игрушки;
- Пластмассовые кольца разного диаметра.
Лежа на животе на коврике, ребенок знакомится с предметами, имеющими разную фактуру и форму, получает первое представление о понятиях «твердый – мягкий», «гладкий – шершавый». Малыша можно учить различать игрушки по форме и цвету, а также выполнять простейшие задания на сообразительность (например, расстегнуть и застегнуть пуговицу или липучку).
Также для первых уроков можно давать малышу пирамидки и наборы маленьких разноцветных мисочек, которые вкладываются одна в другую. Пока ребенок еще не способен заняться сборкой пирамидки самостоятельно, но он будет с удовольствием рассматривать яркие колечки. Это хороший способ развить зрение и внимательность. Только следует иметь в виду, что дети в этом возрасте могут быстро уставать и не в состоянии долго заниматься одной и той же деятельностью. Если малыш хочет спать, развлекать его не стоит. Все занятия проводятся только во время активного бодрствования
Грудничок любит рассматривать окружающие предметы
Как помочь малышу полноценно развиваться
Для того чтобы стимулировать активное умственное и физическое развитие грудничка в этом возрасте, необходимо:
- Следить за динамикой прибавки в весе, чтобы не допускать недоедания. Если младенец на грудном вскармливании, можно периодически делать контрольные взвешивания после кормления;
- Как можно чаще разговаривать с ребенком, стимулируя его «отвечать»;
- Давать мальчику или девочке различные игрушки, соответствующие возрасту, чтобы стимулировать развитие мелкой моторики;
- Ежедневно заниматься общим массажем и гимнастикой, проводить закаливающие процедуры.
Летом следует периодически оставлять ребенка голым без подгузника, чтобы малыш принимал воздушные ванны.
Интересно. В этом возрасте дети очень любят купаться. Родители могут показать ребенку, как бить по воде ручками и ножками. Малыш с удовольствием будет повторять эти движения и плескаться в ванночке. Начиная с пятого месяца жизни, можно проводить ежедневное купание в большой ванне для взрослых, предварительно чисто вымыв ее.
Дети очень любят принимать ванну
Во что поиграть с малышом
Есть много занятий с ребенком 5 месяцев, несложных для родителей. Обычно малыши реагируют на них с большим удовольствием. Проще всего занимать мальчика или девочку пальчиковыми играми. Они способствуют развитию мелкой моторики и развивают координацию движений. Большое удовольствие малышу доставляют занятия на фитболе – большом резиновом мяче. Можно катать младенца на фитболе в положении, лежа на животе. Это упражнение хорошо развивает мышцы и мотивирует младенца к активным действиям: подтягиванию, ползанию, переворачиванию.
Развитие действий с предметами
Игра с 5 месячным ребенком дома должна непременно включать в себя действия с игрушками и другими предметами, потому что в это время грудничок активно осваивает предметный мир. Малыш, которому скоро будет полгода, как правило, уже умеет:
- Дотягиваться до близлежащих предметов из положения, лежа на животе, и подтягивать их к себе;
- Доставать до висящих погремушек из положения, лежа на спине, и слегка приподниматься, пытаясь сесть;
- Брать в руки небольшие погремушки, греметь и стучать ими;
- Выбрасывать игрушки из кроватки.
В этом возрасте малышу лучше всего подойдут пластмассовые или резиновые игрушки, которые легко моются. Давать ребенку плюшевых животных не стоит, потому что маленький исследователь непременно потащит их в рот. Во время купания хорошо подойдут детские резиновые уточки или «морские жители», из которых льется вода при нажатии. Малыш будет в восторге, повторяя этот «фокус» много раз.
Самой лучшей игрушкой в этом возрасте будет старая добрая погремушка. Перед тем, как давать ее ребенку, родители должны убедиться, что на игрушке нет трещин, чтобы малыш не поранился во время активных действий с предметом. Во время прогулки, если ребенок не спит, развлечь его помогут подвески-погремушки, которые крепятся к коляске.
Малыш очень любит тянуть в рот игрушки и другие предметы
Развитие движений
Чтобы знать, как развивать ребенка в 5 месяцев, родители должны примерно представлять его физические возможности. Все дети индивидуальны. Однако большинство малышей в этом возрасте умеет:
- Приподниматься, держась за руки взрослого, и ненадолго сохранять сидячее положение;
- Перекладывать погремушки из одной ручки в другую, лежа на животе;
- Твердо стоять на ногах, если взрослый держит младенца подмышки;
- Держать в руках бутылочку или материнскую грудь во время кормления, создавая удобное для себя положение.
Родители часто не знают, на каком месяце жизни ребенок учится сидеть, и заставляют его садиться раньше времени. Педиатры категорически не рекомендуют сажать малыша в подушки, если он еще не делает попыток самостоятельно сесть. Также не стоит часто ставить малыша на ножки, он еще не готов к этому. Любую попытку к передвижению на животе, напротив, следует поощрять. Ползание – отличное упражнение, оно благотворно влияет на общее физическое состояние малыша, способствует укреплению мышц и костей.
Чтобы стимулировать младенца к передвижению в пространстве, родители должны поместить его в манеж или на пол (предварительно постелив чистое одеяло). Далее малыш выкладывается на живот. В некотором отдалении от него кладутся 2-3 ярких игрушки. Увидев их, ребенок начнет делать активные движения, пытаясь оттолкнуться ногами и руками. Постепенно он научиться ползать «по-пластунски», вскоре встанет на четвереньки. Главное – создать младенцу правильные условия для свободного и безопасного передвижения в пределах манежа или огороженного участка в комнате. Как утверждает доктор Комаровский, большинство детей сначала учится ползать, только потом садится из положения, стоя на четвереньках.
Многие дети делают первые попытки ползать на животе
После полугода хорошо развитый грудничок начинает с каждым днем приобретать новые навыки: он учится сидеть, ходить и ползать, с появлением зубов постепенно переходит на взрослую пищу. Чтобы пятимесячный младенец благополучно пережил это время интенсивного развития, родители должны поддерживать малыша во всем, занимать его интересными делами и постоянно за ним наблюдать. Если что-то в поведении или самочувствии малыша настораживает, следует проконсультироваться с детским врачом.
Видео
Источник
Многих родителей интересует, какие игры полезны 5-ти месячному малышу, что за упражнения помогут поддержать и закрепить то, чему малыш уже научился, что поможет освоить новые знания и навыки, а заодно подготовить кроху к дальнейшим этапам развития?
Сейчас малыш растет не по дням, а по часам и маме просто необходимо организовать увлекательные занятия, которые смогут развлечь малыша и займут львиную долю времени его активного бодрствования.
Какие игрушки необходимы малышу на этом этапе?
- погремушки;
- висюльки и мобили;
- пирамидки;
- сенсорные коврики;
- вкладыши;
- игрушки с сюрпризами;
- образные игрушки.
Во всемирной паутине всегда можно посмотреть фото различных игрушек, предназначенных для раннего развития детей, заодно и почитать отзывы родителей, у которых уже есть опыт использования той или иной игрушки (подробнее в статье: рейтинг игрушек для детей до года по месяцам).
Мобили с множеством висящих элементов очень радуют кроху, вызывая бурю эмоций. Они же помогают познакомиться с понятием расстояния, фактуры, движения, звука
Ребенок на 6-м месяце жизни с интересом будет играть куклой-неваляшкой – ему обязательно понравится опрокидывать такую игрушку. Воображение крохи занимает необычная реакция яркой куклы на его действия, он будет пытаться сообразить, почему она постоянно принимает вертикальное положение, сколько бы раз ее ни перевернули. Кроме того, большинство подобных игрушек издают приятное позванивание при покачивании и опрокидывании.
Попробуйте показать малышу крутящийся волчок. Динамично вращающаяся юла обязательно понравится крохе – пусть пока что у него не получится управлять ею самостоятельно, зато он понаблюдает, как это получается у мамы или папы. Подбрасывайте вверх надувной шар, и малыш с удивлением будет наблюдать за его неторопливым полетом. Для того чтобы развлекать мальчиков, стоит попробовать катать инерционные и обычные машинки с горки или без нее.
Как играть?
Всем 5–6-ти месячным малышам очень интересно находить новые предметы и изучать их возможности. Они с готовностью будут осваивать различные манипуляции с новыми игрушками. Разумеется, с помощью родителей потенциал малыша значительно расширяется.
Очень полезно не просто показывать крохе разные предметы, но и то, что предполагается с ними делать. Так, можно продемонстрировать, как катать по полу мячик, кольца пирамидки надевать на ось одно за другим, как можно крутить юлу и т.д.
Следует проводить с ребенком как можно больше времени, просто показывая, как играть с новыми игрушками. Разумеется, пока он слишком мал, чтобы подражать действиям родителей, но такие «презентации» не пройдут впустую – постепенно малыш освоит новые навыки и будет сам повторять все движения и действия с предметами за взрослыми. Для этого, собственно, и нужны эти своеобразные «показательные выступления» родителей с различными предметами и игрушками.
Единственное, чего не стоит делать – торопить малыша и расстраиваться по поводу того, что кроха не начинает повторять за взрослыми действия на второй или третий день. Ему только шестой месяц, а подобные навыки даже самые развитые малыши усваивают только к году.
Развитие координации движений
Основное задание родителей на этом этапе — вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев — самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».
Игра «Веселый мячик»
Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:
- «Вот такой веселый мяч!» — Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
- «Он готов пуститься вскачь!» — Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
- «Так и просится играть!» — Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
- «Трудно будет удержать!» — С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
- «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.
Игра «Убегающая игрушка»
Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.
Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.
В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу – он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый – надо об этом помнить.
Развитие осязания и мелкой моторики
Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.
Знакомство с текстурами – огромная радость и одновременно развивающий урок для малыша. Лучше всего, если это взаимодействие сопровждается объяснениями и разговорами мамы
Экскурсия по дому
Разминайте кисти малыша — проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».
Домашняя песочница
Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу – для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.
Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема — он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.
Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте – подробнее увидеть их нюансы можно на видео.
Развитие и совершенствование захвата
В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным – он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.
Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.
Развитие понимания речи и звуков
Первые книги
Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги – именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: что можно подарить на день рождения ребенка-мальчика?).
Не стоит думать, что малыш пока еще далек от понимания сказочных сюжетов – у него уже работает долговременная память, которая напомнит прочитанное через год, два, три
Речь
Уже в течение 5-ти месяцев малыш слышит, как родители разговаривают с ним. Подражая тем звукам, которые издает ребенок, взрослые пробуждают в нем интерес к продолжению общения, развивая тем самым его речь. Когда кроха уверенно шагает к шестимесячному возрасту, родители могут активнее вести с ним подобие диалога: можно придумать упражнения, в которых надо было бы часто называть и показывать части лица и тела. При этом рекомендуется называть вещи своими именами – так, как они называются в разговоре со взрослыми. Не стоит «сюсюкать» с малышом, поскольку это может привести к задержке речевого развития.
Музыка
Включайте в комнате малыша негромкую классическую музыку или знакомые всем с самого детства мелодии и песенки из детских мультиков. Очень хорошо будет поставить диск с записью звуков природы и голосами птиц и животных.
В заключение стоит напомнить, что упражнения не должны быть в ущерб здоровью. Именно это старается донести до современных мам и пап доктор Е.О. Комаровский, ведь учить кроху можно не только в квартире, но и показывая ему деревья, живые цветы, давая потрогать ручками листочки разных растений.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник