Занятие с ребенком по развитию пространственных представлений

Занятие с ребенком по развитию пространственных представлений thumbnail

Елена Стародубова
Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

1. Представления о собственном теле.

1. «Право – лево»

К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела. Он просит детей научить его и предлагает поиграть. По сигналу «Покажи …» дети показывают названную часть тела.

2. «Подними руку»

Взрослый проговаривает слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Дети должны поднять левую руку, когда услышат звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».

3. «С кочки на кочку»

На полу отмечено небольшое пространство – болото. Там лежат разноцветные кружочки — кочки. Ребенку предлагают пройти через болото по этим кочкам и, чтобы не утонуть, нужно внимательно слушать взрослого. Играющего направляют по кружочкам: поставь правую ногу на зеленый кружочек, левую на красный, правую руку на желтый, переставь левую ногу на синий и т. п.

4. «Кто быстрее»

На полу расчерчены линии, все дети стоят на первой линии. Детям предлагается выполнить действия по инструкции: подними вверх левое плечо, прикрой правое ухо левой ладонью, дотронься правой рукой до левого колена, согни правую ногу и т. п. Дети, выполнившие задание правильно, делают шаг к следующей линии, а дети, выполнившие задание неправильно, остаются на месте. И так, пока все дети не дойдут до конца.

5. Игры-имитации

Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец комар улетает, и медвежонок чешет спинку.

Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

6. Физминутка

Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).

7. «Скажи точно»

Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют свои действия.

8. «Придумай сам»

Ребенок придумывает и показывает любое движение, оречевляя свое действие. Например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»

2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

1. «Разложи»

Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.

2. «Прятки»

У детей в руках игрушки (куклы, взрослый встает к детям спиной. По сигналу «Игрушки спрятались под стол (за дверь, на стул и т. п.)» дети должны быстро поставить свои игрушки на заданное место. Взрослый поворачивается и проверяет.

3. «Перестановки»

На столе расположены различные предметы и игрушки. Детям предлагают поменять их местами по инструкции. Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.

4. «Назови по памяти»

Ребенку предлагают внимательно посмотреть на группу и запомнить расположение предметов в ней. Затем он закрывает глаза и рассказывает о пространственных отношениях, не видя предметы. Можно предложить описать расположение мебели в своей комнате, квартире.

5. «Дотронься до …»

Дети произвольно перемещаются по группе. По сигналу взрослого «Дотронься до правой руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)» дети должны найти эту часть тела у товарища и дотронуться до нее.

6. «Зеркало»

Дети стоят в ряд. Один ребенок становится напротив них и выполняет разные действия, дети должны их повторить. Тот кто отстанет или ошибется выходит из игры.

7. «Что я делаю?»

Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие и говорит «Что я делаю?», а другой должен ответить. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

8. «Охота»

Все дети зайчата, они произвольно ходят по группе. Один из детей – охотник, он должен определить направление движения зайчат. Если охотник правильно это сделал, то ребенок, направление движения которого он назвал, садится на стул – его поймали.

3. Вербализация пространственных представлений.

1. «Клад»

Ребенку предлагается найти клад (новая игрушка, конфеты, книжка или другое). «Пираты спрятали по всей группе записки с указанием направления, в котором мы должны двигаться. У нас есть одна из этих записок». Взрослый читает содержимое записки (содержание записки может быть следующим: подойдите к шкафу, встаньте перед цветком, пройдите за дверь и т. п.) , а ребенок идет к указанному объекту, там находит следующую записку и так пока не найдет клад.

2. «Найди»

Взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в группе и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.

3. «Положи»

На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.

4. «Собери кружочки»

На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д., затем говорит: «Ребята, посмотрите, кто-то рассыпал кружочки, нужно их собрать». И просит ребенка собрать кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок из-за коробки и т. д.

5. «Что изменилось?»

В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.

6. «Закончи фразу»

На столе стоит коробка. Взрослый на глазах у детей раскладывает картонные кружочки, произнося начало фразы, а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок … (в коробку, за коробку, на коробку и т. д.). Я беру кружок … (из коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

7. «Где находится?»

Один ребенок ведущий, взрослый называет ему какой-нибудь предмет, находящийся в группе, так, чтобы другие дети не услышали. Ведущий должен описать его расположение, используя слова, отражающие пространственные характеристики, а другим детям нужно назвать этот предмет. Тот, кто первым найдет загаданный предмет, становится ведущим.

8. «Как пройти?»

Перед ребенком картинка с изображением дорожки, ведущей от домика к школе, дереву, магазину, лавочке. Взрослый говорит «Маленький мальчик пошел в магазин и заблудился. Помоги ему вернуться домой». Ребенку предлагают описать путь до дома. Например: Иди прямо, возле дерева сверни направо, пройди между клумбами и т. п.

4. Ориентировка на листе бумаги.

1. Ребенок сидит за столом, перед ним чистый лист бумаги. Ему даются задания показать правую сторону листа, левую, верхнюю, нижнюю, правый верхний угол, левый нижний, левый верхний, правый нижний.

2. «Домики»

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

3. «Выложи картинку»

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.

4. На листе бумаги расположены плоскостные геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

5. «Лабиринт»

Ребенку предлагается лист бумаги, расчерченный на клетки. По словесной инструкции ребенок двигает фишку по клеткам, затем говорит, где остановилась фишка. Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз. Начало пути определяет взрослый.

6. «Узоры» (рисование по клеточкам)

Детям предлагается лист бумаги в клеточку. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать узоры по клеточкам. Слушайте внимательно, я буду говорить, сколько клеточек, и в какую сторону проводить». Затем дети рисуют.

7. Ребенку предлагают картинку и просят назвать, в какой части листа находится какой-либо объект. Затем лист переворачивают на 180° и ребенок должен сказать, где же они находятся теперь.

8. Ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.

Источник

Лилия Денисова
Конспект занятия по формированию пространственных представлений и развитию навыков пространственной ориентировки

Тема: «Развивать навыки пространственной ориентировки и умения определять пространственные направления от себя»

Выполнила: Воспитатель Денисова Лилия Сергеевна

Место работы: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Радуга»

п. Нижнесортымский, Сургутский район.

Возрастная группа детей: Средняя группа.

Цель: Развивать умения определять пространственные направления от себя (слева от меня, справа от меня, впереди меня).

Задачи обучающие: Развивать умения определять пространственные направления от себя. Учить классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные — несъедобные);

Задачи развивающие: Развитие зрительно-пространственной ориентировки на горизонтальной плоскости, умения распознавать грибы, называть их названия.

Задачи воспитательные: Воспитывать умение слышать ответы товарищей во время занятия.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Базовая педагогическая технология: «Игровая технология. Автор:

Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.», «Технологии проблемного обучения. Автор: Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. М. : «Баласс», 1999.- С. 85-93

Виды деятельности: Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: Игрушка ежа, грибы (картинки или игрушки, раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов.

Литература:

1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. – М., 2014. – 67-68 с.

2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года).

Этапы НОД

1. Вводная часть 3 минуты

-Организационный момент (создание благоприятного психологического климата).

2. Основная часть 14 минут

-Отгадывание загадок о грибах

-Физкультурная минутка (динамическая пауза).

-Собирание грибов с разных пространственных направлений от себя

3. Заключительная часть 3 минут

-Подведение итогов.

-Поощрение детей.

Ход НОД

1. Вводная часть

Социально-коммуникативное развитие

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел в гости ёжик. Поздороваемся с ним.

(Воспитатель показывает детям игрушку «Ёжик»)

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ежик пришел к нам за помощью. Он спешит на день рождения к белочке и хочет подарить в подарок грибочки, и чтобы не опоздать на праздник он попросил помочь ему собрать грибы. Мы поможем ему?

(Воспитатель заранее разместила грибы в разных местах)

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Посмотрите дети, сколько у нас тут грибов. Несколько грибов перед вами, несколько справа от вас.

Но прежде чем их собрать мы должны, узнать какие, из них съедобные, а какие нет. Ведь опасно кушать несъедобные грибы.

Дети: Давайте узнаем, какие грибы съедобные, а какие нет.

2. Основная часть

Познавательное развитие

Воспитатель: Дети, я буду загадывать вам загадки про разные грибы, а вы отгадывать.

(На доске расположены грибы (демонстрационный материал)

Дети: Хорошо.

(Воспитатель загадывает загадку и показывает детям изображение грибов)

Воспитатель: Под деревцем, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик:

На нем сер кафтанчик, красна шапочка.

Дети: Подосиновик

(Показ гриба подосиновика)

Воспитатель: Молодец (имя ребенка, детей). Подосиновик у нас дети съедобный гриб.

Воспитатель: Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый.

Дети: Мухомор

(Показ гриба мухомора)

Воспитатель: Умница (имя ребенка, детей). Мухомор у нас ядовитый гриб, его нельзя кушать.

Воспитатель: Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – золотистые.

Дети: Лисички.

(Показ гриба Лисички)

Воспитатель: Молодец (имя ребенка, детей). Лисички у нас съедобные грибы.

Воспитатель: На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает.

Дети: Боровик, Белый гриб.

(Показ гриба Боровика)

Воспитатель: Молодец (имя ребенка, детей). Боровик у нас, тоже съедобный гриб.

Воспитатель: Люблю я в разных шапках быть —

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай, это…

Дети: Сыроежка.

(Показ гриба сыроежки)

Воспитатель: Молодец (имя ребенка, детей). Сыроежки тоже съедобные грибы.

Физическое развитие

Всопитатель: Какие предметы находятся справа от тебя? Слева от тебя?

(Голову не поворачивают в стороны, двигаются глазки)

Глаза вправо отведу,

На соседа посмотрю.

(Не поворачивая голову смотрят направо)

Повернусь теперь я прямо

И закрою их руками.

(Смотрят вперед, руками закрывают глаза)

Если взгляд отведу —

Шарик слева я найду.

Теперь вправо посмотрю —

Глазами шарик поищу.

(Убирают руки смотрят налево, смотрят направо)

Воспитатель: Дети, теперь мы с вами знаем некоторые съедобные и несъедобные грибы. Так давайте же поможем ежику собрать съедобные грибы

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете несколько съедобных и несъедобных грибов, давайте поможем ежику собрать грибы на подарок белочке. Дети давайте класть съедобные грибы в корзинку, которая слева от вас, а несъедобные в корзинку, которая справа от вас.

(Воспитатель ставит перед детьми две корзины)

Дети: Хорошо.

Воспитатель: Миша что за гриб находится справа от тебя?

(Дети называют грибы, которые находятся перед ними, слева, справа от них и кладут их в корзинки)

Миша: Лисичка.

Воспитатель: Молодец. Куда мы положим этот гриб?

Дети: В корзинку, которая слева от меня.

Воспитатель: Верно Миша. Молодец, ты все сказал правильно. Лена, что за гриб стоит впереди тебя?

Лена: Мухомор.

Воспитатель: Молодец Лена, ты все правильно сказала. Куда ты положишь этот гриб?

Лена: В корзинку, которая справа от меня.

Воспитатель: Почему?

Лена: Потому, что этот гриб несъедобный.

Воспитатель: Правильно. Этот гриб у нас несъедобный и мы положим его в корзинку, которая справа от вас.

Воспитатель: Надя, где находиться Боровик?

Надя: Боровик находиться справа от меня.

Воспитатель: Молодец, а в какую корзинку мы ее положим?

Надя: В корзинку, которая слева от меня.

Воспитатель: Все верно, молодец.

Воспитатель: Артур, сыроежка находиться справа или слева от тебя?

Артур: Слева.

Воспитатель: Правильно. В какую корзинку ты ее положишь?

Артур: В корзину, которая слева от меня, потому, что это съедобный гриб.

Воспитатель: Молодец, ты все сказал верно.

Воспитатель: Дети, вот мы и собрали две корзинки грибов. Какую же из них мы отдадим ежику? Ту, которая находиться слева от вас или ту, которая находиться справа от вас?

Дети: Ту, которая находиться слева от нас.

Воспитатель: Почему?

Дети: Там мы собрали съедобные грибы

Воспитатель: Верно, мы отдадим корзинку, находящуюся слева от вас.

3. Заключительная часть

Социально-коммуникативное развитие

(Подведение итогов)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня большие молодцы, Что понравилось вам на сегодняшнем занятий?

Дети: Нам понравился Ёжик. Мы помогли собрать грибы для подарка белочки. Разгадывали загадки. Играли.

Воспитатель: Правильно, а где находились грибы, которые мы собирали?

Дети: Они лежали перед нами. Справа и слева от нас.

Воспитатель: Какие грибы вы клали в корзинку справа от вас?

Дети: Несъедобные.

Воспитатель: А какие грибы клали в корзинку слева от вас?

Дети: Съедобные.

Воспитатель: Молодцы дети. Вам понравилось помогать ежику?

Дети: Да.

Воспитатель: Поможем ему еще, если он попросит у нас помощь?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Ежик очень вам благодарен, давайте с ним попрощаемся.

Дети: До свидания ежик, приходи еще.

Воспитатель: До свидания.

Источник

Упражнение №1

Цель: ориентировка в собственном теле на основе выделения ведущей правой руки

— подними вверх руку которой ты рисуешь, держишь ложку

— как она называется

— покажи правой рукой карандаш, куклу, машинку

— возьми в правую руку карандаш и начерти кружок

-возьми в правую руку ножницы и отрежь полоску бумаги

-возьми в правую руку карандаш и обведи им шаблон морковки, яблока

-возьми в правую руку кисточку и раскрась цветы, грибы, бабочку…..

Упражнение №2

Цель: ориентировка в собственном теле на основе выделения левой руки

— покажи левую руку

-покажи левой рукой карандаш, куклу, машинку

— возьми в левую руку карандаш, куклу, машинку

Упражнение №3

Цель: ориентировка в собственном теле на основе последовательного выделения правой и левой руки

-подними правую руку, левую

-покажи правой рукой яблоко, левой огурец

-возьми в правую руку карандаш и обведи контур груши

-возьми в левую руку грушу и отдай Маше

Упражнение №4

Цель: ориентировка в собственном теле на основе дифференциации правых и левых частей тела

-покажи правую ногу

-покажи левую ногу

-покажи правый глаз

-покажи левый глаз

-покажи правое ухо

-покажи левое ухо………………

Упражнение №5

Цель: ориентировка в собственном теле на основе дифференциации правых и левых частей тела с использованием пробы Хеда

— покажи правой рукой левый глаз

-покажи правой рукой левое ухо

-покажи правой рукой левую ногу

-покажи левой рукой правый глаз

— покажи левой рукой правое ухо

-покажи левой рукой правую ногу

Упражнение №6

Цель: узнавание и воспроизведение в отраженной речи величины предметов

-покажи большой (маленький) мяч

-покажи широкую (узкую) ленту

-покажи длинный (короткий )карандаш

-покажи высокий (низкий)дом

-покажи толстую (тонкую) книгу

-покажи глубокую(мелкую) чашку

Ответь на вопрос : « Какой предмет по величине»

Упражнение №7

Цель: узнавание и воспроизведение в отраженной речи формы предметов

-покажи круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник

Ответь на вопрос : «Какой предмет по форме»

Упражнение №8

Цель: формирование умения соотносить форму изображенного предмета с геометрическим образцом

К геометрическим фигурам подобрать похожую картинку(мяч, пирамидка, яблоко, морковка, яйцо, книга, баклажан,……)

Упражнение №9

Цель: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе

-покажи, какой предмет находится справа от тебя

-покажи, какой предмет находится слева от тебя

-положи книгу справа от себя

-…слева от себя

Упражнение №10

Цель: определение пространственных отношений м/д 2-3 предметами и речевое обозначение их места в пространстве

-положи ручку справа от тетради, где тетрадь

-положи карандаш слева от книги, где книга

-положи куклу справа от машинки, где машинка

-положи тетрадь перед собой, слева от неё положи ручку, справа карандаш; где лежит тетрадь

Упражнение №11

Цель: учить воспроизводить пространственные отношения м/д предметами

Игра « Наряди елку»

Повесь шар на правую веточку, ежика на левую,……

Упражнение №12

Цель: учить воспроизводить пространственные отношения м/д объектами

— стоя в колонне назвать стоящего впереди, стоящего сзади

-стоя в шеренге назвать стоящего справа, стоящего слева

-определить место соседа по отношению к себе

-определить свое место по отношению к соседу

Упражнение №13

Цель: определение пространственных отношений м/д предметами

Игра « Разговор по телефону»

Выкладывается картинка с изображением персоонажей, телефонов, проводов. Ребенок должен выяснить, кто кому звонит? ( распутать провода)

Упражнение №14

Цель: определение пространственных признаков предмета

Игра « Магазин»

У лисички был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь:

-сколько полок в магазине

— что находится на нижней (средней, верх.)

— что стоит слева от пирамидки

-….справа от кувшина

-м/д большим и маленьким мячами…….

Упражнение №15

Цель: уточнение пространственных взаимоотношений

Игра « Фотограф»

Фотограф желает сделать снимок зверей. Его помощнику ( ребенку) надо рассадить животных: корову справа от лошади, мышку слева от кошки,…..

Упражнение №16

Цель: определение пространственных отношений м/д предметами

-расставить картинки с членами семьи в ряд, начиная с самого старшего

-где находится мама…………………..

Упражнение №17

Цель: умение определять пространственные отношения м/д изображениями предметов

Рассотри лист на котором 9 картинок (8 по сторонам и углам,1 в центре) и назови предметы которые находятся вверху, внизу, слева, справа, в середине, в верхнем правом углу, в правом нижнем

Упражнение №18

Цель: развитие конструктивного праксиса

Сложить разрезные картинки из 2,3,4,5 частей по горизонтали, а затем по вертикале с опорой на образец и без него

Упражнение №19

Цель: учить воспроизводить заданные фигуры из элементов, методом активного конструирования

Игра « Загадочные палочки»

Рассмотрите фигуры на рисунке, а затем выложите точно такие же из счетных палочек.

Упражнение №20

Цель: развитие зрительно – пространственной ориентировки

Перед ребенком раскладывается набор цветных геометрических фигур. Построить из заданных элементов ( елочку, машинку, солнце, домик, велосипед)

Упражнение №21

Цель: ориентировка в схеме лица

Наложить на овал части лица (глаза, брови, ресницы, нос, рот)

Упражнение №21

Цель:учить находить предметы одинаковой формы, закрепляя знание геометрических форм круга и овала

Разложи овощи по картинкам: круглые в правую, овальные в левую.

Упражнение №23

Цель: развитие зрительно – пространственной ориентировки

Игра « Лото»

У ребенка карточка на которой изображен эталон – образец сложной формы (восьмерка,трапеция, кабина от грузовика) Ребенку предлагаются картинки с изображением предметов напоминающих образец ( матрешка, пирамидка, неваляшка, кукла, машинка, коляска, мишка)Картинка кладется на ту фигуру, которая больше всего похожа на изображаемый предмет.

Упражнение №24

Цель:развитие зрительно – пространственной ориентировки

Распределение изображения предметов по их реальной величине.

Упражнение №25

Цель: развитие зрительно – пространственного восприятия

Игра « Что перепутал художник?»

Гном стать художником решил

Да вот беда, рассеян был.

Упражнение № 26

Цель: определение пространственного соотношения элементов графических изображений букв

-сконструировать буквы

-узнать буквы, зеркально расположенные

-дифференцировать правильно или неправильно написаны буквы

-дополнить недостающие элементы буквы

-переконструировать букву (Г-Т Н-П И-П

И-Н)

-найти наощупь названную букву

Упражнение №27

Цель:понимание логико – грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов ( с предлогами)

Взрослый меняет расположение предмета и спрашивает ребенка: « Где находится игрушка?» ( на столе, под столом, в столе, за столом, перед столом)

Упражнение №28

Цель: понимание логико – грамматических конструкций отражающие простые отношения предметов ( с наречиями и предлогами)

Взрослый предлагает ребенку 2 игрушки ( собака и будка) или (кормушка и птичка) Меняя расположение их относительно друг друга спрашивает: « Где стоит собака?» ( около будки, впереди будки, позади будки, в будке, на будке, слева от будки, справа от будки)

Упражнение № 29

Цель: развитие пространственной ориентировки, закрепление правильного понимания и употребления предлогов

Игра « Шаловливые котята»

Взрослый показывает сюжетную картинку, где нарисовано много котят и спрашивает: «Куда спрятался котенок?»

Упражнение №30

Цель: автоматизировать речевое обозначение направлений движения объекта, закреплять понятия « налево» « направо»

Игра « Аквариум»

Взрослый показывает сюжетную картинку и спрашивает: « Сколько рыбок плывет направо и сколько налево?»

Упражнение №31

Цель: учить понимать логико – грамматические конструкции

Игра « Как правильно?»

Мишка на лошадке-

Лошадка на мишке.

Ваза на столе-

Стол на вазе.

Белка на тележке-

Тележка на белке.

Лето перед весной-

Весна перед летом.

Телега везет лошадь-

Лошадь везет телегу.

Кошка поймала мышку-

Мышка поймала кошку.

Упражнение №32

Цель: учить понимать различать различные типы инверсионных конструкций

Учитель наказал мальчика.

Кто провинился?

Собаку укусила оса.

Кто кусался?

Володю ждет Лена.

Кто задержался?

Витю слушал учитель.

Кто говорил?

Петю встретил Миша.

Кто приехал?

Ваня шел впереди Пети.

Кто шел позади?

Дуб выше березы.

Что ниже?

Источник