Занятие на развитие внимания и памяти у ребенка 3 года
Память и внимание — важнейшие психические функции, участвующие в интеллектуальном развитии ребёнка. Тренировать их нужно уже с младшего дошкольного возраста. Независимо от того, какие развивающие методики вы предпочтёте, какие дидактические материалы выберете и каким стилям воспитания будете следовать, без способности ребёнка запоминать объекты, хранить их в долговременной памяти и при необходимости воспроизводить эффективного обучения не получится. При этом очень важно, чтобы упражнения на развитие памяти соответствовали возрасту маленького ученика.
Особенности памяти ребёнка 3-4 лет
- Как и прочим психическим процессам, памяти в этом возрасте недостаёт произвольности. Доминирует непроизвольное запоминание.
- Важную роль играет двигательная и наглядно-образная память.
- Из 10 предложенных слов ребёнок запоминает, как правило, 2.
- Из 10 предметов запоминается не более 4-х.
- Запоминаются объекты, которые вызвали живой интерес и яркие эмоции, но они отлично сохраняются долговременной памятью.
Для родителей важно понять: в младшем дошкольном возрасте ребёнок отлично запоминает, но запоминает только то, что ему интересно. Поэтому раннее развитие даёт отличные результаты в воспитании юного интеллектуала и эрудита, но лишь в том случае, когда занятия выстраиваются в форме увлекательной игры, с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.
Мы предлагаем внимательным мамам и папам, которые хотят вырастить успешного и счастливого наследника, простые упражнения на развитие памяти.
Упражнение 1: «Пошла Муха на базар»
Замечательные, ритмичные, богатые выразительными живыми образами стихи Чуковского знают и любят все. Мы предлагаем вам взять за основу упражнения для развития памяти строчку из чудесной «Мухи-Цокотухи».
Вам понадобятся 8–10 разных предметов. Это могут быть игрушки, например:
- плюшевый мишка;
- резиновый пупс;
- вертолётик;
- машинка большая;
- машинка маленькая;
- кукла;
- игрушечный чайник;
- кубик.
На прогулке можно использовать игрушки, которые вы взяли с собой, сумку, салфетки, подручный материал (шишки, камешки и пр).
Разложите предметы перед малышом и произвольно назовите несколько из них. Делайте это в таком формате:
- Пошла Муха на базар и купила мишку;
- Пошла Муха на базар и купила кубик;
- Пошла Муха на базар и купила вертолётик.
А теперь попросите ребёнка собрать в корзинку для покупок всё, что «купила Муха». Постепенно упражнение можно усложнять:
- Увеличивать количество покупок;
- Просить складывать в корзинку предметы строго в том порядке, в котором их покупала Муха;
- Называть предметы, которых нет среди выложенных (проверка реакции ребёнка на нестандартную ситуацию, его внимательности и находчивости).
Упражнение 2: «Добрый волшебник»
Все дети любят волшебников. Они с надеждой ищут под подушкой гостинчик от Николая, а в Новый год старательно разучивают стишки для Дедушки Мороза. Предложите крохе помочь волшебникам собрать мешок с подарками для детей.
Для игры вам понадобится вместительный мешок. Можно использовать цветастую наволочку, детский рюкзачок и даже любой пакет — главное, чтобы содержимое не просматривалось.
Положите в мешок 8–10 разных предметов, знакомых ребёнку.
А теперь попросите кроху назвать предметы, которые лежат в мешке.
Как вариант: вы называете произвольный предмет, а ребёнок должен ответить, есть такой в мешке волшебника или нет.
Оформить это можно следующим образом:
— Ваня хочет вертолётик! Он есть у доброго волшебника?
— Дааааа!
— Таня хочет пупсика. Танечка получит свой подарок?
— Нееееет!
Чтобы игра стала ещё увлекательнее, можно придумать поощрения за каждый правильный ответ — например, маленький сувенирчик, мамин поцелуй и пр. Можно договориться так: за каждый правильный ответ мама должна прыгнуть три раза, за каждый неправильный три раза прыгает малыш. Таким образом мы вносим в упражнения на развитие памяти ещё и элементы физического развития.
Упражнение 3: «Повторюшкин»
Игра в повторялки — отличное упражнение на развитие двигательной памяти. Правила можно менять, вносить свои корректировки, подстраивать условия под количество игроков. Суть развивающей игры состоит в том, что ребёнок должен повторить за взрослым несложные движения:
- хлопаем в ладоши;
- топаем ножками;
- прыгаем;
- приседаем;
- крутимся на месте;
- бегаем самолётиком (с расставленными в стороны ручками).
Играть можно под музыку, тогда у нас уже получается свой собственный танец. Движения можно сопровождать стишками, усложняя упражнение и расширяя диапазон его развивающего воздействия.
Упражнение 4: «По образцу»
Для этого упражнения удобно использовать обычные счётные палочки. Если их нет, подойдут любые — веточки, карандаши, коктейльные трубочки. Иногда советуют вместо счётных палочек использовать спички, но мы не разделяем такие рекомендации, полагая, что не стоит нарушать истинность аксиомы «Спички детям не игрушки».
Выложите из палочек несложный рисунок:
- геометрическую фигуру;
- цветочек;
- домик;
- цифру;
- букву.
Попросите малыша повторить рисунок по образцу. В усложнённом варианте ребёнку предлагается изучить рисунок, затем конструкция разбирается, и кроха должен воссоздать её по памяти.
Можно превратить это упражнение на память в задание на развитие воображения: попросите малыша создать картину из заданного числа палочек.
Упражнение 5: «Угадайка»
Отличная игра на тренировку тактильной памяти. Помимо памяти, это упражнение (впрочем, как и упражнение 4) развивает ещё и мелкую моторику. Суть проста до безобразия: завяжите ребёнку глаза и поочерёдно вкладывайте в ручки самые разнообразные предметы. Кроха на ощупь должен угадать, что это. Если не получается назвать предмет, помогите ребёнку описывать свои ощущения, задавая ему наводящие вопросы:
- Это большое или маленькое?
- Оно тёплое?
- Этот предмет мягкий?
Чем больше ощущений, тем веселее и, что немаловажно, полезнее получится занятие. Пусть малыш узнаёт на ощупь:
- любимца публики кота ваську;
- застывшее желе;
- лист бумаги;
- папу;
- пластмассовый кубик;
- шерстяной носок.
«Угадайку» можно превратить в семейное развлечение, которое станет прекрасным вариантом совместного досуга.
Советы «Эврики»
- Не бойтесь менять предложенные правила — вплоть до полного преображения упражнений в нечто новое.
- Никто не знает вашего ребёнка так хорошо, как вы. Смело приспосабливайте предлагаемые упражнения под вашего малыша.
- Не обязательно преподносить упражнения как занятия. Называйте их игрой. Это вполне соответствует действительности, но для детского слуха звучит гораздо привлекательнее.
- Играйте-упражняйтесь в любое удобное время. Развивать память можно во время прогулки на детской площадке или по дороге в детский сад, во время паузы между другими занятиями или в несколько свободных минут перед сном.
- Упражнения на развитие памяти стимулируют внимательность, равно как и наоборот: развивая внимательность, вы работаете над памятью ребёнка. Поэтому не лишним будет узнать, какие упражнения помогают развить внимание в 3-4 года.
Наслаждайтесь родительством, проводите время с ребёнком с пользой и удовольствием для всех членов семьи! «Эврика» всегда поможет!
Источник
Арина Славина
Игры для развития памяти детей 3–4 лет
Игры для развития памяти у детей 3-4 лет
Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
Задачи:
1. Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, долговременной, кратковременной.
2. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.
3. Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия около 20 минут.
Содержание занятий построено на основе упражнений 4 игр, предложенных Черемошкиной Л. В., Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А. и упражнений, разработанных автором.
1. Развитие зрительной памяти.
Ребенку дают 5 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…
Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.
Задание 2. Ребенку опять дают 5 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
2. Развитие произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.
1. «Вот так позы».
2. «Загадки».
Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.
Затем ведущий предлагает детям поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает образец: «Зеленый, а не?» – «лягушонок, травка, кузнечик», — подсказывают дети. «С хвостом, а не?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а?» – «Маринуют, солят».
3. «Художник».
Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает предмет, который будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
И как другой вариант игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.
Итак: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, медведь.
4. «Гуляем по лесу».
Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц.
Ты должен вспомнить тех, кого я не называла». Итак, сорока, кукушка,
дрозд, малиновка, дятел.
Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется,
То ему предложить воспользоваться картинками.
Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
5. «Вкус и запах».
Задание 1. Представь лимон — каков он на вкус?- Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты
чувствуешь?
Задание 2. Нарисуй лимон.
Задание3. Представь апельсин. — Каков он на вкус? — Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом. – Какого цвета апельсин? – Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 4. Нарисуй апельсин.
Задание5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
Источник
Младший дошкольный
возраст (от 3 до 5 лет) – период интенсивного развития и преобразования
психических процессов. Внимание, мышление, восприятие, сформированные в раннем
возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными. Впереди появление
произвольности, способности регулировать процессы. Всё это будет к моменту
поступления в школу. А сейчас все психические процессы, в том числе и память,
носят непроизвольный характер. Важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка
включать процесс запоминания специально (первые проявления произвольности),
стимулировать воспоминания. Для развития памяти у младшего дошкольника
существуют очень много игр, применяя которые можно сформировать процесс
запоминания, хранения и воспроизведения информации.
1. Игра «День и ночь»:
На столе выставляют
5-6 игрушек. Названия этих игрушек проговариваются с ребенком. Взрослый
говорит: «ночь». Ребенок закрывает глаза, в это время прячется одна
игрушка. На слово взрослого «день» ребенок открывает глаза и
угадывает, какую игрушку спрятали. Так повторяется несколько раз. Вместо
игрушек можно взять яркие картинки из лото.
2. Игра «Повтори»:
Взрослый называет
несколько слов, (для начала не более трех) ребенок их запоминает, а потом
повторяет.
3. Игра «Отгадай, кто идет в гости!»
Нужны картинки с
изображением животных, например: кошка, собака, корова, свинья.
Задача: узнать по
звукоподражанию, кто пришел в гости.
4. Игра «Цветные фоны»:
Подобрать к данному
цветному фону картинку того же цвета. Например, к красному квадрату можно
подобрать красное платье, красный цветок и т.д. Сначала берутся для игры
основные, наиболее различимые цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый,
черный, а затем коричневый и оттенки цветов.
5. Игра «Цветок и бабочка»:
Картинки с
изображением цветов и разноцветные бабочки.
Задача: подобрать к
цветку бабочку аналогичного цвета. Например, к желтому цветку подобрать желтую
бабочку и т.д.
6. Игра «Положи цветок на место»:
Кружки красного,
синего, белого, желтого цвета и изображения цветов такого же цвета.
Задача: Подобрать к
каждому кружку цветок того же цвета.
При правильном
выполнении этого задания задачу можно усложнить и добавить кружки оранжевого,
голубого и розового цветов и соответственно такие же цветы.
7. Игра «Цветные подносы»:
Подносы (полоски
желтого, красного, зеленого цвета), картинки овощей и фруктов того же цвета.
Задача: Разложить
овощи и фрукты по подносам того же цвета. На зеленый поднос можно положить
огурец, капусту, горох, виноград. На желтый — лимон, яблоко, грушу, тыкву. На
красный — яблоко, вишню, свеклу, редиску, помидор. Выигрывает тот, кто
первый подберет овощи и фрукты нужного цвета и положит на свой поднос.
8. Игра «Зеркало»:
Эй, ребята, не
зевать!
Что нам мамочка
покажет
Будем дружно
повторять
Задача: воспроизвести
движения взрослого
9. Любой вариант лото.
Игры и
упражнения для развития внимания и памяти у детей 3-4 лет.
Чтобы привлечь внимание малыша в
этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не
столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная
вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы
оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.
Рассматривание картинок.
Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно
купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть
малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки
у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются
в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка
найти и показать вам бабочку.
Было — стало.
Это самое начало игры, которая помогает развивать
внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4
лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и
запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны,
чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!
Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь
они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его
рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы
убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять
предметы местами.
Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с
задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы
(например, две машинки – разного цвета).
Развиваем слух.
Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны,
свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по
барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже
можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон
ложечки в стакане и так далее.
Что на что похоже?
Для этого упражнения нужны предметы разных групп,
например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему
одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить
предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.
Эту игру можно развивать и усложнять почти до
бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят
любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка
рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я
хотел бы ими поиграть».
Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить
поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время
приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны.
Главное, помните: малыш не может долго концентрировать
внимание!
Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему
переключиться и поиграть.
Спустя минут 40 можете снова предложить ему
упражнение.
Источник
Валентина Михайлова
Развитие памяти у детей 2–3 лет
Развитие памяти у ребенка 2-3 лет.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, можно ли развить память ребенка в раннем возрасте?
Развитие памяти заключается в качественных изменениях составляющих ее процессов и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе. Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти, которые будут описаны далее.
Так что же такое память?
Память – это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах – запоминании, сохранении и воспроизведении.
Запоминание – это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи – пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе и запоминание.
Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа – диграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно неизвестно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо, может быть сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти включает в себя:
• сохранение памятного следа;
• сохранение связей в мозге.
Благодаря запоминанию и сохранению становится возможным воспроизведение информации, а также ее узнавание (припоминание).
Воспроизведение – процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро, без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то помимо названия улицы и номера дома сообщают различную дополнительную информацию: что на пути попадутся магазин, школа, светофор. Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены пять основных критериев (признаков).
1. Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:
– двигательная (моторная) – память движений и их систем. Благодаря двигательной памяти ребенок приобретает навыки ходьбы, письма, учится манипулировать предметами, танцевать и т. д. Если бы не было памяти на движения, то каждый раз нам приходилось бы заново учиться совершать необходимые действия;
– наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее. Например, при хорошо развитой образной памяти воспоминания обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Часто вспоминаемый предмет представляется так живо и ярко, как будто человек вновь его воспринимает;
– словесно-логическая (или словесно-смысловая, которая позволяет запоминать информацию с помощью слов, опосредованно, с помощью смысловой структуры. Содержанием данного вида памяти являются наши мысли. Словесно-логическая память существует только у человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые есть и у животных. Весь процесс усвоения знаний в процессе школьного обучения в основном строится с опорой на словесно-логическую память;
– эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию либо удерживают от него. Способность сочувствовать, сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти.
2. Степень волевой регуляции памяти. По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо, и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).
3. Длительность сохранения информации в памяти. В зависимости от времени сохранения информации выделяют:
– кратковременную память, позволяющую удерживать полученную информацию в течение короткого времени. Здесь может храниться очень ограниченное количество информации – 7 ± 2 единиц материала. Кратковременную память можно рассматривать как пропускной пункт, минуя который, никакая информация не сможет попасть в долговременную память. Все процессы памяти начинаются именно с кратковременной памяти;
– оперативную память, обеспечивающую кратковременное запечатление следов, необходимое для выполнения какого-либо действия или операции. Например, когда мы решаем задачу, то удерживаем «в уме» какие-то промежуточные результаты. Но в процессе продвижения к конечному результату промежуточные решения забываются;
– долговременную память, для которой характерно сохранение информации в течение длительного времени при условии многократного ее повторения и воспроизведения. Здесь содержится огромный объем различной информации, знаний, умений и навыков.
4. Модальность запоминания. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие виды памяти:
– зрительную память;
– слуховую память;
– осязательную память (ощущения от прикосновений);
– двигательную память;
– пространственную память.
5. Способ запоминания. В зависимости от способа запоминания выделяют непосредственную и опосредованную память. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, то есть без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания.
Особенности памяти малышей
Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, его воспитания и обучения.
Под влиянием внешних воздействий в мозге ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия жизни, у ребенка появляется узнавание.
Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке, вызывает у него положительную реакцию: он улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей. Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивая голову в сторону.
Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, в течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К 3 годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев. Прочность и длительность запоминания у 4-, 5-летнего ребенка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.
Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером.
Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер. Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки, не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает.
Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребенок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает. Память как особая целенаправленная деятельность – как произвольное запоминание и припоминание – у детей этого возраста еще не сложилась.
В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и организованных занятиях, ребенок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. В процессах памяти возрастает роль слова, второй сигнальной системы.
Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности. Если просто сказать ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребенком принимается, и он начинает активно стремиться к ее разрешению.
На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребенок не владеет приемами запоминания, он еще не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить. Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребенок научается сознательно пользоваться простейшими приемами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребенок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.
В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Задачу запоминания, приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Взрослый предлагает ребенку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д. Когда ребенок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал. Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению.
Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы содействовать развитию всех видов памяти. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей: чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память (Запорожец А. В., 1953)
Как развивать память у ребенка?
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. Это сензитивный период развития памяти, в который по скорости развития она опережает все остальные функции. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-, б-летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Желание запомнить надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что ели на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это, помимо общего развития, прекрасно развивает память.
Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном:
• что происходило в сказке?
• кто что делал?
• как выглядел?
• что плохо, что хорошо? и т. д.
Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно: уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Для успешного развития памяти малыша родителям будет полезно знать некоторые «секреты памяти» – определенные закономерности, помогающие в запоминании материала.
Источник