Занятие и развитие аутичного ребенка
Наталья Савчук
Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком
Конспект индивидуального занятия с безречевым аутичным ребенком
педагога – психолога коррекционных групп
для детей с РАС Савчук Н. В
Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им положительных эмоций в ходе совместной деятельности.
2. Побуждение к визуальному контакту с педагогом – психологом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».
3. Формирование умения слышать педагога-психолога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».
4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.
5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речедвигательных игр.
6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.
7. Активизация звукокомплексов.
8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.
Методы:
1. Наглядный.
2. Словесный.
3. Практический.
Методические приемы:
1. Игровой.
2. Повторение.
3. Вербальный
4. Невербальный.
5. Дидактические упражнения.
Оборудование: массажный шарик (Су-джок, картинки и карточки для соотнесения цвета и формы, набор цветных геометрических фигур, набор карточек для развития речи, цифры от 1 до 12, сенсорная пузырьковая колонна.
Ход занятия:
1) Организационный момент.
Педагог-психолог (я) беру девочку за руки, приветствую её. Спрашиваю, как её зовут (беру руку ребенка, прикладываю к её груди, и говорю: «Я-Ульяна», а затем, используя прием «рука в руке»— называю свое имя: «Наташа»).
2) Массаж пальцев, рук, предплечья.
Массажным шариком Су-джок произвожу вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь Ульяны, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия провожу с правой рукой). Свои действия сопровождаю словами: «Покатился колобок». В процессе массажа я слежу за состоянием и мимикой ребенка. Добиваюсь проявления положительных эмоций.
3) Речедвигательное упражнение «Пароход».
Педагог-психолог (я) читаю стихотворение:
Пароход плывет по речке.
И пыхтит он, словно печка.
(У ребенка ладошки сложены вместе, выполняем волнообразные движения).
4)Упражнение на установление глазного контакта «Очки»
Педагог-психолог (я) читаю стихотворение, (с помощью больших и указательных пальцев изображаем очки). Добиваюсь, чтобы ребенок смотрел мне в глаза через воображаемые очки.
Бабушка очки надела,
И внучонка разглядела!
5)Пальчиковая гимнастика «Замок».
Педагог-психолог (я) читаю стихотворение и выполняю упражнение в соответствии с текстом:
На двери весит замок (Руки скреплены «замком»)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (Стучим «замочком» по столу)
Покрутили, (Делаем круговые движения «замком»)
Потянули (Вытягиваем вперед рук, пальцы сплетены)
И открыли! (Разводим ладони в разные стороны)
6) Игра «Цветные окошечки».
Педагог-психолог (я) раскладываю перед ребенком разноцветные карточки с изображением котенка, в центре каждой карточки квадрат. Ребенку предлагаю закрыть «окошечко» в соответствии с цветом карточки с помощью цветных квадратов. Затем даю инструкцию по дальнейшему действию. Например: «Дай, пожалуйста, красный квадрат».
(Добиваюсь от ребенка правильного выполнения задания).
7) Упражнение «Геометрические фигуры».
Педагогом-психологом (мною) используются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник) четырех цветов для выполнения задания, связанного с формированием навыков конструктивного мышления.
(Педагог-психолог (я) раскладываю на столе перед ребенком ряд одинаковых фигур, но разных по цвету. Затем предлагаю ребенку фигуры разные по цвету и форме и спрашиваю: «Куда мы положим эту фигуру?». Задача ребенка – соотнести цвет и форму. Если ребенок не справляется, предлагаю помощь).
8) Дидактическое упражнение на развитие речевых навыков.
Педагог-психолог (я) предлагаю Ульяне картинки с изображением животного или транспорта. Под картинкой надпись, передающая звуковой сигнал (Цыпленок – «Пи-пи-пи» и т. д.) Задаю вопрос: «Кто так кричит?» и побуждаю ребенка повторить за мной.
9) Дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку».
Педагог-психолог (я) предлагаю ребенку разложить цифры от 1 до 12 по порядку. Если ребенок допускает ошибки, предлагаю свою помощь. (При необходимости провожу упражнение повторно).
10) Релаксация «Пузырьковая колонна».
Педагог-психолог (я) предлагаю в конце занятия Ульяне подойти к сенсорному уголку, присесть на мягкий пуфик и посмотреть на разноцветные пузырьки в колонне. Я и девочка прикасаемся к ним руками, гладим колонны. (Важным моментом в итоге занятия является — релаксация и эмоциональное заражение ребенка положительными эмоциями).
11) Итог. Педагог-психолог (я) хвалю ребенка, за то, что он хорошо работал на занятии. (Хлопаем ладонь о ладонь и говорю «Ты – молодец, ты – умница». Предлагаю Ульяне встретиться в следующий раз).
Источник
Занятие №1
1. Отработать жесты в реальных ситуациях:
Тут – указательным пальцем перед собой или в сторону предмета
Там – указательным жестом вдаль
Да — наклон головы вперёд
Нет – отрицательный жест головой или пальцем, выражающий несогласие
Нет – развести руки стороны, показав отсутствие чего-то
Дай – просить рукой, загибая пальцы
На – протягиваем руку вперед
2. Целенаправленный выдох
Учиться сдувать с ладони кусочки ватки, сначала поднося ладошку близко к губам, потом постепенно увеличивая расстояние.
3. Завести фотоальбом (10на 15), куда необходимо вставить фотографию ребенка и членов семьи, которые с ним живут и подписать фото печатными буквами, например, Андрей, папа, мама…
4. Стихотворение с показом:
Это кошка Мурка ( показываем пальцем на игрушку)
Кс-кс-кс ( пальчиками подзываем кошку к себе)
Мягенькая шкурка ( гладим кошку по спинке)
Кс-кс-кс
Любит молочко лакать
Ням-ням-ням ( кормим кошку)
После молочка- поспать
А-а-а! ( качаем кошку на руках)
5. Упражнения по подражанию. Вы показываете ребенку, а он должен вместе с вами повторять эти упражнения. Упражнение повторяется несколько раз.
Ручки поднимаем, ручками махаем ( машем кистями)
Ручки опускаем, в кулачки сжимаем. ( сжимаем пальцы в кулаки)
6. Учим цвета: красный.
Занятие №2
1. В альбом вставляем картинки с животными с подписями : корова, лошадка, свинья.
Даем звукоподражания на этих животных: му-му, и-го-го, хрю-хрю. Играем с фигурками этих животных, достаем их из мешочка, кормим, озвучиваем.
2. Делаем в пластмассовой банке с крышкой прорезь и бросаем туда монетки ( 1 , 2, 5 рублей). Когда монетка падает, говорим: «Бах!»
3. Насыпаем в глубокую кастрюлю горох и прячем внутри гороха 2-3 маленькие игрушки ( машинку, шарик для пин-понга, куколку) и просим ребенка найти в крупе игрушку сначала двумя руками, потом одной. (можно использовать коробку с манкой)
4. Стихотворение с показом:
Головка кивает: да! да! да! ( наклоняем голову ребенку)
Глазки моргают: Раз и два ( показываем на глазки и моргаем)
Носик нюхает: А! ( подносим к носику ребенка надушенный кусочек ватки)
Ротик кушает : ням-ням! ( жест кормления)
Я умею кушать сам! ( хлопаем рукой по груди)
5. Учим ребенка чертить прямые линии по линейке карандашом, изображая дорожку, по которой потом можно пройти пальчиками или проехать машиной.
6. Учим цвета: жёлтый.
Занятие № 3
1. В альбом: курица (ко-ко-ко), цыпленок (пи-пи), петух (ку-ка-ре-ку), утка ( кря-кря).
2. Формирование целенаправленного выдоха
Мы салфеточку возьмем ( берем бумажную салфетку)
И в руках ее сомнем (мнем салфетку в шарик)
А теперь подуем : «Ух!» (сдуваем салфетку с ладони)
Улетела! Бух! ( жест рукой вниз, изображающий падение)
3. Стихотворение с показом
Зайка серый скачет ловко, ( прыгаем, как зайчик)
В лапках у него морковка (даем в руки морковку)
4. Выполнение движений под текст. Взрослый сначала выполняет движения вместе с ребенком, потом ребенок должен выполнять движения сам, только под текст , который произносится.
Руки вверх ,руки вниз ( поднимаем и опускаем руки)
и вокруг повернись ( повороты туловища влево, вправо)
Мы совсем не устали ( грозим указательным пальчиком)
Сели-встали, сели-встали! ( Приседаем и встаем)
5. Читаем вместе с ребенком книгу К.Чуковского «Цыпленок». Рассматриваем картинки, спрашиваем, где цыпленок, где курица, кого нашел цыпленок? Кто хотел съесть цыпленка? Прогоняем кошку и т.п. Должна получиться маленькая инсценировка с опорой на картинки. Взрослый должен рассказать ребенку текст с жестами и яркой мимикой.
6. Повторяем цвета: красный и жёлтый.
Занятие №4
1. В альбом вставляем картинки: хлеб, молоко, суп, яйцо.
Даем ребенку инструкции, которые он должен выполнить: Положи хлеб на тарелку. Налей молоко в стакан. Ешь суп.
Если ребенок не может самостоятельно выполнить эти поручения, то помогаем ему своими руками совместно выполнить эти действия.
2. Стихотворение с движением:
Мы потрем наши ладошки ( трем ладошки)
И похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем)
3. Классификация предметов, разных по тактильным ощущениям.
Ставим перед ребенком две пустые коробки и бросаем в одну из них шишки, а в другую ватные шарики.
4. Массаж пальчиков рук.
Захватываем большим и указательным пальцами каждый пальчик ребёнка у ногтя и круговыми движениями массируем палец от кончика к основанию, а затем скользящим движением к кончику вытягиваем палец.
5. Рисуем на картоне яйцо, вырезаем его и разрезаем эту картинку на 2-3 части и просим ребёнка сложить картинку.
6. Учим цвета: зелёный.
Занятие № 5
1. Вставляем в альбом следующие картинки: сок, печенье, конфета, ест, пьёт.
Выполнение поручений: Налей сок в чашку. Дай печенье папе. Положи конфету на стол.
2. Мелкая моторика.
а). Собираем в пластиковую бутылку горох, потом завинчиваем крышку и гремим как погремушкой «ча-ча-ча»
б) Сжимаем руки в кулачки и стучим по столу под текст:
Туки – ток, туки – ток,
Так стучит молоток!
3. Стихотворение с показом
Положили куклу ( зайку, мишку) спать ( жест « качаем»)
Стали песню напевать
Баю-бай, баю-бай! (складываем ладошки под ухо)
Глазки, кукла, закрывай! (закрываем глаза)
4. Вырезаем из цветного картона круг диаметром 20 см. Берём набор цветных прищепок. Прикрепляем по кругу прищепки сначала одного цвета, потом можно чередовать прищепки двух цветов (красный-синий-красный-синий…), изображая лепестки цветка.
5. Массаж стоп ног ребёнка под текст.
Что за ножки, что за ножки
У тебя у нашей крошки ( гладим, растираем)
Ни собачке и ни кошке
Не дадим мы твои ножки ( пощипываем)
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке ( похлопываем ладонями).
6.Учим цвета: зелёный.
7. Аппликация из цветной бумаги «Светофор».
8. Д/игра «Сигналы светофора» (красный-стой, жёлтый- жди, а зелёный свет-иди!)
Занятие №6
1. В альбом: трусы, майка, носки, стирает.
Одевать и раздевать куклу (мишку, зайку). Дать постирать ребёнку его трусы, майку в тазу, чтобы потом он сам прополоскал, выжал , повесил одежду на верёвку и закрепил прищепками. Сначала эти действия необходимо проделывать совместно с ребёнком.
2. Формирование выдоха.
Дуем на шарик для пин-понга через трубочку для коктейлей. Шарик должен катиться по столу.
3. Мелкая моторика
Наши пальчики плясали (крутим пальцами перед собой)
Вот так, вот так,
В кулачки мы их зажали ( сжимаем в кулаки и крутим ими)
Кулачками постучали ( стучим по столу или по ногам)
Вот так, вот так,
До свиданья всем сказали ( машем ладонями)
Вот так, вот так!
4. Угадай, где картинка.
Показываем ребенку и называем картинки, выкладывая перед ним на стол:
Это дом. Это машина. Преворачиваем на глазах у ребёнка картинки, называя их , а потом просим найти нужную картинку. Где дом? Где машина? Ребёнок должен найти картинку и перевернуть её. Если он легко находит две картинки, то можно увеличить их до 3-4 , например: мяч, кошка, часы, носки и т.п.
5. Стихотворение с показом.
Листья в воздухе кружатся ( крутим перед собой кистями рук)
Тихо падают, ложатся ( приседаем и кладём ладони на пол)
6. Нарисовать на листе бумаги трусы, майку, носки и дать раскрасить ребёнку их цветным карандашом или фломастером.
7. Учим цвета: синий.
Занятие № 7
1. В альбом: дом, часы, ключ, очки. Показываем ребёнку эти предметы и объясняем их назначение.
2. Подбираем картинки, где ребёнок спит и плачет. Показывая на первую картинку, читаем текст с показом.
Баю-бай, баю-бай, ( складываем руки на груди и качаем)
Спи скорее, засыпай ( складываем ладошки под щеку и закрываем глаза)
Мальчик плачет и кричит ( пальцами по лицу показываем слёзы)
Пальчик у него болит ( выставляем и показываем пальчик)
3. Мелкая моторика
Тук- тук, я стучу (стучим кулаками по столу)
Новый столик сколочу ( ударяем ладонями по столу)
4. Делаем аппликацию «Дом» из цветной бумаги.
5. Берём губку, мочим её в миске с водой, отжимаем, вытираем со стола, снова мочим, потом отжимаем и т.п.
6. Повторяем цвета: синий и зелёный.
Занятие №8
1.В альбом: банан, яблоко, апельсин, груша.
Обобщающее слово «ФРУКТЫ».
2. Д/игра «Волшебный мешочек». (на ощупь определить фрукт)
3. Стихотворение с движением
Мы кисель варили ( жест « варим» )
Тесто мы лепили ( сжимаем и разжимаем кулачки)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, ( хлопаем)
Слепим мы большой пирог ( разводим руки в стороны)
4. Складываем салфетку пополам, потом ещё раз пополам.
5. Из цветного пластилина лепим желтый банан, красное яблоко, оранжевый апельсин.
6. Текст с крупной моторикой
Снег кружится, снег кружится ( круговые движения двумя руками)
И на землю снег ложится ( приседаем и кладём ладони на пол)
7. Повторяем все цвета.
Занятие №9
1.В альбом: помидор, огурец, морковь.
Обобщающее слово «ОВОЩИ».
2. Д/игра «Волшебный мешочек». (на ощупь определить овощи)
3. Стихотворение с движениями
Тесто мнём, мнём, мнём.
Тесто жмём, жмём, жмём.
Пирожки печём.
4. Лепим из пластилина: красный помидор, зелёный огурец, оранжевая морковка.
5. Д/Игра на классификацию овощей и фруктов. Из чего сварим компот? Из чего сварим борщ?
6. Развитие мелкой моторики. Обвести по шаблону овощи (помидор, огурец, морковку) и выполнить штриховку.
Занятие № 10
1. В альбом: чашка, ложка, вилка, тарелка.
2. Отработка звукоподражания « Ам-ам!» с опорой на картинку.
Говорит собачка «Ам!»
Кошке мясо не отдам!
Ам-ам-ам!
Пришла Маша, села
И всю кашу съела
Ам-ам-ам!
3. Классификация.
В две пустые коробки раскладываем колечки от пирамидки и кубики. Сначала кладём по образцу, потом держим перед глазами ребёнка колечко и кубик и даём инструкцию « Возьми кубик. Возьми колечко и т.п.»
4. Стихотворение с движением
Гули прилетели, на головку сели (машем руками как крыльями, потом опускаем на голову)
Носиком клевали ( указательным пальцем показываем нос)
Крыльями махали (машем руками)
На головке посидели ( руки на голову)
А потом все улетели ( разводим руки в стороны)
5. Учить ребёнка мыть посуду (чашку, ложку, тарелку), держа в одной руке предмет, а в другой губку.
6. Учить собирать картинку, разрезанную на 3-4 части.
7.Обводим рисунок по контуру. Раскрашиваем его.
Занятие № 11
1. В альбом: чайник, кастрюля, сковорода, нож.
Тренировать в быту следующие действия:
— наливать из чайника воду в чашку
— пластиковым ножом резать пластилин или тесто разного цвета (Д/игра «Готовим салат»)
— накалывать на вилку кусочки сосиски, банана.
2. Движения под текст:
Ключик мы возьмём, (берём ключ)
К двери подойдём ( берём за руку ребёнка и идём к двери)
Мы замок откроем ( крутим ключом в замке)
И гулять пойдём ( машем рукой вперёд)
3. Стихотворение с движением
Листопад, листопад, (круговые движения руками)
Листья желтые летят ( крутим кистями)
Листья желтые кружатся (кружимся)
Тихо под ноги ложатся (приседаем и кладём ладони на пол)
Можно выполнять упражнения с листочками.
4. Лепка из солёного теста.
(Лепим прянички из солёного теста круглой или квадратной формы, украшаем крупой/ горохом, фасолью и др./).
Занятие №12
В альбом: стол, стул, шкаф, кровать.
Отработать назначение предметов мебели:
-за столом едим;
-на стуле сидим,
-на кровати спим,
-в шкаф убираем одежду.
Тренировать в быту следующие действия:
— складываем кукольную одежку;
-имитируем глажение кукольной одежки игрушечным утюгом.
Движения под текст:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится. ( в руках бумажные снежинки)
Развитие мелкой моторики рук: сортировка крупы.
Изготовление из спичечных коробков и цветной бумаги игрушечной мебели (стол, стул).
Занятие №13.
В альбом: дудочка, барабан, колокольчик, погремушка.
Имитируем игру на музыкальных инструментах: колокольчик (динь-динь), барабан (бам-бам), дудочка (ду-ду).
Выполнение инструкций: «Возьми колокольчик, позвени им.» «Поиграй на барабане.» «Подуди в дудочку.»
Чтение песенок, потешек (читает учитель), учащийся играет на музыкальных инструментах по ходу чтения.
Разучивание игры-потешки «Ладушки» (под музыкальное сопровождение).
Нарисовать на листе бумаги дудочку, колокольчик и дать раскрасить ребёнку их цветным карандашом или фломастером.
Работа с мозаикой (выкладывание узора по образцу).
Занятие №14
Учим названия действий: птичка –летит, заяц-прыгает, рыба- плывет, змея-ползёт.
Добавить соответствующие картинки в альбом.
Учим понимать и выполнять команды учителя: сядь, встань, топни ногой, хлопни в ладоши и т.д.
Отработка звукоподражания с опорой на предметные картинки. Д/игра «Кто как голос подаёт?»
Собака гав-гав
Кошка мяу-мяу
Корова му-му
Лошадь и-го-го
Развиваем мелкую моторику пальцев рук. «Пальчиковые игры».
Разучивание стихотворения с движениями:
Мы с Андрюшенькой играем
Пальцы все перебираем:
Этот пальчик-толще всех,
Этот пальчик-всех умней,
Этот пальчик- всех длинней,
Этот- прячется в тенек,
Этот пальчик-малышок!
(Несильно педагог разминает подушечки пальцев ребёнку, надавливая большим и указательным пальцами на ноготок).
Упражнение «Бусы». Нанизывание на тонкую леску макарон, сушек, бусинок.
Упражнения по обводке «Обведи свою ладошку». Затем можно придумать забавный рисунок.
Занятие №15
Учим слова-действия: самолёт-летит, машина-едет, кораблик-плывет.
Добавить соответствующие картинки в альбом.
Учим понимать и выполнять команды учителя, закрепляем цвета: «Дай синий кубик. Дай красный кубик. Положи зелёный кубик слева от красного кубика и т.п.»
Закрепление. Отработка звукоподражания: «Кто как голос подаёт?» (с опорой на предметные картинки).
-Покажи корову. Как она мычит?
-Покажи собаку. Как она лает? И т.п.
Упражнения на классификацию диких и домашних животных (разделить картинки на 2 группы). По необходимости помочь ребёнку.
Стихотворение с движениями:
На полянке два жука
Танцевали гопака.
Правой ножкой топ-топ!
Левой ножкой топ-топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Упражнения по обводке «Транспорт». Затем раскрасить цветными мелками.
Занятие №16
Учим части тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, спина.
В альбом добавляем картинку- мальчик.
Учим показывать части тела на кукле, себе.
Стихотворение с движениями:
Раз, два, три, четыре, пять-
Тело будем изучать. (Ребёнок шагает на месте).
Вот спина, а вот животик,
Ножки, ручки, голова, (положить обе руки на голову)
Покачать успел едва.
Шея крутит головой. (покрутить головой)
Ох, устал я! Ой-ой-ой! (руки на щеки)
Учимся одеваться и раздеваться (застёгиваем и расстёгиваем липучки , молнии, клёпки на одежде).
Складывание разрезных картинок из 3-4 частей.
Рисуем пальчиками: «Мимоза»
Занятие №17
Учим части лица: рот, нос, глаза, уши, щёки.
В альбом добавляем картинку- девочка.
Учим показывать части лица на кукле, себе.
Стихотворение с движениями:
Есть у нас на голове:
Уха два и щёчки две.
Носик, ротик и глаза.
Вы запомните, друзья!
Учим выполнять действия: причёсывание волос расчёской, вытирание носа платком.
Шнуровка. Учимся шнуровать ботинок.
Пальчиковая гимнастика.
Светит солнце ярко, ярко (Поднять руки вверх, сжимать и разжимать пальцы)
От цветов пестреет луг. (Хлопать в ладоши)
В небе радуга, как арка, (В воздухе нарисовать радугу)
Из семи лучистых дуг.
Рисование на тему «Полёт в космос».
Занятие №18
1.Вставляем в альбом следующие картинки: мыло, полотенце, расчёска, мочалка, мальчик умывается, мальчик моет руки, мальчик причёсывается.
2. Отработка практических умений: мытьё рук с мылом, вытирание рук полотенцем, расчёсывание.
3. Стихотворение с движениями
Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки.
Намочит их немножко!
Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
4. Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций. (можно посмотреть мультфильм).
5.Разучивание отрывка с движениями:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам, стыд и срам!
6.Нарисовать мыло, полотенце, мочалку и разукрасить.
Комплексные занятия
с учащимся
индивидуального обучения
со сложной структурой дефекта
/1 класс, вариант 9.2/
Разработала: Стасюкевич И.А.
учитель-дефектолог
2017/18уч.год
Источник