Занятие дефектолога с ребенком с задержкой речевого развития
Мария Шилова
Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития
Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
— Активизация словаря (животные, еда).
— Закрепление коммуникативной ситуации приветствия и прощания.
— Научить понимать значение слов,обозначающих пространственные отношения: открой – закрой.
— Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
2. Коррекционно-развивающие:
— Развивать подражание движениям и речи взрослого.
— Развивать общую и мелкую моторику.
— Развивать артикуляционную моторику.
— Развивать коммуникативные навыки.
— Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.
— Развитие правильного речевого дыхания.
— Развитие слухового внимания.
— Развитие ритма (звукоподражаний, выполнение ритмических движений).
— Развивать память, внимание, мышление детей;
3.Коррекционно- воспитательные задачи:
— Воспитывать навыки социального взаимодействия.
— Воспитывать положительное отношение к занятиям.
Материал: игрушки – Медведь, заяц, волк, лиса, ёжик, макет дома, макеты деревьев, макеты пчёл, разноцветные фигурки.
1.Ритуал приветствия:
Взрослый здоровается с ребёнком, подкрепляет приветствие жестом. (Ребёнок здоровается со взрослым, подходит к столу).
2. Сюрпризный момент.
Педагог рассказывает ребёнку о том, что сегодня в гости к нему пришёл медведь Миша. (Здороваемся с Мишей). Показывает дом Миши, с дверью, которую можно открывать и закрывать, демонстрирует это. (Ребёнок здоровается с Мишей. Пробует открывать и закрывать дверь домика).
3. Миша ждёт гостей. Звери идут в Мише в гости (заяц, лиса, волк, ёжик). Идут они по дорожке. Пальчиковая гимнастика «В гости к мишке»
Нас позвали к мишке в гости
(качаем головой,
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по коленкам).
Топ-топ
(ладони хлопают по коленкам,
Прыг-прыг
(кулачки стучат по полу,
Топ-топ
(ладони хлопают по коленям,
Прыг-прыг
(кулачки стучат по полу,
В гости к мишке мы пришли. (Ребёнок видит на ковре стоят игрушки животных. Выполнят пальчиковую гимнастику совместно со взрослым на ковре, пытается проговаривать «топ», «прыг»).
4. Перед ребёнком на столе стоит дом Миши. Ребёнок с Мишей находятся в доме.
Игра «Встречаем гостей»:
Взрослый ставит по–одному животному за дверь и стучит. Взрослый вместе с ребёнком открывают дверь домика (проговаривают совместно «открыли» и «впускают» животное, затем закрывают дверь (совместно проговаривают «закрыли»). С каждым здороваются. (Ребёнок вместе сначала вместе со взрослым, затем сам открывает и закрывает дверь домика и пускает животных с каждым здоровается).
5. Игра «Угостим гостей»:
Перед ребёнком раскладываем 5 картинок (гриб, морковь, рыба, огурец, малина). Просим угостить каждого гостя чем-то, например, дай зайке морковку, дай ёжику гриб. (Ребёнок по инструкции взрослого угощает животных и говорит «на»).
6. «Поиграем с пчёлками»
Педагог берет бумажную пчелу и дует на нее, сложив губы трубочкой, предлагая ребёнку сделать то же самое. (сначала тихо, потом сильно подуть). Все пчёлки улетели У- У — У. Мишка улыбается. Облизывает мёд с верхней губы. (Ребёнок берёт пчёлок, кладёт их на ладошку и дует на неё, губы в трубочке).
7. Ритмическая игра «Прогулка по лесу»:
Взрослый предлагает ребёнку пойти вместе с Мишей и его друзьями погулять. На ковре взрослый раскладывает геометрические фигуры разных цветов (круги, квадраты). Взрослый с ребёнком идут, ритмично топают ногами и проговаривают «Топ-топ-топ-топ». Доходят до ковра, на котором разложены фигуры. Взрослый просит дать Мише только кружочки «Раз, два, три круги собери». (Ребёнок идёт со взрослым и проговаривает «топ – топ – топ». Пытается прыгать ритмично за взрослым 2 или 3 раза. Ребёнок собирает и приносит взрослому только круги, лежащие на ковре).
8. Игра «Проводи гостей»:
Взрослый берёт по — одному животному, прощается с ребёнком, просит открыть дверь и убирает животное, затем просит закрыть дверь (совместно проговаривают слова «открыли», «закрыли, ребёнок выполняет соответствующие действия). Провожают по одному всех гостей. (Ребёнок открывает дверь, прощается и провожает гостей. Подкрепляет слово жестом).
9.Итог: Взрослый хвалит ребёнка и прощается с ним. (Ребёнок прощается с Мишей и взрослым).
Источник
4
Конспект логопедического индивидуального занятия-игры с ребёнком с задержкой речевого развития на тему: «Весёлые зверушки».
Цель: активизация речевого подражания и речевой активности ребёнка
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— активизация речевого подражания;
— научить различать источник звуков, определять животного по голосу;
— научить ребёнка повторять вслед за взрослым знакомые звукоподражания, озвучивая сказочных героев.
Коррекционно-развивающие:
— развивать слуховое внимание и сосредоточенность;
— развивать мимическую и мелкую моторику;
— развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
— воспитывать положительное отношение к животным;
— воспитывать навыки социального взаимодействия.
Оборудование: игрушки (мышь, курица, лягушка, медведь, гусь, корова, кошка, собака, заяц); презентация со звуковым сопровождением голосов животных, развивающая игра «Покорми животных»)
План.
Организация начала занятия. Приветствие.
Сказка «Поспешили-насмешили».
Развитие мелкой моторики «Медведь».
Пальчиковая гимнастика «Киска».
Игра «угощение зверушкам».
Игра «Заяц-медведь».
Игра «Чей голос».
Подведение итогов занятия. Прощание.
Ход занятия:
Организация начала занятия. Приветствие.
Взрослый здоровается с ребёнком, подкрепляя приветствие жестом.
— Маша, посмотри, кто у нас сегодня в гостях.
— Покажи, где собака. Правильно, а как собака разговаривает? (ГАВ-ГАВ).
— Умница, а покажи где у собачки глазки, нос, лапки, уши, ротик.
— Покажи, где мишка. Как мишка ходит? (Ребёнок показывает и проговаривает ТОП-ТОП)
-А кто ещё к нам пришёл? Покажи, где коза? Как коза разговаривает? (БЕ-БЕ).
— Покажи где, кот? А как кот разговаривает? (МЯУ-МЯУ).
-Покажи, где свинья? Как свинья разговаривает? (ХРЮ-ХРЮ).
— Покажи, где гусь? Как гусь разговаривает? (ГА-ГА).
— Покажи, где мышка? Как мышка разговаривает? (Пи-ПИ)
— Покажи, где корова? Как корова разговаривает? (МУ-Му).
— Покажи, где лягушка? Как лягушка разговаривает? (Ква-Ква).
— Покажи, где медведь? Как медведь разговаривает? (ЭЭЭЭЭ).
— Покажи где заяц? Как заяц прыгает? (Прыг-скок).
— Молодец, Маша. Сегодня мы вместе с нашими гостями будем играть, и ещё больше узнаем об их жизни.
2. Сказка «Насмешили-поспешили» (досказывание звукоподражаний животных и птиц по ходу чтения сказки).
— Чтобы больше познакомиться с нашими гостями, давай Маша расскажем им интересную сказку. Я буду рассказывать, а ты мне помогать.
Прискакала как то раз лягушка к медвежьему дому. Заквакала перед окном: -Ква,ква,ква, я к вам в гости пришла! Прибежала мышка, запищала: -Пи,пи,пи, пироги вкусны, говорят! Пришла курочка и говорит: — Ко,ко,ко, корочки, рассыпчаты, говорят! Приковыляли гуси и гогочут: — ГА,га,га, горбушку бы поклевать! Корова пришла: — Му,му,му, мучное пойлище пью! Тут медведь из окна высунулся и зарычал: — ЭЭЭЭ. Гости и разбежались. Да зря, трусишки поспешили. Медведь хотел сказать: — Всем рад! Заходите, пожалуйста.
— Вот и сказке конец, тебе понравилась сказка? И нашим гостям понравилась. Звери поспешили и всех насмешили. А если б не испугались и выслушали медведя, то могли бы побыть в гостях у медведя.
3. Развитие мелкой моторики «Медведь».
— Маша, гости предлагают нам с тобой, обвести по точкам медведя. (Девочка обводит по точкам медведя).
4. Пальчиковая гимнастика «Киска».
— Чтобы, наши пальчики отдохнули, давай поиграем вместе с нашими гостями в игру «Киска». Я буду показывать, а ты повторяй.
Киска, киска, киска брысь (машем рукой, прогоняя воображаемую киску),
На дорогу не садись (погрозить пальцем),
Наша деточка пойдёт (указательный и средний пальцы, как ножницы, шагают по столу),
Через киску упадёт.
5. Игра «Угощение зверушкам».
— Наши гости хотят подкрепиться, давай Маша приготовим им угощение и покормим.
Перед ребёнком лежит дидактическая игра «Угощение зверушкам», сделанная своими руками из спичечных коробок. На коробке наклеено животное, а в коробке еда. Все коробки перемешаны. Ребёнок должен подобрать еду каждому животному и вставить в коробку.
— Корове-траву, кошке-рыбу, собаке-кость, козе-капусту, медведю-малину, зайцу-морковь, курице-зерно.
— Молодец, Маша, наши гости довольны и говорят тебе спасибо, всё было очень вкусным.
6. Игра «Заяц-медведь».
— А теперь можно и порезвиться. У зайчика есть друг медведь. Медведь ходит вот так (ТОП-ТОП-ТОП)- медленно (педагог показыват, ребёнок повторяет). А зайчик бегает вот так (бег на месте) быстро (прыг-скок). Если я скажу медведь, мы будем идти медленно (ТОП-ТОП), а если скажу заяц, то быстро (прыг-скок).
7. Игра «Чей голос».
— Теперь, Маша, поиграем с нашими гостями прятки. Только ты должна их найти, но чтобы тебе было легче это сделать, зверушки будут издавать голос, а ты будешь узнавать кто это. (Ребёнку включают запись с голосами животных, а ребёнок должен показать картинку).
— МУУУУУУ, кто это Маша? (Ребёнок показывает корову).
— БЕЕЕЕЕЕ, кто это? (коза).
-МЯУ,МЯУ, кто это (кошка).
— ГАВ, ГАВ, кто это? (собака).
— ИГО,ГО,кто это? (Конь).
— Хрю,хрю, кто это? (Свинья).
— Пи,пи, кто это? (мышка).
— Молодец, Маша, ты нашла всех животных.
— А теперь, слушай и повторяй, как разговаривают между собой медведь и медвежонок. Большой медведь рычит низким голосом: ЭЭЭЭЭЭЭ, а медвежонок отвечает ему тоненьким голосом: ЭЭЭЭЭЭ. (Ребёнок повторяет вместе с педагогом).
8. Подведение итогов. Прощание.
— Ну вот и всё. Тебе понравилось играть с нашими зверушками? Наши гости устали и хотят домой. Давай попрощаемся с ними. (Ребёнок складывает в коробку животных, проговаривая звукоподражания и прощается, подкрепляя слово жестом).
Педагог хвалит ребёнка и прощается с ним.
Источник
Клебанова Мария Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет
Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы.
Цель занятия: развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания)
Коррекционно-образовательные задачи:
— развивать активное воспроизведение гласных звуков и рядов;
— учить выполнять инструкции логопеда;
— развивать слухоречевую память;
— развивать фонематический слух (подготовительный этап);
— формировать направленную воздушную струю;
— уточнять и обогащать пассивный (номинативный) словарный запас по теме «Животные».
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);
— развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис.
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, познавательный интерес.
Оборудование: фигурки животных, ватные шарики, геометрический счетный материал, фигурные палочки для канапе, карточки с изображением животных.
Ход занятия:
1. Орг. момент: Здравствуй, Аня. Посмотри, кто у нас сегодня на занятии! Это ки-са! Как киса говорит? (Мяу). А это пёс. Как пёс говорит? (Ав). А это? Мышь. Как мышь пищит? (Пи)
Давай поиграем с ними сегодня.
2. Развитие фонематического слуха. Игра «Кто пришёл?»
Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.
А пёс так: //-/
А мышка так: //-//.
Угадай, кто так постучал.
(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)
3. Дыхательная гимнастика «Птенчики».
Логопед: Что у меня в руках? (Ва-та).
Давай я сделаю из нее птенчиков. (Логопед катает из ваты два маленьких шарика)
Смотри, птенчики живут в гнезде. Сделай такое же гнездо.
(Ребенок складывает ладони «лодочкой».)
Птенчики хотят летать. Давай им поможем. Дуй.
(Сначала ребенок делает слабый выдох — птенчики боятся, теперь сильный — птенчики научились летать)
Упражнение повторяется 3-4 раза.
4. Развитие артикуляционного праксиса. Игра «Угадай кто?»
Логопед предлагает ребенку посмотреть на палочки (для канапе) и запомнить фигурки.
Логопед: Теперь закрой глаза, открой рот и язычком оближи фигурку. Потом открой глаза и догадайся, кто это был?
(ребенок выполняет действие и выбирает из 3 фигурок нужную)
5. Физминутка (развитие ручного праксиса)
Кулачок-ладошка
Мы ползем как кошка!
(Ритмично сжимаемразжимаем кулачки на столе — сначала обе руки вместе, затем попеременно)
6. Воспроизведение рядов гласных (логоритмика):
Логопед: Посмотри и сделай как я:
— Руки вверх — А, руки в стороны — У, руки вниз — И
(Важно повторение сразу трех звуков с движениями)
— Молодец!
— Теперь давай построим дорогу для кисы. Она пойдет домой. Помоги ей.
(Логопед начинает выкладывать геометрические фигуры на столе в последовательности: круг, квадрат, треугольник. Ребенок продолжает эту цепочку)
Логопед: Теперь ставь киску на фигурку и произноси звуки: круг-А, квадрат — И, треугольник — У.
(Ребенок запоминает последовательность, перемещает фигурку, одновременно произнося звуки: А, И, У)
— Молодец! Дом! Ки-са до-ма!
7. Развитие слухоречевой памяти:
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, с изображением животных (кошка, мишка, собака, заяц, слон, мышка).
Логопед: Дай мне:
— Собаку и зайца
— Кошку и мышку
— Слона, мишку и кошку и т. д.
8. Итог занятия.
— Как же мы здорово с тобой поиграли! Давай скажем нашим животным: Пока! (ребенок показывает жестом, либо произносит)
Ты придешь еще поиграть? (Да)
Источник
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца
: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма); -
8–9 месяцев
: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов); -
1 год
: ребенок очень тихий, почти не издает звуков; -
1,5 года
: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать; -
2 года
: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова; -
2,5 года
: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов; -
3 года
: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия
— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом
. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия
. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник