Закономерности речевого развития ребенка раннего возраста

Закономерности речевого развития ребенка раннего возраста thumbnail

Процесс
развития речи представляет собой
усвоение ребенком языка и использование
его для разных целей – общения, познания,
усвоения опыта и т.д. Развитие речи у
детей происходит в нескольких направлениях:
восприятие и понимание речи других
людей, развитие собственных речевых
возможностей, использование речи для
общения, познания и саморегуляции.
Развитие речи осуществляется в рамках
общего процесса развития ребенка и не
может быть от него отделено. Развитие
речи строится на основе уже развитых у
ребенка психических функций, становясь,
в свою очередь, основой для развития
других психических функций. Так, процесс
развития речи неотделим от общения
ребенка с окружающими, его двигательной
и познавательной активности. Предпосылкой
развития речи является созревание и
работа головного мозга ребенка, в котором
прижизненно складывается сложная
мозговая локализация речевых процессов.

В
работе Т.Н. Трефиловой [26] были обобщены
результаты исследований развития
детской речи, проведенные еще в ХХ веке.
В этих исследованиях были выделены
условия, ускоряющие или замедляющие
процесс развития речи. К условиям,
способствующим скорейшему усвоению
родного языка, был отнесен широкий круг
разнообразных явлений, среди которых:
принадлежность к имущим слоям и
интеллигенции; наличие старших братьев
и сестер; женский пол; общество сверстников;
наличие в окружении ребенка лиц с
правильной литературной речью; специально
приспособленная к ребенку речь взрослых
(признаками подобной речи являлись
внятность, отчетливость, слегка
замедленный темп); благоприятная
эмоциональная поддержка взрослыми
первых самостоятельных речевых проявлений
ребенка; специальное целенаправленное
воспитание речи в семье; образование
родителей; посещение детского сада.
Условиями, замедляющими темп речевого
развития, считались низкое социальное
положение; более раннее развитие
опорно-двигательного аппарата; отсутствие
братьев и сестер; наличие речевой
патологиий у взрослых, окружающих
ребенка; задержка умственного развития
у ребенка; наличие местных диалектов.

Если
обобщить все имеющиеся в современной
науке данные, то можно утверждать, что
для нормального речевого развития
ребенка должны соблюдаться следующие
анатомо-физиологические условия:


сформированность и нормальное
функционирование тех мозговых структур,
которые отвечают за речевые функции;


сформированность и нормальная работа
слухового, зрительного, кожно-кинестетического
анализаторов: слуховой анализатор
необходим для восприятия звучащей речи,
так как в обычных условиях человек
использует звучащую речь для общения;
зрительный анализатор необходим для
восприятия движений речедвигательного
аппарата (губ, языка) и для восприятия
мимики, сопровождающей речевое
высказывание; кожно-кинестетический
анализатор необходим для ощущения
движений губ и языка при построении
собственных речевых движений;


сформированность и нормальная работа
интегративных зон головного мозга,
отвечающих за понимание грамматических
конструкций, за способность установления
связей и отношений между предметами и
явлениями, за программирование речевого
высказывания;


сформированность двигательной системы:
для производства речевых движений
требуется слаженная работа мышц губ и
языка;


слаженная, скоординированная работа
мышц дыхательного, голосового и
артикуляционного отделов речевого
аппарата; скоординированная работа
слухоречевой, зрительной и речедвигательной
зон головного мозга (человека должен
говорить, производить руками движения
письма в соответствии с тем, что он
слышит или видит и т.д.).

Для
осуществления нормального речевого
развития ребенка необходимо создание
определенных психолого-педагогических
условий:


активное речевое общение в системе
«ребенок – взрослый», включенное в
повседневную жизнедеятельность ребенка;


целенаправленная работа взрослых по
развитию речи у детей: предъявление
ребенку правильных речевых образцов,
стимулирование речевых проявлений
ребенка, формирование у него потребности
в речевом высказывании.

Развитие
речи у ребенка

начинается с момента его рождения и
проходит длительный и сложный путь,
прежде чем ребенок станет существом
говорящим и носителем родного языка
[33]. Ребенок рождается с уже готовыми
предпосылками речевого развития:

1)
он предпочитает фиксировать взглядом
сложно организованные фигуры, напоминающие
лицо человека;

2)
может имитировать мимику взрослого
человека (вытягивать губы, открывать
рот) уже в первые дни после рождения;

3)
слух новорожденного настроен на
восприятие речи, так как диапазон
восприятия частоты звуков соответствует
наилучшему восприятию именно человеческой
речи;

4)
у ребенка имеется врожденный сосательный
рефлекс, а сосание способствует развитию
речедвигательного аппарата.

Понимание речиначинается с фиксации
ребенком взгляда на лице взрослого в
момент произнесения им звуков, что
наблюдается уже в полтора–два месяца.
Напятом месяцепоявляется реакция
ребенка на изменение интонации голоса
матери, изменяется и поведение ребенка
в ответ на различные интонации голоса,
даже если речь не обращена непосредственно
к ребенку.

Еще в первом полугодии жизни у ребенка
появляется координация между восприятием
звука человеческого голоса и зрительным
образом источника звука, то есть ребенок
стремится увидеть источник звука
(зрительно-слухо-моторные координации).После семи месяцевжизни у ребенка
появляется реакция на слово: он связывает
название предмета с самим предметом,
причем это относится к одушевленным и
к неодушевленным предметам, находящимся
в непосредственном окружении ребенка.
Когда ребенок слышит название предмета
или имя человека, он ищет названный
предмет или человека взглядом. При
появлении реакции на слово происходит
быстрое накопление пассивного словарного
запаса у ребенка, то есть увеличивается
количество названий предметов и имен
людей, которые он ищет при их назывании.
Однако ребенок нуждается в постоянном
подкреплении названных слов, так как
их следы в памяти еще очень нестойкие.
Одновременно у ребенка появляется
интерес к звукам речи, к внешне наблюдаемым
проявлениям говорения, так как он
внимательно смотрит на губы говорящего
человека, и это является предпосылкой
для появления собственной речи.

С
10 месяцев

ребенок понимает не только отдельные
слова, но и простые фразы. Он уже способен
не просто найти названный предмет
взглядом, но и выполнить названное
взрослым действие (пока-пока, ладушки).
К концу первого года жизни ребенок
начинает воспринимать внеситуативную
речь, то есть речь, не включенную в
конкретную ситуацию общения, так как
он слушает рассказ об отсутствующих
людях, хорошо знакомых ему.

Читайте также:  Центр развития ребенка будущий гений

В
раннем возрасте (от 1 года до 3 лет)
происходит интенсивное развитие речи
детей, что связано с новым содержанием
общения ребенка со взрослым, стремлением
ребенка «приладить» свою речь к речи
взрослых, и освоением ребенком
разнообразных действий с предметами.
В первом полугодии второго
года жизни

увеличивается количество действий,
которые ребенок выполняет по словесной
просьбе взрослого, причем действие
выполняется только в конкретной бытовой
ситуации в окружении знакомых ребенку
предметов.

В
возрасте 1
года 10 месяцев

ребенок понимает вопросы, относящиеся
к его собственным действиям в прошлом,
и может воспроизвести эти действия. В
возрасте 2-х
лет
ребенок
уже понимает сообщение о действиях,
обращенных в будущее. Ребенок уже может
слушать и понимать сообщения, выходящие
за пределы непосредственной ситуации
общения, и с этого возраста речь выполняет
функцию познания окружающего мира.

Развитие
активной речи

начинается с произнесения ребенком
первых звуков, которые вначале включены
в структуру плача или крика. Эти звуки
отражают внутренние состояния ребенка.
Развитие активной речи происходит в
связи с развитием общения ребенка со
взрослым, а звуки речи выступают как
средство общения. Как результат появления
потребности в общении ребенок начинает
произносить звуки, обращенные ко
взрослому. Вначале это преимущественно
гласные звуки, произносимые мелодично
и с разной интонацией. Такой вид речи
ребенка называется гулением, и оно
преобладает в первом полугодии жизни,
причем оно не зависит от того, в какой
языковой среде развивается ребенок –
дети всех народов гулят одинаково.
Интересно, что гуление наблюдается и у
детей с нарушением слуха, у неслышащих
детей, и это свидетельствует о том, что
гуление развивается независимо от
слышимой ребенком речи. Ребенок использует
гуление как средство общения со взрослым,
и в этот период он уже способен вести
«диалог» со взрослым, вступая в общение
с ним попеременно.

Во втором полугодии жизни у ребенка
появляются в речи звуки родного языка,
которые он усваивает, слушая речь
окружающих. Ребенок также начинает
подражать самому себе, намеренно
употребляя звуковые комплексы, что
свидетельствует об установлении связей
между слухом и артикуляциями.

Ребенок
начинает произносить отдельные слоги,
то есть сочетания гласных и согласных
звуков, а затем складывать отдельные
слоги в цепочки слогов. К
9 месяцам
в
речи ребенка появляются сочетания
слогов, которые напоминают слова (ба-ба),
но истинными словами они еще не являются,
поэтому называются псевдословами.
Псевдослова ребенок не связывает с
конкретным человеком или предметом, а
произносит в любой ситуации.

В
конце первого года
жизни
в речи ребенка появляются первые
настоящие слова, всего до 3–5 слов, среди
которых имена близких, звукоподражания,
название пищи (мама, папа, ням-ням, дай
и т.п.). С этого начинается автономная
речь
, которая
резко отличается от речи взрослых
фонетическими характеристиками, то
есть составом звуков речи, и многозначностью
первых слов, когда каждый звук, слог или
слово могут обозначать несколько
предметов или действий одновременно.

Развитие
активной речи в раннем возрасте
происходит
по следующим направлениям: 1) развитие
фонематического слуха; 2) накопление
словарного запаса; 3) становление
грамматического строя.

На
протяжении раннего возраста ребенок
учится воспроизводить все фонемы,
стремясь соответствовать требованиям
взрослых и речи взрослых, однако их
правильное воспроизведение наблюдается
только в дошкольном возрасте. К концу
раннего возраста речь детей приближена
к речи взрослых, сохраняется лишь общая
смягченность детской речи.

Перелом
в развитии словаря детей происходит в
1,5 года
, когда
резко возрастает количество произносимых
ребенком слов как самостоятельно, так
и по просьбе взрослого, а также появляются
вопросы ребенка о названиях предметов.
После полутора лет появляются двухсловные
фразы, как правило, сочетающие название
предмета и действия. К
2 годам

словарный запас достигает 300 слов, а к
3 годам
– до
1500 слов. Ребенок употребляет все части
речи, кроме причастий и деепричастий,
которые редко встречаются и в обыденной
речи взрослых.

Перелом в развитии грамматического
строя речи происходит в 2 года.Этот
переход связан с овладением ребенком
морфологией и синтаксисом родного
языка, пониманием флексивной структуры
языка. Этот перелом свидетельствует о
«прилаживании» речи для целей общения,
для выполнения предметных действий в
сотрудничестве со взрослыми. Действие,
выполняемое ребенком, отражается в его
речи, поэтому ребенок осваивает систему
грамматических средств для обозначения
в речи разнообразных вариантов действий
с предметами. Поэтомук 3 годамребенок правильно использует падежные
окончания существительных и прилагательных,
глагольные формы, в речи появляются
предлоги и союзы. Это позволяет ребенку
выразить в речи различные отношения
между предметами и людьми: предметные
отношения, направления действия,
орудийность действия, отношения
совместности, подчиненности,
последовательности, отношения между
предметом и действием, предметом и его
качествами. В своей речи ребенок
пользуется простыми и сложными
предложениями, построенными по законам
грамматики родного языка.

Во второй половине раннего возрастаребенок демонстрирует активное отношение
к речи: он любит играть с определенными
частями слов, понимая функции суффиксов,
приставок, создает собственные слова
на основе интуитивного усвоения законов
словообразования. Речь также начинает
выполнять интеллектуальную функцию,
являясь средством осуществления
мыслительной деятельности, используется
для формирования обобщений, а также для
осуществления функции планирования
замысла. С помощью речи ребенок впервые
начинает управлять собой в трудных для
него ситуациях.

К
концу раннего возраста ребенка можно
назвать полностью говорящим существом,
у него появляются также регулирующая
и интеллектуальная функция речи.

Для правильного понимания и оценки
уровня речевого развития дошкольника
дефектологи часто используют «Схему
системного развития нормальной речи»,
предложенную А.Н. Гвоздевым
(см. [23]).

Читайте также:  Теоретические основы формирования и развития личности ребенка

В дошкольном возрасте (от
3 до 6–7 лет) у ребенка развиваются
большинство видов и функций речи. К ним
относятся диалогическая и монологическая,
ситуативная и контекстная (выполняют
коммуникативную функцию), эгоцентрическая
и внутренняя речь (выполняют планирующую
и интеллектуальную функции), элементы
письменной речи (функция освоения
общественно-исторического опыта);
осваивается также номинативная функция
речи (ребенок узнает названия предметов
и отделяет название от свойств предметов).

В возрасте 5–7 лет начинает
формироваться внутренняя речь, под
которой понимается использование языка
вне процессов коммуникации. Внутренняя
речь проявляется во внутреннем
проговаривании, или в «речи для себя»,
в процессах мышления, в планировании
своей деятельности. Предтечей внутренней
речи является «эгоцентрическая» речь,
которая имеет внешнее выражение, но
выполняет функции внутренней речи.

К концу дошкольного возраста
(6–7 лет) ребенок становится носителем
родного языка, то есть он уже осваивает
родной язык с его основными и самыми
тонкими закономерностями, а также
использует собственную речь для целей
общения, познания мира и управления
своим поведением. Ребенок начинает
также осознавать словесный состав речи
и понимать законы ее построения.
Дошкольник очень чуток к языковым
явлениям, он склонен к словотворчеству
и словообразованию.

Младший школьный возрастявляется
периодом овладения ребенком письменной
речью в ее двух формах – чтением и
письмом. Он осваивает буквы родного
языка, учится их читать и изображать,
составлять из букв слова, а из слов –
предложения, выражать мысли с помощью
письменной речи. Одновременно он учится
читать слова и предложения и понимать
смысл прочитанного. В этот период
формируется контекстная речь и
монологическая речь, когда ребенок
овладевает литературным языком и
свойственными ему грамматическими
конструкциями (А.Н. Корнев). В речи ребенка
появляются сложные синтаксические
конструкции, передающие причинные,
условные, пространственные отношения.

В дальнейшем ребенок совершенствует
свою устную и письменную речь, овладевает
все более богатыми возможностями родного
языка и использует речь при освоении
учебных предметов, в учебно-профессиональной
деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Раннее детство является сензитивным периодом для развития речи. Вначале раннего возраста ребенок оперирует так называемой «автономной» речью – своеобразной детской речью, значительно отличающейся от взрослой речи по звуковой форме и смыслу. Ребенок употребляет слова, совсем не похожие на соответствующие слова взрослых, слова-обрывки слов взрослых, слова-искажения, звукоподражательные слова. Автономная речь характеризуется аграмматичностью, многозначностью и ситуативностью. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминают ряд бессвязных восклицаний. Обычно в течение полугода автономная речь достаточно быстро трансформируется и исчезает. Слова «автономной» речи заменяются словами «взрослой» речи. Быстрая замена «автономной» речи возможна только при условии полноценного общения ребенка со взрослым.

Осваивая речь, дети овладевают ее фонетической стороной. Произнесение слов постепенно становится более правильным, чему способствует усвоение звуков родного языка. Овладение звуковой системой языка включает два взаимосвязанных процесса:

  • • формирование фонематического слуха (раньше возникает различение гласных, затем согласных – твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих);
  • • формирование произнесения звуков речи.

При благоприятных условиях воспитания к концу раннего возраста ребенок усваивает все основные звуки языка. Основные закономерности речевого развития представлены в табл. 6.1. Однако следует иметь в виду, что этапность становления речи и временны́е границы этапов достаточно условны, у многих детей отмечаются значительные индивидуальные различия в развитии речи.

Таблица 6.1

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Показатель речевого развития

Приблизительный возраст появления

Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п.

1 год 2 мес.

«Говорит на своем языке» – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации. Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя». Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: «а», «о», «у», «и», «м», «п», «б», «к», «г», «дь», «ть», «нь», «ль», «сь». Например: «мама», «ляля», «дя», «дай», «ня», «на» и т.д.

1 год 6 мес.

Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» (киса)…

1 год 8 мес.

Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: «тетя», «катя», «синя» (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный.

1 год 10 мес.

Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из двух слов: «Мама, дай», «Баба, ди» (Баба, иди). Пытается произносить трех-, четырехсложные слова. Например: «алясе» (хорошо), «павозик» (паровоз)… Среди произносимых звуков появляются «н», «т», «д».

2 года

Повторяет за взрослым простые предложения из трехчетырех слов. Строит предложения из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: «Это моя миська болъсей» (Это мой большой мишка).

2 года 6 мес.

Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения: «Когда папа мой придет с работы, мы падем гулять».

В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки «с», «л», «ы», «в», «р», «3».

3 года

Достаточно быстро возрастает количество понимаемых ребенком слов – пассивный словарь. К двум годам у детей отмечается понимание практически всех слов, произносимых взрослым относительно предметов окружающей обстановки. Понимание ребенком инструкций взрослого дает возможность управлять его поведением с помощью речи. На протяжении раннего возраста происходят существенные изменения в понимании речи: дети понимают не только инструктивную речь взрослого, но и речь-рассказ. Начало развития активной речи ребенка зависит прежде всего от особенностей взаимоотношений взрослых и ребенка, от характера общения между ними. Если окружающие мачо разговаривают с ребенком, не стимулируют активное использование слов, может наблюдаться задержка в речевом развитии.

Читайте также:  Характеристика психоаналитического подхода к развитию ребенка

При благоприятных условиях воспитания значительный сдвиг в развитии речи ребенка чаще всего отмечается в середине второго года жизни, когда одновременно с возрастанием количества употребляемых слов появляются первые предложения, состоящие из двух-трех слов. В большинстве случаев они состоят из слов, которые объединяются в одно предложение без изменений их формы. В двухсловных предложениях связи между словами чаще всего бывают двух типов: субъект и его действие («кукла спит»), действие и объект действия или место действия («дай яблоко»).

Активная речь ребенка включена в его деятельность, часто сопровождая действия с предметами, игрушками. В связи с усложнением общения со взрослыми значительно расширяется словарь ребенка. Возрастает устойчивость значения слов и ясность выраженности предметной отнесенности. С конца второго года начинается новый этап в речевом развитии ребенка, предполагающий усвоение грамматического строя речи. Значительно увеличивается запас слов, в словарном составе есть практически все части речи и типы предложений (сложные бессоюзные и союзные).

На третьем году жизни значительно возрастает речевая активность ребенка, отмечается расширение круга общения, ребенок начинает общаться не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Возрастает речевая активность детей в игре и самостоятельной деятельности. Отмечается повышение интереса детей к речи взрослых. В раннем детстве речь напрямую связана с практической деятельностью ребенка и с конкретной ситуацией, связанной с общением. Ребенок чаше всего выполняет действия или совместно со взрослым, или при его помощи. Такое взаимодействие придает речи форму диалога, т.е. прямых вопросов и ответов ребенка и взрослого. Диалогическая речь обусловлена тем, что деятельность ребенка в своих основных компонентах еще тесно связана с деятельностью взрослых. Благодаря диалогической речи происходит активное освоение грамматического строя родного языка.

В отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве ясно обозначаются два периода.

  • • Первый – от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. И в нем отчетливо выделяются две стадии:
    • а) однословные предложения (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.);
    • б) предложения, состоящие из нескольких слов, главным образом двухсловные (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.).

Практический пример

Ира Г., 1 год 6 месяцев. Использует в речи слова: «ба» – собака, «ка» – каша, «пу» – капуста, большое количество звукоподражаний: «би-би» – машина, «ав-ав» – собачка. Использует в речи двухсловные предложения: «ляля бух» (девочка упала), «мама ам» (мама ест), «мика бай» (мишка спит) и др.

  • • Второй период – от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это время усвоения грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Наблюдается быстрый рост разных типов простого и сложного предложений, члены которых получают выражение в синтаксических средствах языка. В пределах этого периода намечаются три стадии:
    • а) формирование первых форм (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);
    • б) использование флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.);
    • в) усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 мес. – 3 года).

Овладение грамматической системой языка осуществляется преимущественно при использовании в речи предложений. В середине третьего года жизни ребенка обычно наблюдается возникновение первых сложных предложений. Одним из критериев развития связной речи может являться использование союзов. В возрасте от двух лет четырех месяцев до двух лет шести месяцев сложные союзные предложения редко используются. К концу раннего возраста дети начинают употреблять целый ряд союзов: и, а, а то, когда, как, только, значит, потому что, где, чтобы, зато, который, какой. Из всего числа союзов, употребление которых наблюдается у детей до поступления в школу, на этапе раннего детства усваивается около 40%. Уже в рамках диалогической речи у детей значительно возрастает ее связность, что позволяет выражать многие отношения и взаимосвязи окружающего мира. К концу раннего возраста дети усваивают почти все падежи и все предметные отношения, выражающиеся с их помощью. Интенсивное усвоение падежных форм обусловлено особенностями деятельности детей раннего возраста, активным овладением способами использования предметов. Первоначально происходит усвоение речевых форм, которые обозначают отношения объекта действия, орудия, цели, отношения лица, к которому адресовано движение, а также отношения совместности выполняемого действия. Данные категории непосредственно связаны с содержанием предметной деятельности детей раннего возраста и с тем, что она выполняется совместно со взрослыми. Более раннее усвоение именно надежных форм, выражающих межпредметные отношения, свидетельствует о значении предметной деятельности как ведущего вида деятельности в раннем возрасте и подчеркивает значимость общения со взрослыми для речевого развития.

Таким образом, в раннем возрасте происходит интенсивное развитие в двух основных формах: импрессивной (восприятие звучащей речи и понимание ее смысла) и экспрессивной (процесс воспроизводства устной речи). Первоначально речь развивается как средство общения со взрослым, в дальнейшем становится средством мышления и саморегуляции. Выполнение речевых инструкций взрослого можно считать первой формой произвольного поведения ребенка. Развитие речи создает условия для преодоления ситуативности в деятельности ребенка.

Источник