Характеристика психоаналитического подхода к развитию ребенка

Структура
личности по Фрейду. В структуре личности
три подструктуры:

  • ИД
    — Оно

  • ЭГО
    — Я

  • СУПЕРЭГО
    — Сверх я.

Ид
— вместилище страстей (влечения и
инстинкты). Вне морали. Главная функция
— побуждения. Главное влечение — либидо
— сексуальное влечение. Сексуальность
— все, отчего мы получаем удовольствие.
В сексуальной потребности два инстинкта:
инстинкт жизни; инстинкт смерти (тонатос).
Ид — источник активности. Ид — биологическая
подструктура.

Суперэго
— формируется при жизни под влиянием
общества. Социальная подструктура —
совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые
образцы — родители. Основные функции —
контроль, наказание.

Эго
— прижизненное образование. Основная
функция — помирить ид и суперэго. Эго —
подчиняется принципу реальности. Слуга
трёх господ — суперэго, ид и реальность.

Согласно
Фрейду: Источник психического развития
— влечения и инстинкты. Ребёнок рождается
с определённым запасом энергии либидо.
Ребёнок удовлетворяет либидо —
прикосновениями. Детская
инфантильная сексуальность лежит в
основе взрослой, но не предопределяет
её
.

Развитие
— есть преобразование и перемещение
сексуальной энергии по разным эрогенным
зонам
.

Эрогенные
зоны

— области тела чувствительные к стимулу.

Психологическое
развитие в виде психоаналитических
стадий:

предгенитальные:

  1. оральная;

  2. анальная;

  3. фаллическая;

с
пубертатом:

  1. латентный
    период;

  2. генитальная.

Психосексуальное
развитие — биологически детерминированная
последовательность, развёртывающаяся
в неизменном порядке и присущая всем
людям независимо от культурного уровня.

Развитие
биологически предопределено. Фрейд
считал, что влияние социума проявляется
в долговременном вкладе — приобретённые
установки, черты, ценности. Термин “
психосексуальное
подчёркивает, что главный фактор развития
— сексуальные инстинкты.

Два
фактора, влияющие на развитие: фрустрация;
сверхзаботливость.

Фрустрация
— сексуальные
потребности ребёнка пресекаются
родителями или воспитателями
возникает не получение удовлетворения,
на последующих стадиях может развиться
депрессия, могут развиться черты
характера, привычки.

Сверхзаботливость

ребёнку не предоставляется возможность
самому управлять своими действиями,
впоследствии может развиться зависимость
и некомпетентность.

Остаточное
поведение

— при фрустрации и сверхзаботливости
накапливается либидозная энергия,
которая может позже проявиться в
остаточных
явлениях,
чертах характерных для той стадии, на
которой они появились.

Регрессия
— возврат на более раннюю стадию
психосексуального развития. Например,
взрослый реагирует на стресс слезами;
сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация
— задержка или остановка на определённой
психосексуальной стадии.

Оральная
стадия
(0
— 1,5 г.).

От
рождения — до прекращения кормления
грудью. Основной источник удовольствия
— кормление. Губы, рот — главное
сосредоточение активности младенца
(эрогенные зоны).

Остаточное
поведение — жевательная резинка, курение,
переедание, поцелуи, грызение ногтей.
Главная
задача — формирование зависимости и
независимости от других людей.

Со временем материнская грудь замещается.
Оральная стадия состоит из двух фаз:

  1. ранняя
    (0
    — 0,5 г.) — основное либидозное действие
    — сосание;

  2. поздняя
    — основное действие — укус.

Сосание
— сексуальное проявление ребёнка. На
основе либидозных действий происходит
закрепление инстинктов Ид.

Аутоэротическая
стадия

(сосание пальца). Ребёнок не отделяет
собственные ощущения и объект, который
эти ощущения вызывает.

Укус
— агрессивный характер.

Орально
— садистическая фаза
.
Запрещают кусать грудь, возникает
конфликт. У
новорождённого Ид — единственная
существующая субстанция
.
На второй стадии (поздней) от Ид начинает
отделяться Эго. Первое познание мира
происходит через мать, разделение
объекта и ощущения начинается с наказания.
Эго
и Ид в постоянном конфликте
.

На
оральной стадии ребёнок живёт в состоянии
невинного
нарциссизма
.

Сон
— глобальное нарциссалическое состояние.
Биологическая связь с матерью создаёт
потребность быть любимым, это на всю
жизнь.

Если
ребёнок не получает удовлетворение
потребностей этого периода — может
возникнуть задержка или остановка.

Согласно
психоаналитической теории отлучение
ребёнка от груди связано с большими
трудностями, установлено, чем сложнее
отлучение, тем сложнее конфликты на
следующей стадии.

В
первой половине младенчества (на ранней
оральной стадии) недостаток удовлетворения
либидо может привести к возникновению
орально
— пассивного типа личности
.
Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий
материнского отношения от других,
одобрения любой ценой. Доверчивость,
пассивность, незрелость.

На
поздней стадии (орально — садистической)
— любовь к спорам, пессимизм, цинизм,
сарказм, стремление доминировать над
людьми, склонность к эксплуатации.

Анальная
стадия

(1,5 — 3 г.).

Эрогенная
зона в области ануса. Дети получают
удовольствие от задержки и выталкивания
фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие
от напряжения анального сфинктера.
Встречается с запретами — внешний мир
барьер, который должен преодолеть
ребёнок. На этой стадии полностью
образована инстанция Эго. Эго
уже контролирует Ид
.

За
неопрятность ребёнок боится потерять
любовь родителей. Появляются зачатки
Суперэго.

Фрейд
полагал, что важным в управлении
кишечником является то, как родители
приучили ребёнка к горшку. Здесь берут
своё начало все регуляции. Две основные
тактики родителей:

  1. а)
    тактика
    “ негибких требований”

    — родители требуют немедленного
    выполнения команды ребёнок, может
    отказаться и, начнутся запоры, а если
    удерживание часто возникает распространение
    на другие сферы.

Анально
— удерживающий тип личности

— упрямство, скупость, пунктуальность,
аккуратность, склонность к коллекционированию.

  1. б)
    родительская строгость может породить
    анально
    — выталкивающий тип личности

    — склонность к разрушению, враждебность,
    садистические наклонности в любовных
    отношениях — партнёр объект обладания.

Читайте также:  Консультация психолога родителя о развитии ребенка

Это
были неправильные тактики.

2)
поддерживающая
тактика

— родители хвалят ребёнка, возникает
позитивный тип, творчество.

Фаллическая
стадия

(3 — 5, 6 лет).

Пик
детской сексуальности
.
Эрогенная зона — гениталии. Рассматривание
органов, манипулирование, заинтересованность
к вопросам пола, половых отношений,
фантазии, чаще всего представления не
верные. Дети этого возраста воспринимают
половой акт, как агрессивные действия
отца в отношении к матери. Если до этой
стадии сексуальность — аутоэротичность,
эротичность, теперь предметно. Свои
привязанности к взрослым людям, к
родителям. Привязанность мальчика к
матери — Эдипов
комплекс
.
Девочки к отцу — комплекс
Электры
.

Каждый
мальчик неосознанно желает смерти
родителя своего пола и обладание
родителем противоположного пола. В
норме Эдипов комплекс разрежается
освобождением под страхом кастрации.
Страх кастрации — боязнь воображаемого
возмездия со стороны отца. Завершается
идентификацией с отцом
.

Фрейд
одним из первых описал процесс
идентификации с агрессором.

Функции:

  1. модель
    мужского поведения;

  2. идентифицируя
    себя с отцом, удерживает мать, как объект
    любви (он, как отец);

  3. подготовка
    почвы к развитию Суперэго.

Суперэго
— результат разрушения Эдипова комплекса
.

К
концу фаллической стадии: Ид, Эго,
Суперэго. Главную роль играет Эго.
Самые важные периоды в жизни ребёнка
завершаются к пяти годам. На фаллической
стадии закладываются: самонаблюдение,
благоразумие, рациональное мышление
.

Возможные
фиксации:

Фаллический
характер-
по — разному, у мужчин и женщин.

У
мужчин — стремление всегда к успеху,
доказывание мужественности, безжалостное
завоевание женщин (Дон
Жуан
),
дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У
женщин — либо склонность к обольщению,
либо борьба за главенство перед мужчинами.

Не
разрушение одного из комплексов может
стать одной из причин гомосексуальности.

Латентный
период

(6 — 12 лет, пубертат).

Не
является стадией передышки либидо.
Активность
направлена на усвоение человеческого
опыта
,
налаживание отношений со сверстниками.
Подготовка к взрослости. У Фрейда
латентный период описан очень скупо.

Генитальная
стадия

(пубертат).

С
половой зрелостью возрождается
сексуальная энергия и появляется интерес
к противоположному полу.

З.
Фрейд утверждал, что подростковый
возраст проходит через гомосексуальный
опыт (психологический опыт проявления
интереса и дружбы к тому же полу).
Гомосексуальная стадия равна фаллической
стадии (Эдипов комплекс).

Затем
наступает период выбора брачного
партнёра. В это время формируется
генитальный
характер
— идеальный тип личности. Зрелый,
ответственный человек, который вносит
вклад в общество. Человек должен быть
активным, заботливым о других.

Для
каждого периода возможна фиксация:

  1. гомосексуальность
    (люди в значительной мере общаются с
    людьми того же пола);

  2. нарциссизм
    — либидо направлено к себе (я — объект
    сексуальных удовольствий).

На
развитие личности влияют детские годы.
Могут либо затормозить, либо развить
её.

Основные
положения:

  1. Психологическое
    развитие понимается, как мотивационно
    — личностное.

  2. Развитие
    — это адаптация к среде, при этом среда
    всегда противостоит конкретному
    индивиду.

  3. Движущие
    силы развития всегда врождённые и
    бессознательные.

  4. Механизмы
    развития врождённые и основы личности
    закладываются в детстве, в дальнейшем
    структура личности изменяется.

Фрейд
показал, что для развития человека
главное значение имеет другой человек,
а не предметы, которые его окружают.

Источник

Ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé ïîäõîä ê ðàçâèòèþ ðåáåíêà

Ç. Ôðåéä ñ÷èòàë èñòî÷íèêîì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëå÷åíèÿ è èíñòèíêòû. Ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ ñ îïðåäåëåííûì çàïàñîì ýíåðãèè – «ëèáèäî», êîòîðàÿ ëåæèò â îñíîâå ñåêñóàëüíûõ âëå÷åíèé ÷åëîâåêà. Âåñü ïðîöåññ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ Ç. Ôðåéä óêëàäûâàë â 4 ñòàäèè: îðàëüíàÿ, àíàëüíàÿ, ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ, ëàòåíòíûé ïåðèîä è ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ.

Îäíàêî íåêîòîðûå ìîìåíòû â òåîðèè Ç. Ôðåéäà íå ïðèíèìàëèñü äàæå åãî ó÷åíèêàìè.  òîì ÷èñëå ÷ðåçìåðíîå óâëå÷åíèå Ç. Ôðåéäà ïðîáëåìîé ñåêñóàëüíîñòè â æèçíè ÷åëîâåêà âûçûâàëî î÷åíü ìíîãî íàðåêàíèé è ñëóæèëî ïîâîäîì äëÿ êðèòèêè.

Íà êàæäîé èç ñòàäèé «ëèáèäî» ñîñðåäîòî÷èâàåòñÿ â òîé èëè èíîé îáëàñòè òåëà, ðàçäðàæåíèå êîòîðîé ïðèâîäèò ê óäîâëåòâîðåíèþ çíà÷èìûõ äëÿ ðåáåíêà ïîòðåáíîñòåé. Òàê, íàïðèìåð, â ìëàäåí÷åñòâå ëèáèäî ñîñðåäîòî÷åíî â îáëàñòè ðòà, ÿçûêà è ãóá è ñâÿçàíî ñ êîðìëåíèåì ãðóäüþ. Ïîýòîìó íåäîñòàòî÷íîå óäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ îðàëüíîé îáëàñòüþ, ìîæåò çàòîðìîçèòü ðåáåíêà íà ïîñëåäóþùèõ ñòàäèÿõ, âûçâàòü ó íåãî ñîñòîÿíèå äåïðåññèè è ò. ï. Åñëè æå ïîòðåáíîñòè óäîâëåòâîðÿþòñÿ èçáûòî÷íî, ó ðåáåíêà ìîæåò ðàçâèòüñÿ èçëèøíÿÿ çàâèñèìîñòü îò îêðóæåíèÿ (êîíôîðìèçì). Òàêèì îáðàçîì, íåóäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòåé ïðèâîäèò ê ôèêñàöèè âëå÷åíèé, ñîçäàåò ïðåäåëüíîå íàïðÿæåíèå, âûçûâàåò ëèáî íåâðîçîïîäîáíûå ñîñòîÿíèÿ, íåóâåðåííîñòü, êàïðèçû è äðóãèå áîëåçíåííûå ñèìïòîìû, ëèáî ÿâëåíèÿ ðåãðåññèè – âîçâðàò ê íèçøåìó óðîâíþ ìîòèâàöèè ïîâåäåíèÿ.

×ðåçìåðíîå óäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòåé òàêæå ìîæåò âûçâàòü íåæåëàòåëüíûå ýôôåêòû, êîòîðûå ìû îòìå÷àëè íà ïðèìåðå îðàëüíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ (ïîäðîáíîå èçëîæåíèå òåîðèè Ç. Ôðåéäà ñì. â êí. Ë. Õüåëë è Ä. Çèãëåð «Òåîðèè ëè÷íîñòè», ãë. 3; Ê. Ñ. Õîëë è Ã. Ëèíäñåé «Òåîðèè ëè÷íîñòè»; Ë. Ô. Îáóõîâîé «Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ: òåîðèè, ôàêòû, ïðîáëåìû»).

Ñìûñë ýòèõ òåîðèé òî÷íî âûðàçèë Ý. Ãåêêåëü: «Îíòîãåíåç åñòü êðàòêîå è ñæàòîå ïîâòîðåíèå ôèëîãåíåçà».

Êîíå÷íî, íåëüçÿ íå ïðèçíàòü äåéñòâèÿ íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ, î ÷åì óæå ãîâîðèëîñü âûøå. Îäíàêî â ðàìêàõ ýòèõ òåîðèé ïîëíîñòüþ èãíîðèðóåòñÿ âíåøíÿÿ ñòèìóëÿöèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. À õîðîøî èçâåñòíî, ÷òî ñòèìóëÿöèÿ è äåïðèâàöèÿ âëèÿþò íà ïðîöåññû ñîçðåâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Читайте также:  Что должен знать ребенок в средней группе по программе развитие

Ôðåéä Çèãìóíä (1856–1939)

Àâñòðèéñêèé ïñèõîëîã, ïñèõèàòð è íåâðîïàòîëîã, ñîçäàòåëü ïñèõîàíàëèçà. Ñ 80-õ ãã. XIX â. ðàáîòàë â îáëàñòè ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû. Íà÷àâ ñâîè èññëåäîâàíèÿ êàê ôèçèîëîã è âðà÷-íåâðîïàòîëîã, ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî èñòî÷íèêîì ìíîãèõ çàáîëåâàíèé ÿâëÿþòñÿ íå îñîçíàâàåìûå áîëüíûìè êîìïëåêñû. Îäíà èç ïåðâûõ ñåðüåçíûõ íàó÷íûõ ðàáîò èì áûëà îïóáëèêîâàíà ñîâìåñòíî ñ É. Áðåéåðîì â 1895 ã. Ýòà ðàáîòà áûëà ïîñâÿùåíà ïðîáëåìå ïðîèñõîæäåíèÿ èñòåðèè è âîçìîæíîñòè åå ëå÷åíèÿ ãèïíîçîì.  äàëüíåéøåì Ç. Ôðåéä îòêàçàëñÿ îò ïðèìåíåíèÿ ãèïíîçà è ñîçäàë ñâîé ñïîñîá ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ïðè ïîìîùè ïñèõîàíàëèçà, îñíîâàííîãî íà òîëêîâàíèè àññîöèàöèé, ñíîâèäåíèé, îøèáî÷íûõ äåéñòâèé áîëüíîãî. Íà ïîëó÷åííîì ìàòåðèàëå ñîçäàë êîíöåïöèþ î ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè, âûäåëèâ â íåé òðè óðîâíÿ: ñîçíàíèå, ïðåäñîçíàòåëüíîå è áåññîçíàòåëüíîå. Ó÷åíèå Ç. Ôðåéäà ïðèîáðåëî øèðîêóþ èçâåñòíîñòü â íà÷àëå XX â. Ó íåãî ïîÿâèëîñü ìíîãî ó÷åíèêîâ è ïîñëåäîâàòåëåé, êîòîðûå âïîñëåäñòâèè ñàìè ñîçäàëè öåëûé ðÿä èçâåñòíûõ â íàøå âðåìÿ êîíöåïöèé è òåîðèé.

Òåîðèÿ íîìîãåíåçà Ë. Ñ. Áåðãà – îáúÿñíÿåò ïðîöåññ ðàçâèòèÿ êàê ïðîÿâëåíèå è ðàçâåðòûâàíèå ñóùåñòâóþùèõ ó ÷åëîâåêà çàäàòêîâ, îáóñëîâëåííûõ äåéñòâèåì âðîæäåííîé ïðîãðàììû.
Ëèáèäî (îò ëàò. libido – æåëàíèå, âëå÷åíèå) – ïñèõè÷åñêàÿ ýíåðãèÿ, ëåæàùàÿ â îñíîâå îñíîâíûõ âëå÷åíèé ÷åëîâåêà (ñåêñóàëüíûõ è âëå÷åíèÿ ê æèçíè).
Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ – ïåðâàÿ ñòàäèÿ ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïî Ç. Ôðåéäó, ïðèõîäèòñÿ íà ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò), íà ïðîòÿæåíèè êîòîðîé öåíòðîì ÷óâñòâåííûõ ñòèìóëÿöèé, íàñëàæäåíèÿ è èíòåðåñà ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ åãî ðîò.
×ðåçìåðíàÿ èëè íåäîñòàòî÷íàÿ ñòèìóëÿöèÿ, ïîëó÷àåìàÿ ðåáåíêîì â òå÷åíèå ïåðâîé ïîëîâèíû ïåðâîãî ãîäà æèçíè, ïî ìíåíèþ Ç. Ôðåéäà, ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ îðàëüíî-ïàññèâíîãî õàðàêòåðà. Ýòî âåñåëûé è îïòèìèñòè÷íûé ÷åëîâåê, îí îæèäàåò îò îêðóæàþùèõ «ìàòåðèíñêîãî» ê ñåáå îòíîøåíèÿ è ïîòîìó ïîñòîÿííî èùåò îäîáðåíèÿ ëþáîé öåíîé. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ àäàïòàöèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ äîâåð÷èâîñòüþ, ïàññèâíîñòüþ, íåçðåëîñòüþ, ÷ðåçìåðíîé çàèñèìîñòüþ. Òàêîé ÷åëîâåê «ïðîãëîòèò» âñå, ÷òî åìó ïðåäëàãàþò, ïîñêîëüêó ôèêñèðîâàí íà óäîâîëüñòâèÿõ, ïîëó÷àåìûõ â ðåçóëüòàòå òàêòèëüíîé ñòèìóëÿöèè ãóá è ðòà, àêòîâ ãëîòàíèÿ è ñïëåâûâàíèÿ.
 òå÷åíèå âòîðîé ïîëîâèíû ïåðâîãî ãîäà æèçíè ó ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ çóáû, áëàãîäàðÿ ÷åìó êóñàíèå è æåâàíèå ñòàíîâÿòñÿ âàæíûìè ñðåäñòâàìè âûðàæåíèÿ ïåðåæèâàåìîãî ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Ôèêñàöèÿ ðåáåíêà íà ýòèõ ïåðåæèâàíèÿõ â ïîñëåäóþùåì ïðèâîäèò, ïî ìíåíèþ Ç. Ôðåéäà, ê ôîðìèðîâàíèþ îðàëüíî-àãðåññèâíîãî õàðàêòåðà, ÷òî âûðàæàåòñÿ â òàêèõ ëè÷íîñòíûõ ÷åðòàõ, êàê ëþáîâü ê ñïîðàì, ñàðêàçì, ïåññèìèçì, â öèíè÷íîì îòíîøåíèè ê îêðóæàþùåìó.
Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ – âòîðàÿ ñòàäèÿ ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðèõîäèòñÿ íà ðàííåå äåòñòâî), â òå÷åíèå êîòîðîé ÷óâñòâåííûå íàñëàæäåíèÿ ñâÿçàíû ñ ïðîöåññàìè âûäåëåíèÿ.
Ôèêñàöèÿ íà àíàëüíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ â ïîñëåäóþùåì ìîæåò ïðèâåñòè ê ôîðìèðîâàíèþ àíàëüíîãî õàðàêòåðà â äâóõ ñâîèõ ôîðìàõ; àíàëüíî-óäåðæèâàþùèé òèï, ÷òî íàõîäèò ñâîå âûðàæåíèå â òàêèõ ÷åðòàõ, êàê ñêóïîñòü, óïðÿìñòâî, çàïàñëèâîñòü, è àíàëüíî-àãðåññèâíûé òèï, ÷òî íàõîäèò ñâîå âûðàæåíèå â èìïóëüñèâíîñòè, íåñäåðæàííîñòè, âðàæäåáíîñòè, æåñòêîñòè, àãðåññèâíîñòè è äàæå ñàäèñòè÷åñêîé æåñòîêîñòè.
Ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ – òðåòüÿ ñòàäèÿ ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðèõîäèòñÿ íà äîøêîëüíîå äåòñòâî), â òå÷åíèå êîòîðîé èñòî÷íèêîì óäîâîëüñòâèÿ è íàñëàæäåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ ãåíèòàëèè ðåáåíêà.
Ôèêñàöèÿ íà ýòîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ ôàëëè÷åñêîãî õàðàêòåðà. Ìóæ÷èíû ñ ôàëëè÷åñêèì òèïîì õàðàêòåðà âñåãäà ñòðåìÿòñÿ ê óñïåõó, ïûòàþòñÿ äîêàçàòü ñâîþ ìóæåñòâåííîñòü è ïîëîâóþ çðåëîñòü, îíè õâàñòëèâû, äåðçêè è ÷àñòî âåäóò ñåáÿ îïðîìåò÷èâî. Îäíè æåíùèíû ñ ôàëëè÷åñêèì õàðàêòåðîì ñêëîííû ê ôëèðòó è îáîëüùåíèþ, à äðóãèå áîðþòñÿ çà ãëàâåíñòâî íàä ìóæ÷èíàìè, ïðîÿâëÿÿ ïðè ýòîì ÷ðåçìåðíóþ íàñòîé÷èâîñòü, íàïîðèñòîñòü è ñàìîóâåðåííîñòü.
Ëàòåíòíûé (ñêðûòûé) ïåðèîä – âíóòðè ÷åòûðåõ ñòàäèé ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ Ç. Ôðåéä âûäåëÿë òàê íàçûâàåìûé ëàòåíòíûé ïåðèîä (ïðèõîäÿùèéñÿ íà ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò), íà ïðîòÿæåíèè êîòîðîãî ïñèõè÷åñêàÿ ýíåðãèÿ (ëèáèäî) äðåìëåò, à âíèìàíèå ñîñðåäîòî÷åíî íà ðàçâèòèè èíòåðåñîâ è íàâûêîâ â êîíòàêòàõ ñî ñâåðñòíèêàìè òîãî æå ïîëà.
Ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ – ÷åòâåðòàÿ ñòàäèÿ ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðèõîäèòñÿ íà ïîäðîñòêîâûé ïåðèîä è âñþ ïîñëåäóþùóþ âçðîñëóþ æèçíü ÷åëîâåêà), â òå÷åíèå êîòîðîé ôîðìèðóþòñÿ è ðåàëèçóþòñÿ çðåëûå ãåòåðîñåêñóàëüíûå îòíîøåíèÿ. Ãåíèòàëüíûé õàðàêòåð – ýòî ñèìâîë èäåàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ. Ýòî çðåëûé è îòâåòñòâåííûé â ñîöèàëüíî-ñåêñóàëüíûõ îòíîøåíèÿõ ÷åëîâåê, âíîñÿùèé ñâîé âêëàä â îáùåñòâî áëàãîäàðÿ ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.

Источник

3. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 стадии: оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период и генитальная стадия.

Однако некоторые моменты в теории Фрейда не принимались даже его учениками. В том числе чрезмерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т. п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо невро-зоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню мотивации поведения.

Читайте также:  Коррекция развития ребенка с овз раннего возраста

Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития (подробное изложение теории 3. Фрейда см. в кн. Л. Хьелл и Д. Зиг-лер «Теории личности», гл. 3, К. С. Холл и Г. Линдсей «Теории личности», Л. Ф. Обуховой «Детская психология: теории, факты, проблемы»).

Смысл этих теорий точно выразил Э. Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза».

Австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. С 80-х гг. XIX в. работал в области практической медицины. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются не осознаваемые больными комплексы. Одна из первых серьезных научных работ им была опубликована совместно с Й. Брейером в 1895 г. Эта работа была посвящена проблеме происхождения истерии и возможности ее лечения гипнозом. В дальнейшем Фрейд отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал концепцию о структуре личности, выделив в ней три уровня: сознание, пред-сознательное и бессознательное. Учение Фрейда приобрело широкую известность в начале XX в. У него появилось много учеников и последователей, которые впоследствии сами создали целый ряд известных в наше время концепций и теорий.

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 49

Либидо (от лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).

Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития (по 3. Фрейду, приходится на младенческий возраст), на протяжении которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот.

Чрезмерная или недостаточная стимуляция, получаемая ребенком в течение первой половины первого года жизни, по мнению Фрейда, приводит к формированию орально-пассивного характера. Это веселый и оптимистичный человек, он ожидает от окружающих «материнского» к себе отношения и потому постоянно ищет одобрения любой ценой. Психологическая адаптация характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью, чрезмерной заисимостью. Такой человек «проглотит» все, что ему предлагают, поскольку фиксирован на удовольствиях, получаемых в результате тактильной стимуляции губ и рта, актов глотания и оплевывания.

В течение второй половины первого года жизни у ребенка появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения переживаемого психического состояния. Фиксация ребенка на этих переживаниях в последующем приводит, по мнению Фрейда, к формированию орально-агрессивного характера, что выражается в таких личностных чертах, как любовь к спорам, сарказм, пессимизм, в циничном отношении к окружающему.

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах; анально-удерживающий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и анально-агрес-сивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.

Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития (приходится на дошкольное детство), в течение которой источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка.

Фиксация на этой стадии развития приводит к формированию фаллического характера. Мужчины с фаллическим типом характера всегда стремятся к успеху, пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость, они хвастливы, дерзки и часто ведут себя опрометчиво. Одни женщины с фаллическим характером склонны к флирту и обольщению, а другие борются за главенство над мужчинами, проявляя при этом чрезмерную настойчивость, напористость и самоуверенность.

Латентный (скрытый) период — внутри четырех стадий психосексуального развития 3. Фрейд выделял так называемый латентный период (приходящийся на младший школьный возраст), на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на
подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой
формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения. Генитальный харак
тер
— это символ идеального психического здоровья. Это зрелый и ответственный в со
циально-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря
продуктивной деятельности.
_______________________________________________________________________

Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Однако в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций.

50 ■ Часть I. Обзор основных теорий развития ■■■■■■■■

Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 1578; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8636 — | 7465 — или читать все…

Читайте также:

Источник