Закономерности развития ребенка выявленные в разных психологических учениях
Значителен вклад
А. Гезелла в детскую психологию. Он
разработал практическую систему
диагностики психического развития
ребенка от рождения до юношеского
возраста, которая базируется на
систематических сравнительных
исследованиях (формы и разных форм
патологии) с применением кино-фоторегистрации
возрастных изменений моторной активности,
речи, приспособительных реакций и
социальных контактов ребенка.
А. Гезелл ввел в
психологию метод лонгитюдинального,
продольного изучения психического
развития одних и тех же детей от рождения
до подросткового возраста. Он изучал
монозиготных близнецов и одним из первых
использовал близнецовый метод для
анализа отношений между созреванием и
научением. В последние годы жизни А.
Гезелл исследовал психическое развитие
слепого ребенка для того, чтобы более
глубоко понять особенности нормального
развития. В клинической практике широко
применяется составленный А. Гезеллом
Атлас поведения младенца, содержащий
3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную
активность и социальное поведение
ребенка от рождения до двух лет.
Исследователи
в европейских странах в большей степени
были заинтересованы в анализе качественных
особенностей процесса развития. Их
интересовали стадии или этапы развития
поведения в фило- и онтогенезе. Так,
после работ И. П. Павлова, Э. Торндайка,
В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер
предложил теорию трех ступеней развития:
инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер
связывал эти ступени, их возникновение
не только с созреванием мозга и усложнением
отношений с окружающей средой, но и с
развитием аффективных процессов, с
развитием переживания удовольствия, )
связанного с действием. В ходе эволюции
поведения отмечается I переход удовольствия
«с конца на начало». Проводя на
детях, эксперименты, подобные тем,
которые В. Келер проводил на шимпанзе,
К. Бюлер заметил сходство примитивного
употребления орудий ‘ у человекоподобных
обезьян и ребенка, и поэтому сам период
проявления первичных форм мышления у
ребенка он назвал «шимпанзе-подобным
возрастом». Изучение ребенка с помощью
зоопсихологического эксперимента было
важным шагом к созданию детской психологии
как науки. Заметим, что незадолго до
этого В. Вундт писал, что детская
психология вообще невозможна, так как
ребенку недоступно самонаблюдение.
Спор
психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития — наследственная
одаренность или окружающая среда —
привел к теории конвергенции этих двух
факторов. Основоположник ее — В. Штерн.
Он считал, что психическое развитие —
это не простое проявление врожденных
свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это — результат конвергенции
внутренних задатков с внешними условиями
жизни.
По 3.
Фрейду, всякий человек рождается с
врожденными сексуальными влечениями.
Они первичны и обнаруживают себя с
первого дня жизни. Эта внутренняя
психическая инстанция — «Оно» —
существует уже на начальной, оральной,
стадии развития, в течение которой
психическая жизнь ребенка связана, в
основном, с удовлетворением потребности
в пище. В реальной жизни способы
удовлетворения индивидуальных влечений
наталкиваются на запреты. Под их влиянием
«Оно» выделяет из себя маленький
кусочек «Я». За оральной стадией
следует анальная стадия. Акты дефекации
составляют ту деятельность, в которой
инстинктивные влечения должны быть
удовлетворены. Здесь запреты родителей
становятся еще больше, и «Я» все
больше дифференцируется. Наступает
такой период в жизни человека, когда
удовлетворение сексуальных потребностей
начинает связываться со взрослым
человеком.
С точки зрения А.
Валлона, при изучении развития психики
важно акцентировать внимание не столько
на сходстве и подобии процессов, сколько
на различиях между ними. Более того, для
разрешения противоречий важно даже
углубить различия между 1 явлениями,
чтобы лучше понять причины и условия
их взаимосвязи и переходов от одного
состояния к другому.
По мнению А.
Валлона, психика не может быть сведена
к органике и в то же время не может быть
объяснена без нее. Для того, чтобы
объяснить, каким образом органическое
становится психическим, А. Валлон
рассматривает четыре понятия: «эмоция»,
«моторика», «подражание»,
«социум».
Подобно
либидо у 3. Фрейда, эмоции у А. Валлона в
генезисе психической жизни появляются
раньше всего остального. Ребенок способен
к психической жизни только благодаря
эмоциям.
Источник
Pages: | 1 | … | 10 | 11 |
| 13 | 14 | … | 65 |
Другая стратегия состоит в исследовании первоначального психологического состояния организма, то есть источника, или материальной основы всего дальнейшего развития (законов саморегуляции и адаптации первоначальных функциональных структур организма) Первоначальная и наиболее развитая стадия психического развития составляет основу для понимания промежуточных форм По мнению X. Вернера, два типа теоретического анализа функциональный и структурный ведут к организмическому целостному (системному) анализу, другими словами, к сравнительному анализу психических явлений в разных вариантах, в которых протекает развитие.
Эволюция и взаимовлияния изложенных выше теоретических концепций и методов исследования детского развития в западной психологии отражены в табл. 1. Можно видеть, что все рассмотренные теории были созданы учеными одного поколения. Это указывает на то, что в этот общественноисторический период существовала объективная необходимость в разработке общей теории развития. Однако единая концепция детского развития так и не была создана. Существует столько разнообразных концепций, сколько было крупных ученых Таблица 1. Основные психологические школы в зарубежном детской психологии XX века Ребенок предмет Ребенок взрослый Ребенок общество Теория трех ступеней К Бюлер (18791963) Детский анализ. Английская школа М. Кдейн (18821960) Историческая психология детства Ф Ариес Теория рекапитуляции Ст Холл (19441924) Теория конвергенции двух факторов В Штерн (18741938) Детский анализ. Венская школа. А Фрейд (18951982) Этнопсихологические исследования детства М Мид и др.
Бихевиоризм Дж. Уотсон (18781958), Э Торндайк( 18741949) Теория психоанализа 3 Фрейд (18561939) Эпигенетическая теория личности Э Эриксон( 19021994) Операциональная теория интеллекта. Ж Пиаже (18961980) Теория социального научения Структурная психология К. Коффка (18861941) Сравнительная генетическая психология. А. Валдон (18791962) Женевская школа генетической психологии Нормативный подход. А. Геэелл (18801961), Д Термен (18771956) Французская школа генетической психологии Нормативные исследования психического развития При большом разнообразии подходов к проблеме детского развития степень проникновения в сущность этого процесса определяется введением в психологию новых методов исследования. Нетрудно проследить переход от наблюдения к констатирующему эксперименту в его разнообразных проявлениях (поперечные срезы, лонгитюд) и далее к сравнительному изучению развития в норме и патологии, в условиях разных культур, в прошлом и настоящем.
Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии ребенка. Ранние теории рассматривали детское развитие в системе отношений «ребенок предмет». 3. Фрейд впервые показал, что развитие ребенка определяется противоречием между врожденными потребностями ребенка и ограничениями, которые общество через взрослого накладывает на него. Практически все современные теории рассматривают психическое развитие в системе отношений «ребенок общество», что свидетельствует о постепенном преодолении биогенетического принципа.
Теория 3. Фрейда, которая занимает центральное положение в этой схеме, связывает и определяет направление основных современных концепций развития личности за рубежом.
ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.
Закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях.
Проблема наследственности tf среды в развитии ребенка (критический анализ).
Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.
Объясните возможности применения теоретических положений данной главы для практической и исследовательской работы с детьми. ЛИТЕРАТУРА:
Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.1, М.,1983.
Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии.//Вопросы философии, 1981, No 12.
РивичЩербо И. В., (ред.) Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. М.,1988.
Рогиткчи Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М.,1977, гл.16, 17.
Рубинштейн С. Д. Основы обшей психологии. М.. 1946, (Биогенетическая проблема).
Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.
1. Теория Зигмунда Фрейда. В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы.
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные 3. Фрейдом данные указывают на определяющую роль детского опыта в развитии личности. Проводя исследования, 3. Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого 3. Фрейда, пациенты решительно отрицали. Пациенты думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни уровень бессознательного крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как не существующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для 3. Фрейда предметом исследования. Два открытия 3. Фрейда открытие бессознательного и открытие сексуального начала составляют основу теоретической концепции психоанализа.
В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином «либидо». Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.
Позднее в работах «»Я» и «Оно»», «По ту сторону удовольствия» 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов:
«Оно», «Я» и «СверхЯ». «Оно» наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «СверхЯ» служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «СверхЯ», то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.
Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «СверхЯ» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумбимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.
Личность, по 3. Фрейду, это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.
Сексуальные влечения по 3. Фрейду носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.
В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии.
Эрогенные зоны это области тела, чувствительные к стимулу;
будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «СверхЯ» и взаимовлияние между ними.
Оральная стадия (01 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.
Оральная стадия состоит из двух «фаз ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что «сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни».
Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно»: ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал 3. Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от пего. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.
Pages: | 1 | … | 10 | 11 |
| 13 | 14 | … | 65 |
Источник
Сравнительный анализ умственного развития позволил X. Вернеру выделить три стадии умственного развития в прогрессивном конструктивизме биопсихологической эволюции. Это — сенсомоторное, перцептивное и умственное развитие.
X. Вернером ясно не обозначаются ни теоретические границы между этими стадиями, ни формальные критерии для установления границ стадий. Однако, подчеркивается порядок их следования от предшествующих стадий сенсомоторного развития до их конечной кульминации в стадию созерцательных, умственных операций. Ортогенетическая взаимосвязь трех основных стадий такова, что наиболее развитые созерцательные системы иерархически интегрируют более примитивные сенсомоторные и интуитивные системы, при развитости всех трех систем в организме.
Основная теоретическая задача, решаемая X. Вернером,— раскрыть сравнительное развитие каждой психологической стадии от ее наиболее примитивного поядде^я до наиболее совершенных умозрительных форм. Согласыо^д^лядам X. Вернера, процесс развития — это переход от недифференцированного
функционирования
к
дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному. Таков основной ортогенетический принцип X. Вернера, из которого следует, что:
Стабильность поведения требует пластичности, гибкости ответа, чтобы сохранить функциональное равновесие организма при изменчивых ситуациях. Однако гибкость не свойственна примитивной системе действий. Это значит, что примитивные системы никогда не могут быть достаточны для адаптации.
Там, где в ходе развития возникают изменения, новая функция возникает вначале из старых существующих форм, но рано или поздно возникает движение к развитию новых форм, которые имеют более специфический характер; возникает форма, которая способна лучше обслуживать новую функцию, чем старая форма.
При развитии организма более примитивные системы не исчезают полностью, а становятся сравнительно менее важными и менее заметными при более развитом функционировании организма. Их удельный вес меньше, так как более сложные системы приобретают все более господствующее положение в жизни организма.
Низкие уровни функционирования подчинены более развитым уровням функционирования, но они могут выходить на передний план при особых внутренних или внешних условиях (например, в состоянии сна, в патологическом состоянии, при интоксикации, в различных сложных жизненных условиях). В таких случаях можно увидеть регресс, частичное возвращение к примитивным формам функционирования, прежде чем произойдет переход к более высоким операциям.
Это, согласно X. Вернеру, соответствует диалектическому принципу спиральности в развитии.
Из ортогенетического принципа следуют также некоторые важные стратегические идеи относительно исследования психического развития.
Для того, чтобы начать изучение развития, нужна первоначальная теоретическая концепция — пусть предварительная, гипотетическая — относительно идеального конечного состояния, или наиболее зрелой организации, которой может достичь организм в ходе своей жизни. Изменения в процессе развития — это не хаотические, а скорее направленные изменения. Поэтому для изучения и понимания процессов психического развития необходимо вникнуть в его эпистемологическую цель. Полноценное объяснение генетического развития предполагает, согласно концепции X. Вернера, четкое понимание финальной детерминации, то есть хорошее представление о состоянии умственного развития, к которому оно стремится и которое придает значение процессам изменения.
Другая стратегия состоит в
исследовании первоначального психологического состояния организма, то есть источника, или материальной основы всего дальнейшего развития (законов саморегуляции и адаптации первоначальных функциональных структур организма)
Первоначальная и наиболее развитая стадия психического развития составляет основу для понимания промежуточных форм По мнению X. Вернера, два типа теоретического анализа — функциональный и структурный — ведут к организмическому целостному (системному) анализу, другими словами, к сравнительному анализу психических явлений в разных вариантах, в которых протекает развитие.
Эволюция и взаимовлияния изложенных выше теоретических концепций и методов исследования детского развития в западной психологии отражены в табл. 1. Можно видеть, что все рассмотренные теории были созданы учеными одного поколения. Это указывает на то, что в этот общественно-исторический период существовала объективная необходимость в разработке общей теории развития. Однако единая концепция детского развития так и не была создана. Существует столько разнообразных концепций, сколько было крупных ученых
Таблица 1. Основные психологические школы в зарубежном детской психологии XX века
Ребенок — предмет
Ребенок — взрослый
Ребенок — общество
Теория трех ступеней К Бюлер (1879-1963)
Детский анализ. Английская школа М. Кдейн (1882-1960)
Историческая психология детства Ф Ариес
Теория рекапитуляции Ст Холл (1944-1924)
Теория конвергенции двух факторов В Штерн (1874-1938)
Детский анализ. Венская школа. А Фрейд (1895-1982)
Этнопсихологические исследования детства М Мид и др.
Бихевиоризм Дж. Уотсон (1878-1958), Э Торндайк( 1874-1949)
Теория психоанализа 3 Фрейд (1856-1939)
Эпигенетическая теория личности Э Эриксон( 1902-1994)
Операциональная теория интеллекта. Ж Пиаже (1896-1980)
Теория социального научения
Структурная психология К. Коффка (1886-1941)
Сравнительная генетическая психология. А. Валдон (1879-1962)
Женевская школа генетической психологии
Нормативный подход. А. Геэелл (1880-1961), Д Термен (1877-1956)
Французская школа генетической психологии
Нормативные исследования психического развития
При большом разнообразии подходов к проблеме детского развития степень проникновения в сущность этого процесса определяется введением в психологию новых методов исследования. Нетрудно проследить переход от наблюдения к констатирующему эксперименту в его разнообразных проявлениях (поперечные срезы, лонгитюд) и далее к сравнительному изучению развития в норме и патологии, в условиях разных культур, в прошлом и настоящем.
Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии ребенка. Ранние теории рассматривали детское развитие в системе отношений «ребенок — предмет». 3. Фрейд впервые показал, что развитие ребенка определяется противоречием между врожденными потребностями ребенка и ограничениями, которые общество через взрослого накладывает на него. Практически все современные теории рассматривают психическое развитие в системе отношений «ребенок — общество», что свидетельствует о постепенном преодолении биогенетического принципа.
Теория 3. Фрейда, которая занимает центральное положение в этой схеме, связывает и определяет направление основных современных концепций развития личности за рубежом.
ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.
Закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях.
Проблема наследственности tf среды в развитии ребенка (критический анализ).
Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.
Объясните возможности применения теоретических положений данной главы для практической и исследовательской работы с детьми.
ЛИТЕРАТУРА:
Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.1, М.,1983.
Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии.//Вопросы философии, 1981, No 12.
Ривич-Щербо И. В., (ред.) Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. М.,1988.
Рогит-кчи Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М.,1977, гл.16, 17.
Рубинштейн С. Д. Основы обшей психологии. М.. 1946,— (Биогенетическая проблема).
Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.
1. Теория Зигмунда Фрейда.
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа — это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд — первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы.
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные 3. Фрейдом данные указывают на определяющую роль детского опыта в развитии личности. Проводя исследования, 3. Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого 3. Фрейда, пациенты решительно отрицали. Пациенты думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни — уровень бессознательного — крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как не существующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для 3. Фрейда предметом исследования. Два открытия 3. Фрейда — открытие бессознательного и открытие сексуального начала — составляют основу теоретической концепции психоанализа.
Источник