Психологический комфорт на занятиях как условие развития личности ребенка

Психологический комфорт на занятиях как условие развития личности ребенка thumbnail

Психологический комфорт на занятии, как условие развития личности ребенка.

Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на занятии, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.

Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию.

Что же такое комфорт?

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт – это снятие страха перед занятием, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, учитель должен не забивать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А изучаемый материал должен стать базой для самореализации учеников. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на занятии.

Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит прежде всего от педагога.

Принципы психологического комфорта следующие:

  • учеба должна давать детям радость;

  • протекать на фоне положительных эмоций;

  • исключать психотравмирующие ситуации.

Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы.

Одним из лучших способов организации активного общения на занятии считается деловая, или ситуационно-ролевая игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой педагогом, ученики имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. В игре осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  • обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

  • игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

  • состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на занятиях.

  • в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

  • игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Педагогу необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к педагогу особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.

Задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке.

Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на занятиях я создаю с помощью таких приемов:

  1. снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься..»)

  2. педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь»);

  3. авансирование («У тебя получится, так как …»);

  4. персональная исключительность (« Только у тебя это может получиться»; «Без тебя мы не справимся»);

  5. усиление мотива («Нам это так нужно);

  6. высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).

        В процессе осуществления обратной связи и воспитания ответственного отношения школьников к учению большую роль играет контроль и оценка знаний. Правильная содержательно-оценочная деятельность является одной из предпосылок для создания психологически комфортного климата на занятии.

Читайте также:  Нормативных ступеней в развитии ребенка

На самоподготовке я использую рейтинговый способ оценивания знаний и умений учащихся.

    Этот способ стимулирует учащихся к активной деятельности на самоподготовке. Суть его заключается в том, за активную, качественную работу на всем занятии во время подведения итогов работы ребенок получает жетон соответствующий качеству работы. Круг-5, треугольник – 4, прямоугольник – 3. При подведении итогов за неделю, ребята предъявляют заработанные ими жетоны и получают соответствующую оценку. Которая в свою очередь имеет значение в итоговой оценке за неделю в таблице успеваемости. В конце четверти выводится итоговая оценка и хорошисты получают грамоты. Что стимулирует ребят к дисциплинированности и качественной работе.

Завершающим этапом занятия является подведение итогов, самоанализ. Учащиеся заканчивают предложения: « Сегодня на занятии я научился …..», « Мне понравилось….», « Мне не понравилось….», « Мне было интересно….», « Я смог…», « Я не смог…», « Мне хотелось бы…», « Мне удалось…» и т.д. Овладение навыками самоанализа имеет большое значение для развития личности школьника.

Результативность занятия будет заключаться не только в прохождении и усвоении материала, но и в личностном росте учащихся, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. Поэтому на занятии необходимо использовать метод индивидуального подхода.

Источник

Вера Кудряшова
Консультация «Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Любытинская средняя школа»

Методическое объединение учителей

на тему: «Психологический комфорт на уроке,

как условие развития личности школьника»

Выполнила:

Кудряшова Вера Павловна,

Педагог-психолог,

Первая квалификационная категория.

«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».

В. А. Караковский

«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». В. А. Сухомлинский

Обоснование выбора темы методического объединения учителей:

• Основываясь на тему методического объединения – в школе считают, что из всех показателей оценки образовательного учреждения главным следует считать самочувствие в ней ученика. Образовательное учреждение хорошо, если в нем хорошо каждому ребенку. Ученик – основной объект заботы учителя. Воспитание и обучение без уважения – подавление.

• В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным. Значит, образовательное учреждение должно обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в образовательном учреждении возможно развитие личности.

• Необходимость внимания к вопросу психологического комфорта на урокахвызвана и рядом наметившихся негативных тенденций в образовательном процессе: падение интереса к обучению, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися без уважительных причин.

• К негативным явлениям можно отнести и жалобы родителей и учащихся на конфликтные ситуации, возникающие между учителями и учащимися, учащимися и учащимися, и постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках, как следствие, их нервные срывы.

Таким образом,появилась проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата образовательное учреждение не может решать поставленные задачи.

Что мы можем сделать, чтобы образовательное учреждение не подавляло, чтобы в нем было хорошо каждому учащемуся?

2 Что такое комфорт?

Комфорт — заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт — условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт — условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников.

Источниками психологической комфортности являются:

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка младенческого возраста это

— положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;

— доброжелательное отношение между учителем и учеником.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

неуверенность в себе

повышенная утомляемость

замедленность темпа деятельности

повышенная потребность во внимании

повышенная двигательная активность

трудности в переключении с одной деятельности на другую.

Одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха. Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшего движения личности.

Критерии психологического комфорта урока:

Отсутствие усталости у детей и учителя

Положительный эмоциональный настрой

Удовлетворение от сделанной работы

Желание продолжать работу

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику. Психологивыделяют две формы общения с людьми: «ты»— и «я»-сообщение.

«Ты» — сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель («Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…»).

«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем («Мне хотелось бы, чтобы

Практическое задание

Выделим основные педагогические ошибки, а также способы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.

Условно разделим урок на три части: организационную, основную

— Рассмотрим организационную часть урока. Что допустимо, а чего делать не следует? Я предлагаю вам представить варианты. Которые могут мотивировать учащихся, а также создать положительный эмоциональный настрой. (На прошлом уроке вы успешно справились с заданиями, хотя они были трудные, я думаю, что сегодня мы продолжим с вами работу ….)

— Рассмотрим основную часть урока (назовем ее так условно).

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. Но очень часто на уроках возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход.Например: (предлагаются проблемные ситуации, на которые необходимо найти варианты решения. Каждый вариант обсуждается.)

Задание 1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников,говорит: «Я не хочу сидеть вместе с ним». Что Вы будете делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации?

Варианты:

А) «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой».

Б) Не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».

В) «Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь, а Саша …. Думаю, у вас всё получится». При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем).

Задание 2. Переформулируйте «ты»-сообщения в «я»-сообщения.

— Ты сегодня опять забыл тетрадь?

— Тебе не надоело весь урок болтать?

(Ответы: «Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», «Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»)

Задание 3. Работа с таблицей. «В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку.

Так говорить не стоит! А вот так надо!

Ты какой -то неуравновешенный, нервничаешь вечно. Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю? Ты сейчас очень громко говоришь

Читайте также:  Тематическое планирование развития ребенка 3 лет

Только бездельники списывают на контрольной. Мне неприятно видеть, как ты списываешь

Ты никогда не умел объяснять материал,- опять никто ничего не понял. Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами

Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь, на прошлой неделе как со мной разговаривал. Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

Ты должен относиться к урокам серьёзнее! Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке.

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать! Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали.

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать… Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки. Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.

— Рассмотрим заключительную часть урока.

Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителем работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самими учащимися. Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А. С.Макаренко: «Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса».

V. Рефлексия.

— Наше занятие мне бы хотелось закончить притчей:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: «Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках».

— Итак, к какому выводу мы приходим? В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:

• Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

• Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

• Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

• Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В. С. Сухомлинский.)

• Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

• Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

• Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

• Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.

•Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

• Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

• Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

• Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Воспитывай, опираясь на природу ученика.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

— Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

— Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

— Помни — твое поведение – пример твоим воспитанникам.

Источник