Закономерности психического развития ребенка с проблемами в развитии

Закономерности психического развития ребенка с проблемами в развитии thumbnail

Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.

Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.

Содержание статьи:

    • Детерминация возрастного развития
    • Проблема обучения и развития в возрастной психологии
    • Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
  • Неравномерность психического развития

Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.

Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.

Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.

Детерминация возрастного развития

Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).

Факторы психического развития

1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)

Наследственные факторы:

    • видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
  • некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).

Врожденные факторы:

  • индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).

Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.

Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).

2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)

Социальная среда — это:

    • социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
  • ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).

Макросреда влияет на человека через микросреду.

Социальная среда должна быть:

  1. человеческой;
  2. развивающей;

Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.

Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.

Госпитализм

Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.

Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.

Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.

В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.

«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.

В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.

Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.

Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.

Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.

Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.

3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)

В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.

3 признака ведущей деятельности:

    • деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
    • в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
  • от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.

Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.

Ведущая деятельность человека

ПериодВедущая деятельность
Младенчество (от рождения до года)Общение со взрослыми
Раннее детство (1 — 3 года)Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет)Ролевая игра
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет)Учебная деятельность
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет)Общение со сверстниками
Юношеский возраст (17 — 23 года)Учебно-профессиональная  деятельность
ВзрослостьТрудовая деятельность

4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)

Противоречия могут быть следующими:

    • между образом жизни и возможностями человека;
  • между местом в социуме и желанием изменить это место.

Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.

Проблема обучения и развития в возрастной психологии

Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.

Читайте также:  Развитие ребенка в три месяца что должен

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

    • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.

Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

ВозрастСензитивный период
1,5 — 3 годаРазвитие речи
3 — 6/7 летРазвитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 летПредполагается, что для обучения грамоте
6 летПредполагается, что для обучения чтению

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.

Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.

С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.

Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.

Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.

Индивидуальные варианты развития проявляются:

    • в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
    • в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
  • в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность
развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

    1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
    1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  1. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.

Читайте также:  Занятия для развития 3 летнего ребенка

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

    • Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
    • Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
    • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Источник

Закономерности
психического развития – это те механизмы,
которые определяют, объясняют, описывают
психическое развитие, опираясь на
которые можно этим развитием управлять.

Л.С. Выготский
установил четыре основные закономерности
развития:

1. Цикличность –
психическое развитие представляет
собой чередование периодов подъема,
интенсивных изменений в психике и
периодов замедления, затухания.
Примером цикличности развития
выступает чередование возрастных
кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
стабильными периодами развития.

2. Неравномерность
развития.
Разные стороны личности, в
том числе психические функции, развиваются
неравномерно. Есть периоды, когда функция
доминирует, — это период ее наиболее
интенсивного, оптимального развития,
а остальные функции оказываются на
периферии сознания и зависят от
доминирующей функции. Каждый новый
возрастной период знаменуется перестройкой
межфункциональных связей — в центр
выдвигается другая функция, устанавливаются
новые отношения зависимости между
остальными функциями.

Первоначально, в
младенческом возрасте (до года), со­знание
ребенка недифференцированно. Дифференциация
функций начинается с раннего детства.
Сначала выделяются и развиваются
основные функции, прежде всего восприя­тие,
затем более сложные, так что в самой
последователь­ности становления
функций есть свои закономерности.
Вос­приятие, интенсивно развиваясь,
как бы выдвигается в центр сознания и
становится доминирующим психическим
про­цессом.

Остальные функции
оказываются на периферии созна­ния,
они зависят от доминирующей. Например,
память вплетена в процесс восприятия
— ребенок до 3 лет не пы­тается вспомнить
что-нибудь само по себе, а в наглядной
ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
связанные с ней события. Другие функции
как бы обслуживают вос­приятие, и оно
развивается в максимально благоприятных
условиях. Период, когда функция доминирует,
— это пе­риод ее наиболее интенсивного,
оптимального развития. В раннем возрасте
доминирует восприятие, в дошколь­ном
— память, в младшем школьном — мышление.

Ранний возраст —
период появления первоначальной
струк­туры сознания. Каждый новый
возрастной период связан с перестройкой
межфункциональных связей — сменой
домини­рующей функции, зависимостью
от нее остальных функций, установлением
новых отношений между ними. В этой
пере­стройке функции дифференцируются,
не проходя через до­минирующее
положение. По мере продвижения от одного
воз­раста к другому возрастает
сложность межфункциональных связей.
Переход от одной системы к другой
совершается иначе и сложнее, чем переход
от недифференцированного, лишен­ного
всякой системы сознания к первичной
системе. Пере­стройка старой системы
и перерастание ее в новую становится
основным путем развития психических
функций.

3. «Метаморфозы»
в детском развитии.
Развитие не
сводится к количественным изменениям,
это не рост, а цепь качественных
преобразований. Психика ребенка
своеобразна на каждой возрастной
ступени, она качественно отлична от
того, что было раньше, и того, что будет
потом.

4. Сочетание
процессов эволюции и инволюции в развитии
ребенка.
Процессы инволюции закономерно
включены в прогрессивное развитие. То,
что сложилось на предыдущем этапе,
отмирает или преобразуется. Например,
ребенок, научившийся говорить, перестает
лепетать.

Выделяют также
такую закономерность развития, как
комулятивность – это результат
развития каждой предшествующей стадии
включается в последующую, при этом
определенным образом трансформируясь.

  1. Неравномерность
    психического развития.

Можно выделить 2
проявления неравномерности психического
развития:

  1. Акселерация.

  2. Ретардация.

  3. Инфантилизм.

Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и
подростковом возрасте. Этот термин был
предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
отмечена при сопоставлении антропометрических
данных, полученных в начале 20-х годов
XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
начали проводить антропометрические
исследования детей.

Биологи связывают
акселерацию с физическим созреванием
организма, психологи – с развитием
психических функций, а педагоги – с
духовным развитием и социализацией
личности.

Причины акселерации:
общие темпы ускорения жизни, улучшение
материальных условий, повышение качества
питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем
возрасте, искоренение многих тяжелых
детских недугов.

Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
обитания человека, ведущее на первых
порах к ускорению роста, а со временем,
как показывают опыты с растениями и
животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение кислорода в атмосфере, что
влечет за собой расширение грудной
клетки, влекущей рост всего организма.
Вероятнее всего, акселерация обусловлена
комплексным воздействием многих
факторов.

С середины 80-х г.
акселерация во всем мире пошла на убыль,
темпы физиологического развития
несколько упали. Различают два вида
акселерации – эпохальную (присуще всему
нынешнему поколению) и внутригрупповую,
или индивидуальную – это ускоренное
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.

В настоящее время
выделяют акселерацию эпохальную и
внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
развития современных детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
Она проявляется уже на стадии
внутриутробного развития. У современных
новорожденных длина тела больше на
0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
различия возрастают. У современных
детей раньше происходит становление
репродуктивных функций. Существуют
доказательства акселерации развития
сердечно-сосудистой, дыхательной и
двигательной систем. Внутригрупповая
акселерация – ускоренное физическое
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
большей мышечной силой и возможностями
дыхательной системы. У них значительно
быстрее происходит половое созревание,
и раньше заканчиваются процессы роста.
Таким образом, внутригрупповая акселерация
часто сочетается с повышением
физиологических возможностей организма.
Однако индивидуальная акселерация
нередко сопровождается дисгармоническим
развитием различных систем и функций,
что приводит к физиологической
дезинтеграции и снижению функциональных
возможностей. У детей с повышенными
темпами развития чаще наблюдаются
эндокринные расстройства, хронический
тонзиллит, нервные расстройства, кариес
зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться
негативные явления акселерации. В первую
очередь, диспропорциональность
физического развития, особенно в сторону
избыточности массы тела. Вторым негативным
явлением акселерации является уменьшение
жизненной емкости легких и снижение
мышечной силы. Причиной дисгармоничности
физического развития современных детей
и подростков является низкая двигательная
активность. Биологические механизмы
акселерации пока не выяснены.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка с синдромом дауна

Ретардация
задержка физического развития и
формирования функциональных систем
организма. В группе и тех, и других детей
бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
учитывать при определении школьной
готовности. Психофизиологическое
созревание обеспечивает условия для
возникновения и реализации психических
функций. По морфологическим и функциональным
показателям можно судить о процессах
созревания и степени зрелости структур
и функций организма на отдельных этапах
развития каждого ребенка. При этом
нельзя забывать, что каждому присущ
индивидуальный темп развития.

На современном
этапе изучения выделяют две основные
причины ретардации. Первая – различные
наследственные, врожденные и приобретенные
в постнатальном онтогенезе органические
нарушения; вторая – различные факторы
социального характера. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные
заболевания, но они приводят к временной
задержке роста и после выздоровления
темпы роста становятся выше, т. е.
генетическая программа реализуется за
более короткий срок. Существенное
отрицательное влияние оказывает
социальный фактор. В меньшей степени –
низкий материальный доход семьи и в
большей – отрицательный эмоциональный
микроклимат, окружающий ребенка в семье
или в детских учреждениях. Дети,
воспитывающиеся в условиях недостаточного
внимания со стороны родителей и дети,
воспитывающиеся в детских домах и
школах-интернатах, отстают в своем
развитии на 1,5-2 года от сверстников.
Таким образом, ретардация, не зависимо
от причин, ее обусловливающих, сказывается
как на темпах физического, так и
психического развития.

Инфантилизм– это нарушение психического развития;
форма задержки при прохождении стадий
онтогенетического развития, при которой
оказываются недоразвитыми как физические,
так и психические функции. При этом
сохраняется возможность полной
компенсации психического развития в
дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
быть обусловлены наследственными и
внутриутробными факторами, инфекционными
заболеваниями, перенесенными в раннем
детстве, авитаминозом.

Виды инфантилизма:

1. Физиологический
инфантилизм
– это отставание в
физическом развитии, которое проявляется
у некоторых людей как следствие
охлаждения, отравления или инфицирования
плода в период беременности, кислородного
голодания при родах, тяжёлых заболеваний
в первые месяцы жизни, нарушения обмена
веществ и других факторов. У таких людей
замедляются рост и развитие всех
физиологических систем организма.

2. Психологический
инфантилизм
– это детские черты
в поведении, мышлении и эмоциональных
реакциях, что это не соответствует
возрастным требованиям к ребенку
(подростку, молодому человеку, якобы
взрослому человеку). Психический и
психологический инфантилизм отличаются
не внешними проявлениями, а причинами
возникновения. Внешне они похожи. В
отличие от психического инфантилизма,
где эти черты следствие отставания,
задержки в развитии психики ребенка,
при психологическом инфантилизме
ребенок имеет вполне здоровую и без
отставаний психику. Такой ребенок может
быть для своего возраста достаточно
взрослым – может теоретически, а
практически этого нет. Психологически
инфантильные дети несамостоятельны и
привыкли к тому, что другие всё решают
за них. Взрослый человек с психологическим
инфантилизмом – человек-ребенок.

3. Социальный
инфантилизм
– это состояние,
проявляющееся в разрыве между биологическим
и социокультурным взрослением человека.
Социальный инфантилизм вызывается
нарушением механизмов социализации,
под влиянием социокультурных условий.
Он может выражаться в неприятии молодыми
людьми новых обязанностей и обязательств,
связанных с процессом взросления.
Социальные причины инфантилизма.Дети
растут правильно, когда их поддерживают
и материнское-женское, и отцовское-мужское
начало в воспитании. Сегодня в обществе
явный перекос в женское начало и, как
следствие, инфантилизм.

Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
проявляется в несформированности на
достаточном для данного конкретного
возраста уровне эмоционально-волевой
сферы личности. Как правило, инфантильность
в качестве устойчивой личностной
характеристики высоко коррелирует с
такими личностными особенностями, как
внешний локус контроля, завышенные
самооценка и уровень притязаний,
эгоцентризм, готовность при любых
обстоятельствах атрибутировать
ответственность за неудачу другим,
обостренное, порой болезненное чувство
психологической незащищенности. При
этом основным компенсаторным механизмом
в данном случае оказываются попытки во
что бы то ни стало уйти от необходимости
хотя бы более или менее адекватно
оценивать объективную социальную
реальность, в том числе и путем личностного
погружения в реальность виртуальную
(например, интернет-аддикция). Следует
специально отметить, что инфантилизм
может сочетаться как с нормальным
интеллектуальным развитием, так и с
отставанием и опережением в этой сфере.
В этом плане личностный инфантилизм
вполне правомерно оценивать в качестве
своеобразного проявления гетерохронности
собственно личностного развития
индивида.

Из сказанного
ясно, что инфантилизм представляет
собой универсальное психическое явление
и в определенной степени присущ каждому
человеку. Откровенно девиантные формы
его проявления, как правило, связаны с
тотальной фиксацией личности на таком
виде психологической защиты как
регрессия.

Одна из причин
отставания в психическом развитии
человека – это депривация. В психологию
термин «депривация» вошел благодаря
английскому психологу Дж. Боулби, а
также проработан и содержательно
наполнен в работах его коллеги М.
Эйнсуорт.

Психическая
депривация
— это психическое состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда субъекту не предоставляется
возможность для удовлетворения некоторых
его основных (жизненных) психических
потребностей в течение длительного
времени.

Проявления
психической депривации могут охватывать
широкий диапазон изменений личности
от легких странностей, совершенно не
выходящих за рамки нормальной эмоциональной
картины, вплоть до очень грубых поражений
развития интеллекта и характера.

Чаще всего выделяют
следующие формы психической депривации.

I. Депривация
стимульная (сенсорная): пониженное
количество сенсорных стимулов или их
ограниченная изменчивость.

II. Депривация
значений (когнитивная): слишком изменчивая
хаотичная структура внешнего мира без
четкого упорядочения и смысла, которая
не дает возможности понимать, предвосхищать
и регулировать происходящее извне.

III. Депривация
эмоционального отношения (эмоциональная):
недостаточная возможность для установления
эмоционального отношения к какому-либо
лицу или разрыв подобной эмоциональной
связи, если такая уже была создана.

IV. Депривация
идентичности (социальная): ограниченная
возможность для усвоения самостоятельной
социальной роли.

Например, депривация
потребности младенца в общении (внимание
со стороны матери, общение с ним) приводит
к такому явлению, как госпитализм.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник