Закономерности психического развития детей и подростков ребенка

Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.

Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.

Содержание статьи:

    • Детерминация возрастного развития
    • Проблема обучения и развития в возрастной психологии
    • Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
  • Неравномерность психического развития

Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.

Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.

Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.

Детерминация возрастного развития

Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).

Факторы психического развития

1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)

Наследственные факторы:

    • видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
  • некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).

Врожденные факторы:

  • индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).

Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.

Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).

2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)

Социальная среда — это:

    • социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
  • ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).

Макросреда влияет на человека через микросреду.

Социальная среда должна быть:

  1. человеческой;
  2. развивающей;

Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.

Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.

Госпитализм

Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.

Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.

Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.

В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.

«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.

В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.

Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.

Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.

Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.

Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.

3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)

В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.

3 признака ведущей деятельности:

    • деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
    • в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
  • от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.

Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.

Ведущая деятельность человека

ПериодВедущая деятельность
Младенчество (от рождения до года)Общение со взрослыми
Раннее детство (1 — 3 года)Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет)Ролевая игра
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет)Учебная деятельность
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет)Общение со сверстниками
Юношеский возраст (17 — 23 года)Учебно-профессиональная  деятельность
ВзрослостьТрудовая деятельность

4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)

Противоречия могут быть следующими:

    • между образом жизни и возможностями человека;
  • между местом в социуме и желанием изменить это место.

Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.

Проблема обучения и развития в возрастной психологии

Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.

Читайте также:  Программа развития ребенка с синдромом дауна в доу

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

    • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.

Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

ВозрастСензитивный период
1,5 — 3 годаРазвитие речи
3 — 6/7 летРазвитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 летПредполагается, что для обучения грамоте
6 летПредполагается, что для обучения чтению

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.

Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.

С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.

Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.

Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.

Индивидуальные варианты развития проявляются:

    • в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
    • в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
  • в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность
развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

    1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
    1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  1. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.

Читайте также:  Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка скачать бесплатно

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

    • Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
    • Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
    • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Источник

Патопсихологическое исследование детей имеет свою специфику. Исследуя нарушения психической деятельности ребенка, необходимо учитывать не только характер нарушений, но и ту возрастную фазу, в которой отмечалось вредоносное воздействие, а также влияние первичного дефекта на возникновение вторичных образований, которые проявляются на момент исследования. При патопсихологическом обследовании подростков желательны определение наличия и типа акцентуации, характеристика мотивационной структуры лич­ности, ее направленности и самооценки.

Выделение возрастных периодов жизни человека может происходить на разных осно­ваниях — как апеллирующих к определенным этапам созревания центральной нервной системы и организма в целом, так и ориентирующихся на психологические и социаль­но-психологические критерии. Указанные обстоятельства и порождают многочисленность отечественных и зарубежных вариантов периодизации.

Например, Б.Г. Ананьев наиболее пригодной для целей периодизации жиз­ненного цикла признавал классификацию Д.Б. Бромлей, охватывающую психологические и социальные характеристики, имеющую в своей основе смену способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде и включающую пять возрастных циклов. В последние годы наиболее распространена следующая схема возрастных этапов раз­вития человека:

Новорожденный От рождения до 28 дней
Грудной возраст 28 дней — 11 мес. 29 дней
Раннее детство 1-3 года
Первое детство (дошкольный) 3-6 лет
Второе детство (ранний школьный) 7-12 лет (мальчики); 8-11 лет (девочки)
Подростковый возраст школьный) 13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девочки) (девушки)
Юношеский возраст 16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)
Зрелый возраст (1-й период) 22-35 лет (муж.); 21-35 лет (жен.)
Зрелый возраст (2-й период) 36-60 лет (муж.); 36-55 лет (жен.)
Пожилой возраст 61-74 года (муж.); 56-74 года (жен.) женщины((женщины)
Старческий возраст 75-90 лет
Долгожители 90 лет и старше

Л.С. Выготским в 1930 г. была сформулирована идея социальной ситуации развития. Составной частью этого подхода является мысль о том, что каждой возрастной степени развития присуще центральное, ведущее новообразование, вокруг которого груп­пируются все остальные частные новообразования, характеризующие развитие отдельных сторон личности ребенка. Ведущему новообразованию соответствуют центральные линии развития данного возраста. С частными новообразованиями связаны побочные линии раз­вития, которые на более поздних этапах могут стать центральными с соответствующими изменениями отношений между собой.

При этом возрастные изменения, как уже указывалось, предусматривают наличие двух чередующихся типов перехода между своими этапами—литического (плавного, постепен­ного, накапливающего) и критического (скачкообразного, переломного, отчасти связанного с отмиранием, свертыванием или распадом того, что являлось ключевым для более раннего возраста). Итогом критического периода становятся существенные перестройки во всей личности ребенка.

Пребывание ребенка в критическом периоде накладывает отпечаток на интерпретацию патопсихологического исследования, поскольку заведомо предполагает наличие законо­мерных сбоев в психической деятельности и в социально-психологическом функциониро­вании, а кроме того, может сказаться и на характере взаимодействия между эксперимен­татором и ребенком в процессе самой диагностической процедуры.

Достаточно популярна разработанная в контексте детской и педагогической психологии и опирающаяся на взгляды Л. С. Выготского периодизация Даниила Борисовича Эльконина.

Расположенные в хронологической последовательности, выделенные Д.Б. Элькониным ведущие виды деятельности ребенка, образуют следующий ряд:

Непосредственно-эмоциональное общен.
 
общениеобщение
Первая группа (от рож. до 1 года)
Предметно-манипулятивная деятельность Вторая (от 1 года до 3 лет)
Ролевая игра Первая (от 3 до 7 лет)
Учебная деятельность Вторая (от 7 до 12 лет)
Интимно-личное общение Первая (от 12 до 15 лет)
Учебно-профессиональная деятельность Вторая (от 15 до 17 лет)

Вместе с тем возрастная классификация, построенная по подобному принципу, под­вергалась критике А.В.Петровским, указывавшей на известную подмену понятия «социальная ситуация развития» понятием «ведущий тип деятельности» и на не­сводимость динамической системы многих деятельностей на каждом возрастном этапе лишь к одной, хотя и, казалось бы, ведущей. Один из аргументов, приводимых авторами критики, — всякое отсутствие подтверждающего экспериментального материала.

Есть и периодизация А.В. Петровского, ориентиро­ванная на вхождение ребенка в различные типичные для его возраста социальные группы. Он выделяет три основных процесса, определяющих ход развития:

· адаптация как присвоение индивидом социальных норм и ценностей при субъективнопереживаемых утратах некоторых своих индивидуальных отличий;

· индивидуализация — мобилизация внутренних ресурсов для самоутверждения;

· интеграция как согласование собственной индивидуальности с потребностями общности и наоборот — трансформация потребностей общества в соответствии с позицией индивида.

Периодизация, предложенная А.В. Петровским, выглядит следующим образом:

· эпоха детства (раннее детство, детсадовский возраст и младший школьный возраст) характеризуется преобладанием адаптации над индивидуализацией;

· эпоха отрочества (подростковый возраст) связан с преобладанием индивидуализации над адаптацией;

· эпоха юности (юношеский возраст) характеризуется преобладанием интеграции над индивидуализацией.

Для патопсихологических целей существенный интерес представляет периодизация возрастных уровней, предложенная В.В. Ковалевым, учитывающая различные уровни нервно-психического реагирования на те или иные вредности:

· соматовегетативный (0-3 года) — расстройства вегетативных функций (нарушения смены сна и бодрствования, аппетита и функций пищеварения, повышенная вегетативная и моторная возбудимость), тесно связанные с ними нарушения инстинктивных
проявлений (понижение или повышение влечений, страх новизны, боязнь контактов с окружающими) и обусловленные ими патологические формы поведения;

· психомоторный (4-10 лет) — расстройства психомоторики и экспрессивной речи — синдром гиперактивности, системные невротические и неврозоподобные двигательные
расстройства: тики, заикание, мутизм и некоторые другие (причина- интенсивная дифференцировка функций двигательного анализатора);

· аффективный (7-12 лет) — синдромы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества (возможная причина — формирование самосознания);

Читайте также:  Алые паруса центр развития ребенка 2452

· эмоционально-идеаторный (12-16 лет) — психогенные ситуационные реакции (протеста, эмансипации и др.), сверхценный ипохондрический синдром, синдромы дисморфофобии, нервной или психической анорексии (отказа от приема пищи), синдромы
сверхценных увлечений и интересов, в том числе синдром «философической интокси­кации» и некоторые другие.

По мнению В.В. Ковалева, симптоматика, свойственная каждому уровню нервно-психического реагирования, не исключает проявлений предшествующих уровней, однако отодвигает их на второй план и, так или иначе, видоизменяет. Преобладание психических расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням, чаще всего свидетель­ствует об общей или парциальной ретардации.

Вместе с тем, характеризуя усилия специалистов по разработке возрастной периодиза­ции психического развития детей, В.В. Лебединский писал, что при всей важности выделения отдельных уровней нервно-психического реагирования и последовательности их смены в онтогенезе необходимо учитывать известную условность такой периодизации, поскольку отдельные проявления нервно-психического реагирования не только сменяют и отодвигают друг друга, но на разных этапах сосуществуют в новых качествах, формируя новые типы клинико-психологической структуры нарушения.

Так, например (в отношение периодизации В.В. Ковалева), роль соматовегетативных нарушений велика не только в воз­расте 0-3 лет, когда идет интенсивное формирование данной системы, но и в подростковом периоде, когда эта система претерпевает массивные изменения. Ряд патологических ново­образований пубертатного возраста (основной уровень которых квалифицируется в рамках «идеаторно-эмоционального») связан и с расторможением влечений, в основе которых лежит дисфункция эндокринно-вегетативной системы. Далее, психомоторные расстрой­ства могут занимать большое место в дизонтогенезе самого раннего возраста (нарушения развития статических, локомоторных функций). Интенсивные изменения психомоторного облика, как известно, характерны и для подросткового периода. Нарушения развития аф­фективной сферы имеют большое значение и в самом младшем возрасте. Особое место среди них занимают расстройства, связанные с эмоциональной депривацией, приводящие к задержке психического развития различной степени. В возрасте до 7 лет в клинической кар­тине различных заболеваний большое место занимают такие аффективные расстройства, как страхи. Наконец, разнообразные нарушения интеллектуального и речевого развития разной степени выраженности являются патологией, сквозной для большинства уровней развития.

Очевидно, что по мере возрастного дистанцирования от общебиологических форм реагирования на патогенные или дискомфортные раздражители, по мере становления личности, ее индивидуализации и дифференциации, в картине возможных психических изменений все в большем объеме будут присутствовать специфические признаки, очерчивающие абрис конкретного расстройства.

Учет возраста и его психологической специфики, а также условий социального раз­вития теснейшим образом связан с другой проблемой — адекватностью подбора методик для исследования детей. Во многих случаях допустимо применение адаптированных мето­дов и приемов исследования, традиционных для диагностики различных сторон психики взрослых, но наиболее корректно применение методов, специально разработанных для конкретных возрастных групп, хотя бы потому, что подобные инструменты, как правило, предполагают и наличие количественных ориентировочных норм.

Проведение патопсихологического эксперимента, применение тестовых по характеру или проективных методов, конечно же, должны учитывать стартовые позиции ребенка:

· степень сохранности анализаторных систем, через которые подается инструкция и стимульный материал;

· степень развития произвольного волевого регулирования как предпосылки принципиальной возможности работы с методиками;

· общий уровень владения речью как в плане ее понимания, так и в способности ребенка продуцировать ответы в вербальной форме;

· степень сохранности моторики, обеспечивающая нормальное по возрасту выполнение методик, предусматривающих приложения графически навыков (если только состояние моторики не является специальным предметом исследования).

А это значит, что оценка указанных факторов должна быть произведена еще до пла­нирования экспериментального этапа.

Прежде всего необходимо отметить, что маленькие дети, а особенно дети с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и включаются в деятельность по выполнению задания. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психических возможностей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том. Что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, добиться его посильного участия в эксперименте и обеспечить необходимую мотивацию деятельности по выполнению задания.

Широко используемыми приемами при работе с детьми, в том числе и в рамках па­топсихологического обследования, является многократное повторение инструкции до ее понимания, показ выполнения задания-образца, начало работы с методик, гарантирую­щих успешность их выполнения, такое сочетание методик, в рамках которых востребованы и произвольный, и непроизвольный уровни регуляции когнитивной сферы, до определен­ного возраста (примерно до 4-5 лет) ограничение методик, ориентированных на самооцен­ку, и акцент на экспертные и проективные способы характеристики ребенка, поиск до­полнительных источников мотивации ребенка, ограничение времени работы с методикой, предусматривание перерывов и смены вида деятельности, использование игровых форм тестирования и др.

Достаточно специфический слой детской популяции составляют подростки, отличаю­щиеся, с одной стороны, дисгармоничностью в строении личности, неустойчивостью эмо­ционального реагирования, свертыванием прежде установившейся системы интересов, протестующим характером поведения по отношению к взрослым, а с другой — началом осознания себя в социальной среде (ростом самосознания), формирова­нием новой системы ценностей, критичности мышления, потребности в самоутверждении. Нельзя снимать со счета усиленный, а порой и акселерированный рост организма под­ростка и выраженные перестройки в его эндокринной системе.

А.Е. Личко выделяет целую группу подростковых моделей поведения, характерных для данного возраста: реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формиру­ющимся сексуальным влечением, а также переносимые из детства в подростковый возраст реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации и гиперкомпенсации. В ряде случаев при осложненной социальной ситуации возможны суицидальные формы поведения, бро­дяжничество и некоторые другие.

Подобные модели могут быть вариантами поведения в норме или представлять со­бой патологические нарушения поведения (непсихотические и даже психотические). Это положение было сформулировано В.В. Ковалевым в отношении поведенческих реакций оппозиции, имитации и др. в детском возрасте. По его мнению, последние стано­вятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если к ним присоединяются невротические расстройства, а также если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию. В ряде случаев вся совокупность преходящих психических изменений (патологических и непатологических), свойственных данному возрасту, обозначатся как пубертатный криз.

Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 1883; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9885 — | 7679 — или читать все…

Читайте также:

Источник