Закон затухания темпов психического развития ребенка

А. Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования. Значителен вклад А. Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»). А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезел-лом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет. Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста. Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским, который назвал концепцию А. Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор. Л. Термен в 1916 году стандартизировал на американских детях тесты А. Вине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л. Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л. Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимее подчеркнуть что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.Нормативный подход в исследовании детского развития составляет, по существу, классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормативной традиции следует искать истоки интереса американской психологии к проблемам «принятие роли» и «развитие личности», так, в ней были впервые проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения. В 40-х и 50-х годах были начаты нормативные исследования эмоциональных реакций у детей (А. Джерсилд и др.). Новый интерес к нормативному изучению детей разного пола возник в середине 70-х годов (Е. Маккоби и К. Жаклин). Всемирно известные исследования интеллектуального развития ребенка, проведенные Ж. Пиаже на протяжении нескольких десятилетий, проверялись, осмысливались и ассимилировались в рамках американской нормативной традиции (Дж. Брунер, Г. Бейлин, И. Вулвилл, М. Лорандо, А. Пинар, Дж. Флейвелл, Д. Элкинд, Б. Уайт и др.). В 60-е годы в нормативных исследованиях произошли новые изменения. Если раньше ученые были направлены на поиск ответа на вопрос: «Как ребенок себя ведет?», то теперь встали новые вопросы: «При каких условиях?», «Каковы следствия развития?» Изменение аспектов исследования, постановка новых вопросов повлекли за собой развертывание эмпирических исследований, которые привели к открытию новых феноменов развития ребенка. Так были описаны индивидуальные вариации последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев, роль стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности. Были изучены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян). Но обилие новых фактов до сих пор не привело к решению основных нормативных вопросов: Как и при каких условиях происходит психическое развитие ребенка? По мнению самих американских психологов, вопросы стали еще более неразрешимыми, в их решении, по словам Р. Сирса, не было видно просвета.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 11месяцев

Источник

Нормативный подход к исследованию детей. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы для измерения показателей развития ребенка. Такой подход в современной психологии называется психометрическим. Отмечая важные результаты исследований ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.
Нормативный подход в исследовании детского развития составляет, по существу, классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормативной традиции следует искать истоки интереса американской психологии к проблемам «принятия роли» и «развития личности», в ней были впервые проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения. В 40-х и 50-х гг. XX в. были начаты нормативные исследования эмоциональных реакций у детей (А. Джерсидд и др.).
Новый интерес к нормативному изучению детей разного пола возник в середине 70-х гг. ХХ в. (Е. Макоби и К. Жаклин). Всемирно известные исследования интеллектуального развития ребенка, проведенные Ж. Пиаже, на протяжении нескольких десятилетий проверялись, осмысливались и ассимилировались в рамках американской нормативной традиции (Дж. Брунер, Г. Бейлин, И. Вулвилл, М. Лорандо, А. Пинар, Дж. Флейвелл, Д. Элкинд, Б. Уайт и др.).
В 60-е гг. прошлого века в нормативных исследованиях произошли новые изменения. Если раньше усилия ученых были направлены на поиск ответа на вопрос: «Как ребенок себя ведет?», то теперь встали новые вопросы: «При каких условиях?», «Каковы следствия развития?» Изменение аспектов исследования, постановка новых вопросов повлекли за собой развертывание эмпирических исследований, которые привели к открытию новых феноменов развития ребенка. Так были описаны индивидуальные варианты последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев, роль стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности. Были изучены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян). Но обилие новых фактов до сих пор не привело к решению основных нормативных вопросов: как и при каких условиях происходит психическое развитие ребенка? По мнению самих американских психологов, вопросы стали еще более неразрешимыми. И в их решении, по словам Р. Сирса, не было видно просвета.

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав

Представление о возрастной динамике и периодизации развития Д.В. Эльконина | Билет №2 | Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже | Основные особенности и проблемы психологической адаптации в школьном возрасте. | Основные критерии возрастной периодизации Л.С. Выготского и Д.В. Эльконина. | Психологические новообразования младенческого периода. | Преформированное и непреформированное развитие психики. | Представление о сенситивных периодах психического развития. | Игра как ведущая деятельность дошкольного детства. | Представление о процессах развития, роста и созревания. |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Нормативный подход к психическому развитию ребенка

Видным представителем педологии биологизаторского направления был американский психолог А. Гезелл. В своей работе «Педология раннего возраста» одну из глав он называет «Биологический смысл детства», где рассматривает развитие ребенка в сравнении с развитием детенышей животных. А. Гезелл солидарен с положением, что в первые годы жизни ребенок как бы повторяет историю развития человеческого рода. Но он утверждал, что детство – это также и продукт эволюции. У самых низших животных детство практически отсутствует; период детства тем длиннее, чем выше на эволюционной лестнице располагается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. А. Гезелл отмечал, что по сравнению с детством обезьян человеческое детство отличается не просто прибавкой еще одного этажа, на котором совершается усвоение языка и символического мышления; это прибавление приводит к глубокой перестройке нижних этажей, делает их принципиально иными по сравнению с аналогичными у высших животных. Однако сохраняется общая функция психического – биологическая адаптация к окружающей среде. А. Гезелл изучал проблему взаимосвязи среды и наследственности в их влиянии на умственное развитие ребенка, зависимость темпа развития от наследственных особенностей. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созреванию нервной системы. Для А. Гезелла основным показателем развития является его темп. Он сформулировал закон замедления развития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах развития и минимален на конечных. А. Гезелл как бы вообще снимает проблему среды и наследственности и заменяет ее проблемой темпа развития.

Читайте также:  Свободное и эффективное развитие ребенок

Значительный вклад А. Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром и взрослыми. Для составления норм психического развития А. Гезелл ввел в детскую психологию лонгитюдный метод – продолжительное изучение одних и тех же детей на разных этапах их развития. На основе составленных норм А. Гезелл разработал систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Он проводил систематические сравнительные исследования нормы и патологии развития; одним из первых в психологии использовал метод близнецов для анализа закономерностей психического развития.

Отметим, что возрастные изменения детей А. Гезелл объяснял наследственным фактором, т. е. он оставался в рамках биологизаторского направления. Но его подход к детской психологии как нормативной дисциплине важен и для современной психологии. Проблемы нормы и патологии развития, разработки конкретных нормативов психического развития детей на разных этапах жизни имеют важное практическое значение для различных сфер социальной практики (здравоохранения, образования).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками
Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со сверстниками, предполагает решение следующих задач:• создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе
Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2–4

Формы работы по развитию речи
В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.Уже отмечалось, что речь детей формируется в процессе разнообразной

Приложение Примеры занятий, способствующих диалогическому развитию речи
Диалогическую форму общения дети осваивают в процессе взаимодействия с более опытными носителями родного языка – взрослыми людьми. Формирование диалогической речи – важнейшая программная

Задачи и содержание работы по развитию речи с детьми раннего возраста
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает

Идеи по развитию мотивации

Афоризм гласит: «Когда ученик готов, появляется учитель». Но мы можем ускорить процесс.
Разбудите любопытствоЛюбопытство, возможно, самый сильный фактор мотивации. В японских школах ученикам сначала рассказывают о задаче или проблеме. Они

Педагогический подход
Прошли те времена, когда нерадивые учителя, зачастую негуманными методами, пытались унифицировать ребенка, переучивая с левши на правшу, что, по сути, ломало базовую картину мира в голове человека. Ведь левша – это не просто рука, которой удобнее

Как ношение ребенка способствует умственному развитию
Чтобы помочь мозгу расти и развиваться, окружающий мир заставляет нервы разветвляться, соединяясь с другими нервами. Ношение ребенка родителями помогает развивающемуся мозгу ребенка создавать правильные связи.

Как помочь речевому развитию
Языку, как и чувству юмора, нельзя научить – его можно только схватить. Вы не учите ребенка говорить напрямую. Вы наполняете его уши правильными звуками, и ребенок проникается сознанием, что говорить – это интересно. Тогда овладение речью

Для здоровья ребенка выберите подход «лекарства + практические навыки»
Представьте, что вы пришли к нам на прием. Ваш первый визит по поводу заболевания ребенка может закончиться так: «Мы хотим показать вам, как стать домашним доктором для вашего малыша». Мы называем это

Подход врача
Сцена с пылающим ребенком и паникующей матерью разыгрывается в жизни врача несколько раз за день. Попробуйте посмотреть на вещи из-за стетоскопа врача и увидеть высокую температуру с его точки зрения. Высокая температура – это всего лишь симптом, который

Пошаговый подход к снижению температуры у ребенка
Снижать температуру у ребенка – все равно что охлаждать воздух в доме. Предположим, у вас в доме слишком жарко. Прежде всего вы распахиваете окна, чтобы выпустить лишнее тепло наружу. Именно так вы охлаждаете тело своего

Источник

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии

4. Значение идей Ж.Ж.Руссо для становления детской психологии.

5. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии.

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Концепция рекапитуляции (Ст.Холл).

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Теория преформизма.

8. Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе.

Читайте также:  Факторы развития психики ребенка возрастная психология

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Теория трех ступеней К.Бюлера.

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Нормативный подход к развитию психики ребенка.

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Закон затухания темпа психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен).

12. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Закон затухания темпа психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен).

13. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Современные варианты теорий биологического созревания.

14. Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии.

15. Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Торндайк, К.Халл, Б.Скиннер).

16. Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований законов психического развития (Н.Миллер, Д.Доллард, Р.Сирс, А.Бандура, Р.Уолтерс, Д.Гевирц, У.Бронфенбреннер).

17. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В.Штерна.

18. Близнецовый метод в решении вопроса о роли наследственности и среды.

19. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека.

20. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе

21. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

22. Характеристика стадий развития мышления ребенка в работах Ж.Пиаже.

23. Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж.Пиаже в зарубежной и отечественной психологии (Дж.Брунер, М.Дональдсон, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.Ф.Обухова).

24. Социокультурный подход в исследовании детского развития (У.Бронфенбреннер, П.Балтес).

25. Концепция психического развития ребенка А.Валлона.

26. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э.Эриксона.

27. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для возрастной психологии.

28. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец).

29. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И.Лисина).

30. Проблема самоактуализации личности в процессе жизнедеятельности. Внутренние и внешние факторы самоактуализации.

31. Пренатальное развитие, его особенности. Возможности оптимизации психического развития в пренатальном периоде.

32. Анаклитическая депрессия и госпитализм.

33. Теории развития восприятия в младенческом возрасте (Дж.Гибсон, Т.Бауэр, Ж.Пиаже).

34. Принципы фасилитации психического развития в период кризиса одного года.

35. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

36. Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте.

37. Развитие социальной привязанности в раннем детстве.

38. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве.

39. Основные закономерности развития мышления в раннем детстве.

40. Основные закономерности развития речи ребенка (В.Штерн, Ж.Пиаже, Н.Хомский, Д.Брунер, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

41. Особенности развития эмоций и высших чувств в раннем детстве.

42. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

43. Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн, Ф.Бойтендайк, Ж.Пиаже).

44. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии.

45. Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка.

46. Конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка.

47. Роль сказки в психическом развитии ребенка.

48. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

49. Развитие восприятия в дошкольном возрасте.

50. Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте.

51. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

52. Становление субъектности в дошкольном возрасте.

53. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте.

54. Развитие эмоций в дошкольном возрасте.

55. Развитие воли и произвольности управления поведением в дошкольном возрасте.

56. Причины школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.

57. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

58. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я.Гальперин).

59. Особенности развития Я-концепции в младшем школьном возрасте.

60. Социально-историческая природа подросткового возраста.

61. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста.

62. Теории подросткового возраста (Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже).

63. Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С.Выготского.

64. Синдром дисморфофобии в подростковом возрасте.

65. Развитие аффективно-потребностной сферы в подростковом возрасте.

66. Аффект неадекватности в подростковом возрасте.

67. Психологическая коррекция гипертрофированного проявления подростковых реакций.

68. Психологическое содержание юношеского возраста в различных культурах.

69. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э.Эриксон). Статусы идентичности (Д.Марсиа).

70. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте.

71. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К.Шайо.

72. Критика теорий зрелости как «психической окаменелости».

73. Возможности обучения в зрелых возрастах.

74. Историческая изменчивость оценки старости и старения.

75. Психологическая профилактика старения.

76. Жизненная мудрость как личностное новообразование

77. Критика теории инволюции.

78. Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней.

79. Виды психологической помощи безнадежно больным людям.

80. Проблема долголетия и жизнеспособности.

81. Старость как социальная проблема.

82. Фасилитация личностного развития в пожилом и старческом возрасте.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник