Свободное и эффективное развитие ребенок

Свободное и эффективное развитие ребенок thumbnail

Вам приходилось встречать трехлетнего малыша, который бегает по коридорам поликлиники, орет во все горло, бросается игрушками, и дерется? Оказывается, это свободное воспитание, как пояснила его мать. Нет, нет, что-то здесь не так! Не могли великие педагоги прошлых лет допустить такого безрассудства.

свободное воспитание

Вот уже три столетия не гаснет интерес к воспитанию детей свободой. Чем родителей привлекает эта концепция? Что она собой представляет и где границы вседозволенности?

Откуда пришла идея свободного воспитания

Впервые заговорили о свободном воспитании в 18 веке. Ее основоположник Жан-Жак Руссо. Настаивал на развитии детей в гармонии с природой. В 19-20 веках эту систему пытались внедрить на практике К. Н. Вентцель «Дом свободного ребенка», Л. Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов» и другие. Она рассматривалась в трудах М. Монтессори, Ю. И. Фаусек, Э. Кей, Д. Дьюи.

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

Свободное воспитание — это развитие, воспитание и обучение, основанное на свободе выбора ребенка, без принуждения. Теоретическая основа — в каждом ребенке изначально заложены способности, которые могут развиться самостоятельно, нужно лишь создать для этого благоприятные условия.

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Читаем также: Свободное воспитание: плюсы и минусы

Теория свободного воспитания

Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.

Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения. Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд.

С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.

Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.

Свободное воспитание — не вседозволенность

Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.

Читайте также:  Речевое своеобразие развития слепого ребенка

Ошибки искаженного представления о свободном воспитании

  1. Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
  2. Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
  3. Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
  4. Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.

Воспитание свободой в 21 веке

В настоящее время возобновился интерес к свободному воспитанию. В ряде городов России и Европы открываются центры развития по методике М. Монтессори, создаются вальдорфские сады и школы.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

С 1921 года и по сей день функционирует школа «Саммерхилл» в Великобритании. Основана Александром Ниллом. Учебное заведение базируется на самоуправлении.

Вальдорфская система

Основоположник австрийский ученый Р. Штайнер. Первая школа была открыта в Германии в 1919 году, а в 1925 — первый детский сад.

Вальдорфский детский сад. Сильно отличается от традиционных садов государственного образца. Вся мебель и игровое оборудование из натуральных материалов. В одной группе дети разных возрастов: от 3 до 7 лет. Взрослым запрещено повышать голос на детей и наказывать. Слово «Нет!» употребляется в исключительных случаях: для предотвращения опасности.

Игрушки сделаны из соломы, дерева, ткани. Зачастую имеют вид незаконченности, для развития детского воображения.

Воспитатель занимается в присутствии детей домашними делами или ручным трудом. Готовит, убирает, шьет и время от времени уделяет время детям. Малыши могут свободно наблюдать и участвовать в деятельности взрослого.

Дневной сон, питание, игры — по желанию. Ребенок вправе отказаться от организованного воспитателем занятия.

Пища готовится прямо в группе. Дети принимают в приготовлении блюд непосредственное участие. Порции раскладывают в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников.

Малыши занимаются различными видами ручного труда: вышивание, резьба по дереву, гончарное искусство, работа на ткацком станке, в саду, на огороде, на кухне. Большое внимание уделяется знакомству с народной культурой.

Вальдорфская школа. Систематическое обучение строится без принуждения. В младших классах дети познают науку играючи. В старших — используется метод вовлеченности.

Обучение длится 12 лет. Отсутствует оценочная система. Много внимания уделяется духовному развитию, знакомству с культурой и традициями.

В школе дети занимаются ручным трудом и садоводством, шьют, вяжут, танцуют, ставят спектакли. Занятия построены таким образом, чтобы умственная деятельность чередовалась с физическим трудом. Мотивацию к обучению ребенок получает путем сравнения нынешних достижений с собственными за прошлый период.

Штайнеровская система свободного воспитания не использует наглядные методы обучения, делая упор на познание чувствами. Основой тому служит подтверждение психологов о том, что эмоциональная память устойчивее наглядной. Главный упор — включить чувства детей, их заинтересованность.

В вальдорфских школах нет директоров. Ими управляет совет, который состоит из родителей и учителей. Взрослые активно участвуют в жизнедеятельности детей.

Свободное воспитание — это умение взрослых слушать и слышать ребенка. Уважать чувства, потребности и желания маленького человека.

Читаем также:

  • Воспитание ребенка до года: главные советы родителям
  • «Воспитываю, как считаю нужным!» или 5 мифов воспитания
  • 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
  • 10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник

Наталия Мамрукова
«Развитие активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора»

В педагогическом словаре Б. М. Бим-Бада понятие «самостоятельность» определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой цель, добиваться её достижения собственными силами. Именно она предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Читайте также:  Влияние врожденных расщелин неба развитие ребенка

Самостоятельной деятельности ребёнка уделяется особое место в новых образовательных требованиях. Это, несложное, на первый взгляд, направление работы дошкольных учреждений на практике вызывает множество вопросов. И это неслучайно: ведь многие годы эта проблема в детском саду просто не обсуждалась, а главной задачей педагога было показать детям, что и как они должны делать, и проконтролировать результаты. Может быть, у воспитателей до сих пор нет понимания того, что же такое самостоятельная деятельность, и можно ли назвать самостоятельной деятельностью умение ребёнка самому надевать рубашку и зашнуровывать обувь.

И педагоги, и родители хотят видеть детей успешными. Одна из важных составляющих успешности – самостоятельность, умение проявлять инициативу и реализовывать её.Возможно ли сочетание самостоятельности и послушности?

Всем известно, что самостоятельность не является врождённой чертой, она формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию самостоятельной деятельности детей.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного детства выделены следующие качества ребёнка-дошкольника в самостоятельной деятельности:

— ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской

деятельности и др. ;

— выбирает себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— умеет договариваться, учитывая интересы и чувства других;

— сопереживает неудачам и радуется успехам других; адекватно проявляет

чувства, в том числе: чувство веры в себя;

— владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную

ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

— проявляет волевые усилия во взаимоотношениях с взрослыми и

сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;

— ребенок проявляет любознательность;

— принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Таким образом, мы приходим к выводу, что именно самостоятельная деятельность детей является базовым качеством личности ребёнка и влияет на его позицию по отношению к миру.

Проанализировав становление самостоятельности у ребёнка дошкольника, я выяснила, что детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая асоциальность ввиду отсутствия жизненного опыта и знаний нормативности действий. Действия и поступки примитивны, подражательные операции – это действия в логике предмета.

В возрасте от 3-х до 4-х лет, с помощью взрослого в действиях ребенка появляется компонент самостоятельности – целеустремлённость, которая проявляется в увлечённости делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребёнок становится усидчивым, настойчивым, организованным.

Овладев самостоятельностью, ребёнок приобрёл способность соотносить результат с нормой, умение планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность, стал в какой-то степени независимым от взрослого.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения, а скорее всего средство вовлечения ребёнка в познавательную деятельность, логическая и психологическая организация. В этом возрасте ребёнок самостоятельно творчески решает различные задачи, критически мыслит, вырабатывает и защищает свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополняет и обновляет свои знания путём самообразования, совершенствует умения, творчески применяет их в действительности, выбирает средства для достижения цели, планирует работу во времени.

К концу дошкольного возраста повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками. Это такие мотивы как: признание, одобрение со стороны товарищей и значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку своих действий, соревнования со сверстниками и многие другие ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка. Эти навыки в дальнейшем необходимы детям в период обучения в школе и по окончании школы. Следовательно, проблема активации самостоятельности ребёнка дошкольника в процессе воспитательной работы – одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.

Поэтому главной задачей перед собой я поставила – развитие детской активности, через стимуляцию собственной внутренней позиции используя свободу выбора.

Свою работу я начала с анализа игровой среды в группе, постаралась объективно оценить игровые и познавательные центры, которые обеспечивают ребёнку познавательную, игровую, коммуникативную активность, стимулируют физическое развитие, развивают художественно-эстетический вкус.

Вывод: среда включает в себя разнообразие центров разной направленности, а именно: сюжетно-ролевых, строительных и конструктивных игр, Центр книги и театрализованной деятельности, природы и изобразительного творчества, «исследовательская лаборатория», мини-музей или выставочная зона. Именно в таких условиях каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом, объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития.

Читайте также:  Влияние наследственных факторов на развитие ребенка реферат

По результатам диагностики только 12% детей могут полноценно принять проблему, которая побуждает их к активному действию. Т. е., способам переработки, стимулирующей к самовыражению, умение принимать в свою деятельность других детей, т. е. дети чувствуют себя комфортно в любом центре, могут найти себе дело по душе, использовать доступные средства для реализации собственных идей свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом.

Выявила детей, которые выступали в роли наблюдателей, как за деятельностью взрослых и сверстников и, далее присоединившихся к деятельности. Это ещё 12%, т. е. это такие дошкольники, которым психологически легче сначала посмотреть и понять, а затем рискнуть и включиться в деятельность.

Дети, которые просто дублировали действия то одной подгруппы, то другой, это дети, которые обладают неустойчивым вниманием, им всегда кажется, что у другой подгруппы получается лучше и интереснее. Они старались незамедлительно включиться в деятельность другой подгруппы, что нередко приводило к конфликтам. Это ещё40%.

Дети, которые малоактивны, стремление к самостоятельности не выражают, а действуют только по указанию и совету взрослого. Это ещё 20%. Инициатором такой деятельности всегда становится взрослый, проявление инициативы со стороны ребёнка имеет периодический характер.

И 16% составили дети, у которых отсутствует умение действовать самостоятельно, учитывать интересы других детей. Это воспитанники, которые ведут себя агрессивно по отношению к сверстникам, действуют исключительно в своих интересах.

Основываясь на результатах диагностики стало совершенно очевидно, что моя функция, как педагога – создание разнообразной игровой среды,обеспечивающей ребёнку познавательную активность, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. При этом необходимо было продумывать деятельность подгрупп с учётом развития их самостоятельности. Очевидно, что если одной подгруппе достаточно поместить материал, который их заинтересует, и дети смогут активно действовать, преобразовывая сюжет, ярко выражать свои чувства. То в другой подгруппе необходимо пролобировать как внешние стимулы (новизна, необычность объекта, так и практические приёмы, т. е. помощь взрослого при вхождении ребёнка в группу сверстников.

Таким образом, я разделила детей на две подгруппы:

1 подгруппа – это дети, которые хорошо владеют «полем» самостоятельных действий и реализации своих интересов, к ним же присоединились дети, испытывающие психологические трудности включения в игру и в деятельность.

2 подгруппа – это дети, которые не проявляют инициативы к самостоятельности или имели периодический характер, и дети с социальной неадекватностью в поведении.

В работе с первой подгруппой старалась широко применять методику «общего круга», которая нацелена на формирование умения детей делать свободный выбор и реализовывать его, планировать свою деятельность, и участвовать в планировании деятельности всей группы. У нас это было ежедневным ритуалом, т. е. мы, совместно с группой выбираем тему: что их интересует, что они хотели бы узнать, что уже знают по данной проблеме. После определения темы дети охотно начинают предлагать пути решения.

Внедрение проблемных ситуаций помогали детям находить пути решения проблемы, испытывая гордость за проделанную работу, желание поделиться с воспитателем и другими детьми, родителями.

При планировании мероприятий для второй подгруппы использовала задания, в которых существовали частичные пути решения, например: при постройке замка для Снежной Королевы предлагала детям схемы постройки; в продуктивной деятельности использовала схему-алгоритм пошагового рисования или создавала незавершённый фон для аппликации, который дети доделывали и придумывали сюжет будущей работы. Дети самостоятельно делали выбор и несли ответственность за свой выбор, заполняли своё свободное время полезной и интересной деятельностью, были свободные в коллективе таких же свободных детей.

С середины учебного года дети, из первой подгруппы принимая решения, использовали свободу выбора способов выполнения заданий и темпа деятельности. Дети, испытывающие до этого времени психологические трудности, уже активно включались в дискуссии по выбору темы, путей достижения целей, научились оценивать не только свою, но и чужую точку зрения, осуществлять и понимать свою позицию, ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции.

У детей из второй подгруппы появился интерес к самостоятельной работе, но пока это ещё происходит с постановки цели воспитателем, но появилось умение управлять своим поведением, пусть и непродолжительно могут взаимодействовать в микрогруппах, не мешая сверстникам.

Они начали понимать, что в своих интересах можно взаимодействовать с помощью поставленной цели, без агрессии и добиваться желаемого результата другими способами: договор, обсуждение, личный пример, умение понимать и принимать выбор других.

Очень важен положительный, эмоциональный настрой на успех ребёнка, умение педагога «выруливать» из любых проблемных ситуаций. Ребёнку важно чувствовать, что он успешен.

Источник