Заключения психолога об уровне развития ребенка

Заключения психолога об уровне развития ребенка thumbnail

Заключение педагога-психолога на

ФИО

Фамилия, имя, отчество:

Дата рождения:

В течение 2015-2016 учебного года получала коррекционную помощь в БУ ВО «Тотемский центр ППМСП», посещала занятия у педагога-психолога по формированию социально приемлемых моделей поведения.

Внешний вид и поведение во время занятий: внешне ребенок выглядит недостаточно аккуратным, часто приходит на занятия непричесанной. Наблюдается непроизвольное слюноотделение. Тремор рук, особенно при выполнении мелких, кропотливых действий. Контакт устанавливает свободно, общительна, проявляет интерес к общению. Не всегда выдерживает дистанцию при взаимодействии с педагогом на занятиях. Громко и эмоционально разговаривает.

На занятия приходит в хорошем настроении, самостоятельно его определяет, но не всегда может пояснить причину данного эмоционального состояния. В течении занятия эмоциональный фон может резко меняться в зависимости от желания выполнять то или иное задание, от сложности предложенного материала. Простые, знакомые задания и упражнения выполняет с интересом, готова повторять их выполнение несколько раз. Требуется при предъявлении материала мотивировать на изучение нового, постоянно поддерживать интерес к предлагаемой теме, часто через игровые упражнения (слабость волевого усилия). Проявляются отказные реакции (ложится на стол, вздыхает) либо намеренно неверно, неаккуратно выполняет задания. Не всегда способна довести начатое дело до конца.

Темп деятельности: темп деятельности неравномерный, к окончанию занятия снижается.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы. Необходима стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию удерживает не всегда, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям. Возникновение импульсивности на фоне утомления, неадекватный смех, дурашливость.

Общая осведомленность: социально-бытовая ориентация недостаточна. Имеет недостаточный уровень знаний о себе, окружающем мире. Кругозор ограничен, познавательный интерес отсутствует.

Особенности латерализации: левополушарная.

Характеристика развития функций программирования и контроля: снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.

Особенности восприятия: зрительный гнозис сформирован, правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.

Характеристика внимания: концентрация внимания на задании достаточная. Наблюдается ослабление внимания в связи с утомлением, испытывает трудности произвольной концентрации внимания. Проявляет переключение внимания с основного на второстепенное, часто отвлекается.

Характеристика памяти: объем слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен (методика «10 слов»: 3:5:6:8). Отсроченное воспроизведение — 5 слов. Запоминание имеет механический характер, смысловая память снижена. Пересказ текста осуществляет с помощью (наводящие вопросы, иллюстрации).

Характеристика речевого развития: объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные. Читает по слогам, смысл текста понимает. Возникают трудности при составлении предложения из набора слов.

Характеристика пространственных и временных представлений: временные представления (месяцы, дни недели, времена года) сформированы. Уровень пространственных представлений несколько снижен, делает ошибки в определении положения предмета в пространстве (относительно себя, других предметов).

Характеристика интеллектуального развития: мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов производит правильно, но не всегда может объяснить. Подбор обобщающих слов затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Причинно-следственные связи (по методике Векслера) устанавливает из 4 последовательных картин, из 5 с помощью. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий выполняет неверно, способность к абстрагированию, упорядочиванию снижена. Аналитико-синтетические способности сформированы ниже возрастной нормы (кубики Кооса № 1-8 (по Векслеру) самостоятельно).

Характеристика моторики, графической деятельности: тремор конечностей, мелкая моторика сформирована недостаточно. Письменные работы выполняет неаккуратно, хотя старается. При раскрашивании фигур проявляется небрежность, торопливость (выезжает за контур, неравномерность заливки). Точные движения выполняет с трудом.

Характеристика мотивационно-волевой сферы: слабость волевого усилия, к выполнению заданий относится равнодушно, отказывается от выполнения заданий, в которых требуется размышлять, рассуждать. Требуется контроль при выполнении заданий, стимулирование познавательной деятельности. С удовольствием выполняет игровые задания.

Характеристика эмоционально-волевой сферы: некритична к собственным действиям, поведению, внешнему виду. Эмоциональные реакции выражены ярко (диагностируется акцентуация смешанного гипертимно-демонстративного типа). Испытывает трудности подчинения поведения требованиям взрослого. Импульсивна, инфантильна.

Заключение психолога: уровень актуального развития выраженно ниже показателей нормы возрастного развития, данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности.

Педагог-психолог

БУ ВО «Тотемский центр ППМСП» _____________ Корепова Л. В.

Источник

Психологическое
заключение
 —
краткая психологическая характеристика
состояния развития ребёнка на период
обследования на основе данных объективного
квалифицированногопсиходиагностического
исследования.

Первичное психологическое
заключение формируется специалистом
— практическим психологом самостоятельно,
до полного клинико-педагогического
обследования ребёнка, по результатам
беседы, характеристики, данных
экспериментальных методик, наблюдения
за поведением ребёнка во время
обследования.

Итоговое психологическое
заключение — итог полного
клинико-психолого-педагогического
обследования ребёнка, — является
составной частью общего заключения-диагноза.
Диагноз выставляется врачом детским
психиатром (психоневролог) при совместном
обсуждении результатов исследования
ребёнка с практическим психологом.
Такая практика выставления И.п.з. принята
при работе в психолого-медико-педагогических
комиссиях/консультациях.

В
отдельных случаях (на индивидуальном
приёме, в школьной психологической
службе, при судебно-психологической
экспертизе), когда в диагностическом
процессе участвует только практических
психолог, как первичное, так
и И.п.з. формулируются
психологом самостоятельно.

По
характеру проработанности психологическое
заключение подразделяется на два вида:
первичное и итоговое, уточненное. По
аналогии с медицинскими вариантами
первичного и уточненного диагноза
вначале формулируется только первичное
заключение, после обработки всего
комплекса данных – итоговое.

Итоговое
психологическое заключение является
либо конечным этапом диагностического
процесса деятельности психолога, либо
только составной частью общего заключения
«диагноза» в том, например, случае, когда
психологическое исследование проведено
для уточнения клинико-психологической
структуры нарушения. Диагноз выставляется
врачом (детским психиатром или
невропатологом) при совместном обсуждении
полученных результатов с психологом.

Выделение
вариантов психологического заключения
в известной степени условно, поскольку
итоговое психологическое заключение
при любом повторном обследовании или
обращении клиента переходит в разряд
первичного уточненного. Психологическая
реальность не является в полном объеме
стабильной и неизменной. Даже при
олигофрении, благодаря правильной
коррекционно-воспитательной работе с
ребенком, имеют место положительные
сдвиги.

Психологическое
заключение должно быть кратким, но по
возможности наиболее полно отражать
характер выявленных нарушений
применительно к целям обследования:

Психологическое
заключение может быть написано и в
свободной форме, однако использование
различных схем заключения, как показывает
практика, объективирует и унифицирует
работу психолога, помогая выделять
ключевые факты среди полученных,
дифференцировать существенное и
второстепенное. Варианты схемы заключения
разработаны различными авторами.
Рассмотрим схему, предложенную М.М. и
Н.Я. Семаго.

Б.
Специальная часть

  1. Психологический
    диагноз.

  2. Вероятностный
    прогноз развития.

  3. Рекомендации
    по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая
часть заключения ориентирована не
только на специалистов, но и на тех
педагогов, кто имеет непосредственный
контакт с ребенком. В этой части
раскрываются не только трудности и
особенности развития ребенка, но и
методы, благоприятные для обучения:
особые формы работы, передачи материала
и т.д. Желательно по мере возможности
отметить выявившиеся в ходе диагностики
«сильные» стороны ребенка, способные
стать дополнительными средствами
компенсации имеющихся трудностей.

Только
при условии, что все специалисты полностью
осведомлены об особенностях развития
ребенка и используют эти знания в своей
работе, можно построить действительно
эффективную коррекционно-развивающую
работу, основанную на целостном
интегративном подходе. Однако «открытость»
информации о ребенке должна быть
подчинена деонтологическому принципу
ее неразглашения, учитывая интересы
ребенка и его близких.

Психологическое
заключение и комплексный
клинико-психологический диагноз
состояния являются «дефинициями
внутреннего пользования». Варианты
комплексного (коллегиального) заключения,
предназначенные для неспециалистов,
формулируются и оформляются в соответствии
с принятыми рекомендациями. Специальная
часть заключения адресована непосредственно
психологу и другим специалистам
«внеурочного плана», участвующим в
сопровождении ребенка, оказании ему
специальной помощи. В связи с ее особой
важностью рассмотрим эту часть подробнее.

Понятие
психологического диагноза нельзя
считать достаточно разработанным в
современной психологии. В практике этот
термин применяется часто в очень широком
и неопределенном смысле как констатация
количественной и качественной
характеристики того или иного признака.
В психометрии диагноз является производным
от процедур тестового измерения, а
психодиагностика определяется как
идентификация психологических
характеристик индивида с помощью
специальных методов. Предпосылки
содержательного подхода к определению
психологического диагноза были намечены
Л.С. Выготским и развивались позднее
Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф.
Талызиной и др.

Цель
диагностического процесса – ответить
на психологические вопросы и подготовить
фундамент для решения проблемы.
Целостность процесса оказания
психологической помощи отражает принцип
единства диагностики и коррекции. В
этом плане сохраняют свою актуальность
мысли Выготского о том, что качество
постановки диагноза определяется не
только качеством диагностической
методики, но и профессиональными
знаниями, способностями и навыками
психодиагноста: умение интерпретировать,
расшифровывать иероглифы – основное
условие для того, чтобы перед исследователем
открылась осмысленная картина личности
и поведения ребенка.

Выготский
неоднократно отмечал, что тщательное
обследование должно вестись специалистом,
осведомленным в вопросах психопатологии,
дефектологии и лечебной педагогики. Он
подчеркивал, что конечной целевой
установкой педологического изучения
ребенка должно быть педологическое или
лечебно-педагогическое назначение –
т.е. вся система коррекционных
индивидуально-педагогических мероприятий
как важнейшая практическая часть
исследования одна только и может доказать
его истинность, сообщит ему смысл.

Чтобы
более глубоко и тонко определить причины
того или иного психологического явления,
психолог должен уметь сочетать данные
наблюдения и свои собственные впечатления
с заключениями, полученными в результате
применения тестовых и других объективных
методик. При этом ему следует творчески
истолковывать симптомы. Начало научного
знания — в точном наблюдении, тщательном
и творческом мышлении а не в накоплении
только лабораторных данных, подчеркивает
позднее К. Роджерс.

Единственно
научный путь построения психологического
диагноза – квалификация данного этапа
развития ребенка в контексте этапов и
закономерностей всего психологического
онтогенеза, исследование механизмов
формирования установленных трудностей.
Никоим образом в центре психологического
диагноза не должны оказываться негативные
или болезненные проявления, он всегда
должен иметь в виду сложную структуру
личности. В плане изучения конкретного
случая это означает применение
двустороннего анализа: с одной стороны,
«расчленение психологических функций»
с выяснением их качественного своеобразия;
с другой – установление структурных и
функциональных связей между развитием
отдельных сторон личности.

Сложность
структуры отклоняющегося развития
ребенка любого варианта дизонтогенеза,
определяемая взаимообусловленным
сочетанием органических и психофизических
факторов с приобретенными вторичными
отклонениями, обусловливает необходимость
комплексного, мультимодального подхода
и к изучению его развития, и к постановке
диагноза.

Клинический
(нозологический) диагноз требует
констатации, описания и сведения к той
или иной диагностической формуле
выявляемых у ребенка симптомов, которые
структурируются в определенном синдроме.
Клинический диагноз основной практической
целью ставит оказание врачебной помощи
в виде определенных медикаментозно-терапевтических
схем. Задача комплексной
психолого-педагогической коррекции
выявляемых у ребенка дефицитов и
искажений развития определяет роль
клинического диагноза как первичного,
ориентировочного, приблизительного
знания, если, конечно, он не рассматривается
лишь как средство селекции (И.А.
Коробейников).

Оказание
необходимой ребенку с отклонениями или
нарушениями развития помощи во многом
выходит за границы чисто врачебной
компетенции, поэтому в клинической
психологии и психиатрии вводится понятие
функционального диагноза. Согласно
В.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных
особенностей заболевания, болезненных
изменений и сохранных свойств личности,
реакции личности на болезнь, преморбидного
(доболезненного) состояния социальной
адаптации и ее возможностей в условиях
болезни. Специалистами практически
единодушно подчеркивается неразрывная
связь функционального и клинического
диагнозов, отражающая единство
биологического и социального в
диагностике.

Если
диагноз понимается как прежде всего
основа оказания реальной помощи ребенку,
то говорят о динамическом соотношении
нозологического и функционального
диагноза, определяемого, с одной стороны,
спецификой и выраженностью психических
расстройств (клиническая составляющая),
с другой – характером и индивидуальным
содержанием проблем психического
развития и социальной адаптации ребенка
(социально-психологическая составляющая).
В случаях, квалифицируемых как резидуальные
состояния, например психическое
недоразвитие, функциональный диагноз
является ведущим, так как только на его
основе возможна своевременная и
полноценная коррекция нарушений развития
ребенка.

Отношение
специалистов к понятию «психологический
диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы
считают, что прямое использование его
в психологической практике не совсем
корректно, так как за ним стоит определенный
клинический контекст, стереотип
восприятия, а как бы квалифицированно
ни было проведено исследование психологом,
до уровня врачебного диагноза его
результаты не поднимаются. Аналогичная
ситуация имеет место в логопедии:
учитель-логопед также занимается
диагностикой, формулируя «речевое
заключение», но не ставит «диагноза».

В
то же время имеющиеся определения
понятия «психологический диагноз» не
дифференцируют его достаточно четко
от «психологического заключения», что
видно из следующего определения:
психологический диагноз – это формулировка
заключения об основных характеристиках
изучавшихся компонентов психического
развития или формирования личности.

Психологический
диагноз является основной целью и
конечным результатом психодиагностики.
Психодиагностика отклоняющегося
развития направлена на описание и
выяснение сущности индивидуально-психологических
особенностей личности с целями:

  • оценки
    их актуального состояния,

  • прогноза
    дальнейшего развития,

  • разработки
    рекомендаций, определяемых задачами
    обследования.

Таким
образом, предметом психологического
диагноза является установление
индивидуально-психологических различий
как в норме, так и патологии. Важнейший
элемент диагноза – необходимость
выяснения в каждом случае того, почему
данные проявления обнаруживаются в
поведении обследуемого, каковы их
причины и следствия.

В
целом психологический диагноз может
быть определен как отнесение состояния
ребенка к устойчивой совокупности
психологических переменных, обусловливающих
определенные параметры его деятельности
или состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический
диагноз может устанавливаться на разных
уровнях.

  1. Симптоматический
    или эмпирический диагноз ограничивается
    констатацией особенностей или симптомов,
    на основании которых непосредственно
    строятся практические выводы. Такой
    диагноз не является собственно научным
    (и профессиональным), поскольку, как
    было сказано выше, установление симптомов
    никогда автоматически не приводит к
    диагнозу.

  2. Этиологический
    диагноз учитывает не только наличие
    определенных характеристик и симптомов,
    но и причины их появления.

  3. Типологический
    диагноз (высший уровень) состоит в
    определении места и значения выявленных
    характеристик в целостной, динамической
    картине личности, в общей картине
    психической жизни клиента. Диагноз не
    просто ставится по результатам
    обследования, но обязательно предполагает
    соотнесение полученных данных с тем,
    как выявленные особенности проявляются
    в так называемых жизненных ситуациях.
    Большое значение имеет возрастной
    анализ полученных данных с учетом зоны
    ближайшего развития ребенка.

Недопустимо
употребление в психологическом диагнозе
медицинских (нозологических) понятий,
таких как «ЗПР», «психопатия»,
«невротические состояния» и др. Этим
психолог не только нарушает деонтологические
принципы, но и выходит за пределы
содержания своего профессионального
поля.

Как
подчеркивал К. Роджерс, необходимо
понимать, что получаемые психологические
данные отличаются и должны отличаться
определенной, допустимой степенью
неточности. Выводы всегда относительны,
поскольку делаются на основании
экспериментов или наблюдений, проведенных
по одной или нескольким из возможных
методик и с использованием одного из
возможных способов интерпретации
данных.

В.И.
Лубовский замечает, что при квалификации
отклонения в развитии ребенка лучше
недооценить, чем переоценить степень
тяжести нарушения.

Значительные
трудности в постановке диагноза могут
быть связаны с недостаточно четким
представлением психолога о границах
своей профессиональной компетенции.
Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают
сомнения в характере выявленных
нарушений, психолог не пытался сам
поставить диагноз, а рекомендовал
родителям обратиться к соответствующим
специалистам. То же относится и к проблеме
социальных факторов, обусловивших ту
или иную психологическую характеристику
ребенка (например, в случаях наркотической
зависимости). Психологический диагноз
должен ставиться психологом в строгом
соответствии с профессиональной
компетенцией и на том уровне, на котором
может осуществиться конкретная
психолого-педагогическая коррекция
или другая психологическая помощь.

Формулировка
диагноза обязательно должна содержать
и психологический прогноз – предсказание
на основе всех пройденных до сих пор
этапов исследования пути и характера
дальнейшего развития ребенка. Прогноз
должен учитывать: а) условия проведения
с ребенком своевременной необходимой
работы и б) условия отсутствия такой
своевременной работы. Рекомендуется
разбивать прогноз на отдельные периоды
и прибегать к длительным повторным
наблюдениям. Одним из важнейших аспектов
составления прогноза развития является
понимание общей динамики развития
ребенка, представление о его компенсаторных
возможностях.

  1. Депривация
    в раннем возрасте.

Источник