Перинатальный период и его влияние на развитие ребенка

Перинатальный период и его влияние на развитие ребенка thumbnail



Данная статья посвящена рассмотрению влияния патологических факторов на внутриутробное развитие ребенка. Среди многочисленных факторов, которые способны вызывать различные формы патологических реакций в организме матери и плода, наибольшее значение имеют: лекарственные препараты, физические факторы внешней среды, соматическая патология матери, инфекционные заболевания, резус-конфликт, вредные привычки, нарушения в системе мать — плацента — плод.

Ключевые слова: антенатальная охрана здоровья, беременность, внутриутробное развитие, врожденные аномалии, гемолитическая болезнь, лекарственные препараты, плод, тератогены, фетопатии, эмбриопатии

В последние десятилетия активно изучается развитие ребенка в рамках взаимодействия с матерью, как единой системы. Несомненно, что основы здоровья закладываются в период пренатального фило- и онтогенеза. Заболеваемость и гибель зародышей и плодов на сегодняшний день достаточно высока. Пренатальные болезни и генетические дефекты ведут не только к спонтанным абортам, выкидышам, но и преждевременным родам, дизонтогенезу, пренатальным заболеваниям.

Интерес к пренатальной патологии возрастает и в связи с тем, что развитие зародыша зависит не только от сложности системы «мать-плод» и условий внешней среды, наследственности, но и от состояния здоровья матери. На сегодняшний день недостаточно изучены реактивные свойства зародыша на различных этапах пренатального развития и механизмы дизонтогенеза.

Пренатальная патология очень многообразна, поэтому очень затруднительна ее нозологическая интерпретация. Перечень «врожденных аномалий» в МКБ- 10 занимает 60 страниц без внутринозологической характеристики, а болезни и состояния, возникающие в пренатальном периоде, можно найти в 9 классах МКБ-10.

Все развитие, начиная от созревания половой клетки до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза. В период прогенеза возможно возникновение патологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследственных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриутробного и внеутробного развития. Период киматогенеза делится на три периода: бластогенез, эмбриогенез, фетогенез. Патология первого периода называется бластопатией. Она может проявиться в нарушении имплантации, различных тяжелых пороках развития плода и плаценты. К патологии второго периода — эмбриогенеза, относят врожденные пороки развития, которые охватывают систему или системы органов. Третий период — фетогенез, его патология носит название фетопатии. Которые в свою очередь, делятся на инфекционные и неинфекционные. [2, с. 95]

Вредные факторы, вызывающие аномальное развитие плода, называются тератогенными. Тератогенез — это возникновение пороков развития у плода под действием тератогенных агентов (радиация, химические, лекарственные вещества, инфекции). Тератогенные эффекты могут проявляться как анатомическими дефектами, так и генными или цитогенетическими нарушениями. Тератогенным считается такое влияние, которое приводит к пороку развития плода или эмбриона, развивавшегося до этого нормально.

Среди повреждающих факторов, которые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зачатия, можно выделить: лекарственные препараты, физические факторы внешней среды, соматическая патология матери, расстройство плацентарного кровообращения, резус — конфликт, вредные привычки, инфекционные заболевания у матери, родовые травмы. Особенно неблагоприятное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, момент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода возникают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается [2, с. 96].

В настоящее время около 80 % женщин во время беременности получают различные лекарственные вещества. Вред, наносимый лекарственными средствами, зависит от его фармакологического действия, дозы, а также стадии развития плода. Нарушения развития эмбриона или его смерть возможны, если лекарственные средства применяют незадолго до зачатия. После 11 дня начинается органогенез, поэтому применение лекарственных препаратов в I триместр беременности нежелательно, в связи с высоким риском формирования врожденных аномалий. Между 4-й и 9-й неделями беременности лекарственные средства обычно не вызывают серьёзных врожденных дефектов, но могут нарушать рост и функционирование нормально сформированных органов и тканей. Структурные дефекты после 9 недели, как правило, не возникают. Потенциал тератогенного действия лекарственных средств зависит от многих факторов, прежде всего от состояния плацентарного барьера. Таким образом, лекарственные средства назначать беременным необходимо только по определенным показаниям, кроме того необходимо учитывать его фармакодинамику в организме матери и плода [4, с. 252]

Для беременных представляют высокий риск такие физические факторы внешней среды, как радиация и действие химических веществ. Нарушения развития плода в основном зависит от срока беременности с момента воздействия повреждающего агента и его концентрации в организме. Физические факторы (электромагнитное излучение, ультразвук, гипотермия, гипертермия) могут оказывать тератогенное, мутагенное и канцерогенное воздействие. Указанные эффекты могут наблюдаться как у лиц, подвергшихся повреждающим физическим воздействиям, так и у их потомства. Отдельные осложнения проявляются сразу после воздействия, другие (тератогенный эффект) — в более отдаленные сроки. Такие отдаленные эффекты, как злокачественные опухоли и аномальное развитие органов и систем, могут быть обусловлены цитогенетическими нарушениями в половых или аутосомных клетках, а также генными мутациями [3, с. 424].

Ионизирующее излучение. Особенно опасно облучение всего материнского организма или матки (плода). Облучение на доимплантационной или ранней стадии имплантации приводит к гибели эмбрионов. На любой последующей стадии облучение вызывает задержку развития и пороки. ЦНС особенно чувствительна к облучению на всех стадиях эмбриогенеза, и последствиями этого являются микроцефалия и умственная отсталость. Любая доза облучения вредна для человека в любой период, но особенно во время внутриутробного развития. Поздние эффекты облучения даже небольшими дозами проявляются злокачественными заболеваниями или различными изменениями в наследственном аппарате [2, с.105].

Читайте также:  Рабочая программа развития ребенка с аутизмом

Гипоксия плода и новорожденного до сих пор является основной причиной перинатальной заболеваемости и смертности. Частота гипоксии плода и новорожденного составляет 5–10 % всех родов. Исходы характеризуются поражением ЦНС различной степени: от легких функциональных, проходящих до тяжелых с анатомическими изменениями и смертью. Промежуточные между ними состояния с необратимыми изменениями (различные неврологические нарушения, умственная отсталость и др.) могут наблюдаться как при тяжелых и продолжительных формах гипоксии, так и при кажущихся по клиническому течению легкими и кратковременными. Нервно-психические заболевания у 80 % детей обусловлены или связаны с перинатальной гипоксией. [3, с.427].

Плацентарная недостаточность. Многосторонняя функция плаценты обеспечивает взаимодействие организмов матери и плода, направленное на нормальное течение беременности и развитие плода. Различным отклонениям в развитии плода и новорожденного предшествуют функциональные и анатомические нарушения плаценты, что называется плацентарной недостаточностью. В основе ПН лежит нарушение маточно-плацентарного кровотока как вследствие снижения притока крови, так и вследствие уменьшения ее оттока. В последующем развиваются инфаркты, отек и преждевременная отслойка плаценты. Перечисленные изменения при плацентарной недостаточности оказывают тератогенное воздействие на плод, а также нарушают барьерную функцию плаценты, что способствует трансплацентарному переходу различных агентов, в свою очередь обладающих тератогенными эффектами. Как правило, ПН сопровождается задержкой или прекращением развития плода. В зависимости от выраженности снижения доставки к плоду кислорода выделяют три последовательных этапа: гипоксемию, гипоксию и асфиксию. [3, с. 419].

Резус-конфликт возникает при беременности женщины с отрицательным резусом, если кровь у плода — резус-положительная. В первую очередь поражается центральная нервная система плода, печень, почки и сердце, в полостях и тканях его накапливается жидкость, которая препятствует нормальному функционированию органов и систем вплоть до внутриутробной гибели в тяжелых случаях. Гемолитическая болезнь новорождённых развивается преимущественно в результате несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповым антигенам. Гемолиз эритроцитов плода и новорождённого приводит к гипербилирубинемии и анемии, вследствие чего могут повреждаться структуры головного мозга.

Алкогольный синдром плода или алкогольная эмбриофетопатия, возникает у детей матерей, систематически принимающих во время беременности алкоголь. В клиническом течении АСП выделяют четыре основных синдрома: 1) задержка внутриутробного развития; 2) дисфункция ЦНС с нарушением умственного развития; 3) черепно-лицевые дисморфии; 4) врожденные пороки развития. Повреждения ЦНС выражаются в развитии микроцефалии, нарушениях интеллекта, состояния возбуждения. Сравнительно часто встречаются врожденные пороки сердца, неправильное развитие верхних и нижних конечностей. Перинатальная смертность при данном синдроме высокая, поэтому систематическое употребление алкоголя во время беременности является фактором высокого рыска развития перинатальной патологии.

Не менее опасно и табакокурение беременной, которое приводит к нарушению плацентарного кровообращения. Наиболее выраженное токсическое воздействие никотин оказывает на нервную и сердечно-сосудистую системы. Основными клиническими проявлениями «табачного синдрома» плода являются задержка внутриутробного развития, дыхательные нарушения и гипоксическое поражение ЦНС.

Употребление наркотиков во время беременности может привести к развитию врожденных пороков ЦНС, мочеполовой системы, самопроизвольному выкидышу, отслойке плаценты. Для детей, рожденных от матерей наркоманок, характерны повышение нервно-рефлекторной возбудимости, судороги [1, с. 46].

Инфекционная патология плода возникает при попадании микроорганизмов от беременной к плоду. В нашей стране принята классификация ВУИ, в которой в I группу объединены все вирусные заболевания эмбриона и плода, а во 2-ю — заболевания плода, вызванные бактериальной флорой. Клинические проявления и тяжесть течения ВУИ зависят от вида возбудителя, его вирулентности, массивности обсеменения, уровня иммунной реактивности организма и стадии инфекционного процесса у беременной, срока гестации в момент инфицирования, путей проникновения возбудителя в организм беременной. При ВУИ, возникших в первые 3 мес. беременности, соответствующие периодам органогенеза и плацентации, возникают инфекционные эмбриопатии, для которых характерны истинные пороки развития, первичная плацентарная недостаточность, неразвивающаяся беременность, самопроизвольные выкидыши. В случае возникновения ВУИ после 3 мес. гестации развиваются инфекционные фетопатии, которые сопровождаются внутриутробной задержкой роста плода, формированием вторичной плацентарной недостаточности, возникновением дизэмбриогенетических стигм, собственно инфекционным поражением плода. [1, с. 36].

На этапе планирования беременности и в течение первых трех месяцев необходимо полностью воздержаться от каких-либо вредных воздействий, чтобы предотвратить возникновение врожденных аномалий. Необходимо заблаговременно проводить весь комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих нормальное течение беременности. В течение беременности необходимо также осуществлять наблюдение за организмом матери и плода в динамике.

Литература:

  1. Акушерство: Национальное руководство [Текст] / Под ред. Э. К. Айламазяна, В. И. Кулакова, В. Е. Радзинского, Г. М. Савельевой. — СПб.: СпецЛит, 2009. — 528 с.
  2. Акушерство и гинекология: клинические рекомендации / под ред. В. И. Кулакова. — М, 2006.
  3. Акушерство: учеб. пособие / Вл. И. Дуда, В. И. Дуда, О. Г. Дражина. — М.: Издательство Оникс, 2007. — 464 с.
  4. Мама и малыш / под ред. А. Д. Макацария, С. В. Кузнецова — М.: ОЛМА –Медиа групп, 2006.
Читайте также:  Развитие ребенка с любимыми героями

Основные термины (генерируются автоматически): плод, внешняя среда, внутриутробное развитие, время беременности, плацентарная недостаточность, организм матери, нарушение, плацентарное кровообращение, клиническое течение, пренатальная патология.

Источник

Ребенка,
находящегося в утробе матери, называют
плодом, а после рождения ребенка называют
новорожденным в течение 4 недель.
Перинатальная психология (peri-вокруг;
natalis — относящийся к рождению) — это наука
о психической жизни в перинатальном
периоде, ее влиянии на формирование
личности человека, а так же о связи плода
и новорожденного с матерью и о влиянии
психической жизни матери на ребенка.
Перинатальная психология — новое
направление в психологии. Как наука оно
существует около 30 лет и быстро развивается
в цивилизованных странах. Создана
Всемирная Ассоциация перинатальной
психологии, имеющая свои отделения в
различных городах и странах.

Перинатальная психология исходит из
двух основных утверждений: наличия у
плода психической жизни, а также наличие
долговременной памяти у плода и
новорожденного.

Предполагается, что долговременная
память плода распространяется на
события, происходящие во время
беременности, родов и в послеродовом
периоде. Эти события влияют на формирование
подсознания и на формирование психических
и поведенческих реакций взрослого
человека. Особенно сильно перинатальные
события влияют на поведение человека
в критических ситуациях (стресс, развод,
служебные трудности, аварии и т.п.). Кроме
того, перинатальный период оказывает
влияние на отношение человека к службе
в армии, войне, сексу, азартным играм, а
также ответственен за тягу человека к
экстремальным видам спорта, и вообще
ко всему «острому».

Основателем теоретической базы считается
С. Гроф, который предложил теорию
«перинатальных матриц». Кратко его
основные положения заключаются в
следующем: у человека перинатальные
события фиксируются в виде клише
(штампов) — стойких функциональных
структур, являющихся базовыми для его
психических и физических реакций и
соответствующих процессу беременности,
родов и послеродового периода. Они и
называются базовыми перинатальными
матрицами. С. Гроф выделяет четыре
основных матрицы.

  1. Матрица наивности (амниотическая
    Вселенная).

Биологическую основу этой матрицы
составляет симбиотический союз плода
с материнским организмом во время его
внутриутробного существования. Если
не возникает каких-либо помех, такая
жизнь близка к идеальной. Однако различные
факторы физической, химической,
биологической и физиологической природы
могут отрицательно повлиять на это
состояние. На более поздних стадиях
ситуация может стать менее благоприятной
также из-за размера плода, механического
сжатия или неудовлетворительной работы
плаценты. Для формирования матрицы
наивности необходимо наличие сформированной
коры головного мозга у плода. Таким
образом, ее формирование относят к 22-24
неделе беременности. Некоторыми авторами
предполагается наличие клеточной и
волновой памяти, а, следовательно,
матрица наивности может начать
формироваться сразу после зачатия и
даже до него.

Эта матрица формирует жизненный потенциал
человека, его потенциальные возможности,
способность к адаптации. У желанных
детей, детей желанного пола, при здоровой
беременности базовый психический
потенциал выше, и это наблюдение было
сделано человечеством очень давно.

  1. Матрица
    жертвы.

Формируется с момента начала родовой
деятельности до момента полного или
почти полного раскрытия шейки матки,
что примерно соответствует первому
периоду родов. Ребенок испытывает силы
давления схваток, некоторую гипоксию,
а «выход» из матки закрыт. При этом
ребенок частично сам регулирует свои
роды выбросом собственных гормонов в
кровоток матери через плаценту. Если
нагрузка на ребенка слишком высока и
есть опасность гипоксии, то он может
несколько затормозить свои роды, чтобы
успеть адаптироваться. С этой точки
зрения стимуляция родов нарушает
естественный процесс взаимодействия
матери и плода, формируя патологическую
матрицу жертвы. С другой стороны, страх
матери перед родами провоцирует выброс
матерью гормонов стресса, происходит
спазм сосудов плаценты, гипоксия плода,
что также формирует патологическую
матрицу жертвы. Активация этой матрицы
при действии неблагоприятных факторов
на протяжении последующей жизни человека
может приводить к выявлению в памяти
ситуаций, угрожающих выживанию или
целостности тела человека. Возможны
переживания нахождения в замкнутом
пространстве, чувство загнанности в
ловушку, безвыходной ситуации, которой
не видится конца, чувство вины и
неполноценности, бессмысленность и
абсурдность человеческого существования,
неприятные телесные проявления (ощущение
гнета и давления, сердечная недостаточность,
жар и озноб, потливость, затрудненное
дыхание).

При плановом кесаревом сечении эта
матрица сформироваться не может, в то
время как при экстренном кесаревом
сечении она формируется.

3. Матрица
борьбы.

Онаформируется
с конца периода раскрытия до момента
рождения ребенка, что примерно
соответствует 2 периоду родов. Она
характеризует активность человека в
моменты жизни, когда от его активной
или выжидательной позиции нечто зависит.
Если мать вела себя в потужном периоде
правильно, помогала ребенку, если он
чувствовал, что в период борьбы он не
одинок, то в дальнейшей жизни его
поведение будет адекватным ситуации.
При кесаревом сечении, как плановом,
так и экстренном, матрица, видимо, не
формируется, хотя это считается спорным.
Скорее всего, она соответствует моменту
извлечения ребенка из матки в процессе
операции.

Читайте также:  Роль родителей в развитии ребенка дошкольника

4.Матрица
свободы.

Эта
матрица
начинает
формироваться с момента рождения. Ее
формирование заканчивается либо в
период первых семи дней после рождения,
либо в первый месяц после рождения.
Считают, что эта матрица может
пересматриваться всю жизнь человека,
т.е. человек всю жизнь пересматривает
свое отношение к свободе и собственным
возможностям, учитывая обстоятельства
своего появления на свет. У исследователей
нет единства по вопросу продолжительности
формирования 4-й матрицы. Если ребенок
по некоторым причинам разлучен с матерью
после рождения, то во взрослом возрасте
свободу и независимость он может
расценивать как обузу и мечтать о
возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным
вскармливанием до года, хорошим уходом
и любовью можно компенсировать негативные
перинатальные матрицы (например, если
было кесарево сечение, если ребенок
попал сразу после рождения в детскую
больницу и был разлучен с матерью и
т.п.).

Если ребенок
может подвергаться влиянию матери, то
возникает важный практический вопрос
о возможности его внутриутробного
воспитания. Перинатальная психология
утверждает, что это не только возможно,
но и необходимо. Для этого существуют
программы пренатального (дородового)
воспитания, в которых подчеркивается
значимость достаточного количества
положительных эмоций, испытываемых
матерью. Во все времена беременным
рекомендовали смотреть на красивое
вокруг (природа, море), не расстраиваться
по пустякам. Очень хорошо, если будущая
мать будет рисовать (даже не умея этого
делать) и в рисунке будет передавать
свои ожидания, тревоги и мечты. Кроме
того, большой положительный эффект
имеет рукоделие. К положительным эмоциям
относится и так называемая «мышечная
радость», которую испытывает ребенок
при занятиях мамой физкультурой и
спортом, при продолжительных прогулках.
 

Конечно, все положения о матрицах в
значительной степени являются гипотезой,
но некоторые подтверждения эта гипотеза
получила при изучении пациенток,
перенесших кесарево сечение. Последнее
приводит к тому, что рождающийся
посредством кесарева сечения ребенок
не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти
матрицы не могут проявиться в последующей
жизни. 

Вместе с тем известно, что опытные
акушеры уже давно стремятся (в случае
отсутствия страдания плода) при операции
кесарева сечения сдержать стремительное
извлечение новорожденного, ибо это
через ретикулярную формацию способствует
включению дыхательной системы, точнее,
первого вдоха новорожденного.

В последнее
время появились новые наблюдения,
расширяющие положение о роли перинатальных
матриц. Есть подтвержденное психотерапией
мнение о возможности активации матриц
как механизма усилия естественных
эволюционно выработанных способов
физиологической защиты и выздоровления
организма. 

Если признавать наличие у плода и
новорожденного возможности зафиксировать
информацию о перинатальном периоде на
всю жизнь, то тут же встает вопрос о
путях передачи этой информации от
беременной к плоду и обратно. Согласно
современным представлениям существуют
несколько основных путей такой передачи.
Считают, что передача информации может
осуществляться через маточно-плацентарный
кровоток (через плаценту передаются
гормоны, уровень которых частично
управляется эмоциями). Есть гипотеза
(волновой путь), что яйцеклетка, находящаяся
в благоприятных условиях, может принять
не любой сперматозоид, а только тот,
который совпадает с ней по характеристикам
электромагнитного излучения, а
оплодотворенная яйцеклетка также
извещает материнский организм о своем
появлении на волновом уровне. Вода также
может являться энергоинформационным
проводником и мать плоду может передавать
некую информацию просто через жидкостные
среды организма (водный путь).

Раньше всего у плода появляется осязание.
Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать
тактильные раздражители. Слуховой и
вестибулярный аппараты плода формируются
к 22 неделям беременности. Находясь в
утробе матери, дети тоже слышат. Однако,
им мешает шум материнского кишечника,
сосудов матки, стук сердца. Поэтому
внешние звуки доходят до них плохо. Но
мать они слышат хорошо, т.к. акустические
вибрации доходят до них через организм
матери. Доказано, что дети, матери которых
пели во время беременности, имеют лучший
характер, легче обучаемы, способнее к
иностранным языкам, усидчивее, а
недоношенные, у которых в кювезе играет
хорошая музыка, лучше прибавляют в весе.
Вдобавок поющие матери легче рожают,
т.к. у них нормализуется дыхание, они
научаются регулировать выдох. Внутриутробно
ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель
пьет околоплодные воды, а их вкус
несколько меняется, в зависимости от
пищи матери. При обилии сладкой пищи
воды сладкие. Обоняние же появляется
достаточно поздно, и некоторые доношенные
новорожденные не слышат запаха молока
матери несколько дней после рождения,
а дети в возрасте 10 дней уже отличают
свою мать по запаху.

Соседние файлы в папке Психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник