Заключение по итогам развития ребенка

Заключение по итогам развития ребенка thumbnail

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования

ребенка

Ф.И.О. ребенка: К.М.Д. Возраст: 5,4 года (16.02.13)

Причина обследования: по запросу папы – К.Д.А., с согласия родителей.

Диагност: педагог-психолог МАДОУ №1 д/с «Ласточка» Шпилевая И.Е.

Сроки проведения обследования: с 19.06.18 г. по 20.06.18 г.

Используемые методы: беседа; тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак (диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка); методика определения мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбург (выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста); методика «Диктант» Д. Б. Эльконина (оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца); методика «Лесенка» В. Г. Щур (определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди); методика «Паровозик» С.В. Велиева (оценка особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде; определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния); методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеева (оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам).

Результаты: обследование проводилось по запросу и с согласия родителей (папы: К.Д.А.). Причина обращения – оценка возможности поступления Максима в школу на седьмом году жизни (в 6,6 лет).

По результатам проведения теста «Способность к обучению в школе» можно сделать вывод о том, что у Максим уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе выше среднего – 76%. По результатам анализа субтеста №1 «История в картинках» ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках; существенные и второстепенные события и признаки описал с одинаковым вниманием, но довольно сухо. С субтестом №2 «Знание цветов» Максим справился хорошо, но перепутал цвета желтый и зеленый (в нескольких заданиях), назвал правильно только после уточнения педагогом. Согласно результатам субтеста №3 «Заучивание четверостиший» и субтеста №12 «Воспроизведение четверостишья» отмечено, что при воспроизведении заученного четверостишья, Максим допускает ошибки: пропускает, либо заменяет слова в обоих частях четверостишья, кроме того ребенок не смог вопроизвести заученное четверостишье через короткий промежуток времени (кратковременная память) – требуется развивать слухо-речевую память. При выполнении субтеста №4 «Знание названий предметов» ребенок легко справился с заданием. Согласно данным полученным при выполнении субтеста №5 «Процесс счёта», субтеста №6 «Порядок счёта», субтеста №8 «Восприятие количества» выявлено, что у мальчика хорошо сформирован навык пересчета до 20, и пересчета количества изображенных предметов (пересчет осуществляет проговариванием вслух), сформировано понятие «больше-меньше». Согласно данным субтеста №7 «Классификация предметов», можно отметить, что ребенок самостоятельно осуществляет классификацию предметов по группам. Субтест № 9 «Размещение фигур» свидетельствует о том, что у Максима достаточно хорошо развито восприятие формы, возникли трудности с определение «ромба». Субтест № 10 «Сравнение картинок» показал, что у Максима достаточно хороший уровень распределения и сосредоточения внимания. Результаты выполнения субтест №11 «Дифференциация цвета и формы» показали, что Максим достаточно хорошо дифференцирует понятие цвет и форма, с заданием справился самостоятельно, однако вновь перепутал желтый и зеленый цвета (правильный ответ дал также после уточнения). Согласно субтеста №13 «Нахождение аналогий» необходимо отметить, что у мальчика достаточно хорошо развито словесно-логическое мышление, в том числе операция аналогии. Субтест № 14 «Срисовывание» Срисовывание фигур» показал, что у ребенка достаточно хорошо сформированы навыки графической деятельности, однако вызвало затруднение повторение узора, напоминающего прописной шрифт. По результатам проведения субтеста №15 «Описание картинки», сделан вывод о том, что при составлении рассказа по картинке Максим использует достаточно беглую речь, но совершает паузы (проявление тревоги), составляет сложные предложения, но стереотипно использует один союз. Кроме того, отмечено нечеткое произношение некоторых звуков – возможно, требуется работа с логопедом по постановке звуков.

Полученные данные являются нормой для обследуемого возрастного периода.

Согласно данным, полученным при проведении методики на определение мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбурга, можно отметить, что у Максима сниженный уровень мотивации: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный. На основании полученных данных по этой методике, можно сделать вывод о том, что для ребенка на данном этапе развития в понятии «школьное обучение» интересует перспектива игрового взаимодействия с детьми, а не получение учебных знаний, кроме того для мальчика не маловажна похвала значимых для него взрослых – мамы, папы и др., это отражается в выборе второстепенного мотива – получение хороших отметок в школе.

На основании проведения методики «Диктант» Д. Б. Эльконина, можно сделать следующие выводы: у Максима закреплено знание пространственных понятий и умение работать на листе бумаги; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего. Произвольная регуляция сформирована достаточно – Максим точно выполняет действия, вслед за словесной инструкцией педагога, однако следует обратить внимание на понимание и точное выполнение ребенком сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия). Самостоятельность при выполнении заданий развита на среднем уровне (выполняет задание по наглядному образцу, практически не нуждаясь в помощи взрослого), однако требуется закрепление данного навыка.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка м 1950

Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Лесенка» В.Г. Щур, показали, что у Максима адекватная самооценка (ставит себя на 4 ступеньку лестницы, обдумав задание, объясняет это тем, что он бывает хорошим – когда его хвалят взрослые, и не очень хорошим – когда его ругают, за неправильные поступки), при этом она считает, что мама и папа оценивают его выше, чем он сам себя оценил, это говорит о том, что ребенок эмоционально благополучен и психологически защищен в семье, мальчик считает, что мама и папа могут поставить его на нижнюю ступень, только чтоб он не упал (это может говорить об излишней опеке в семье, в этом случае необходимо перестроить линию семейного воспитания в сторону предоставления ребенку большей самостоятельности, возможности самостоятельного выбора чего-либо (варианты на выбор, которые предоставляется ребенку должны быть обязательно приемлемыми и для родителей).

Результаты обследования ребенка по методике «Паровозик» С.В. Велиевой, показали, что нервно-психическое состояние на момент общения с психологом соответствует позитивному психическому состоянию, ребенок не испытывает тревоги, страха, Максим воспринимает ситуацию обследования как привычную для него, эмоциональное состояние положительное.

Согласно данным полученным по методике исследования эмоционального состояния дошкольника Э. Т. Дорофеевой нами сделан вывод о том, что во время диагностического обследования у Максима преобладало положительное эмоциональное состояние, соответствующее функциональному возбуждению ЦНС: ребенок испытывает устойчивые положительные эмоции, связанные с удовлетворением личностной потребности в познавательном взаимодействии; настроение радостное.

Заключение: уровень интеллектуальной готовности Максима к обучению в школе выше среднего; уровень мотивации к учебной деятельности снижен: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего; личностная самооценка адекватная; на момент обследования позитивное психическое состояние, устойчивые положительные эмоции.

Рекомендации родителям:

1. Избегайте чрезмерных требований к ребенку (в области обучающей и развивающей деятельности), следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной

2. Обратите внимание на понимание и точное выполнение Максимом сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия).

3. Требуется закрепление навыка самостоятельности выполнения заданий по наглядному образцу.

4. Требуется развивать слухо-речевую память.

5. Перед поступлением в школу необходимо развить у ребенка учебную мотивацию.

Дата: 20.06.18

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

Источник

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации.

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование).

Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи) вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить план действий (боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного или нестойкого интереса).

Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью).

Динамика деятельности неравномерная (равномерная), темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

Читайте также:  Развитие ребенка в матке фото

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок в основном нуждается в организующей, обучаемой (стимулирующей, разъясняющей, наглядно – действенной, контролирующей) помощи.

Ошибки при выполнении задания отсутствуют (исправляются самостоятельно, не замечаются без помощи взрослого).

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния функция рук несколько ограничена.

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушении следующая:

  • Незрелость всех форм мышления;
  • Низкая концентрация внимания;
  • Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
  • Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

Рекомендации:

  • формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие фонематического восприятия.
  • развитие концентрации, переключаемости внимания.
  • развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
  • развитие вербального воображения.
  • Развитие эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков
  • Коррекция импульсивности

Дата __________________ ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на)________________________
подпись родителя

Психологическое обследование дошкольника. Пример используемых методик, протокола обследования и заключения

Лиля И., 5,5 лет

Используемые методики:

— методика «Найди свою ячейку». Направлена на выявление уровня восприятия, а также умения дифференцировать и соотносить цвета.

Инструкция:

1. «Посмотри на картинку, у каждого ребёнка есть цветочек, скажи, каким цветом цветочек этого мальчика? <…у этой девочки?…>» и т.д.

2. «Посмотри, у каждого ребёнка есть своя ячейка, помоги ребятам найти свои ячейки»

— методика «Найди своё полотенце». Направлена на выявление умения выделения признаков формы, их дифференциации и соотнесения.

— методика «Рассеяный художник». Направлена на выявление уровня восприятия и внимания, а также методика, направленная на выявление уровня опосредованного запоминания.

Инструкция:

1.«Посмотри внимательно на картинку и запомни её»

2.При предъявлении такой же картинки, но уже без изображённых на ней ветки, собаки, кошки и сороки: «Посмотри, что изменилось?»

— методика «Запомни и покажи». Направлена на выявление уровня зрительной памяти и процессов динамики переключаемости.

Инструкция:

1. «Сейчас я покажу тебе картинки, ты их запомни. А теперь из всех картинок выбери те, которые я тебе показывала, а остальные отдавай мне»

2. .«Теперь я тебе покажу уже другие картинки, а ты их запомнишь. Покажи мне, какие картинки мы с тобой сейчас запоминали?»

— методика «Матрицы Равена». Направлена на выявление уровня логического мышления.

Инструкция:

«Посмотри на картиночку. Это у нас коврик. Видишь, в нём есть дырочка? Найди заплаточку для коврика, чтобы дырочки не было видно»

— методика «Четвёртый лишний». Направлена на выявление аналитико-синтетического уровня мышления.

— методика «Помоги найти дорогу в школу». Направлена на выявление уровня наглядно-действенного мышления.

Инструкция: «Помоги мальчику найти дорогу в школу. Проведи карандашиком по дороге, не задевая краешков».

— методика «Выучи слова». Направлена на выявление уровня слуховой памяти ребёнка.

— методика «Дом. Дерево. Человек». Направлена на исследование личности.

Протокол обследования

Описание действий ребёнка:

1. Синий и оранжевый цвет названы не были, остальные цвета были названы верно, при соотношении была допущена одна ошибка – красный цвет соотнесла с оранжевым, при соотнесении других цветов трудностей не возникло.

2. Из предложенных геометрических фигур были верно названы квадрат и круг, другие геометрические фигуры ребёнок не назвал, все фигуры были верно соотнесены.

3. Ребёнок верно и без затруднений подобрал недостающий «кусочек» картинки.

4. Ребёнок верно подобрал недостающий «кусочек» картинки, потратив на это около 6 секунд, то есть, были некоторые сомнения по поводу того, какого фрагмента не хватает.

5. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

6. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

7. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

8. Недостающий «кусочек» был подобран не сразу, но верно.

9. Посмотрев на картинку и запомнив её, девочка правильно назвала все предметы, которых не хватало на втором варианте подобной картинки, но назвала не все сразу, а постепенно вспоминая. Общее время, ушедшее на выполнение данного задания, заняло не больше 40 секунд.

10. Девочка увидела, чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (зубчики у расчёски).

11. Девочка увидела, чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (колесо у велосипеда).

12. Девочка не увидела, чего не хватает на рисунке, и не назвала недостающую часть рисунка (ножка дивана).

13. Девочка увидела, чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (рукав у шубки).

Читайте также:  Интересно что на развитие ребенка

13. Девочка увидела, чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (ухо у осла).

14. Ребёнку были показаны картинки и названы понятия, которые, по договорённости, будут обозначать эти картинки («пирамидка» — игра; «лопата» — работа»; «слива» – компот; «снеговик» — зима; «дерево» — лес; «зубная паста» — зубы). Затем предлагалась картинка, и девочка должна была назвать слово, которое мы запоминали на эту картинку, четыре из шести слов были названы, затем перед ребёнком были разложены все картинки и называлось «слово-определение», нужно было найти верную картинку. С этим заданием девочка с лёгкостью справилась.

15. Из набора карточек с картинками были выбраны три карточки, которые ребёнку нужно было запомнить, а потом найти их в общей массе, затем были выбраны пять карточек с другими картинками, которые так же надо было найти среди других карточек. Обе части задания были выполнены верно, и никаких затруднений у ребёнка не вызвали.

16. Серия картинок «четвёртый лишний», ребёнок неправильно выбрал лишнюю фигуру, аргументировав тем, что «этот красный» (надо было выбрать тот квадрат, который был больше других).

17. Серия картинок «четвёртый лишний», девочка правильно определила лишнюю фигуру и верно аргументировала свой выбор «потому что зелёный» (остальные красные).

18. Серия картинок «четвёртый лишний», девочка правильно определила лишнюю фигуру (треугольник, остальные квадраты), но не смогла аргументировать свой выбор. Возможно, при выполнении заданий по серии картинок «четвёртый лишний», инструкция была понята ребёнком не сразу.

19. Ребёнку было предложено «провести» девочку к школе, ведя ручкой по дорожке от девочки до школы, не выходя за линии дорожки. Девочка с заданием справилась, нахождение «правильного пути» также не вызвало затруднений.

20. Ребёнку были названы 10 слов, и была дана инструкция запомнить их, после чего он должен был повторить те слова, которые запомнил. Затем все слова были назвали ещё раз, и девочка опять должна была повторить все те, которые запомнила. И так четыре раза. При первом запоминаний ребёнком были верно воспроизведены 2 слова, при втором запоминании – 2 слова, при третьем запоминании – 6 слов, при четвёртом запоминании – 9 слов.

21. Проективная методика. Ребёнку было предложено нарисовать дом, дерево и человека. Девочка согласилась, охотно приступила к выполнению задания. Сначала было нарисовано дерево, затем дом, нарисовав данные объекты, ребёнок объяснил что «это дерево, это дом». Затем был нарисован человек, после чего было нарисовано ещё три человека.

На протяжении выполнения всех заданий у ребёнка присутствовал интерес к предлагаемым заданиям. Девочка охотно приступила к выполнению заданий и в ходе всего обследования работоспособность ребёнка оставалась на том же уровне что и в начале обследования.

Заключение по результатам психологического исследования

Внешний вид ребёнка аккуратный, в ходе обследования шёл на контакт, проявлялинтерес и инициативу, был усидчив, работоспособность средняя, не менялась во время обследования.

По результатам обследования было выявлено, что ребёнок не всегда понимает инструкцию и цели задания, не всегда способен установить опосредованные связи и использовать их при воспроизведении. Умеет выделять признаки формы, из основных геометрических фигур знает и называет квадрат и круг, способен дифференцировать и соотносить цвета, знает название основных цветов (кроме синего и оранжевого). Не может исключать предметы и понятия не подходящие к другим в предложенной группе, не может установить закономерность. Не всегда использует понятия, имеющиеся у него в пассивном словаре, присутствует тяжёлый дефект речи.

Отмечается средний уровень мышления. Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений. Исключает, обобщает, группирует в грубом подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное. Не всегда использует помощь. Выполняет простые вербальные задания.

Объём внимания широкий (4-5 объектов воспринимаются одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость. Высокая работоспособность.

Ребёнок обладает высоким уровнем памяти (зрительная память — до 6 образов, слуховая память – до 10 слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Наблюдается адекватный характер эмоциональных реакций (реакции соответствуют возрасту).

Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне психического развития ребёнка.

Рекомендации: в первую очередь, ребёнку необходима помощь логопеда, при её отсутствии помощь других специалистов будет малоэффективна.

Рекомендации психологу: уровень мышления у ребёнка находится на более низком уровне развития, относительно других психических процессов, таким образом, большее внимание следует уделять развитию мыслительной деятельности.

Рекомендации родителям: постарайтесь перенести полученные ребёнком на занятиях навыки мыслительных операций в жизнь, помогая решать ему несложные задачки не на занятиях с картинками, а в реальных ситуациях с предметами, встречающимися в повседневной жизни.

Прогноз: при выполнении рекомендаций, прогноз психического развития ребёнка достаточно благоприятный, при невыполнении рекомендаций, и отсутствии занятий с ребёнком таких специалистов, как логопед и психолог, прогноз может быть неблагоприятен.

Источник