Заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности

Заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности thumbnail

Фамилия,
имя ребенка __________________________________________________

Возраст

Дата обследования _____

Виды действий с
предметами

Ориентировочно-исследовательские
и манипулятивные (отсутствуют, используются
редко, используются часто)

Культурно-фиксированные
(отсутствуют, используются
редко, используются
часто)

Познавательная
активность

Интерес
к предметам и действиям с ними (отсутствует,
слабый, средний, большой)

Настойчивость в
деятельности (отсутствует, слабовыраженная,
ярко выраженная)

Эмоциональная
вовлеченность (преобладание отрицательных
эмоций, безразличие, преобладание
амбивалентных эмоций, преобладание
положительных эмоций)

Включенность ПД
в общение со взрослым

Стремление
действовать по образцу (отсутствует,
слабое, среднее, сильное)

Ориентация
на оценку взрослого (отсутствует, слабая
выраженность,
высокая выраженность)

Заключение
(указать
уровень развития ПД, дать качественную
характеристику)

Рекомендации

Подпись

Заключение об уровне психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

Фамилия, имя
ребенка___________________________________________________

Возраст______________________

Дата
обследования_____________________________

Развитие общения

Инициативность
ребенка в общении (высокая, средняя,
низкая, отсутствует)

Чувствительность
к воздействиям взрослого (высокая,
средняя, низкая, отсутствует)

Репертуар
коммуникативных действий (разнообразный,
ограниченный, обедненный
— выделить предпочитаемые средства
общения, указать уровень развития
активной речи)

Развитие предметной
деятельности

Виды действий
с предметами

Ориентировочно-исследовательские
и манипулятивные (отсутствуют, используются
редко, используются часто)

Культурно-фиксированные
(отсутствуют, используются редко,
используются часто)

Познавательная
активность

Интерес
к предметам и действиям с ними (отсутствует,
слабый, средний, большой)

Настойчивость
в деятельности (отсутствует, слабовыраженная,
ярко выраженная)

Эмоциональная
вовлеченность (преобладание отрицательных
эмоций, безразличие,
преобладание амбивалентных эмоций,
преобладание положительных эмоций)

Включенность
ПД в общение со взрослым

Стремление
действовать по образцу (отсутствует,
слабое, среднее, сильное)

Ориентация
на оценку взрослого (отсутствует, слабая
выраженность, яркая выраженность)

Заключение
(указать
уровень развития общения и ПД, дать
качественную характеристику)

Рекомендации
(даются
в соответствии с выявленными причинами
задержки в развитии общения и ПД, в
случае необходимости — направление к
соответствующим
специалистам)

Подпись

Образец составления заключения об уровне психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

Фамилия, имя
ребенка: Оля А.

Возраст: 1,6.

Дата
обследования: 15.10.2006.

Развитие общения

Инициативность
ребенка в общении.
Отмечается
средний
уровень
инициативности
в общении. Девочка доброжелательна по
отношению ко взрослому, привлекает его
внимание к игрушкам, иногда обращается
за помощью, но проявляет инициативу не
во всех ситуациях, предпочитает
играть самостоятельно. Наиболее активно
ведет себя в ситуациях,
где общение инициирует взрослый.

Чувствительность
к воздействиям взрослого
соответствует
высокому
уровню.
Оля охотно откликается на обращения к
ней взрослого, принимает предложенный
вид игры, хорошо подстраивает свои
действия
к действиям взрослого, умело чередует
их с партнером.

Средства
общения
характеризуются
неполным
составом.
Предпочитаемым
способом общения являются
экспрессивно-мимические сред­ства
и предметные действия, однако они
используются не во всех ситуациях.
Девочка хорошо понимает речь взрослого,
но частота и интенсивность
выраженности коммуникативных средств
недостаточ­ны: ребенок пользуется
ими преимущественно в ответ на инициативу
взрослого.
Активная речь отсутствует.

Развитие предметной
деятельности

Виды
действий с предметами
соответствуют
высокому
уровню.
В
репертуаре действий присутствуют
ориентировочно-исследовательские,
манипулятивные и культурно-фиксированные
действия с преобладанием
последних.

Познавательная
активность
находится
на высоком
уровне.
Девочка с
интересом изучает каждый новый предмет,
играет с удовольствием, не
отвлекаясь. В то же время настойчивость
в деятельности выражена слабо: столкнувшись
с трудностью, Оля прекращает попытки
добиться результата.

Включенность
ПД в общение
со
взрослым выражена на среднем
уровне.
Оля внимательно наблюдает за действиями
взрослого, охотно следует образцу. В то
же время ориентация на оценку взрослого
выражена
неполно. Так, в процессе действий с
предметами девочка не обращается
ко взрослому за оценкой своих действий
даже в случае затруднения.

Заключение.
Уровень
психического развития ребенка
соответствует норме.
Основные параметры общения и предметной
деятельности на­ходятся
на высоком или среднем уровне. Следует
обратить внимание на то, что у девочки
несколько снижена инициативность в
общении, отсутствуют
речевые средства общения, что отражается
на протекании предметной
деятельности: недостаточной выраженности
стремления добиться
результата в деятельности и получить
оценку взрослого.

Рекомендации.

  1. Всегда
    поддерживать инициативу ребенка в
    общении, усилить внимание
    к его обращениям (просьбам, предложениям
    совместной игры).

  2. Организовывать
    ситуации, требующие от ребенка некоторых
    усилий,
    настойчивости в достижении результата
    (включать в совместные
    занятия игрушки с секретами, заводные
    игрушки, пазлы и пр.).

  3. Развивать
    активную речь (читать книжки, обсуждать
    прочитанное, рассматривать иллюстрации,
    задавать вопросы, беседовать об
    окружающем).

  4. Поощрять
    успехи и достижения девочки в деятельности,
    выражать
    сорадование, сочувствие, оказывать
    эмоциональную поддержку в случае
    затруднений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Фамилия, имя ребенка Арсений П.              Возраст                           2 г. 10 мес.        Дата обследования   24.06.2017

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские, манипулятивные и культурно-фиксированные действия используются часто, ребенок называет знакомые ему предметы, знает их предназначение, может показать.

Познавательная активность

Интерес к предметам и действиям с ними большой, настойчивость в деятельности ярко выраженная, преобладание положительных эмоций, незнакомый предмет старается открыть, просит о помощи взрослого.

Включенность ПД в общение со взрослым

Преобладает стремление действовать по образцу, ориентация на оценку взрослого высокая, использует речевые развернутые высказывания.

Заключение: Развитие предметной деятельности у ребенка находится на высоком уровне. Им используются все виды действия с предметами. Отмечается высокая ориентация на оценку взрослого и стремление действовать по образцу. Высока и эмоциональная вовлеченность ребенка.

Рекомендации: для дальнейшего развития ребенка рекомендую чаще знакомить его с новыми предметами и способами действий с ними. Дать возможность самостоятельного обследования новых предметов, обеспечить внимание и вовлеченность взрослого.                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                          Подпись

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни)

Шкалы оценки параметров процессуальной игры

На третьем году жизни ребенка

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры Баллы

Потребность в игре

Инициативность Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого. 0
 
 
Слабая: первые игровые действия совершаются по инициа­тиве взрослого, собственные инициативные действия единичны. 1
 
 
Средняя: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. 2
 
 
Высокая: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты. 3
Длительность игры Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т. д.). 0
  Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. 1
 
 
 
 
Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. 2
 
 
 
 
Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуаль­ной игрой. 3
 
 
Эмоциональное состояние в ходе игры Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, ми­мика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы. 0
 
 
 
 
Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный. 1
 
 
 
 
Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны. 2
Характер игровых действий Вариативность действий Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). 0
 
 
 
 
Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых дейст­вий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). 1
 
 
 
 
Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее). 2
Читайте также:  Материал для диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений

Заключение об уровне развития процессуальной игры на третьем году жизни ребенка

Фамилия, имя ребенка Арсений П.     Возраст   2.10    Дата обследования 26.06.2018

Потребность в игре с сюжетными игрушками

Инициативность (высокая. ребенок сам разворачивает игру, подбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты, подсказки и наводящие вопросы взрослого не требуются)

Длительность игры (средняя,)

Характер игровых действий Вариативность (высокая, может сначала укладывать куклу, варить кашу, резать хлеб).

Речевая активность (высокая, ребенок всегда комментирует свои действия во время игры, разговаривает с куклой, охотно отвечает на вопросы какие действия совершает)

Воображение Использование предметов-заместителей (редкое, редко используются действия с замещением предметов).

Принятие игровой инициативы взрослого (слабое, не охотно принимает участие взрослого в игре, предпочитая играть самостоятельно, но при этом отвечает на вопросы взрослого, просит помешать кашу, принести стульчик)

Заключение Уровень развития процессуальной игры у ребенка – высокий, наблюдается потребность в игре с сюжетными игрушками. Ребенок с удовольствием включается в игру, играет не долго, но увлеченно. Его ини­циативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре, после рассмотрения предметов игры приступает к самостоятельным действиям, не нуждаясь в стимулировании взрослого в виде подсказок. Малыш использует предметы заместители, но редко, отвечает на вопросы взрослого, что делает, постоянно придумывает новые варианты использования предметов, в процессе игры ребенок комментирует действия, эмоционально обращаясь ко взрослому и персонажам игры.

Рекомендации: Исходя из заключения об уровне развития процессуальной игры, могу рекомендовать следующее: наиболее чаще использовать в игре с ребенком предметы – заместители, для развития воображения, поощрять проявление инициативы ребенка.

Подпись

Заключение об уровне психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет

Фамилия, имя ребенка Арсений П.      Возраст           2г. 10 мес.            Дата обследования 27.06.2017

Развитие общения и речи

Инициативность ребенка в общении. Инициативность в общении высокая. Ребенок стремится вовлечь взрослого в общение, демонстрирует разнообразные способы контактов.

Чувствительность к воздействиям взрослого соответствует высоко­мууровню., ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия умеет поддер­жать беседу, охотно принимает помощь взрослого, перестраивает свое поведение в зависимости от его воздействий.

Гармоничное сочетание инициативности и чувствительности обес­печивает полноценное протекание общения.

Репертуар коммуникативных действий разнообразный. предпочитаемым средством общения является речь. Ребенок активно вовлекает взрослого в общение, комментирует свои действия, просит о помощи. В об­щении мальчик использует весь спектр инициативных и ответных дей­ствий: хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции взрослого, вовлекает взрослого в общение с помощью предметных действий, раз­вернутой речи, делится впечатлениями от игры

Уровень развития активной речи — высок. Ребенок легко общается на разные темы, задает вопросы и отвечает на них.

Уровень понимания речи высокий. Арсений отлично понимает речь обращенную речь взрослого,

Уровень выполнения речевых инструкций высокий, быстро выполняет речевые инструкции взрослого

Источник

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Параметры
и показатели предметной деятельности

При 
 диагностике
 предметной
деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают
следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с
предметами), познавательная активность и включенность в общение с взрослым.
Поскольку характерной чертой предметной деятельности детей в конце раннего
возраста становится ее целенаправленность, этот параметр добавляется к
перечисленным выше при 
 диагностике
 детей старше 2,5
года.

Охарактеризуем
параметры и показатели предметной деятельности на данном возрастном этапе.

Виды действий с
предметами.
 Показателями данного параметра выступают:

ориентировочно-исследовательские
и манипулятивные действия;

культурно-фиксированные
действия.

Эти показатели
отражают уровень овладения ребенком предметной деятельностью, наличие у него
представлений о назначении окружающих предметов и умения ими пользоваться.

Познавательная
активность.
 Показателями данного параметра являются:

эмоциональная
вовлеченность в деятельность.
 Этот показатель
отражает степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче,
предложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону
деятельности;https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

настойчивость в
деятельности.
 Данный показатель характеризует желание и
способность ребенка преодолеть трудности, возникшие при выполнении предметного
действия, найти необходимый способ решения предметной задачи, в том числе с
помощью взрослого;

стремление к
самостоятельности в деятельности.
 Этот показатель
отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его
желание быть независимым от взрослого.

Включенность в
общение с взрослым
. Показатели данного параметра:

стремление
воспроизводить образец действия.
 Данный
показатель отражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки
зрения достижения правильного результата, образец которого задает взрослый;

Читайте также:  Центр развития ребенка солнечный дом

ориентация на оценку
взрослого.
 Этот показатель свидетельствует о важности для
ребенка оценки его действий взрослым и о способности использовать эту оценку
для достижения результата;

речевое сопровождение
деятельности.
 Данный показатель показывает умение ребенка с
помощью вербальных средств получить одобрение, помощь взрослого, разделить с
ним впечатление от совместной деятельности.

Целенаправленность в
предметной деятельности.
 Этот параметр
отражает способность ребенка самостоятельно удерживать цель деятельности и его
стремление к получению правильного результата предметной деятельности. Он
характеризует уровень развития предметной деятельности ребенка в конце раннего
возраста.

Описание
диагностических ситуаций

Ситуация
1. «Знакомые предметы».

Цель:
выявление уровня развития операциональной стороны предметной деятельности.

Организация
предметной среды.
 На столик выкладывают три разных предмета,
хорошо известных ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку
для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно менять, помня,
однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения
диагностической пробы.
 Ребенок сидит за столиком,
взрослый располагается рядом с ребенком и выкладывает на столик предметы. Он
говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные
варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает,
как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует
соответствующие данные в протоколе.

Если ребенок не
называет предметы, не действует с ними либо совершает неспецифические или
игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу как
машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает: «А ты
знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а
затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать
расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не
откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и
просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит
малыша: «Правильно, молодец!»

Поведение ребенка
регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в
графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится кружком тот балл, которой
соответствует выраженности регистрируемого параметра. (Формы протоколов
приведены ниже.)

Ситуация
2. «Незнакомый предмет».

Цель —
выявить степень любознательности ребенка (интерес к исследованию нового,
необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).

Организация
предметной среды.
 На столик выкладывается незнакомый ребенку
предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления
фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета
находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы
ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Процедура проведения
диагностической пробы.
 Взрослый ставит на столик
предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2—3 минут взрослый
остается пассивным, не вступает общение с ребенком, не стимулирует его
активности, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребенок пытается
открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или
обращается за помощью либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее,
взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку. Он
показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому
открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные.

В протоколе в графе
«Незнакомый предмет» фиксируются соответствующие параметры предметной
деятельности.

Ситуация 3. «Действия по образцу» (проводится
только с детьми 2,5—3 лет).

Цель:
выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной
деятельности.

Организация
предметной среды и рекомендуемый набор предметов:

пластмассовый
грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать
деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика, матрешки, башни и пр.);

пластмассовый
конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»).

Процедура проведения  диагностики .

Проба 1. «Грузовичок», «Пирамидка».

Взрослый обращается к
ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать».
Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его
нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор».

Взрослый выкладывает
на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые
кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться». Взрослый показывает
ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что
захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не
предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается
с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится
воплотить замысел.

В каждой пробе
взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом
взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него,
стимулируя самостоятельность ребенка.

Поведение ребенка в
каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».

Протокол регистрации
параметров предметной деятельности
у детей от 2 до 2,5 года

Фамилия, имя ребенка 

Возраст 

Дата обследования 

Параметры ПД

Показатели параметров

Ситуации

«Знакомые предметы»

«Незнакомый
предмет»

Индивидуальная
деятельность

Совместная
деятельность

Виды действий

Ориентировочные и манипулятивные действия

1

2

1

2

1

2

Культурно-фиксированные действия

1

2

1

2

Не фиксируются

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

1

2

1

2

1

2

Настойчивость

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

Стремление к самостоятельности

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

3

Включенность в общение с взрослым

Стремление воспроизводить образец действия

Не фиксируется

1

2

3

1

2

3

Ориентация на оценку взрослого

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Речевое сопровождение деятельности

1

2

1

2

1

2

Примечания

Протокол регистрации
параметров предметной деятельности
у детей от 2,5 до 3 лет

Фамилия, имя ребенка 

Возраст 

Дата обследования 

Параметры

ПД

Показатели параметров

Ситуации

«Знакомые предметы»

«Не­зна­ко­мый пред­мет»

«Действия по
образцу»

Ин­ди­ви­дуаль­ная
дея­тель­ность

Сов­мест­ная дея­тель­ность

Проба 1

Проба 2

Виды действий

Ориентировочные и манипулятивные действия

1

2

1

2

1

2

1

2

1 2

Культурно-фиксированные действия

1

2

1

2

Не фиксируются

1

2

1

2

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Настойчивость

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

1

2

1

2

Стремление к самостоятельности

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Включенность в общение со взрослым

Стремление воспроизводить образец действия

Не фиксируется

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Не фиксируется

Ориентация на оценку взрослого

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Речевое сопровождение деятельности

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Целенаправленность

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

1

2

1

2

Примечания

Читайте также:  Ранние развитие ребенка по методике домана читать

Шкалы оценки
параметров предметной деятельности
на третьем году жизни

Параметры

Показатели параметров

Критерии оценки показателей

Баллы

Виды
действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские
и манипулятивные действия

Отсутствуют:

ребенок
игнорирует предметы

Использует редко:

ребенок
некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит
взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним
какое-либо действие

1

Использует часто:

ребенок
активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним

2

Культурно-фиксированные
действия

Отсутствуют:

ребенок
не действует с предметами в соответствии с их назначением

Используются редко:

ребенок
совершает одно—два действия данного вида, предпочитает манипулятивные
действия

1

Используются часто:

ребенок
совершает много различных культурно-фиксированных действий

2

Познавательная
активность

Эмоциональная
вовлеченность в деятельность

Отсутствует:

ребенок
не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не
предпринимает никаких действий с ними;

выражает
недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы

Слабая:

ребенок
эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается;

проявляет
интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко

1

Высокая:

ребенок
проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью,

действует
сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные
эмоции

2

Настойчивость
в деятельности

Отсутствует:

ребенок
не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность

Слабовыраженная:

ребенок
совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней

1

Ярко выраженная:

ребенок
совершает многократные попытки решения задачи

2

Стремление
к самостоятельности

Отсутствует:

ребенок
не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью к
взрослому или пассивно ожидает помощи

Слабое:

ребенок
пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко
взрослому

1

Среднее:

ребенок
не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо
обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать
самостоятельно

2

Выраженное:

ребенок
не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым,
предпочитает действовать самостоятельно

3

Включенность
ПД в общение с взрослым

Стремление
воспроизводить образец действия

Отсутствует:

ребенок
игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему

Слабое:

ребенок
делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему

1

Среднее:

ребенок
делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное
действие до конца

2

Сильное:

ребенок
не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец

3

Ориентация
на оценку взрослого

Отсутствует:

ребенок
не ориентируется на оценку взрослого

Слабая выраженность:

ребенок
радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не
корректирует действий под влиянием оценки

1

Средняя выраженность:

ребенок
ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях

2

Высокая выраженность:

ребенок
настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях

3

Речевое
сопровождение деятельности

Отсутствует:

ребенок
не сопровождает действия речью

Слабое:

ребенок
редко пользуется речью

1

Выраженное:

ребенок
активно пользуется речью

2

Целенаправленность

Отсутствует:

ребенок
не стремится достигнуть правильного результата

Слабовыраженная:

ребенок
предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель

1

Ярко выраженная:

ребенок
упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия

2

Анализ
результатов и составление заключения

Высокий
уровень развития ПД

При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров
в большинстве проб имеют высокие баллы.

Некоторые показатели
следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют
«Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для
малышей от 2 до 2,5 года эти показатели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл,
для детей старше 2,5 лет — не ниже, чем 2 балла.

Так, при оценке
показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для
ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь
отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень
развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.

Средний
уровень развития ПД

Уровень развития ПД
оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство
показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда
выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних
показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть
хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом
слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно
действовать с игрушками, владеть культурными способами обращения с предметами,
испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не
проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

Низкий
уровень развития ПД

Низкий уровень развития ПД отмечается, если
большинство показателей параметров получают оценку «0 баллов».

Ребенок с низким
уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается,
недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает
однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым,
равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют
настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.

Высокий уровень
развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка.
Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны
как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом
низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует
особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует
обратиться за консультацией к специалистам-медикам.

Проанализировав
данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне
развития у ребенка предметной деятельности. (Форма заключения приведена ниже.)

Заключение об уровне
развития предметной деятельности
у ребенка на третьем году жизни

Фамилия, имя ребенка 

Возраст 

Дата обследования 

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские
и манипулятивные (отсутствуют, используются редко, используются часто)

Культурно-фиксированные
(отсутствуют, используются редко, используются часто)

Познавательная активность

Эмоциональная
вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая)

Настойчивость в
деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная)

Стремление к
самостоятельности в деятельности (отсутствует, низкое, среднее, выраженное)

Включенность ПД в общение со