Заключение об уровне развития общения и речи у ребенка

Шкалы оценки параметров общения и речи

На третьем году жизни ребенка

Шкалы оценки параметров общения

Параметры общения Критерии оценки параметров Баллы
Инициативность Отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности и пассивно следует за взрослым. 0
 
 
Слабая: ребенок редко (2—3 раза) проявляет инициативу и предпочитает следовать за взрослым. 1
 
 
Средняя: ребенок проявляет инициативу почти во всех пробах, но его действия однообразны. 2
 
 
Высокая: ребенок активно привлекает взрослого к своим действиям и демонстрирует разнообразные способы контактов. 3

Чувствительность к воздействиям взрослого

Отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения взрослого. 0
Слабая: ребенок изредка реагирует на инициативу взрослого, предпочитая индивидуальную игру. 1
Средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения взрослого. 2
Высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия. 3

Средства общения

Экспрессивно-мимические (Э) Э
Речь (Р) Р

 Вывод: По результатам диагностики развития общения зафиксирован высокий уровень, Арсений  проявляет интерес к предметам, охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, в ситуации рассматривания картинок ребенок задает вопросы, с интересом слушает рассказы взрослого, сам сообщает о том, что он знает.

Шкалы оценки параметров речевого развития детей

Параметры речевого развития Критерии оценки параметров Баллы

Активная речь

Отсутствует: ребенок не произносит ни слова 0
Низкий уровень: ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения 1
Средний уровень: ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двухсловное предложение 2
Высокий уровень: ребенок обращается с высказываниями ко взрослому, может составить 2-3 связных предложения 3

Понимание речи взрослого

Отсутствует: ребенок вообще не понимает речи взрослого 0
Низкий уровень: ребенок узнает знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия и пр. 1
Средний уровень: ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, легко находит нужные предметы и выполняет те действия, которые предлагает взрослый 2
Высокий уровень: ребенок понимает значение прилагательных и предлогов (под, над и др.) 3

Способность к выполнению речевых инструкций взрослого

Отсутствует: ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого 0
Низкая: ребенок выполняет только простые, одноактные инструкции типа «Дай кубик» 1
Средняя: ребенок, как правило, выполняет двухактные инструкции и ориентируется на название признаков предмета 2
Высокая: ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включая пространственное расположение предмета 3

Вывод : при анализе шкалы параметров речевого развития у ребенка выявлен средний уровень речевого развития, где ребенок прекрасно понимает обращенную к нему речь, но всегда способен использовать слова в общении, давать более развернутый ответ в нескольких предложениях.

Протокол регистрации показателей общения и речи

на третьем году жизни ребенка

Фамилия, имя ребенк а     Арсений П              Возраст 2,10                                                                  Дата обследования   20.06.2018

 

Диагностические ситуации

Параметры и показатели  
общения и речи

«Пассивный взрослый»

«Совместная игра со взрослым»

«Совместное разглядывание картинок»
Инициативность

0 1

0 1

0 1
 

2

2

2
 

3

3

3
Чувствительность к воздействиям

0 1

0 1
взрослого

Не фиксируется

2

2
 

3

3
Средства общения: Экспрессивно-мимические средства

1

0 1

0 1
   
Предметно-действенные

1

0 1

0 1
Речь:  
Активная речь

1

2

1

2

0 1
  2
 

3

3

3
Понимание речи

0 1

0 1
 

Не фиксируется

2

2
 

3

3
Выполнение речевых инструкций

0 1

0 1
 

Не фиксируется

2

2
 

3

3

Примечания: Ребенок принимает активное участие в общении со взрослым, понимает речь, старается выполнять речевые инструкции.

      

Заключение об уровне развития общения и речи у ребенка

на третьем году жизни

Фамилия, имя ребенка         Арсений П.

Возраст  2,10

Дата обследования 23.06.2018г.

Инициативность ребенка в общении (высокая, Ребенок сказал первый свое имя и фамилию, с кем живет дома, во что любит играть)

Чувствительность к воздействиям взрослого (высокая, увлечённо играет вместе со взрослым)         

Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, в основном у ребенка средство общения -речь)

Уровень развития активной речи (средний,)

Уровень понимания речи (высокий, ребёнок понимает речь взрослого)

Уровень выполнения речевых инструкций (высокий, понимает речевые инструкции и просьбы)    

Заключение: Уровень развития общения и речи — нормальный, ребенок активен в общении, проявляет интерес, легко вступает в контакт и понимает обращенную речь, но не совсем развёрнутая фразовая речь.                                                                                                                                                                                  Рекомендации: можно порекомендовать воспитателю придавать больше значения организации общения. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться, поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика, показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п.

                                                                                                                                                                                                                                           Подпись

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Источник

Фамилия, имя ребенка Арсений П.              Возраст                           2 г. 10 мес.        Дата обследования   24.06.2017

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские, манипулятивные и культурно-фиксированные действия используются часто, ребенок называет знакомые ему предметы, знает их предназначение, может показать.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка полутора лет

Познавательная активность

Интерес к предметам и действиям с ними большой, настойчивость в деятельности ярко выраженная, преобладание положительных эмоций, незнакомый предмет старается открыть, просит о помощи взрослого.

Включенность ПД в общение со взрослым

Преобладает стремление действовать по образцу, ориентация на оценку взрослого высокая, использует речевые развернутые высказывания.

Заключение: Развитие предметной деятельности у ребенка находится на высоком уровне. Им используются все виды действия с предметами. Отмечается высокая ориентация на оценку взрослого и стремление действовать по образцу. Высока и эмоциональная вовлеченность ребенка.

Рекомендации: для дальнейшего развития ребенка рекомендую чаще знакомить его с новыми предметами и способами действий с ними. Дать возможность самостоятельного обследования новых предметов, обеспечить внимание и вовлеченность взрослого.                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                          Подпись

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни)

Шкалы оценки параметров процессуальной игры

На третьем году жизни ребенка

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры Баллы

Потребность в игре

Инициативность Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого. 0
 
 
Слабая: первые игровые действия совершаются по инициа­тиве взрослого, собственные инициативные действия единичны. 1
 
 
Средняя: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. 2
 
 
Высокая: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты. 3
Длительность игры Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т. д.). 0
  Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. 1
 
 
 
 
Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. 2
 
 
 
 
Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуаль­ной игрой. 3
 
 
Эмоциональное состояние в ходе игры Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, ми­мика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы. 0
 
 
 
 
Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный. 1
 
 
 
 
Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны. 2
Характер игровых действий Вариативность действий Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). 0
 
 
 
 
Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых дейст­вий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). 1
 
 
 
 
Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее). 2

Заключение об уровне развития процессуальной игры на третьем году жизни ребенка

Фамилия, имя ребенка Арсений П.     Возраст   2.10    Дата обследования 26.06.2018

Потребность в игре с сюжетными игрушками

Инициативность (высокая. ребенок сам разворачивает игру, подбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты, подсказки и наводящие вопросы взрослого не требуются)

Длительность игры (средняя,)

Характер игровых действий Вариативность (высокая, может сначала укладывать куклу, варить кашу, резать хлеб).

Речевая активность (высокая, ребенок всегда комментирует свои действия во время игры, разговаривает с куклой, охотно отвечает на вопросы какие действия совершает)

Воображение Использование предметов-заместителей (редкое, редко используются действия с замещением предметов).

Принятие игровой инициативы взрослого (слабое, не охотно принимает участие взрослого в игре, предпочитая играть самостоятельно, но при этом отвечает на вопросы взрослого, просит помешать кашу, принести стульчик)

Заключение Уровень развития процессуальной игры у ребенка – высокий, наблюдается потребность в игре с сюжетными игрушками. Ребенок с удовольствием включается в игру, играет не долго, но увлеченно. Его ини­циативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре, после рассмотрения предметов игры приступает к самостоятельным действиям, не нуждаясь в стимулировании взрослого в виде подсказок. Малыш использует предметы заместители, но редко, отвечает на вопросы взрослого, что делает, постоянно придумывает новые варианты использования предметов, в процессе игры ребенок комментирует действия, эмоционально обращаясь ко взрослому и персонажам игры.

Рекомендации: Исходя из заключения об уровне развития процессуальной игры, могу рекомендовать следующее: наиболее чаще использовать в игре с ребенком предметы – заместители, для развития воображения, поощрять проявление инициативы ребенка.

Подпись

Заключение об уровне психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет

Читайте также:  Возрастные периоды развития речи ребенка

Фамилия, имя ребенка Арсений П.      Возраст           2г. 10 мес.            Дата обследования 27.06.2017

Развитие общения и речи

Инициативность ребенка в общении. Инициативность в общении высокая. Ребенок стремится вовлечь взрослого в общение, демонстрирует разнообразные способы контактов.

Чувствительность к воздействиям взрослого соответствует высоко­мууровню., ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия умеет поддер­жать беседу, охотно принимает помощь взрослого, перестраивает свое поведение в зависимости от его воздействий.

Гармоничное сочетание инициативности и чувствительности обес­печивает полноценное протекание общения.

Репертуар коммуникативных действий разнообразный. предпочитаемым средством общения является речь. Ребенок активно вовлекает взрослого в общение, комментирует свои действия, просит о помощи. В об­щении мальчик использует весь спектр инициативных и ответных дей­ствий: хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции взрослого, вовлекает взрослого в общение с помощью предметных действий, раз­вернутой речи, делится впечатлениями от игры

Уровень развития активной речи — высок. Ребенок легко общается на разные темы, задает вопросы и отвечает на них.

Уровень понимания речи высокий. Арсений отлично понимает речь обращенную речь взрослого,

Уровень выполнения речевых инструкций высокий, быстро выполняет речевые инструкции взрослого

Источник

Прежде чем составить заключение об уровне развития общения ребенка, необходимо проанализировать его поведение во всех диагностических ситуациях по выделенным параметрам. Уровень развития общения определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень общения

Инициативность в общении. Ребенок с высоким уровнем общения проявляет ярко выраженную инициативность во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. В первой пробе это может обнаружиться в интересе к вещам взрослого (например, в стремлении потрогать его одежду, тетрадь, ручку, украшения), в привлечении его внимания к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, выражении своей радости по поводу игрушек. В индивидуальной игре он также стремится разделить со взрослым удовольствие от игры, получить одобрение или помощь. В ситуативно-деловом общении он демонстрирует взрослому свои действия с предметами, предлагает разные игрушки, по собственной инициативе присоединяется к действиям взрослого. Таким образом, его инициативность высока вне зависимости от степени инициативности взрослого.

Чувствительность к воздействиям взрослого. У ребенка с высоким уровнем общения высокие показатели инициативности гармонично сочетаются с таким же высоким уровнем чувствительности к воздействиям взрослого. Ребенок охотно откликается на его инициативу, с удовольствием принимает предложения поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Совокупность этих качеств позволяет малышу проявлять гибкость в общении, умело чередовать инициативные и ответные действия.

Высокие показатели параметров инициативности и чувствительности характерны для нормально развивающихся детей независимо от возрастного периода, в котором они находятся. В большинстве проб они имеют оценки «3 балла».

Средства общения. Ребенок с высоким уровнем общения пользуется разнообразными средствами для налаживания контактов с взрослым. Такой ребенок хорошо понимает речевые обращения взрослого, правильно выполняет несложные инструкции (подать, принести предмет, совершить действие со знакомым предметом и т.д.). Репертуар средств общения богат и разнообразен: ребенок смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, к предметам, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре. Активная речь может выражаться в лепете, в автономной детской речи, в использовании слов и фраз.

Высокому уровню общения соответствуют следующие оценки параметра: 1) не менее 2 баллов по показателям экспрессивно-мимических средств и предметных действий во 2-4-й пробах вне зависимости от возраста ребенка. 2) не менее 1 балла по показателю «активная речь» для ребенка от 1 года до 1,5 года и не менее 2 баллов для ребенка старше 1,5 года.

Средний уровень общения

Уровень развития общения оценивается как средний в следующих случаях. Во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Во-вторых, когда выраженность разных показателей существенно различается. В-третьих, когда инициативность ребенка в ситуациях индивидуальной деятельности значительно ниже, чем в ситуациях совместной деятельности.

Инициативность. Ребенок проявляет ее не во всех пробах. Достаточно показательна в этом отношении ситуация с пассивным взрослым. В ней ребенок может разглядывать комнату, игрушки, самого взрослого, но не проявлять инициативу в налаживании контактов, ожидая ее от партнера. В ситуации «Индивидуальная предметная деятельность» он обращается к взрослому за помощью, привлекает его внимание к игрушкам, однако не стремится вовлечь его в совместные действия, играя в основном самостоятельно. Наиболее активно он ведет себя в ситуации «Ситуативно-деловое общение», где взрослый сам проявляет инициативу во взаимодействии.

Обобщая, можно сказать, что степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.

Читайте также:  Игра как средство сенсорного развития ребенка

Чувствительность к воздействиям взрослого оценивается в 2 балла.

Вместе с тем при определении уровня общения необходимо не только оценивать каждый из параметров, но и устанавливать степень их взаимосвязи. Признаком среднего уровня общения может служить некоторая дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка. Это выражается по-разному. Один ребенок может быть активным в контактах со взрослым, требовать внимания к себе (в этом случае параметр инициативности оценивается 3 баллами), но не всегда откликаться на инициативу партнера (2 балла); другой, наоборот проявляет высокую чувствительность к воздействиям взрослого (3 балла), но недостаточную собственную инициативу ( 2 балла). В результате нарушается цикличность, согласованность в общении.

Средства общения. Средний уровень общения характеризуется неполным составом средств общения и нечастым их использованием. Признаками отнесенности средств общения к среднему уровню являются следующие:

ребенок понимает речь взрослого, правильно выполняет его просьбы и инструкции;

пользуется экспрессивно-мимическими средствами, жестами и предметными действиями (например, показывает на предметы, протягивает их взрослому, просит помочь или дать игрушку), но мало лепечет и не пользуется словами;

использует средства общения эпизодически и не во всех пробах.

Низкий уровень общения

Данный уровень общения характеризуется слабой степенью выраженности всех . его параметров (преимущественно в 1 балл).

Инициативность. Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому в большинстве проб, в том числе в момент ситуативно-делового общения, когда взрослый специально стимулирует инициативность ребенка. Как правило, он не инициирует первым контакты со взрослым; в совместной деятельности занимает пассивную позицию, ожидая инициативы партнера или предпочитая индивидуальную игру; не проявляет настойчивости в общении.

Чувствительность. Так же слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Ребенок часто как будто не замечает его инициативы, игнорирует просьбы и предложения совместной игры. Плохие показатели данного параметра являются наиболее тревожным симптомом состояния коммуникативной сферы развития ребенка и могут оказаться признаком психического заболевания. Для уточнения значений этого параметра необходимо расширить круг диагностических проб, подробнее побеседовать с родителями.

Средства общения. Репертуар коммуникативных средств беден по составу. Ребенок, у которого снижена потребность в общении, редко использует экспрессивно-мимические средства. Он мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого к предметам он привлекает с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически. Ребенок мало пользуется активной речью. Отсутствие лепета на втором году жизни, особенно во второй его половине, означает, что у ребенка задержка в речевом развитии и требуется консультация невропатолога.

Возрастные нормативы развития общения. Основные направления коррекционной работы

На втором году жизни нормальными считаются высокий и средний уровни общения. Низкий уровень общения свидетельствует о задержке в развитии. Причиной задержки может быть как психолого-педагогическая запущенность в воспитании ребенка (незнание взрослыми возрастной специфики общения с детьми раннего возраста, отсутствие адекватного общения), так и деформации в психическом развитии ребенка (например, аутизм, интеллектуальная недостаточность).

В первом случае необходима просветительская работа с родителями и воспитателями, а также специальная организация общения с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы взаимодействия (в раннем возрасте это может быть эмоциональное общение). При этом следует учитывать индивидуальные особенности общения ребенка со взрослым.

Так, в случае сниженной инициативности ребенка важно предоставлять ему больше свободы во взаимодействии, организовывать игры-забавы, в которых малыш мог бы свободно выражать свои эмоции, устанавливать доверительные отношения со взрослым.

Если у него снижена чувствительность к воздействиям взрослого, следует уделить внимание совместным играм и занятиям, которые предполагают обмен впечатлениями, действиями, их очередность (например, игры в мяч, совместные постройки из кубиков, собирание матрешек и пирамидок, игры в прятки, догонялки, чтение ребенку книжек и совместное разглядывание картинок).

В случаях задержки в речевом общении необходимо больше разговаривать с малышом; чаще обсуждать с ним разные события, задавать вопросы; разыгрывать сценки с диалогами персонажей, вовлекая в них ребенка; время от времени искусственно создавать ситуации «непонимания» взрослым желания малыша, выражаемого им неречевыми способами (жестами, предметными действиями), чтобы активизировать у него потребность в активной речи.

При нарушениях психического развития ребенка необходима консультация невропатолога, психоневролога или психиатра. Но в любом случае выводы о задержке в развитии общения должны подкрепляться комплексным психологическим обследованием ребенка, и прежде всего обследованием его познавательной сферы (уровня развития предметной деятельности). Отсутствие общения считается грубой задержкой в психическом развитии ребенка.

На основании анализа диагностических данных составляется заключение об уровне развития общения. (Форма заключения приведена ниже).

Источник